Разбивка трассы воздушных линий

Разбивкой трассы ВЛ называют комплекс работ по определению на местности проектных направлений линии и мест установки опор.

Трасса должна быть проложена на местности так, чтобы после сооружения линии обеспечивались: нормальные условия движения транспорта и пешеходов, удобства эксплуатационного обслуживания и ремонта всех элементов линии.

Расстояния от опор ВЛ и проводов до различных подземных коммуникаций и надземных сооружений приведены ниже.

Наименование объекта сближения с трассой ВЛ Наименьшие расстояния, м
Подземные трубопроводы, канализационные трубы и кабели 1
Пожарные гидранты, водоразборные колонки, колодцы (люки) подземной канализации 2
Бензинораздаточные колонки 5

Разбивку трассы воздушной линии начинают с того, что при помощи теодолита определяют направление первого прямолинейного участка линии, а затем по этому направлению устанавливают две вешки: одну в начале участка, а другую — на расстоянии 200 — 300 м от нее (в зависимости от условий видимости).

По полученному направлению в местах размещения опор, указанных в проекте, устанавливают временно вешки, которые визируют с концов участка линии для проверки правильности расположения их в створе сооружаемой ВЛ, а затем эти вешки удаляют, заменяя пикетными знаками.

На каждом пикетном знаке указывают его номер, а также проектный номер опоры, подлежащей установке в этом месте. Пикетные знаки располагают в центре будущих котлованов.

Котлованы под одностоечные опоры и А-образные опоры, устанавливаемые вдоль створа линии, должны длинной частью располагаться по оси трассы, а котлованы под А-образные опоры, устанавливаемые поперек створа линии, — перпендикулярно оси трассы ВЛ.

В пункте изменения направления линии на А-образной угловой опоре необходимо предварительно произвести разбивку угла поворота трассы. Для этого, приняв опору за вершину угла (см. рисунок), откладывают по направлению обеих сторон угла равные отрезки АВ и АС. Затем соединяют точки В и С, а середину отрезка ВС соединяют с точкой А.

Разбивка котлована под угловую анкерную (А-образную) опору

Прямая AD и будет биссектрисой угла. Котлованы под опоры ВЛ будут находиться на этой биссектрисе и должны быть отдалены от точки А на одинаковые расстояния, определяемые раствором ног устанавливаемой опоры.

Разбивку котлованов под А-образные опоры целесообразно производить при помощи специальных шаблонов, применение которых позволяет быстро и наиболее точно выполнить эту операцию.

Углы поворота линии обозначают угловыми знаками. На угловом пикетном знаке указывают его номер, величину угла поворота линии и проектный номер опоры.

Произведенную разбивку трассы на местности сверяют с проектом. Имеющиеся отклонения от проекта устраняют или согласовывают с проектной организацией, а затем приступают к рытью котлованов под опоры.

Монтаж и эксплуатация воздушных линий электропередачи

Разбивка трассы ВЛ

Разбивкой трассы ВЛ называют работы по определению направления линии и мест установки опор, выполняемые в соответствии с проектом.

Разбивка трассы линии проводится от начала линии до первого поворота и далее между точками изменения направления линии. Разбивка линии на прямых участках может производиться с помощью трех вех. Обычно применяют деревянные или пластиковые вехи длиной 3-4 м.

В начале линии или в точке изменения направления линии устанавливают веху № 1. На выбранном направлении ставят веху №2, так чтобы ее было видно со стороны вехи № 1. Около вехи № 1 забивают деревянный колышек (длиной 30-40 см и шириной 3-4 см), обозначающий место установки первой опоры. От вехи № 1 отмеривают расстояние, равное длине пролета. Точное положение второй опоры находят, устанавливая веху № 3 в створе вех № 1 и № 2. Для этой цели веху № 3 передвигают вправо или влево до тех пор, пока она при визировании от вехи № 1 не закроет веху № 2. Место установки второй опоры также отмечают колышком, на котором записывают номер опоры. Таким же образом определяют место установки следующих опор.

Рисунок. Схема разбивки линии на прямых участках

После разбивки половины расстояния между вехами № 1 и № 2 перемещают веху № 1 на место предпоследнего колышка, не меняя положения вехи № 3, а веху № 2 передвигают вперед на расстояние ясной видимости, но не дальше, чем в точку поворота направления линии, и устанавливают ее в створе вех № 1 и № 3.

Если трасса проходит через возвышенность, используют дополнительную (четвертую) веху и место для установки столба находят следующим образом.

Рисунок. Схема разбивки линии на пересеченной местности

Веху № 2 устанавливают за возвышенностью, у подножия холма. На возвышенное место, в точках, из которых видны одновременно обе вехи (№ 1 и № 2), устанавливают вехи № 3 и № 4. Веху № 4 перемещают до тех пор, пока она не окажется на прямой линии, соединяющей вехи № 3 и № 2. Затем веху № 3 перемещают до тех пор, пока она не окажется на прямой линии, соединяющей вехи № 1 и № 4. Последовательным визированием вехи № 3 на веху № 2 и вехи №4 на веху № 1 добиваются того, чтобы все четыре вехи находились на одной линии. Далее разбивку линии между вехами № 1 и № 3, № 3 и № 4, № 4 и № 2 производят, как для прямых участков.

Трасса ВЛ должна быть проложена так, чтобы обеспечивались: требуемые расстояния от опор и проводов до различных наземных и подземных сооружений; нормальные условия движения транспорта и пешеходов; удобство эксплуатационного обслуживания и ремонта всех элементов линии. Воздушные линии должны размещаться так, чтобы опоры не загораживали входы в здания и въезды во дворы.

Монтаж и эксплуатация воздушных линий электропередачи

Разбивка котлованов для фундаментов опор ВЛ

До начала рытья котлованов под опоры проводят их разбивку, т.е. определяют и отмечают на трассе воздушной линии места, где требуется разрабатывать грунт под котлованы, а также основные разбивочные оси: ось воздушной линии и оси траверс опор. Разбивку котлованов проводят теодолитом теодолит – геодезический инструмент, предназначенный для измерения на местности горизонтальных и вертикальных углов и определения направлений , стальной мерной лентой или стальной рулеткой. Разметку на трассе выполняют пикетными знаками, в качестве которых чаще всего используют деревянные колышки. Для закрепления на местности основных разбивочных осей применяют колья длиной 600 мм, диаметром 60-80 мм, в качестве вспомогательных знаков используют металлические шпильки длиной 200 мм, диаметром 10-12 мм или деревянные колышки длиной 200 мм, сечением 30×30 мм.

Теодолит Geobox TE Теодолит RGK TO-05

Разбивка котлованов для одностоечных и двухстоечных железобетонных опор

Для копки котлованов под одностоечные железобетонные опоры наличия пикетных знаков и закрепленной на местности трассы воздушной линии электропередачи является достаточным. Однако установка в пробуренные котлованы опор требует также закрепления на местности оси, перпендикулярной к оси ВЛ, по которой будут располагаться траверсы опоры.

Для этого в центре пикета, на котором выполняется разбивка котлованов (рис. 1, точка 1) устанавливают теодолит. На пикетных столбах соседних пикетов устанавливаются вешки вешка – прямая деревянная палка или металлическая трубка длиною 2-3 м с заострённым нижним концом для установки в грунт . Далее определяют ось трассы линии А-А и ось траверсы Б-Б перпендикулярную оси трассы. Электромонтеры закрепляют на местности разбивочные оси, забивая колья в створе ВЛ (точки 2-2) и по оси траверсы (точки 3-3).

Рисунок 1. Схема разбивки котлованов для установки промежуточных одно- и двухстоечных железобетонных опор

При отсутствии теодолита определение оси трассы можно выполнить с помощью стальной рулетки. Для этого вдоль оси линии (в направлении ближайшего пикета, оснащенного вешкой) откладывается из точки 1 расстояние, равное 4 м (точка 2ʹ на рис.1). В точке 2ʹ устанавливается колышек. По предполагаемому направлению оси траверс Б-Б откладываются в обе стороны от пикета 1 расстояния, равные 3 м (точки 3ʹ) и забиваются временные колышки. Точки 3ʹ окажутся на оси траверс Б-Б в том случае, если расстояния между точками 2ʹ и 3ʹ будут равны 5 м.

Разбивка котлованов для установки двухстоечных промежуточных опор также начинается с установления и закрепления на местности оси трассы линии и оси траверс. Далее по оси траверс в обе стороны от центра пикета откладываются расстояния, равные половине расстояния между центрами нижней части стоек двухстоечной опоры, и забиваются колья (точки 4 на рис. 1), являющиеся центрами котлованов для стоек двухстоечной опоры.

В местах поворота трассы линии устанавливаются анкерно-угловые опоры. Особенность установки указанных опор состоит в том, что ось траверс располагается по биссектрисе внутреннего угла поворота линии β (рис. 2), определяемого по выражению:

где α – угол поворота трассы линии, град.

Рисунок 2. Схема разбивки котлованов для установки анкерно-угловых одно- и двухстоечных железобетонных опор

Установить направление биссектрисы внутреннего угла поворота трассы линии с помощью теодолита не представляет сложности. Для этого, ориентируясь на вешки, установленные вдоль трассы линии до и после ее поворота, измеряют из центра пикета 1 внутренний угол β и делят его пополам, отмечая колышком (точка 2 на рис. 2). Прямая, соединяющая точки 1 и 2, представляет собой прямую, лежащую на биссектрисе внутреннего угла поворота линии, т.е. ось траверс.

Ось траверс можно определить на местности также с помощью мерной ленты или рулетки. Для этого от центра пикета откладывают в обе стороны вдоль трассы линии одинаковые расстояния, например, 10м (точка 3 на рис. 2). Далее измеряют расстояние 3-3 и делят его пополам (точка 4 на рис. 2). Прямая, соединяющая точку 4 с центром пикета 1, и будет осью траверс.

Пикет 1 является центром котлована для установки одностоечной анкерно-угловой опоры. Центрами котлованов для установки двухстоечной анкерно-угловой опоры служат точки 5 (рис. 2), получаемые в результате нанесения и закрепления кольями на оси траверс в обе стороны от центра пикета 1 расстояния, равного половине расстояния между центрами нижней части стоек духстоечной опоры.

Разбивка котлованов для установки фундаментов металлических опор

Решетчатая четырехгранная металлическая опора своей прямоугольной или квадратной базой опирается на четыре подножка, которые необходимо разместить относительно центра опоры, т.е. пикета 1 (рис. 3).

Рисунок 3. Схема разбивки котлованов для установки промежуточных металлических опор

Разбивка котлованов под подножники требует бóльшей точности, чем котлованов для одно- и двухстоечных железобетонных опор. Данную работу выполняют с помощью теодолита, который вначале устанавливают в центре опоры, т.е. в центре пикета, разбивают и закрепляют на местности ось А-А вдоль трассы линии и ось Б-Б поперек трассы, вкапывая колья в точках 2 и 3 соответственно (рис. 3). На оси А-А откладывают от центра опоры по половине проектного расстояния между центрами подножников а/2 и забивают колышки в точках 2ʹ. Далее теодолит переносят поочередно в точки 2ʹ, закрепляют оси В-В и Г-Г, перпендикулярные к оси линии и параллельные оси Б-Б, и по ним в обе стороны от точек 2ʹ откладывают по половине проектного расстояния между центрами подножников поперек оси линии b/2. В центре котлованов забивают колья. Далее колышками размечают верхний и нижний контуры котлованов.

Разбивку котлованов под угловые опоры (рис. 4) производят с помощью теодолита, начинают с построения и закрепления оси траверс так, как показано на рис. 2 (линия Б-Б).

Рисунок 4. Схема разбивки котлованов для установки анкерно-угловых металлических опор

После этого перпендикулярно к оси траверс строят и закрепляют линию А-А. В обе стороны от пикета 1 по этой линии откладывают с помощью мерной стальной ленты или рулетки расстояние а/2, равное половине проектного расстояния между центрами подножников вдоль оси линии и отмечают его на местности колышками (точки 2ʹ). Далее все операции производят так же, как при разбивке котлованов для установки промежуточных металлических опор. А именно, строят и закрепляют оси В-В и Г-Г, параллельно оси траверс, и отмечают на них кольями центры котлованов, отмеряя от точек 2ʹ расстоянии b/2 равное половине проектного расстояния между центрами подножников поперек оси линии.

  1. К-1-18-1 Технологическая карта по разбивке котлованов для фундаментов унифицированных промежуточных свободностоящих стальных опор ВЛ 35-330 кВ. [скачать/просмотреть]
  2. К-1-18-2 Технологическая карта по разбивке котлованов для фундаментов унифицированных промежуточных стальных опор на оттяжках ВЛ 110, 220 и 330 кВ. [скачать/просмотреть]
  3. К-1-18-3 Технологическая карта по разбивке котлованов для фундаментов унифицированных анкерно-угловых свободностоящих опор ВЛ 35-330 кВ. [скачать/просмотреть]
  4. К-1-18-4 Технологическая карта по разбивке котлованов для фундаментов унифицированных промежуточных стальных опор на оттяжках типов ПБ1, ПБ2, ПБ3, ПБ4 и ПБ5 ВЛ 500 кВ. [скачать/просмотреть]
  5. К-1-18-5 Технологическая карта по разбивке котлованов для фундаментов унифицированных анкерно-угловых свободностоящих стальных опор типов У1, У2, У2+5, У1+12, У2+12 ВЛ 500 кВ. [скачать/просмотреть]
Оцените статью
Topsamoe.ru
Добавить комментарий