Ландшафтный дизайн в германии

Среда немецких ландшафтных дизайнеров проникнута идеализмом, находящимся в гармонии с природой – и немецким дизайнерам не стоит прятаться в тени знаменитых английских садовых архитекторов. Хотим познакомить Вас с тремя самыми яркими мастерами ландшафтного дизайна современной Германии.

Содержание
  1. Петер Берг (Peter Berg): эстетическая естественность
  2. Если вы читаете эту статью, вам может быть интересна эта программа:
  3. Кристине Орель (Christine Orel): ритм, гармония и удар в литавры
  4. Уте Виттиг: художница, работающая в стиле поп-арта
  5. Что повлияло на облик немецкого сада
  6. Жесткие нормы и правила
  7. Экономика
  8. Особенности ландшафта
  9. Особенности климата
  10. История страны
  11. Особенности немецкого менталитета
  12. Так какой же он — немецкий сад?
  13. Дача по-немецки
  14. Направления развития современного немецкого сада
  15. Особенности ландшафтного дизайна в Германии
  16. 1. Создавая сады, немцы редко используют годовалые саженцы.
  17. 2. Весна в Германии наступает рано, уже в феврале.
  18. 3. Так распространенные в России туи в Германии еще надо поискать.
  19. 4. Повсеместно используются стриженые живые изгороди.
  20. 5. Германия – это рододендроновый рай.
  21. 6. Масштабность посадок.
  22. 7. В городе часто встречаются цветущие гибискусы, плетистые розы и розы на штамбе, буддлея, а также злаки – кортадерия, спартина, мискантусы, осоки.

Петер Берг (Peter Berg): эстетическая естественность

Скалы, нежные злаковые травы, высокие травянистые многолетники и водная гладь: эстетические, пропорционально сложенные сады, максимально приближенные к видам натуральной природы, созданные Петером Бергом, свидетельствуют о том, что мастер черпает вдохновение в очаровании и таинственности японских садов.

«Мы ограничиваемся тремя элементами: природным камнем, растениями, водой», — говорит Петер Берг.

«Камни символизируют постоянство Вселенной. Им противопоставляются растения, которые периодически сменяются, поэтому являются символом непостоянства Природы. В идеале следовало бы добавить еще элемент воды».

Такое впечатление, что сады Петера Берга созданы на века. Натуральный камень несокрушимый, причем чем он старее, тем больше в нем загадочности. «При оформлении садов я люблю использовать базальт, который выглядит сдержанно, стильно, благородно. Люблю, когда он покрывается патиной». Порфир или гранит садовый дизайнер считает доминирующими элементами, в присутствии которых зелень растений полностью теряется. Петер Берг работает с материалами различных размеров – от булыжников до крупных валунов, которые, конечно же, нуждаются в хороших партнерах со стороны растений, потому что пропорции в саду должны быть определены с самого начала. «Возле скалы метла будет смотреться не эстетично», — говорит Берг. Поэтому он любит работать с крупными кустарниками, если, конечно, позволяет бюджет.

Камни, вода и растения: для Петера Берга это идеальное сочетание.

«Наш стиль является эстетически натуралистическим, что подразумевает сочетание архитектуры с эстетической естественностью». Этому предшествует понимание природы. Берг любит путешествовать по сельской местности. «Во время путешествия по Бернскому высокогорью (Berner Oberland) я увидел кустики белого коровяка обыкновенного (Verbascum thapsus) между которыми рос синий аконит. Это выглядело настолько эстетично и совершенно, что захватывало дух». В то же время вдохновение для дизайна своих садов ландшафтный архитектор черпает в японском садовом искусстве: в использовании кустарников, камней, а также как при помощи этих элементов добиться естественности. Вот уже несколько месяцев Берг работает совместно с японским мастером ландшафтного дизайна Хуго Тории (Hugo Torii).

Хуго Тории изучает красоту овощной грядки в саду Даниеля (слева) и Петера Берг.

Берг считает садоводство бережным, регулируемым вмешательством человека в природу. В первую очередь, сад должен сочетаться с домом. Но это еще не все: решающее значение имеет также и окружающий культурный ландшафт, который Берг с удовольствием исследует. Хорошее планирование должно скрывать непривлекательность окружающей территории или же соседних домов. «Я разговариваю с клиентами, делаю эскизы непосредственно на месте, пока из эскизов не получится полноценный план», — описывает Берг свой метод работы. «Я люблю «играть» с пространством и высотами, с пропорциями, представляю, как все будет выглядеть через 15 лет». Архитектура, окружающее пространство и сад должны быть единым гармоничным целым.

Частный сад с бассейном

Петер Берг пришел к садово-ландшафтному искусству не сразу, а окольными путями. После окончания первого этапа обучения в вузе по специальности «Строительная инженерия» он работал крупье в казино. Однако ему хотелось ощущать себя более значимым. Таким образом Берг выбрал для себя трудный, но интересный путь – путь в искусство ландшафтного дизайна.

В 2000 году он вместе со своим деловым партнером Сюзанной Ферстер (Susanne Förster) обрел самостоятельность, создав свою фирму, в которой в настоящий момент работают двенадцать сотрудников, а также его сын Даниель. Фирма занимаются оформлением частных садов, а также садов для предприятий по образу и подобию тех трех, что в 2014 году были представлены Петером Бергом, его сыном Даниелем и бельгийским коллегой Андре Гомере (André Goemaere) на немецкой выставке садов «Landesgartenschau» в городе Цюльпих (Zülpich). Собственный сад Петера Берга находится в городе Зинциг (Sinzig) и расположен на крутом склоне. Рожденный в винодельческом регионе в долине Арталь (Ahrtal), ландшафтный мастер изменил облик склона, оформив виноградные террасы.

Если вы читаете эту статью, вам может быть интересна эта программа:

«Сад для меня – это вклад в улучшение состояния мира», — говорит Берг. «Чтобы отдохнуть от повседневной суеты, нам нужна эстетическая среда. Сад – это источник спокойствия и гармонии».

Кристине Орель (Christine Orel): ритм, гармония и удар в литавры

Ритм, гармони я и удар в литавры: в своей профессии Кристине Орель (Christine Orel) сочетает два свои увлечения – сад и музыку. На садовой выставке «Landesgartenschau», которая проходила в сентябре 2016 года в баварском городе Байройт (Bayreuth), мастер ландшафтного дизайна применила музыкальные основные понятия в сочетании с растениями.

Желтый тысячелистник, ярко-синий шалфей, шары соцветий декоративного лука – красочно и радостно выглядит такой цветник. При этом темные растения, такие как очиток с красными листьями и посконник пятнистый с винно-красными соцветиями, создают атмосферу спокойствия и серьезности. При правильном сочетании растения могут создавать настроение, это и воплощает в своих садах Кристине Орель. Ландшафтный дизайнер хочет «рассказывать истории», в первую очередь, при помощи травянистых многолетников и древесных кустарников. По мнению Кристине Орель именно они трогательно «шевелят» Землей. Возможно, когда речь идет о том, чтобы придавать композициям в саду определенные высоты. При этом внешний облик сада должен гармонировать с его внутренним миром. После создания скелета сада приходит время произвольной программы: время выбора зеленых насаждений, которые задают определенный характер и получают место, где они будут расти. При выборе растений следует учитывать не только климатические условия и какой тип почвы подходит для того или иного растения.

«Где я? Как я могу здесь работать?», — такие вопросы задает себе Кристине Орель. На большой, открытой территории должны быть растения с крупной, сильной листвой. Тогда они будут выглядеть эффектно. В придомовом саду может быть абсолютно все по-другому. Для Кристине сад – это место для души.

И чтобы создать такое место для клиента, необходимо иметь хороший фундамент доверия. «Я всегда пытаюсь понять: кто где живет и стараюсь перенести свои домыслы в оформление сада». В садах Кристине Орель всегда постоянно что-то цвести, а владельцы должны быть в состоянии самостоятельно ухаживать за своими садами.

Вместе со своим деловым партнером Андреасом Хайдрих (Andreas Heidrich) Кристине Орель руководит фирмой по ландшафтному дизайну, которая находится в баварском городе Герцогенаурах (Herzogenaurach). Вместе они занимаются оформлением приватных садов, созданием зеленых насаждений для садовых выставок, а также для общественных учреждений. Большие группы многолетников, предпочитающих от сухих, солнечных мест Средиземноморья до влажной тени, приспособлены к среде обитания: ландшафтный дизайнер предпочитает сажать бадан, горец остроконечний, пионы. «Эти растения и в букете выглядят гармонично», — со знанием дела говорит Кристине Орель, которая еще школьницей начала работать в одном питомнике для выращивания многолетников, позже набиралась опыта в испытательных садах Вайенштефан (Sichtungsgarten Weihenstephan).

Однако решающую роль в работе Кристине играет ее любовь к музыке. Возможно, она могла стать хорошим музыкантом, но Кристине Орель выбрала ландшафтный дизайн и использует растения, чтобы вызывать позитивные эмоции и хорошее настроение. В ее цветниках можно увидеть все – и гармонию, и диссонанс.

«Главное – это ритм», — говорит Кристине Орель. При создании основной структуры сада ландшафтный дизайнер использует принцип повторения, повторяя при этом цвет и форму. В результате получается ритм.

На сентябрьской выставке в городе Байройт (Bayreuth) Кристине объединила растения с четырьмя основными музыкальными понятиями. «Мажорный лад в музыке обозначается словом «дур» (Dur). Ему соответствуют веселые желтые и оранжевые оттенки, он вибрирует, имеет сильные формы», — говорит Орель. «При этом минорный лад обозначается словом «моль» (Moll). С ним ассоциируются созерцательные растения с серой и коричневой листвой. Музыкальный штрих стаккато (Staccato), предписывающий исполнять звуки отрывисто, отображают колючие, острые и объемные растения в то время, как штрих легато (Legato), показывающий, связное исполнение звуков с плавным переходом одного звука в другой, в ландшафтном дизайне можно реализовать при помощи мягких форм и изогнутых линий».

Однозначный мажор: желтые и оранжевые оттенки, а также качающиеся на ветру растения для Кристине Орель олицетворяют c радостный, добрый лад

Уте Виттиг: художница, работающая в стиле поп-арта

Красные стены, ультрамариново-синие деревья, крупная оранжевая морковь, растущая на лугу: Уте Виттиг (Ute Wittich) можно назвать художницей поп-арта среди ландшафтных дизайнеров. В ее садах центральная роль отводится краскам.

«Цвета – это прекрасно, во всем их разнообразии», — говорит мастер ландшафтного дизайна Уте Виттиг. «Они оживляют наш серый мир».

Конечно, по желанию заказчика она оформляет и сдержанные, чисто белые или зеленые сады. Однако творческий почек Уте Виттиг проявляется в красочных элементах, например, как ярко-красная стена, из которой вытекает вода и попадает в бассейн. Креативный ландшафтный дизайнер разрабатывает проекты оформления не только частных садов, но и садов для предприятий и отелей. Одной из ее работ является дизайн озеленения нового Европейского квартала (Europaviertel) во Франкфурте. Осенью здесь добавится новый ансамбль со скульптурой, которую создал ее муж, художник Бернхард Егер (Bernhard Jäger), который тоже в полном восторге от красок. Ансамбль состоит из трех фигур синего и красного цвета. Их дополняют большие уличные вазоны тоже красного цвета, в которые Уте посадит цветы. При этом красный – это единственный цвет, с которым могут поспорить цветы: «Мне больше нравится красный приглушенный, не сияющий ярко-красный цвет. Для меня это уже перебор».

Самыми красочными являются временные сады Уте Виттиг, например, как ее мобильный травяной садик в ручной тележке, представленный на летнем фестивале 2015 в замке Иппенбург (Ippenburg). «Иногда я могу себе позволить чудить». За вкусным ужином с бокалом вина вместе со своим мужем Уте составляет план нового сада. По мнению ландшафтного дизайнера в этом деле очень важно иметь креативное мышление и креативное видение. «Я люблю смотреть по сторонам, интересуюсь искусством, музыкой, много фотографирую». Это позволяет посмотреть на сад с другой стороны и творить нечто-неожиданное. Так, в своих демонстрационных садах Уте Виттиг окрашивает бассейны в яркие цвета, прокладывает розовые дорожки, устанавливает зеркала в проемы каменной стены.

Травяной сад в тележках

Тем не менее, ее любимый проект выполнен в мягких, сдержанных тонах: сад кармелитского монастыря во Франкфурте-на-Майне, наполненный приятным ароматом лаванды, для которой изящный зеленый фон создает строго подстриженная изгородь из тиса. Центральный газон во внутреннем дворе крытой галереи обрамлен декоративно-лиственными растениями, между которыми растут гортензии и пионы. Утте Виттиг не привязана к какому-то определенному стилю. Если нужно, она планирует и природные сады. Главное, чтобы сад в целом сочетался с домом и был близок по духу владельцу участка.

Cад кармелитского монастыря

«Вдохновение для дизайна сада я черпаю в людях, для которых создается сад. Необходимо полностью проникнуться своей идеей. Это можно сравнить с солью в супе. В нашей профессии главное не пересолить или недосолить». Уте Виттих, которая проживает во Франкфурте, обладает лишь собственным садом на крыше, но он выполняет очень важную функцию – является местом отдыха. Для Уте садоводство – это отличный способ медитации. Несмотря на свой многолетний опыт, она с радостью познает неисчерпаемый по своей многогранности мир растений.

Перевод: Леся В.
специально для интернет-портала садового центра «Ваш сад»

С неподдельным интересом следя за дискуссией о русском саде, я задумался о том, существует ли сад немецкий.


Существует ли немецкий сад?

Исторически сложилось так, что стиль садового искусства Германии XX века отождествляется с натургартеном. Основанный на подборе аутентичных растений для экологических условий каждого конкретного местоположения и — как следствие — лёгкий и малозатратный в уходе, природный сад пользовался популярностью во всей Северной Европе, но именно в Германии достиг своего апогея.


Заглянем в немецкий сад

Проехавшись по немецким садам с юга на север и с запада на восток, я пришёл к выводу, что натургартен больше не является господствующим садовым стилем. Какой же он, современный частный немецкий сад? Что стало с садом природным? Попробую найти ответы на эти вопросы.

Что повлияло на облик немецкого сада

Внешний вид каждого сада складывается не только под влиянием желаний и трудолюбия его хозяев. Существуют объективные и субъективные факторы, накладывающие отпечаток на любой частный сад среднего гражданина каждой конкретной страны. Ряд этих факторов достаточно широк: от географических характеристик местности до национального менталитета, — однако в пределах одной страны, думается, такой ряд уникален. Для немецкого сада объективными внешними факторами влияния стали:

Жесткие нормы и правила

Легендарная немецкая бюрократия с жёстким законодательным регулированием мельчайших вопросов строительства частного дома: от того, каким должен быть цвет крыши, до минимального количества парковок на участке.


Даже живая изгородь подчиняется строгим нормам и правилам

Строго соблюдаются нормы расстояний от сооружений и посадок до границ территории. Даже видовой состав живой изгороди по периметру земельного надела зачастую регулируется местными муниципалитетами посредством составления списка допустимых к использованию растений.

С одной стороны, в этом есть свой плюс, потому что немецкие посёлки, в отличие от русских, выглядят с архитектурной точки зрения единым целым, а не «кто в лес, кто по дрова». С другой же – весь этот перечень требований и согласований создает серьёзные ограничения в дизайне дома и сада.

Экономика

Последние события новейшей истории — объединение Германии, расширение Европейского Союза и введение евро – сильно ослабили экономический рост страны: цены стремительно росли, а зарплаты топтались на месте. В результате самыми раскупаемыми стали весьма маленькие (по нашим меркам) участки: от 2,5 до 4 соток, а приобрести аж 6 соток земли и сейчас могут себе позволить только весьма зажиточные немцы.


Участки имеют весьма скромные размеры

Понятно, что дом на таком участке всегда будет доминантой. С какой стороны ни смотри — всегда недалеко от дороги, а из оставшейся площади нужно вычесть ещё и место под гараж-парковку. В итоге мы получаем малый сад в его классическом варианте.

Особенности ландшафта

Страна отличается весьма неровным рельефом, особенно в самых густонаселённых её землях. Поэтому терассирование участка и использование подпорных стен здесь является традиционным ландшафтным приёмом. Обилие разнообразного местного камня позволяет проявить максимум фантазии не только в выборе материалов и узоров мощения, но и в других каменистых затеях – будь то рокарии, сухие и мокрые ручьи или малые архитектурные формы.


Террасирование и использование подпорных стен — традиционный ландшафтный прием

Камень в немецком саду выступает во всех амплуа – образно сравнивая с садом русским, от сетки-рабицы до декоративной коры.

Особенности климата

Климат в Германии весьма и весьма мягкий: Гольфстрим обеспечивает северной части страны дополнительную порцию тепла, а на юге и так круглый год светит солнце. Это позволяет немцам, во-первых, выращивать в своих садах более капризные теплолюбивые растения (вспоминаются огромные куртины кортадерии на севере страны и пальмы в Баварии) и, во-вторых, делать акцент в дизайне сада на лиственные вечнозелёные растения.

Однако различия в садах в зависимости от географического положения всё же есть: на севере чувствуется близость Англии. Например, Maxwald park – один из больших ландшафтных парков – выполнен в стиле Гертруды Джекилл. Северные немцы испытывают тягу к холодным тонам, основные цвета здесь – белый и синий.


В садах на севере Германии ощущается английское влияние

Южные земли – гораздо более яркие: типичные здесь ландхаусы с балконами по периметру увешаны кашпо с петуниями и пеларгониями, использование теплолюбивых растений и суккулентов иногда заставляет подумать, что это скорее средиземноморский сад, чем немецкий. Гуляя по огромному частному саду – острову Майнау на Боденском озере, – вы не раз почувствуете себя в Италии.

История страны

История Германии, несомненно, наложила свой причудливый отпечаток на немецкий садовый стиль: неспокойный двадцатый век стал для этой страны веком и раздела, и воссоединения. Последствия этих трагичных событий до сих пор заметны.

Восточные земли (бывшая ГДР) хранят традиции Карла Форстера. Именно здесь в частных владениях живёт натургартен, а сами сады выглядят очень естественно, хотя не исключаю, что только для русского глаза.


Частные сады на востоке Германии зачастую выдержаны в естественном стиле

Потрескавшаяся от времени краска на деревянной перголе, увитой настурцией, злаки среди простых цветов, уютная запущенность, но не сделанная напоказ, как в глянцевых журналах, когда хотят показать «естественный» стиль, а природная, необходимая восточным немцам для душевного равновесия.

Всего этого нет на американизированном западе Германии с его описанным ниже типичным немецким садом – в большинстве своём самодовольным, стерильным, «картинно-постановочным».


Запад Германии тяготеет к дизайнерским садам

Обусловлено это не только многолетним заатлантическим влиянием, но и субъективными характерными особенностями немецкого национального менталитета.

Особенности немецкого менталитета

Ordnung muss sein — «Порядок – прежде всего» – любимая немецкая поговорка. Произнося эту фразу, типичный немец имеет очень одухотворенное выражение лица.

Врождённая любовь к чистоте, на взгляд русского обывателя, иногда принимает формы тихого помешательства. Субботне-воскресные утренние стрижки газонов, когда все нормальные люди должны ещё нежиться в постели; периодическое выщипывание семенных головок у анютиных глазок и полное отсутствие сорняков в цветниках и щелях мощения – самые маленькие жертвы, на которые могут пойти немцы ради поддержания порядка.


Порядок — прежде всего

Доходит до того, что большие расстояния между посадками многолетников специально оставляют для того, чтобы можно было свободно пройти и прополоть. А потом вымыть до блеска инструмент (а то и продезинфицировать) и поставить его на специально отведённую полку в садовый сарайчик с крахмально-белыми занавесками на окнах. Немцы обладают удивительным свойством сочетать несочетаемое.

Так какой же он — немецкий сад?

Даже в самые практичные решения (а немцы известные прагматики!) они всегда добавят каплю романтики. Например, выбирая садовые светильники, типичный немец всегда задастся вопросом: зачем тратиться на стационарное освещение, если существует Луна, а из менее глобальных светил – факелы, фонари на солнечных батарейках и свечи, которые к тому же создадут более интимное настроение в вечернем саду? Стационарный свет — ну что ж, на входе в дом он необходим, но только с датчиками движения. Такая экономия оправдает затраты.

Любовь к комфорту и отдыху подталкивает немцев не только к соседству с русскими на курортах Турции, но и к тщательному планированию своего участка под девизом «Минимум забот – максимум удовольствия».


Минимум забот — максимум удовольствия

Такой подход диктует определённую структуру сада: обычно это большой газон или площади мощения, по размерам превосходящие площади посадок, иногда с солитером, иногда без. Действительно, меньше растений – меньше работы.


Обширный газон: меньше растений — меньше работы

Желанием иметь как можно больше свободного времени объясняется и привязанность к хвойным и вечнозелёным лиственным деревьям и кустарникам, декоративным круглогодично и не требующим особого ухода – один раз посадил и можно смело отдыхать все четыре сезона. Редко кто занимается выращиванием летников из семян – рассада стоит копейки, закупается по необходимости, а растения выбрасываются сразу после потери декоративности.

Одним из главных элементов сада является зона отдыха с обязательным барбекю (мясо во всех его проявлениях – традиционная немецкая еда) – американский вариант нашего шашлыка, вокруг которого каждые выходные собирается вся семья. Вы спросите, а как же это стыкуется со стрижкой газона и выщипыванием анютиных глазок? Да, порядок – прежде всего, а потом уже барбекю. К тому же, немного поработать в саду – это тоже удовольствие.


Зона отдыха с барбекю и обилие хвойных — характерные приметы немецкого сада

Необходимость показать определённый уровень достатка и быть, как минимум, не хуже, чем соседи – ещё одна характерная немецкая черта. Она обычно находит своё отражение в оформлении входной зоны – нарочито напоказ, для случайного наблюдателя с дороги. Эта псевдооткрытость, красивоцветущие растения (обычно гортензии, розы, клематисы), архитектурные злаки, юкки призваны создать впечатление стабильности и процветания, и выполняют ту же роль, что и фотография с белоснежной улыбкой в тридцать два зуба на резюме обычного немца.

Сезонная смена контейнерных посадок и декоративных украшений у входа и на балконе часто превращается в соревнование между соседями – у кого ярче, интереснее, красивее. Поводом для смены декораций служат не только праздники (Рождество, Пасха), но и просто, например, начало осени.


Обилие декоративных элементов

При всей дружелюбности и кажущейся открытости немцев, в городских садах (или при плотной застройке) очень чётко обозначены границы общественного и личного. Это проявляется не только в опущенных жалюзи на вечерних окнах, но и в наличии строго определённой личной зоны в саду, в которую разрешён доступ только близким людям. Если есть участок за домом, он обычно скрыт от соседей высокими плотными изгородями. В деревнях, где дома стоят более разреженно и имеется много красивых пейзажей, владельцы могут себе позволить использование красивых ландшафтных видов в структуре сада без боязни «попасть под наблюдение».

Немцы – скорее прирождённые инженеры и архитекторы, чем садовники. Германия славится прекрасными ландшафтными парками, потрясающим городским озеленением и креативными водными сооружениями. В частных садах и общественных парках можно увидеть множество композиций, удачных как с архитектурной, так и с колористической точки зрения.


Не важно, как называется сорт — главное, чтобы получилась превосходная композиция

Но при этом у немцев, в отличие от англичан и русских, полностью отсутствует ботанический интерес: какая разница, как называется этот сорт, главное, что он выглядит так, как надо. Поэтому очень часто в садовых магазинах можно увидеть, например, розы с этикеткой «Роза чайно-гибридная» и фотографией цветка, без указания сорта. Здесь каждый сам себе дизайнер, поэтому профессионально выполненные малые сады в Германии – большая редкость.

Любовь к малой родине и её истории находит отражение в частных садах. В бывших угледобывающих регионах Северного Рейна-Вестфалии, например, часто можно встретить отслужившую свой век шахтную вагонетку, приспособленную под цветник. Выглядит трогательно, если не сказать, сказочно.


Шахтная вагонетка, приспособленная под цветник

Кстати, о сказках – именно в Германии изобрели садовых гномиков и щедро расставили их фигурки в своих садах. Иногда они смотрятся к месту, иногда это явный китч, но точно ясно – это типично немецкий путь украшения сада. Гномиками немцы обычно не ограничиваются, и садовые центры продают десятки вариантов пластиковых уток для пруда, кошек и собак для сада и садовых скульптур из различных материалов. Не берусь осуждать немцев за подобную любовь к декорациям, но, на мой взгляд, в их садах существует явный переизбыток малых архитектурных форм.

Дача по-немецки

Жители Германии – люди трудолюбивые, и, как и русских, их тянет к земле, потому что такое времяпровождение помогает расслабиться и отдохнуть на природе от дома и офиса, исключительно в своё удовольствие. Многие городские жители, имеющие зелёные насаждения только на балконе, арендуют «дачи» – участки земли в одну–две сотки, непригодные для строительства, обычно вдоль железных дорог, только для того, чтобы вдоволь поогородничать в выходные.


Дача по-немецки

Удивительно, насколько эти немецкие дачи похожи на наши, только чуть миниатюрнее и ухоженнее. Огород, сарайчик, солнце, воздух и хорошее пиво – один из немецких рецептов счастья, и это подтверждается статистикой. Общества дачников растут год от года, а средний возраст их участников с середины девяностых «помолодел» на десять лет.

Направления развития современного немецкого сада

Объездив Германию вдоль и поперёк, я пришёл к выводу, что сейчас частный немецкий сад развивается в трёх основных направлениях.

Первое, и самое многочисленное – это типичный американизированный коттеджный сад, в котором газону и барбекю отводится главенствующая роль. Сейчас именно он наиболее популярен среди среднего класса.


Американизированный коттеджный сад наиболее популярен у среднего класса

Второй путь – эксклюзивные тематические сады, которые отражают увлечения хозяев. Например, восточный (японский, китайский или гремучая смесь из обоих), антикварный (когда в саду делается акцент на малые архитектурные формы в виде старых вещей и симпатичных ржавых железок), сад бонсай или средиземноморский. Этот путь всегда будет существовать, но никогда не займёт лидирующих позиций и не станет национальной садовой идеей.


Тематические сады, отражающие увлечения хозяев, всегда будут существовать

Рискну предположить, что, вероятнее всего, немецкий сад потопчется на распутье и выберет своим новым стилем третий вариант – экологический сад. В последнее время немцы всё больше и больше внимания уделяют экологии, начиная от сортировки отходов, использования энергии солнца и ветра, предельно жёстких нормативов по выхлопным газам и заканчивая поддержкой на правительственном уровне Национальной садовой выставки, основная идея которой – санирование и рекультивация земель, подвергшихся экологической катастрофе. Так, в 2007 году бывший урановый рудник в Роннебурге возродился из пепла цветущей долиной.


У современных немцев популярен экологический подход во всем, начиная от конструкции дома

Уже сейчас в частных немецких садах медленно, но верно происходят качественные изменения на базе экологического подхода: начиная от конструкции дома, использования энергии солнечных батарей и вертикального озеленения, повсеместного распространения компостирования и мульчирования и сбережения дождевой воды, и заканчивая озеленением крыш, планированием специальных посадок и кормушек с поилками для привлечения птиц и насекомых.

Натургартен как стиль, созданный на основе планирования цветников с учётом экологических требований растений, сейчас редок. Он остался в исторических садах и парках, в немногочисленных садах энтузиастов, но новый виток его уже просматривается в экологических садах. Появляется всё больше зелёных крыш, растений-медоносов и живности в саду, всё больше злаков, всё больше экологичных решений в дизайне. И мне думается, это хороший ориентир для нашего, как мне кажется, пока еще не определившегося русского сада.

Сергей Калякин
фото автора

В этом разделе будут размещены важные новости, обзоры выставок по ландшафтному дизайну и фитодизайну, полезные советы и статьи, наши ландшафтные путешествия. В общем, все-все, что может быть для вас интересно

Особенности ландшафтного дизайна в Германии

  • 14.11.2016
  • Автор: flori-da.by

Все характерные черты ландшафтного дизайна той или иной страны напрямую зависят от климата и тех ландшафтных традиций, которые складывались на протяжении нескольких сотен лет.
Германия отличается умеренным континентальным и умеренным морским климатом. Это значит, что зима редко бывает с сильными морозами, а лето нежаркое (средняя летняя температура – 19°С). Большое количество осадков, туманы, отсутствие резких перепадов температур делают Германию комфортным местом для произрастания тепло- и влаголюбивых растений.

Германия, наряду с другими западноевропейскими странами, имеет сильную ландшафтную традицию, а также развитую культуру выращивания растений. Эти факторы во многом объясняют те особенности ландшафтного дизайна, которые бросаются в глаза при посещении современных немецких садов.

1. Создавая сады, немцы редко используют годовалые саженцы.

Купить и посадить 10-, 20-, 30-летнее дерево в порядке вещей. В Германии существует большое количество питомников с историей в несколько сотен лет, которые специализируются на выращивании крупномерных деревьев. Технология отработана и доведена до совершенства. В течение всей жизни деревья периодически пересаживают для формирования компактной корневой системы. Таким образом растение легче переносит стресс при транспортировке и быстрее адаптируется на новом месте. Кроме пересадок, все деревья подвергаются регулярной формовочной стрижке. В результате формируется плотная симпатичная крона. Создать взрослый сад за один сезон – это повседневная реальность в жизни буржуа.

2. Весна в Германии наступает рано, уже в феврале.

Поэтому немцы не так зациклены на хвойных породах, которые иногда по полугоду держат всю структуру сада. Основная масса деревьев и кустарников в саду – это лиственные.

3. Так распространенные в России туи в Германии еще надо поискать.

Почему-то они у них не в почете, возможно из-за того, что они не такие пластичные, как, например, сосны. Немцы очень увлечены топиарным искусством. Из сосен и тисов выстригаются бонсаи, штамбы и шпалеры. Карликовые горные сосны Gnom, Mops, Pumilio, а также карликовые ели Nidiformis и Echiniformis сажаются группами или в ряд, как у нас шаровидные туи.

4. Повсеместно используются стриженые живые изгороди.

В Германии запрещено ставить высокие сплошные заборы между участками, а вот посадить сплошную непроглядываемую живую игородь – пожалуйста! Часто можно встретить сад, ландшафтный дизайн которого составляет лишь газон и изгородь по периметру. В качестве таковой используются лавровишня, самшит, тис, граб, бук.

5. Германия – это рододендроновый рай.

Встречаются экземпляры, достигающие 4 метров в высоту. Даже стриженые изгороди из рододендронов можно встретить прямо в центре города. В Бремене создан целый парк рододендронов где представлены не только различные сорта рододендронов, но и другие любители кислых почв и полутени: гортензии, пиерис, леукотоэ, гаультерия. Среди гортензий особенно в почете крупнолистные синих расцветок.

6. Масштабность посадок.

Немцы не любят мельчить, как мы, и сажать по одному растению. Один вид растения сажается как минимум по 5 штук, даже если сад небольшой. Может быть меньше видового разнообразия, но все равно это будут крупные, читаемые пятна.

7. В городе часто встречаются цветущие гибискусы, плетистые розы и розы на штамбе, буддлея, а также злаки – кортадерия, спартина, мискантусы, осоки.

Пару слов стоит сказать про Парк родендронов в Бремене. Это одновременно и парк, и ботанический сад, и выставочный сад, и аптекарский огород. Самую большую площадь занимает парк с многовековыми деревьями и прудом. Естественная тень дала возможность расти здесь многим тенелюбивым цветам и кустарникам. И конечно, рододендронам, которые представлены во множестве видов и сортов. Особо старые дубы, тисы, метасеквойи и катальпы имеют таблички с кратким описанием.


Почти все растения подписаны на латинском и немецком языках.

Небольшая территория отведена под аптекарский огород. Наряду с огородными культарами и травами здесь можно встретить аромаклумбы, деревья и кустарники, обладающие лечебными свойствами.

В зоне выставочного сада представлены небольшие «комнатки», демонстрирующие тенденции современного немецкого ландшафтного дизайна, а также злаковый сад, альпийская горка, партерный цветник.

Оцените статью
Topsamoe.ru
Добавить комментарий