Как проверить работоспособность компрессора холодильника

В данной статье мы рассмотрим поиск неисправностей электрической части компрессоров. Очень часто при ремонте кондиционера грешат на компрессор, но в итоге дело может оказаться вовсе не в нём. Так как же правильно продиагностировать компрессор?

Как узнать сопротивление обмоток рассказано в этой статье.

Прозвонка компрессоров кондиционеров

Самый распространённый тип компрессоров в кондиционерах — однофазные компрессоры с пусковой обмоткой.

Чтобы получить доступ к контактам компрессора необходимо разобрать кондиционер так, чтобы был доступ к компрессору. Обычно контакты защищены крышкой, которая закручена винтом, найти её вы можете по проводам, которые подходят к компрессору. После снятия крышки вы увидите три контактных вывода на которые надеты клеммы с проводами.

Необходимо снять провода и мультиметром измерить сопротивление между выводами. Ставим переключатель прибора на функцию измерения сопротивления (обозначается буквой Ω). Если мультиметр показывает бесконечно большое сопротивление между выводом С и остальными, то это означает обрыв, в случае встроенной защиты нужно убедиться что компрессор не перегрет и не сработала защита, в противном случае, и если защита внешняя-компрессор неисправен. Если сопротивление стремится к нулю это означает короткое замыкание и компрессор также неисправен.

Точное значение сопротивлений зависит от мощности компресссора, точности вашего прибора и может колебаться в пределах, примерно, 1-20 Ом.

Как видно из схемы, сопротивление между выводами М и S должно равняться сумме сопротивлений между клеммами S и С и между М и C.

Как правило, рабочая обмотка (M-C) более мощная, поэтому её сопротивление меньше чем у пусковой (S-C).

В каждом компрессоре существует тепловая защита, но она может быть встроенная как на схеме, или находиться под крышкой, рядом с выводами компрессора.

Если она не встроенная, так называемая "таблетка", то её можно прозвонить отдельно и заменить в случае неисправности (она должна быть замкнута в нормальном состоянии, размыкается при достижении определённой температуры 90-120 ° С ).

Сразу оговорюсь, что таким способом мы не сможем определить короткозамкнутые витки, для этого существуют другие приборы (но и они недостаточно стабильно определяют короткозамкнутые витки).

Измерение сопротивления изоляции мегомметром.

Обычным тестером проверить пробой изоляции не получится-он измеряет сопротивление используя низкое напряжение 3—9 В. Мегомметр позволяет измерять сопротивление более высоким напряжением 200-1000 В. Но всё равно предварительно необходимо «прозвонить» обмотки мультиметром, так как нельзя измерять сопротивление мегомметром при коротком замыкании обмотки на корпус.

На приборе можно выбрать напряжение которым будет измеряться сопротивление и время в течение которого будут тестироваться обмотки.

Измерять сопротивление необходимо между одним из трёх выводов на компрессоре и, например, медной трубкой выходящей из компрессора напряжением 250-500 В. Сопротивление должно находиться в пределах 7-10 МОм. Если нет, то также компрессор под замену.

Перед измерением внимательно изучите инструкцию к вашему прибору, используется высокое напряжение, поэтому при неправильном использовании можно получить удар электрическим током или вывести прибор из строя.

Прозвонка компрессора холодильника

В бытовых холодильниках применяются маломощные компрессоры, в которых пусковая обмотка подключается на несколько секунд через пусковое реле с помощью позистора или электромагнитного реле.

Схема с электромагнитным реле:

В этом случае, ток проходит последовательно через катушку реле и рабочую обмотку компрессора. Пусковой ток всегда больше рабочего, используя этот принцип, реле рассчитано так, что пусковой ток замыкает контакты реле и подключает пусковую обмотку компрессора, который запускается. При этом ток, текущий по рабочей обмотке и обмотке реле снижается, контакты размыкаются, отключая стартовую обмотку.

В составе реле также установлено термореле, которое отключает питание компрессора при его перегреве.

Схема с позистором:

На схеме позистор обозначен значком температуры t 0 , а термореле цифрой 6.

Принцип действия такой: при комнатной температуре позистор имеет низкое сопротивление и напрямую подаёт напряжение на пусковую обмотку S. Через него протекает ток, который разогревает его, при нагревании внутреннее сопротивление позистора увеличивается, фактически отключая пусковую обмотку через несколько секунд после запуска компрессора. Остывает позистор только после отключения питания с компрессора и при последующем цикле включения снова подключает пусковую обмотку.

Проверка пуско-защитных реле холодильника

Выглядят пуско-защитные реле так:

Реле с позистором

Круглая чёрная "таблетка" с клеммами — это термореле, которое при нормальной температуре замкнуто, а размыкается только при сильном нагревании. Проверяется омметром — сопротивление должно стремиться к нулю, или в режиме "прозвонки" — должен быть звуковой сигнал при прикладывании щупов к клеммам.

То же самое относится и к позистору — в нормальном состоянии он замкнут. Находится он обычно внутри реле, между клеммами S и R компрессора. (На приведённом рисунке — это клеммы на белом основании).

Трёхфазные компрессоры и компрессоры инверторных кондиционеров.

У трёхфазных компрессоров и у инверторов сопротивление между обмотками должно быть одинаковое, так как у них нет пусковой обмотки, а в остальном методика выявления неисправностей такая же, как и для однофазного компрессора.

При эксплуатации холодильника может возникнуть такая ситуация, когда он перестаёт включаться. В большинстве случаев причина поломки кроется в компрессоре. Для того чтобы проверить «сердце холодильника», узнать рабочий ли он, не всегда обязательно вызывать мастера. Приложив небольшие усилия и набравшись знаний, можно сделать это самостоятельно. Тем самым сэкономив свой бюджет.

Причины, указывающие на сгоревший компрессор

У всех холодильников, независимо от производителя и марки, принцип работы будет одинаков. Он заключается в том, что в системе для создания эффекта охлаждения должен циркулировать газ фреон. Чтобы он двигался внутри трубок, компрессор создаёт определённое давление. Таким образом, фреон или какая-либо другая составляющая перетекает из той части, где он охлаждается и превращается в жидкость, туда, где нагревается и становится вновь паром. Этот цикл должен всё время повторяться, чтобы создавать пониженную температуру внутри камеры холодильника.

Поэтому если давления не хватает, то проблема действительно в компрессоре. Так, стоит обратить внимание на следующие признаки:

  • Если в камере резко перестала понижаться температура, значит, компрессор сгорел.
  • Неполадки с компрессором могут возникнуть из-за того, что вышло из строя реле.
  • Проводка, в которой образовались разрывы, также может послужить причиной плохой работы.
  • Может происходить утечка газа, о чём будет свидетельствовать понижение давления.

Обратите внимание на звук работающего двигателя. Если он продолжает гудеть, но температура повышается внутри камеры холодильника, то скорее всего, что образовалось утечка фреона. В этом случае придётся вызывать мастера для того, чтобы он подзаправил систему.

Как проверить компрессор холодильника

В домашних условиях определить исправность компрессора можно при помощи такого прибора, как мультиметр. Очень важно в целях безопасности проверить целостность обмотки. Для этого следует 1 щуп мультиметра выставить на корпус, а второй прикладывать сначала к одному контакту, затем к другому. Важно убедиться, что на экране всё время знак «

». Это будет обозначать, что с обмоткой всё в порядке и она не пропускает электрический ток. В противном случае, когда на экране появляются любые цифры – это знак того, что на корпус холодильника может поступать электрический ток, то есть обмотка вышла из строя.

Важно! Перед тем как проводить любой тип ремонта самостоятельно в домашних условиях, необходимо выяснить, какой газ наполняет систему в качестве хладагента. Так как в некоторых случаях он может быть взрывоопасным.

Демонтаж компрессора

На следующем этапе следует снять защитный кожух – так можно получить доступ к компрессору. Помимо этого, следует выполнить следующие действия:

  • Отсоединить от контактов проводку.
  • Трубки, исходящие от мотора, необходимо демонтировать. Это можно выполнить обычным перекусыванием.
  • Затем реле отсоединяется путём выкручивания винтов.

Важно! Все дальнейшие действия, за исключением проверки работоспособности электрической части, проводят со снятым реле.

Проверка сопротивления

Далее необходимо убедиться в должном уровне сопротивления. Для этого необходимо контакты прибора прикладывать к контактам реле. Нормальный показатель должен находиться на отметке в 30 Ом.

Обратите внимание! На левой клемме с верхнего края сопротивление должно находиться в пределах 20 Ом, тогда как на правой сверху – в 15 Ом. Очень важно понимать, что эти цифры не финальные. Многое зависит от модели и конструкции самого устройства. Поэтому допускаются, в пределах нормы, отклонения приведённых показателей как в большую, так и в меньшую сторону, приблизительно на 5 Ом.

Если данные замера оказались в пределах допустимой нормы по каждой клемме – прибор исправен. Значит, причиной поломки послужило что-то другое.

Если же цифры существенно отличаются, значит, причина поломки именно в компрессоре. Его необходимо менять на новый. Хотя, в принципе, допускается и вариант его переборки.

Проверка давления

Далее придётся выполнять действия в том случае, если цифры сопротивления оказались в норме. В этом случае мы продолжаем искать неисправность.

Необходимо обзавестись манометром – прибором, который измеряет давление. Для проверки выполняют следующие манипуляции:

  • Найти штуцер, который служит для нагнетания, и прикрепить к нему шланг с отводом.
  • Включить двигатель и померить показатели давления.
  • Если изделие исправно, то на манометре возникнет цифра в 6 атмосфер.

Важно! Когда давление начинает повышаться вверх от указанного значения, необходимо срочно выключить прибор, иначе это может привести к его поломке.

Во всех остальных случаях, когда значение манометра имеет цифру, отличную от 6 атмосфер, это может быть истолковано следующим образом:

  • Значение от 5 до 6 атмосфер на манометре может соответствовать рабочему состоянию холодильника среднего размера.
  • Значения между 4 и 5 АТМ – могут быть у однокамерных конструкций.
  • Если на манометре при проведении замеров обозначаются цифры меньше 4 – значит, прибор неисправен.

Опять же, если выявлена неисправность, то придётся заменять ту деталь, которая поломалась. Но если давление соответствует норме, а холодильник находится всё в том же нерабочем состоянии, придётся искать причину поломки дальше.

Проверка тока

На следующем этапе следует оценить работоспособность мотора, подключая его напрямую, при отключённом реле.

Важно! Данные типы работ опасны для человека, особенно не посвящённого в работу с электрическим током. Данные манипуляции крайне не рекомендовано выполнять людям без специального образования и навыка работы. Это может привести к поражению током.

На данном этапе выполняют следующее:

  • Реле устанавливают на место, присоединяют его обратно к мотору.
  • Затем осуществляют отключение агрегата.
  • Необходимо взять клещи и тестер.
  • Основной электрический провод, подводящий электричество к прибору, следует прижать при помощи клещей.

При помощи тестера снять показания. В норме, если мощность прибора находится в пределах 140 ватт, то проходящий через него электрический ток должен колебаться в пределах 1,3 Ампера. Если же мощность немногим меньше и составляет 120 Вт – показатель силы тока колеблется от 1 до 1,2 Ампера.

Дополнительная информация! Для того чтобы быть уверенным в правильной работе всех механизмов, можно провести дополнительное тестирование реле.

Если какие-то моменты в плане выполнения диагностики остались непонятными, то лучше ознакомиться с обучающим видео.

В бытовом холодильном оборудовании применяется специальный поршневой компрессор, который выходит из строя из-за механических дефектов или повреждения электрических цепей. Тестирование оборудования в бытовых условиях позволяет определить неисправный узел и снизить затраты на восстановление работоспособности. Перед тем как проверить компрессор холодильника, владельцу оборудования необходимо убедиться в наличии знаний и информации, позволяющей убедиться в неисправности изделия.

Когда необходима проверка

В конструкции холодильных машин применяется поршневой компрессор, который подает сжатый хладагент в конденсатор, который обеспечивает теплообмен с окружающей средой. Вещество переходит в жидкое состояние, а затем через капиллярный канал подается в морозильные камеры холодильника, обеспечивая снижение температуры и образование инея и льда. На выходе из камеры вещество переходит в газообразную стадию и поступает в полость компрессора.

Для регулировки интенсивности работы применяется регулируемый термостат, подающий сигналы на пусковое реле. Внутри корпуса компрессора залито специальное масло, которое смазывает поршневую группу, а затем частично поступает вместе с хладагентом в охлаждающий контур. Запас масла пополняется вместе с заправкой холодильника фреоном, в процессе нормальной эксплуатации доливка не предусмотрена.

Проверка компрессора бытового холодильника проводится при внезапном снижении мощности охлаждения или отключении электродвигателя. Тестирование выполняется при появлении посторонних звуков, которые возникают из-за разрушения поршневой группы или подшипниковых опор агрегата. В ходе проверки состояния электрических цепей или магистралей подвода хладагента пользователь узнает – рабочий или нет компрессор на холодильном оборудовании.

Демонтаж компрессора

Для снятия компрессора с холодильника потребуются гаечные ключи (или головки), отвертка и паяльная лампа (необходима для разъединения металлических трубопроводов для циркуляции фреона). Пользователь протирает поверхность мотора от отложений пыли и грязи, на верхней части корпуса расположена пластиковая ванночка для стока конденсата. Резервуар крепится защелками, которые отсоединяются отверткой.

Перед началом демонтажа требуется откачать или выпустить в атмосферу газ. Для выпуска газа используется специальная загнутая заглушенная трубка, расположенная на боковой части корпуса изделия. Металлический трубопровод перекусывается кусачками, допускается сделать надпил на точке соединения трубки с теплообменником. Рекомендуется вести работы на открытом воздухе или в проветриваемом помещении, пользование открытым огнем запрещено.

После того как газ выйдет в атмосферу (прекратится шипение), необходимо протереть корпус от следов масла (которое выбрасывается вместе с фреоном). Затем пользователь отвинчивает 4 крепежных винта или гайки (тип монтажных деталей зависит от производителя холодильника) и снимает колодку питания.

В конструкции опор используются резиновые демпферы и металлические прижимные шайбы, комплектующие собираются в отдельную тару.

Затем при помощи паяльной лампы разъединяются трубки, после чего компрессор можно вынуть из задней ниши холодильника. Не рекомендуется переворачивать корпус агрегата, поскольку внутри находится запас масла, которое вытечет через открытые трубки.

Проверка сопротивления

Проверка сопротивления обмоток позволяет проверить целостность цепи и отсутствие короткого замыкания на корпус. Для тестирования используется мультиметр, который переключается в режим омметра. Перед началом выполнения работ требуется снять защитную крышку распределительной коробки, под которой расположены выводы от обмоток электрического двигателя. В коробке размещены концевые части цепей рабочей и пусковой обмотка, а также общий вывод. Допускается проверять работоспособность обмоток без снятия компрессора с холодильника.

Сопротивление между контактами, расположенными в распределительной коробке, составляет 15-45 Ом (зависит от измеряемой цепи и модификации электромотора). При значениях, отличающихся более чем на 10-15 Ом от указанных параметров, компрессор считается непригодным к дальнейшей эксплуатации. Дополнительно проверяется исправность изоляционного слоя на обмотках – тестер подключается к выводам в коробке и металлическому корпусу агрегата. На исправном узле прибор покажет обрыв (или “бесконечное” сопротивление).

Проверка давления

Проверить работоспособность компрессора холодильника можно манометром, который измеряет давление газа, создаваемое агрегатом. Тестирование производится до слива хладагента и снятия агрегата из холодильной машины. Для измерения применяется специальный манометр с резьбовой втулкой, который накручивается на нагнетающий канал. На исправном узле после включения питания давление доходит до 6 атмосфер и выше. При отсутствии давления, пульсации или низком значении требуется проверить состояние магистральных трубопроводов и корпуса агрегата.

Причиной низкого давления может стать повреждение поршня или рабочего цилиндра, установленного внутри корпуса компрессора. Допускается разобрать агрегат, предварительно демонтировав узел. Металлический корпус разрезается шлифовальным кругом или ножовкой, при проведении работы следует быть осторожным, поскольку внутри кожуха находится масло. Поврежденные узлы заменяются на аналогичные детали, взятые от другого компрессора. Полость устройства промывается от остатков стружки и масла, а затем половины соединяются сваркой.

Проверка тока

Чтобы окончательно проверить компрессор на холодильнике своими руками, необходимо убедиться в подаче напряжения на клеммы электродвигателя. Для работы мотора в холодильных машинах используется специальное пусковое реле, для тестирования оборудования рекомендуется использовать новый или заведомо исправный узел. Для проверки работоспособности применяется тестер, дополненный клещами для подсоединения к выводам реле и кабеля питания.

Перед началом проверки реле холодильника на работоспособность рекомендуется проверить состояние кабеля питания и штепсельной вилки. Установленный в разрыв цепи между шнуром питания и реле тестовый прибор должен показывать ток в пределах 1,3-1,5 А (зависит от мощности установленного двигателя). Нормативное значение тока указывается на табличке, приклеенной к корпусу компрессора холодильника. Допускается проверить работу агрегата при прямом подключении питания к обмоткам.

Оцените статью
Topsamoe.ru
Добавить комментарий