Эпоксидная смола для заливки украшений

Доброго времени суток начинающие мастера! Я уже два года занимаюсь украшениями из живых цветов и эпоксидной смолы и, достигнув хороших результатов, хочу поделиться с вами секретами своей техники. Казалось бы, все элементарно: высушила цветок, залила его смолой и прицепила фурнитуру, однако такая наивность будет стоить вам не одной банки переведенной впустую эпоксидки, не говоря уже о загубленных нервах. В свое время я не нашла ни одного достойного мастер-класса по созданию украшений своими руками из живых цветов и эпоксидной смолы, потому и написала этот материал. Итак, если чувствуете в себе потребность создавать что-то приятное глазу, то для начала придется немножко потратиться.

Список всего необходимого:

  • Эпоксидная смола, двухкомпонентная
  • Два шприца без иглы (продаются в любой аптеке)
  • Емкость для смешивания смолы и отвердителя (пластиковый стаканчик)
  • Палочка для этого самого смешивания (деревянная)
  • Керамическая плитка или картон (вообще любая ровная твердая поверхность, желательно на ровном же столе)
  • Скотч (широкий односторонний)
  • Фурнитура для украшений (коннекторы, швензы, соединительные кольца, основы)
  • Мини-дрель (продается практически в любом строительном, берите самую дешевую, лично я пользуюсь DREMEL 300)
  • Набор насадок для нее (маленькое сверло и наждачную головку для обточки)
  • Хорошее настроение для себя 😉 Ну и перчатки с респиратором было бы неплохо

Совет: Прежде чем закупаться, убедитесь, что располагаете подходящим рабочим местом. Если вы живете в однушке с бабушкой и мамой, с изготовлением украшений из смолы придется повременить. Как минимум нужна отдельная комната, где вы сможете вдыхать вреднючие пары смолы (если не озаботитесь вентиляцией) в гордом одиночестве.

Работа эта грязная, шумная и вообще здоровью не способствует, но несколько несложных манипуляций позволят свести негативные влияния творчества к минимуму.

Техника безопасности при работе с эпоксидной смолой:

  • если вы не токсикоман, откройте хотя бы форточку
  • всегда держите под рукой тряпочку — поверьте, гораздо легче вытирать смолу, чем потом скалывать ее с линолеума
  • не хотите острых ощущений? Тогда уберите все ковры в радиусе видимости
  • пожалейте ваших соседей по жилплощади, не занимайтесь обточкой украшений, пока они дома. Во время сего действа надевайте респиратор

К слову о листиках

Листья (лепестки, цветы) должны быть обязательно хорошо высушены. Это дело не быстрое (4 недели), так что заготовьте их заранее. Я вкладываю свежие лепестки в сложенную белую бумагу, затем в книгу (это чтобы на цветах не отпечатывались буквы). Чем книга толще, тем лучше (отлично подходят старые советские учебники). Для хранения высушенных листиков можно использовать магнитные фотоальбомы.

Если надумаете работать с бутонами (для заливки в шарики) вам потребуется темное сухое пространство, например шкаф. Продеваете нитку в иголку, на конце нитки затягиваете узел потолще и пропускаете иглу через ножки бутонов (именно для этой операции и следует оставлять эти самые ножки). Получившуюся гирлянду привязываем к двум вешалкам и прячем в шкаф. Четыре недели и материал готов.

Стоит иметь в виду, что многие лепестки визуально изменяются во время работы, и совсем перестают напоминать то, что вы сорвали в саду. Некоторые усушиваются до чего-то несуразного, некоторые чернеют или совсем обесцвечиваются. И если дурацкую ромашку совершенно не жалко, то погубленные дорогущие цветки гортензии точно заставят вас грустить.

Фурнитура

Львиную долю удовольствия работы с украшениями составляет именно выбор фурнитуры. Все просто: чем она дороже, тем качественнее. Во всем процессе создания украшений можно сэкономить, но только не на фурнитуре, это именно тот случай, когда скупой платит дважды. Мало того, что сделанные в Китае застежки регулярно ломаются, так еще и смотрятся откровенно убого и, скорее всего, у вас рука не поднимется прилепить что-то подобное на свой с таким трудом выпестованный листик.

Подготовка смолы

Ну что ж, все приготовления завершены, мы можем начинать. Для начала прочитайте инструкцию к вашей смоле — пропорции смешивания разнятся от марки к марке. Лично пользуюсь смолой Crystal, 4 мл смолы на 1,2 мл разбавителя.

И смолу, и отвердитель набираем шприцами без игл, естественно разными. После использования их лучше выбросить, они стоят копейки. Отвердитель лучше аккуратно спускать по стенке стаканчика, чтобы он не брызгал.

После этого начинаем смешивание. Тут ничего феноменального: мешать можно хоть пальцем, 3-4 минуты. Не смущайтесь обилия пузырей в смоле, дайте ей отстояться и они уйдут.

Смолу периодически помешивайте. Готовая к использованию смесь должна по консистенции напоминать мед. Сложно объяснить на пальцах, сколько именно ее намешать, это естественно зависит от количества приготовленных лепестков, их размера и, что примечательно, густоты смолы. Свежая моментально растекается и выходит, что вы больше засмолили сам поднос, нежели лепестки. Так что здесь важно поймать момент.

Пока смола отстаивается — подготовьте рабочее место. Уберите стол, достаньте поднос и цветы. Желательно сделать влажную уборку, ибо нет ничего обиднее, чем потенциально красивое украшение, заляпанное пылью.

Подготовка подноса

Требуется ровный стол, который не жалко заляпать, и поднос. Ключевой же здесь момент — это выбор покрытия, которое должно обладать целым рядом свойств, как например:

  • дешевое
  • доступное
  • не должно прилипать к смоле
  • должно быть глянцевым (матовая поверхность делает матовой и застывшую смолу)

На ум сразу же приходит магазинный полиэтиленовый пакет, но к глубокому сожалению он не удовлетворяет 3 пункту и намертво прилипает. Одно время я использовала пищевые пакеты для запекания, но и они периодически подводили и губили целые подносы украшений.

Совет: Обклейте поднос скотчем и навсегда забудьте о такой проблеме, как прилипание украшений.

Заливка

Итак, смола загустела, лепестки выложены на покрытую скотчем поверхность, начинаем творить. Берем нашу боевую палочку, окунаем кончик в смолу и наносим каплю на лепесток.

В принципе можете ее по нему размазать, придерживая листик пальцем (в латексных перчатках, дабы не осталось жирных следов), но она и сама неплохо растекается. Тут вы и проверите, насколько ровен ваш стол. Покрыв все приготовленные лепестки первым слоем смолы, накрываем наш чудо-поднос крышкой и оставляем все это на 24 часа. Затем наносим еще один слой смолы (пока что оба слоя приходятся на лицевую часть).

Через сутки переворачиваем лепестки и наносим последний слой, но уже на тыльные стороны наших изделий.

Обточка

Теперь эти бесформенные эпоксидные кляксы с лепестками внутри нужно обработать.

Пришло время расчехлить нашу мини-дрель. Прикрепляете к ней наждачную насадку и обтачиваете украшения (с содроганием вспоминаю, как я точила их вручную пилочкой). Грань изделия держите перпендикулярно дрели. После обточки можно покрыть края изделий лаком или сделать еще одну заливку.

Если полученное украшение вас устраивает, делаете дырочки для крепления колечек. Дырочки мы делаем той же дрелью, но уже со сверлом (диаметр 0,5 мм).

В общем, самую сложную работу мы сделали, теперь осталось только прикрепить фурнитуру. В просверленную дырочку мы продеваем колечко, а в него швензу. Наши серьги из настоящих цветочных лепестков готовы!

Недорогая бижутерия на прилавках ювелирных магазинов всегда привлекала внимание покупателя своими яркими красками. Украшения из эпоксидной смолы пользуются необычайным спросом и популярностью. Именно они идеально воплощают в себе полет дизайнерских идей, некую магию, исходящую от декоративных природных материалов. Для них, застывших в смоле, словно остановилось время. Уникальные свойства смолы позволяют запечатлеть необратимые процессы в природе. Можно бесконечно долго наслаждаться благоуханием любимых цветов, рассмотреть капельку утренней росы, смоделировать взмах крылышка бабочки.

На первый взгляд, речь идет о каких-то фантастических картинах, появляющихся только из-под волшебного пера художника. Но на самом деле, это вполне реальные поделки, над которыми работают обычные люди, такие же, как мы с вами.

Из эпоксидной смолы изготавливают броши, браслеты, кольца, серьги, кулоны и прочие украшения. Некоторые изделия выступают в качестве сувениров. У бижутерии есть своя аудитория поклонниц и поклонников. Даже отсутствие драгоценных камней и металлов в украшениях не снижает интереса у модниц с неординарным вкусом.

Поскольку стоимость таких изделий достаточно высокая, то многие хотели бы научиться изготавливать украшения из эпоксидной смолы своими руками. На просторах интернета вполне достаточно литературы, описывающей методику работы со смолой. К сожалению, часть источников ограничивается лишь общими принципами и не раскрывают всех нюансов, хотя процент успешного результата у начинающего мастера достаточно низкий.

Читайте также:  Розетка rj45 на din рейку

Эпоксидная смола – очень капризный материал. С одной стороны, он не требует к себе специфических знаний. С другой, навык и опыт приходят только после серии неудачных экспериментов. Практическую значимость для начинающих мастеров имеют статьи, представляющие собой пошаговый алгоритм с приведением качественных и количественных показателей. Мы приведем несколько примеров, которыми сможет воспользоваться любой желающий, однако несколько теоретических вопросов все-таки следует рассмотреть.

Общие сведения о материале

В принципе, для того чтобы работать со смолой, много знать о ней не нужно. Разновидность эпоксидки для изготовления украшений называется компаундом. Он продается в виде двух компонентов, один из которых считается основным составом, а другой – отвердителем. В качестве основного состава выступают олигомеры, содержащие эпоксидные группы. Отвердителем являются амины или кислоты.

Рабочий состав готовится путем смешивания компонентов. Вступая в химическую реакцию, они образуют связанный полимер, физические свойства которого отличаются от первичного олигомера. Простыми словами, смола застывает и кристаллизуется.

Пропорция для компонентов зависит от марки смолы. Ее указывает производитель в документации. Внешне застывшая смола похожа на прозрачный пластик или оргстекло, однако превосходит указанные материалы по показателям прочности. Важны и другие ее качества, позволяющие использовать эпоксидку, как компаунд, это прозрачность, износостойкость, устойчивость к ультрафиолету. Но самое главное качество, которым оперирует мастер, — сохранение формы после полимеризации.

Наличие у эпоксидной смолы привлекательных для мастера свойств не гарантирует получения удовлетворительного результата. Перед проектированием работ необходимо познакомиться с некоторыми требованиями, которые предъявляет компаунд на разных этапах. Подготовительный этап начинается с подбора материала. Сегодня можно купить готовую смолу именно для украшений, не вдаваясь в подробности ее характеристик. Тем не менее, есть ряд важных параметров, на которые следует обратить внимание.

  • Наличие инструкции. Эксперименты с пропорциями компонентов могут привести к порче материала. Недостаток отвердителя не позволит смоле застыть, а его избыток помешает заливке. Подробные действия указаны в инструкции, которая должна прилагаться вместе с товаром.
  • Время жизни смолы. Важный параметр, показывающий, в течение какого времени происходит интенсивная реакция полимеризации. В результате этой реакции выделяется тепло, поэтому при заливке больших объемов может наблюдаться вскипание компаунда. Так как при изготовлении бижутерии расход материала минимален, то можно выбирать марки с небольшим временем жизни.
  • Отсутствие пузырьков воздуха. В процессе приготовления состава и заливки в смоле могут образовываться пузырьки. Необходимо свести возможность их образования к минимуму. Для этого смешивать компоненты и заливать компаунд следует с особой осторожностью. Состав предварительно подогревается на паровой бане. Декоративные элементы покрываются грунтовкой.
  • Сверкающая прозрачность. Даже самые прозрачные модели эпоксидных смол после отверждения покрываются матовой пленкой. После полировки появляется характерный глянец.

Подготовка инструментов

Работа начинается с подготовки необходимых инструментов. Их перечень зависит от сложности работ, поэтому мы можем привести лишь рекомендации. В силу того, что компаунд после смешивания компонентов застывает, потеря времени может дорого обойтись мастеру, так что данным этапом пренебрегать нежелательно.

Приведем перечень оборудования и инвентаря, который необходимо подготовить заранее.

  • Смола и отвердитель.
  • Красители и пигментные порошки.
  • Элементы декора.
  • Емкости для смешивания смолы. Подойдут одноразовые стаканчики. Так как оба компонента прозрачные, то оценить качество их перемешивания сложно. Можно использовать дополнительный стаканчик и периодически переливать смолу из одной тары в другую.
  • Деревянные палочки для смешивания компонентов, набор зубочисток.
  • Пинцет. Возможно, элементы декора в смоле придется поправить, передвинуть или повернуть.
  • Резиновые перчатки.
  • Силиконовые молды.

Все работы рекомендуется проводить на ровной горизонтальной поверхности. Чтобы защитить поверхность от случайного попадания смолы, можно подстелить полиэтиленовую пленку. Рекомендуемая температура в комнате от 22°C до 25°C градусов. В помещении должно быть чисто, иначе мельчайшие частицы пыли будут оседать на смоле.

Заливаем кулон в виде полусферы

Полусферические кулоны получаются достаточно массивными, зато внутрь можно поместить различные декоративные элементы. В нашем случае это будут зонтики одуванчика. Габариты заготовки диктуются размерами молда или имеющейся фурнитуры. Необходимо четко себе представлять, какой результат получится в конечном итоге.

Вдобавок к приведенному перечню материалов следует подготовить два медицинских шприца. С их помощью очень удобно отмерять объем компонентов для заливки.

Силиконовые молды для украшений продаются целыми наборами. Среди них есть формочки для заливки полусфер, сфер, колец и браслетов.

Молды промываются в мыльной воде, а затем ополаскиваются и вытираются насухо. После застывания кулон будет иметь глянцевую ровную поверхность, а малейшая пыль на силиконе испортит всю картину и придется потом полусферу шлифовать.

Если в инструкции к эпоксидной смоле приведена пропорция соотношения компонентов, то необходимо сделать расчеты массы или объема. Медицинскими шприцами удобно отмерять необходимый объем. Компонент «А» наливается в один стаканчик, а компонент «В» — в другой. Смешивать смолу придется в третьем стаканчике. Рекомендуется для смолы и отвердителя использовать разные шприцы.

От точности измерений зависит результат. При малом количестве материала погрешность должна быть минимальной. Вводить отвердитель в основной состав следует медленно, чтобы не образовывалось пузырьков. Деревянной палочкой компоненты перемешиваются. Некоторые опытные мастера рекомендуют перелить готовую смолу в чистый стаканчик и еще раз перемешать. Объясняют сие действие они тем, что у дна стаканчика компоненты не промешаны как следует, а их прозрачная консистенция не позволяет оценить однородность состава. В среднем, на размешивание тратится около 10 минут времени.

Одуванчик аккуратно помещается в молд, а зонтики, которые выступают наружу, удаляются пинцетом.

Смола после подготовки заливается не сразу заливается, ей нужно дать отстояться примерно 30 минут. Повышение температуры стаканчика говорит о том, что реакция полимеризации началась, это нормальное явление. Заливается компаунд в молд тонкой струйкой.

Здесь есть одна практическая подсказка. Если опустить деревянную палочку в форму, то по ней будут стекать капли смолы.

Аккуратность нужна, чтобы не образовывалось пузырьков и чтобы смола не нарушила форму одуванчика. Заливается эпоксидка чуть выше уровня молда, так как плоскую часть полусферы впоследствии придется шлифовать.

Изделие на время отверждения смолы следует накрыть, чтобы на него не попала пыль. Примерно через сутки полусфера будет готова. Наждачной бумагой шлифуется ее плоская часть. В этом месте как раз цветок соединяется со стеблем. Фурнитура крепится различными способами. Зачастую применяют пистолет с горячим клеем, но иногда сам компаунд используется, как клеевой состав.

Кольца и перстни

Для колец и перстней также существуют специальные молды. К материалам придется добавить краситель или пигментную пасту, так как прозрачная смола без наполнителя не будет смотреться. Однако при наличии красивого декора именно прозрачность сыграет решающую роль. На алгоритм заливки способ декорирования никак не повлияет.

В качестве декора могут быть использованы цветные стеклышки, соцветия растений, мелкие фрагменты древесины. Если решено сделать перстень с перламутровым наполнением или прозрачный перстень из смолы с красителем, необходимо предусмотреть один важный нюанс. При смешивании компонентов нарушается пропорция, благодаря наличию красителя.

Избыток отвердителя приведет к тому, что на изделии будут оставаться отпечатки от пальцев, а недостаток не позволит смоле вовремя застыть. Некоторые производители продают краску, растворенную в компоненте «А» смолы, чтобы было легче рассчитать количество отвердителя. В любом случае, жидкие наполнители следует добавлять малыми дозами. Порошковые пигменты никакого влияния на приготовление состава не оказывают. С ними можно работать и экспериментировать смелее.

Колеровать эпоксидную смолу в домашних условиях можно и без специальных красителей. В компонент «А» до его смешивания с компонентом «В» добавляется раствор бриллиантового зеленого. Кстати, мало кто знает, что зеленка широко используется в промышленности в качестве красителя, а в медицине антисептик применяется только в России и еще нескольких странах бывшего соцлагеря. Допускается подкрашивание чернилами, они на свойства смолы никак не повлияют. В качестве пигмента можно использовать алюминиевый или графитный порошок.

Качественный силиконовый молд хорошо отстает от застывшей смолы, создавая изделию гладкую поверхность. В финишной стадии работ относят шлифование и полировку при необходимости. Полировать эпоксидную смолу можно любыми пастами, в частности, теми, которые предназначены для ухода за ЛКП автомобилей.

Браслет

Еще одно популярное изделие, для которого нужен специальный молд. Если нет молда, то его готовят самостоятельно. Для этого используют специальный двухкомпонентный силикон. Но для качественной работы потребуется клише, то есть, с готового украшения необходимо сделать слепок. В настоящее время подобное занятие теряет свою актуальность, так как в интернет-магазине можно приобрести недорогие наборы готовых молдов.

Сначала нужно определиться с наполнителем. Здесь все зависит от вашей фантазии. В качестве примера рассмотрим изготовление браслета с мелкими ракушками или камешками. Если нет возможности поехать на море, собирайте красивые камешки из речного песка. В прозрачной смоле они тоже будут достойно смотреться.

Читайте также:  Как удалить царапину на зеркале

Можно пойти на маленькую хитрость. Дело в том, что если камешки и ракушки просто высыпать в молд, то они будут скапливаться у дна. После заливки окажется, что половина браслета декорирована, а вторая половина осталась прозрачной. Если предварительно стенки молда смазать смолой при помощи кисточки, то за то время, пока состав станет достаточно густым, тонкий слой эпоксидки будет липким. К нему легко приклеятся мелкие ракушки. Эта процедура достаточно кропотливая, зато общая картина будет выглядеть так, будто морские камешки парят в воздухе.

Появление пузырьков – явление нежелательное, но вполне нормальное, они образуются в результате того, что компаунд проникает в различные полости, вытесняя из них воздух. Крупные предметы декора рекомендуется предварительно грунтовать. В нашем случае грунтовать каждую ракушку или каждый камешек невозможно, поэтому придется от пузырьков избавляться.

Даже если сразу после заливки воздуха в смоле не оказалось, это не означает, что его и не будет. Пузырьки могут появиться через некоторый промежуток времени, и за их появлением необходимо следить. Выгнать воздух на поверхность можно двумя способами: нагревая смолу монтажным феном и нагревая весь молд в духовке. Духовку разогревают до 80°C градусов и отключают. Затем в нее помещают молд с эпоксидкой. Критическая температура для силикона составляет около 240°C градусов, поэтому данная процедура будет абсолютно безопасной для нашей формочки.

Если ровная горизонтальная поверхность для создания перстней важна, но не принципиальна, то при заливке обруча горизонт является обязательным условием. В противном случае эпоксидка застынет под некоторым углом к оси браслета. Чем аккуратнее будет произведена заливка компаунда, тем меньше работ по шлифовке ожидает мастера. Заливать смолу нужно тонкой струйкой, чтобы она не выплескивалась за пределы молда, а также не образовывалось лишних пузырьков.

Изготовление без молда

Отсутствие молдов не должно стать препятствием для творческой мысли. Вязкость – важный показатель, позволяющий делать украшения из эпоксидной смолы в виде линз. Они будут иметь приплюснутую форму, поэтому используются, как кулоны. В качестве декора отлично подойдут сухие цветки, причем композиция может быть простой или составной. В простой композиции используется только соцветие или цветок на одной ножке.

Но картину можно сделать составной. Для этого потребуется проявить творчество.

При наличии готовой подходящей фурнитуры линза будет формироваться прямо на ее поверхности. Для повышения адгезии и получения эстетичной картины необходимо на металл нанести полимерную глину, после чего заготовку следует выдержать в горячей духовке. Скажем прямо, нужно очень постараться, чтобы отыскать такую фурнитуру, поэтому рассмотрим более тривиальный способ.

  • Сначала нужно подготовить смолу. Пригодится опыт с использованием стаканчиков, описанный выше. Необходимо понимать, что линза будет формироваться за счет сил поверхностного натяжения, поэтому смешивать компоненты нужно по инструкции, но теперь смола должна постоять около 2-3 часов, чтобы стала более вязкой. За такое длительное время практически все пузырьки выйдут на поверхность.
  • Чтобы контролировать процесс растекания пятна смолы, удобно воспользоваться трафаретом, вырезанным из бумаги. Он может иметь округлую, овальную или неправильную форму.
  • На ровную горизонтальную поверхность настилается полиэтиленовая пленка, которая защитит поверхность от смолы. На нее накладываются трафареты и сверху накрываются прозрачной папкой-файлом.
  • Смола наливается пятном на пленку файла, а трафарет позволяет контролировать растекание пятна. Эпоксидку распределяют по площади трафарета с помощью зубочистки. Получившаяся линза застывает в течение суток. В это время она должна быть надежно защищена от попадания пыли. При желании получить более рельефную поделку заливку повторяют.
  • На заготовку наносят небольшую порцию смолы, которая в данном случае играет роль клеевого состава. Цветки растений приклеиваются к линзе, а затем снова наступает этап сушки.
  • На завершающем этапе снова формируется линза, которая закроет внутри себя декор.

После описанных действий останется только шлифовать и полировать почти готовый кулон, приклеить фурнитуру и дать клею застыть. Разнообразить композицию можно, создав задний фон. Для этого первую заливку производят подкрашенной смолой, а после добавления декора – прозрачной.

В сети интернет достаточно видеороликов, каждый из которых представляет собой мастер-класс по изготовлению украшений. В данном виде прикладного искусства определенной технологии нет, так как она основывается на фантазии мастера. Но, изучив и проанализировав опыт коллег на нескольких элементарных примерах, практически каждый новичок получает достаточно знаний, чтобы полноценно включиться в деятельность. Все остальные навыки приходят со временем.

Эпоксидная смола весьма востребована у ювелиров. Этот материал отлично подходит для изготовления брошек и браслетов, кулончиков и подвесок. Прозрачная пластичная масса идеальна для ручной работы, причем научиться делать бижутерию сможет каждый. Ювелирная смола в готовом, застывшем виде имитирует стекло, кристаллы, драгоценные камни, выглядит изящно и оригинально.

Описание ювелирной смолы

Эпоксидная смола – современный полимерный материал, активно применяющийся для строительных, монтажных работ, а также отливки галантереи, украшений, изделий для дома. В рукоделии эпоксидка очень популярна, она позволяет создавать настоящие шедевры своими руками.

На вид ювелирная эпоксидная смола представляет собой прозрачную жидкость с довольно густой консистенцией. Это – двухкомпонентное средство, оно состоит из собственно смолы и отвердителя. Последний является важнейшим компонентом, запускающим реакцию полимеризации (отверждения). Без отвердителя смола остается текучей, только это вещество придает ей определенные свойства. Вот основные из них:

  • стойкость к действию ультрафиолета, влаги, бытовой химии;
  • прочность, отсутствие реакции на удары, вибрацию;
  • термостойкость.

До начала полимеризации в массу можно добавлять разные сухие наполнители – например, красители, модификаторы, пластификаторы, деревянную крошку или пробку. Они меняют свойства глазури в нужную сторону. Отвердитель добавляется строго в определенной пропорции со смолой. Обычно соотношение составляет 10:1 или 8:1, но может быть иным в зависимости от конкретной марки.

Приобрести прозрачную ювелирную смолу можно в любом магазине стройматериалов, товаров для ремонта, творчества и рукоделия. Она довольно бюджетна по стоимости, легка в работе, а конечный результат всегда радует. Отечественные марки дешевле, при этом имеют отличное качество. Зарубежные ювелирные смолы чаще всего оснащены дополнительными принадлежностями – перчатками, стаканчиками, палочками для замешивания. Иногда в комплекте идут молды – формы для заливки эпоксидки. Лучше приобрести качественный материал, в противном случае он может со временем пожелтеть, помутнеть.

Меры предосторожности

При работе со смолой следует строго соблюдать технику безопасности. Нужно сразу купить средства индивидуальной защиты:

Нельзя работать в непроветриваемом помещении. Если в нем нет достаточной вентиляции, придется дышать испарениями, что вредно для организма. Пары могут вызвать аллергическую реакцию, раздражают дыхательные пути. Ярко выраженный химический запах неприятен, хотя некоторые дорогие марки эпоксидки не так плохо пахнут. После отверждения эпоксидная смола полностью безопасна, различные колечки и броши можно дарить даже детям.

При попадании смолы или отвердителя на кожу следует сразу же промыть участок с мылом, затем обильно теплой водой. Нельзя применять эпоксидку для изделий, контактирующих с пищей. Занимаясь полировкой, также надо надевать респиратор – так мельчайшие частицы вещества не попадут в органы дыхания.

Работа с ювелирной смолой

Бижутерия – самая популярная область использования эпоксидки среди рукодельниц. Для того, чтобы делать украшения, нужно приобрести соответствующие молды. Так называют заливочные формы, которые делают из силикона или иных материалов. Они удобны в применении, из них легко извлекается готовое изделие.

При работе со смолой надо строго соблюдать температурный режим. Реакция полимеризации протекает с выделением тепла, при этом эпоксидка нагревается до +60 градусов. При перегревании она безвозвратно портится.

Подготовка рабочего места

Для проведения работы с ювелирной смолой потребуется ровное место – небольшой столик, поднос. Покрытие основания должно быть глянцевым, не прилипающим к смоле. Применение полиэтиленовых пакетов неудобно, капли смолы намертво к ним липнут. Лучше всего обклеить поднос бумажным скотчем с блестящей поверхностью. Также можно положить на столик керамическую плитку, лист картона.

Перед работой важно приготовить все необходимые приспособления, фурнитуру, декор. Из основных материалов понадобятся смола и отвердитель (обычно идут в комплекте). Также пригодятся:

  • два шприца (иглы не нужны);
  • посуда для замешивания смолы (можно брать одноразовый стаканчик);
  • деревянная палочка для перемешивания массы;
  • мини-дрель;
  • насадки к мини-дрели для шлифовки, полировки, насадка-сверло, головка для обточки;
  • средства индивидуальной защиты;
  • сито;
  • растительное масло или вазелин;
  • пинцет.

Фурнитуру подбирают в зависимости от типа изготовляемых украшений. Это могут быть основы, соединительные кольца, швензы, коннекторы, обрамления. Экономить на фурнитуре нельзя, иначе застежки и крепления быстро испортятся. Декор для изделий выбирается самостоятельно. Это могут быть такие предметы:

Читайте также:  Алмазная коронка для подрозетников цена

Природный материал – растения, цветы – предварительно сушится между страницами книги. Готовить его надо заранее, ведь процесс сушки может занять до месяца. Бутоны надевают через ножки на нитку при помощи швейной иглы. Полученную «гирлянду» развешивают в темном шкафу, она сохнет 3-4 недели.

Подготовка смолы

Перед тем, как работать, важно ознакомиться с инструкцией к ювелирной смоле. Там будет указано, какую температуру в помещении надо поддерживать, каковы пропорции смолы и отвердителя. Обычно производитель советует работать при +25…+30 градусах и невысокой влажности – до 55 %.

Поскольку для изготовления украшений применяются небольшие порции смолы, сильного нагревания во время полимеризации не будет. Поэтому смолы многих марок рекомендуется немного подогревать – это делают путем помещения тюбика в горячую воду (60 градусов). Через 5-10 минут смолу достают из воды и приступают к смешиванию с отвердителем.

  • набрать эпоксидку и отвердитель разными шприцами без игл;
  • налить в одноразовый стаканчик нужное количество смолы;
  • малыми порциями добавить отвердитель в указанном соотношении, сразу тщательно перемешивая массу;
  • размешивать средство надо в течение 3 минут, но не слишком интенсивно – это вызовет появление воздушных пузырьков.

Пузыри – основная трудность, с которой сталкиваются новички. Для сохранения прозрачности глазури нужно дать выстояться перемешанной смоле в течение 10 минут. Пузырьки выйдут на поверхность, и их можно будет проткнуть иголкой. Готовая масса должна иметь консистенцию густого меда.

Если это требуется, на данном этапе в средство вводятся наполнители. Все делают быстро, пока смола не вступила в стадию полимеризации. Обычно добавляют деревянные стружки, опилки, крошку, пробку. Надо учесть, что они сразу опускаются вниз, поэтому распределять их надо аккуратно.

Общая масса наполнителя не должна превышать 50 %. Чем больше посторонних веществ в ювелирной эпоксидке, тем более хрупким получится готовое изделие. Лучше ввести в него немного пластификатора (годится пара капель касторового масла).

Заливка

Чтобы начать процесс заливки смолой, следует подготовить мелкое ситечко. Этот способ не подходит, если в массе есть наполнители. Предварительно форму смазывают вазелином, паркетной мастикой. Это требуется только для молдов домашнего изготовления из подручных материалов. Формы из силикона, оргстекла в смазке не нуждаются, готовое изделие извлекается из них без труда.

Далее эпоксидную смолу вливают в форму, ее глубина не должна быть более 30 мм. В первые 60-120 минут состав будет оставаться жидким, но постепенно начнет густеть. Если нужно ввести декор, это делают при помощи пинцета. Важно не лить слишком толстый слой, иначе глазурь не сможет затвердеть до конца. Если декор крупный, то вливают ½ смеси, укладывают украшение, после добавляют оставшуюся смолу. Форму надо прикрыть, чтобы на поверхность не садилась пыль. Время сушки изделия – 24 часа.

Полировка

Полученные изделия из смолы нужно правильно отполировать. Для этого применяют мини-дрель с наждачной насадкой. Украшения обтачиваются нужным образом, грани при этом держат перпендикулярно дрели. Далее края можно покрыть лаком или снова развести смолу и при помощи кисточки смазать края. После полировки просверливают дырочки для закрепления колечек, застежек. Диаметр сверла не должен быть более 0,5 мм.

Мастер-класс по изготовлению бижутерии из ювелирной смолы

Как сделать различные украшения, бижутерию? Есть ряд тонкостей при изготовлении колец, сережек, брошей, кулонов, они будут описаны ниже.

Делаем кольца

Мастер-класс по созданию колец следует начинать с подготовки форм и принадлежностей. Нужно приобрести смолу, отвердитель и стандартный набор дополнительных материалов, в том числе глиттеров, иных элементов декора.

Работа проводится так:

  • наливают в тару воду с температурой +60 градусов;
  • опускают запечатанный тюбик с эпоксидкой (важно, чтобы ни капельки не попало внутрь), оставляют на 10 минут;
  • набирают смолу и отвердитель, смешивают с эпоксидкой в нужной пропорции;
  • обычно для кольца хватает 3 мл готовой смеси;
  • для удаления пузырьков стаканчик с хорошо перемешанной массой еще раз ставят в емкость с горячей водой;
  • опять вымешивают массу прямо в таре с водой, пока не исчезнут все разводы, пузыри;
  • оставшиеся пузырьки выдувают при помощи соломинки для коктейля;
  • вливают смолу в форму, делают это за 2-3 приема, чтобы в каждый слой положить нужное количество декора – присыпок, глиттеров, блесток, сушеных цветков, хвои;
  • послойную заливку делают через 2-3 часа от предыдущей, поэтому каждый раз заводят новую порцию смолы;
  • оставляют застывать кольцо недалеко от батареи на сутки;
  • достают из формы изделие, ударив по нему с тыльной стороны;
  • острые края шлифуют, можно сделать это пилочкой для ногтей.

Оригинально выглядит кольцо из дерева и эпоксидной смолы. Для этого можно взять палочки для суши или любые обрезки деревянной мебели, настрогать их. Деревяшки укладывают на дно формы, заливают готовой смолой. Предварительно можно покрасить материал специальными пигментами, их вводят до применения отвердителя.

Кулоны из смолы своими руками

Из смолы можно сделать искусственный янтарь, получаются очень красивые кулоны. Также можно изготовить иные поделки с добавлением краски любого оттенка, блесток или прочих элементов декора. Для кулонов обязательно подготавливают проволоку. Обычная со временем темнеет, поэтому применяют материал со специальным покрытием. Годится мягкая, но не тонкая проволока из алюминия 1,5 мм диаметром. Чтобы закрепить цепочку или шнурок, надо свернуть проволочное колечко и обрезать у него хвостик близко к месту соединения.

Само колечко наклеивают на двусторонний широкий скотч, который второй стороной приклеивают к ровной поверхности (плитке, картону). После раскладки декора в форму делают заливку готовой эпоксидной смолой с отвердителем, предварительно эпоксидка выстаивается в течение 20 минут. Заливают в «линзы» один слой, чтобы создать дно и закрепить рисунок. Оставляют изделие на 8 часов, после делают еще один слой, потом третий. В последний аккуратно погружают свернутое из проволоки колечко. Окончательное высыхание длится 24 часа. Также можно высверлить в готовом кулоне дырочку и просто вставить туда проволочное кольцо, эффект будет таким же.

Изготовление сережек

Технология изготовления сережек может быть еще более простой, не потребуется даже специальных молдов. Важно только купить высококачественную смолу и хорошие крючки-застежки, а также раздобыть сухоцвет, веточки, любой декор.

Работа заключается в следующем:

  • подготовить эпоксидную смолу, замесить ее, оставить на 2 часа для обретения вязкости;
  • нарисовать на бумаге трафареты овальной, округлой или другой формы;
  • застелить рабочую зону клеенкой либо промыть и насухо вытереть, выложить трафареты, накрыть их сверху канцелярскими мультифорами;
  • начинать лить загустевшую смолу прямо на мультифору, аккуратно распределяя по трафарету при помощи зубочистки;
  • высота заготовки должна составить не более 1 см;
  • сверху прикрыть заготовки куполами от пыли, оставить на сутки;
  • после застывания придать серьгам нужную форму при помощи пилочки;
  • замесить еще одну порцию смолы, выдержать 2 часа;
  • на заготовки положить декор, капнуть немного смолы, дать чуть подсохнуть;
  • затем выполнить еще несколько слоев кисточкой, каждый должен сохнуть по 2 часа;
  • в окончание работ дать серьгам высохнуть сутки, затем отшлифовать и просверлить дырочки для крючков.

Броши из смолы

Для создания брошей дополнительно могут понадобиться акриловые красители. После соединения смолы и отвердителя дают массе настояться 2-3 часа, затем заливают в специальные формы для брошей. Предварительно края форм можно покрыть смесью ПВА и красителей, тогда изделия обретут оригинальный вид. Внутри брошей красиво смотрится композиция из сухоцветов. Чтобы они не всплыли на поверхность, выполняют первый слой заливки, дают ему подсохнуть 2 часа, а затем подклеивают декор при помощи ПВА. Окончательно сушат изделия не менее суток.

Кабошоны в домашних условиях

Под кабошонами понимают способ обработки камней, при котором они обретают гладкую выпуклую поверхность без граней. Кабошоны плоские в одной стороны, а с другой выглядят как линза. Проще всего заливать их в специальные формы, разводя эпоксидку по инструкции. Ею промазывают стенки формы тонким слоем, а после застывания вынимают заготовку. Теперь в нее можно вложить любой декор, потом ее заполняют до основания. После сушки шлифуют медальон до идеальной гладкости.

Полезные советы по работе с ювелирной смолой

Если ждать длительного высыхания бижутерии нет времени, процесс можно ускорить. Для этого подогревают изделие в духовом шкафу при температуре до +50…+60 градусов. Многие мастера, если дрели нет в наличии, вводят в изделие шнурок, пока украшение еще мягкое. Это поможет избежать сверления.