Звук для домашнего кинотеатра

Так часто бывает: после просмотра мощного блокбастера в кинотеатре хочется сделать дома что-то похожее. Однако даже для поверхностного погружения в тему требуется много времени и усидчивости. Не получается игнорировать и финансовый вопрос. Так какое же оборудование выбрать здесь и сейчас? Чтобы было хорошее – и в рамках бюджета.

Реклама – штука страшная: она способна убедить в преимуществе любого товара, если у покупателя нет четкого понимания ситуации. А его у начинающих киноманов нет, поскольку вокруг все производители и продавцы нахваливают совершенно разнотипные решения для создания кинотеатрального звука в гостиной. Выделим три группы:

Саундбар

Это, как правило, компактные устройства класса «все в одном». Саундбар – горизонтально ориентированная колонка, которая содержит электронику, усилитель и динамики. Такой аппарат размещается под экраном ТВ, и в одиночку (или при поддержке внешнего активного сабвуфера) создает имитацию окружающего звучания. Но на то она и имитация: несмотря на старания разработчиков, даже приличный саундбар полноценного домашнего кинотеатра не заменяет. Эффект объемного звука не слишком впечатляющий, а невысокая мощность, реализуемая через небольшие динамики, не позволяет сандбару обрушить на зрителя настоящую звуковую стихию. Исключения очень редки и весьма дороги. Ценность рядового саундбара в другом: с его появлением не нужно перепахивать интерьер комнаты проводами и засеивать колонками! При этом качество звука даже у недорогого саундбара скорее всего окажется лучше, чем у динамиков телевизора.

Кинотеатр «в одной коробке»

Набор, включающий головное устройство с проигрывателем, декодером и усилителями, несколько отдельных колонок, а также сабвуфер. Необходимые для подключения кабели и пульт прилагаются. Преимущество «однокоробочного» кинотеатра в том, что покупателю не нужно ни о чем переживать: все необходимое входит в комплект, да и настройка системы предельно упрощена. Нужно определиться лишь с дизайном, ценой и оптимальной конфигурацией – 5.1, 7.1 или еще более замороченной. В некоторых комплектах ради удобства инсталляции тыловые колонки можно подключить без проводов, что избавит от необходимости тянуть кабели через всю комнату. Можете радоваться – но только если позади слушателей есть свободная силовая розетка. Потому что в действительности сигнал по воздуху долетает лишь до блока усилителя тыловых спикеров, от которого к колонкам идет уже по проводам. Впрочем, это нюансы. Главное, что объемный звук «однокоробочной» системе удается куда лучше, чем саундбару, поскольку тыловые колонки тут уже не виртуальные, а самые настоящие. Общее качество воспроизведения тоже выше. Большинство «однокоробочных» систем обеспечивает приемлемый эффект вовлечения в происходящее на экране, если размещены в помещении площадью до 20 кв.м. Разочарованными могут остаться, разве что, любители смотреть музыкальные видеопрограммы и ценители высокой громкости: их удел – полноразмерные компонентные системы.

Компонентный домашний кинотеатр

Комплект индивидуально составляется из блочной аппаратуры (как минимум, AV-ресивера и источника сигнала), основных акустических систем и низкочастотной колонки – сабвуфера, иногда двух. Простор для творчества огромный, совокупная мощность всех АС с легкостью приближается к киловатту или даже превышает его, выбор дизайна и отделки широчайший, а верхняя платка стоимости фактически не ограничена. Именно с помощью компонентной системы можно создать дома «правильный» кинотеатр! Однако на систему даже базового уровня придется потратить денег больше, чем на «однокоробочный» кинотеатр и, тем более, типовой саундбар. И чистоту интерьера сохранить едва ли получится. Впрочем, если на стадии ремонта помещения озаботиться вопросом подведения нужных кабелей к местам установки оборудования, а акустику и технику выбирать в нужной стилистике, то краснеть перед гостями не придется.

Стремление к эстетичным решениям приведет экономного киномана в сегмент саундбаров. Кроме того, более «взрослое» оборудование в заданный бюджет просто не вписывается. Рассматривать имеет смысл только те модели саундбаров, которые можно использовать с внешним сабвуфером, либо те, у которых данный модуль уже входит в комплект: при столь компактных размерах основной колонки его наличие строго необходимо в любом случае. Для начала рекомендуем присмотреться к моделям JBL Cinema SB350 (первое фото) и LG SH7B. Обе сабвуфером укомплектованы изначально.

Первая система не поражает возможностями: цифровой аудиосигнал может поступать от источника через оптический вход S/PDIF, либо по возвратному аудиоканалу (ARC) от телевизора через интерфейс HDMI. Декодировать самостоятельно аппарат умеет только стереозвук в формате PCM, либо Dolby Digital. Иными словами, JBL Cinema SB350 – это, по сути, выносная акустика для ТВ. Зато звучит бойко, в чем есть немалая заслуга комплектного внешнего сабвуфера.

Комплект LG SH7B оснащен посолиднее: имеется возможность подключения к локальной сети, а главное, есть декодер Dolby Digital и DTS. Это значит, что источник сигнала можно подключить через HDMI напрямую к акустике, получив имитацию многоканального звука по схеме 4.1.

Есть ли альтернативы? Есть: пара активных колонок в корпусах из древесной плиты. В пределах 25 000 рублей можно купить уже известные нашим читателям Edifier S1000DB с мощным полосным усилением и хорошими динамиками. Эти спикеры обеспечивают более полновесное и драматичное кинотеатральное звучание, нежели любой саундбар за ту же цену. А уж музыку воспроизводят на порядок лучше. Но занимают они гораздо больше места, и имитации окружающего звучания не предлагают. Только стерео.

При таком бюджете у покупателя есть выбор между неплохим домашним кинотеатром «в одной коробке» и очень хорошим саундбаром. Следует помнить, что при равной цене саундбар наверняка будет иметь более впечатляющее оснащение, но уступит кинотеатральному набору по качеству звучания.
Советуем рассматривать готовые системы с минимальным оснащением, но максимально высокой мощностью. Колонки (особенно фронтальные и центральная), должны быть как можно крупнее, и, в идеале, в корпусах из древесной плиты. Большой увесистый сабвуфер – еще один признак потенциально высокого качества кинотеатрального звучания. Но лишь признак: перед покупкой выбранную систему имеет смысл послушать в магазине, чтобы понять наверняка. Из текущего ассортимента предложений хочется выделить Onkyo HT-S5805.

По большому счету, это не «однокорбочник», а набор дискретного оборудования: полноценный AV-ресивер начального уровня, комплект сравнительно крупной акустики полочного типа (фронтальная пара – с дополнительными излучателями, направленными вверх для соответствия стандарту Dolby Atmos) и активный сабвуфер. Источника сигнала тут нет, поэтому после завершения комплектования системы всем необходимым ее цена гарантированно выйдет за условный лимит 50 000 рублей. Однако нельзя исключать, что источник сигнала уже есть у покупателя дома. Это может быть проигрыватель дисков, файловый плеер или спутниковый ресивер с выходом HDMI. AV-ресивер из состава комплекта Onkyo совместим с большинством кодеков многоканального звучания, включая Dolby Atmos. Неплохая усилительная часть аппарата отдает сигнал вполне «взрослой» по конструкции акустике. Найти что-то лучше по звуку за такую цену непросто. В помещении площадью до 25 кв.м. система обеспечивает весьма убедительное кинотеатральное звучание, на которое не способно большинство привычных «однокоробочных» систем. Альтернативный вариант – классический «однокоробочник» Samsung HT-J7750W в привычной черной или нарядной белой отделке.

В набор включено все необходимое: центральный блок с проигрывателем Blu-ray 3D / DVD, файловым плеером и радиоприемником, колонки, сабвуфер, провода и пульт. Оснащение системы достаточно богатое: реализовано декодирование современных многоканальных форматов саундтреков, таких как Dolby TrueHD и DTS-HD MA, возможность прослушивания музыки с гаджетов, USB-флешки или по локальной сети. Система работает по схеме 7.1, при этом фронтальная и тыловая пара – напольные. Правда, это сделано только для вида и удобства установки: корпуса-то пластиковые. Звучит набор неплохо, для озвучивания блокбастеров в комнате до 20 кв.м. он подходит вполне. Но если комната просторнее или владельца терзает развитый музыкальный слух, то лучше выбрать менее навороченный, но конструктивно более «правильный» комплект от Onkyo.

Кругленькая сумма? Увы, сегодня это всего-то чуть больше $1500. Тем не менее, с такими деньгами уже вполне можно рассчитывать на компонентную кинотеатральную систему – не супер-компромиссную, а полноценную! И достойно звучащую. Особенно, если площадь помещения не превышает 25 кв.м., а его обитатели готовы мириться с классическими колонками – более крупными, но обладающими гораздо более привлекательным соотношением потенциала и цены.
Для начала – AV-ресивер. От качества его электроники и, в особенности, усилителей зависит многое. Поэтому к выбору этого ключевого устройства следует подходить максимально ответственно. Наиболее рациональным приобретением выглядит ресивер Yamaha RX-V481 (на фото).

Неплох и Pioneer VSX-531. Наконец, можно обратить внимание на Denon AVR-X1300W, но он обойдется чуть дороже одноклассников.
В роли источника можно порекомендовать проигрыватель дисков Blu-ray, современный медиаплеер или спутниковый ресивер (Триколор, НТВ+) с выходом HDMI и поддержкой HD-трансляций.

С выбором хорошего, но не слишком дорогого сабвуфера поможет отдельная статья. А вот с акустикой все намного сложнее: ассортимент огромен! Начать поиски и тестовые прослушивания рекомендуем с комплектов таких марок, как Boston Acoustics (серия CS), JBL (серия Arena, на фото), Wharfedale (серия Crystal 4).

Тыловая акустика может быть полочного, либо настенного типа. Предпочесть одну пару тылов или две (для схем 5.1 или 7.1, соответственно) – зависит от размеров помещения, бюджета и возможности корректно разместить АС той или иной конфигурации. Центральный спикер выбирайте максимально крупный, если в рамках одного семейства акустики такой выбор предлагается. Функцию фронтальных громкоговорителей могут выполнять крупные полочные, либо напольные АС – зависит от места инсталляции и требований к качеству стереозвука: напольные колонки в режиме стерео звучат, как правило, более гармонично, чем «полочники» с сабвуфером . Если же речь идет исключительно о домашнем кинотеатре, то принципиальной разницы нет, поскольку низкие частоты сабвуфер забирает себе в любом случае. Но помните, что набор из пары полочных АС и хороших подставок для них может обойтись дороже, чем пара напольных колонок. В любом случае все спикеры, в идеале, должны быть одной марки и серии (в крайнем случае можно ограничиться "родственными" фронтальными АС и колонкой центрального канала), а вот сабвуфер можно смело брать от другого производителя. Большинство современных AV-ресиверов оборудовано вполне корректно работающими системами автоматической настройки звучания под акустические особенности помещения и акустики, поэтому провести сопряжение «неродного» басовика с колонками получится без особого труда.

Читайте также:  Сруб дома с баней под одной крышей

Любителям компактной и красивой акустики порекомендуем набор Wharfedale Moviestar DX-1SE 5.1 HCP (на фото), который, как и обычные дискретные колонки, подключается к AV-ресиверу. Но перед покупкой не забудьте посмотреть аналогичные изделия других марок, их немало.

Сохранить и прочитать потом —

Выбор аудиокомпонентов относится к одной из наиболее сложных задач, с которыми приходится сталкиваться любителям домашних театров. На первый взгляд кажется очевидным, что если купить высококачественные компоненты, они одинаково хорошо будут звучать и при прослушивании музыки и просмотре фильмов. И это, в целом, действительно так. Более качественная система будет более достоверно воспроизводить подаваемые на вход звуковые сигналы, независимо от источника. И, все же, не всегда все так просто.

Первым делом нужно выяснить, что для вас важнее в домашнем театре: музыка или кино. Естественно, самое время подумать об этом до покупки системы. Ответьте себе на несколько вопросов:

  • Вы и ваша семья чаще слушаете музыку или смотрите фильмы?
  • Вы слушаете музыку, как фон в процессе работы или любите посидеть перед колонками, погрузившись в звуковую ауру?
  • Есть еще и эстетические соображения относительно предпочтительного дизайна модели и ее соответствия интерьеру.
  • В какой степени эти факторы влияют на ваше решение о покупке? Будьте объективны. Если вы меломан, у которого не хватает времени, чтобы слушать музыку, но ваша семья будет ежедневно использовать аудиосистему при просмотре ТВ и кино, стоит соответствующим образом планировать и покупку.

Да здравствуют различия!

Некоторые люди спешат заявить, что хороший звук это хороший звук, и точка. Действительно ли, что, в целом, требования к звучанию музыки и фильмов разные? И да, и нет. Самые лучшие музыкальные записи и саундтреки к фильмам имеют аналогичные требования к акустическим системам, такие как широкий динамический диапазон, тембральная верность и пространственные характеристики, чтобы воссоздать естественное объемное звучание. Тем не менее, аудио сигналы фильмов и музыкальных записей действительно отличаются в том, как они записываются и обрабатываются в студии, как выравниваются частотные характеристики.

Для начала, современные фильмы отличаются практически неограниченным динамическим диапазоном; диалог подмешивается к центральному каналу, тыловые эффекты могут быть обволакивающими или направленными, чрезвычайно высокими могут быть требования к глубине басов. Почти каждый фильм, выпущенный за последние 20 лет поддерживают многоканальный звук.

С другой стороны, большая часть музыкальных записей динамически сжимается, и глубокие басовые эффекты могут пропадать. В домашнем кинотеатре основная задача сабвуфера заключается в воспроизведении потрясающих помещение низкочастотных эффектов. При воспроизведении музыки сабфуфер должен обеспечивать точные легко настраиваемые басы, которые прекрасно сочетаются с остальными колонками. И, в то же время, чрезвычайно мало новых музыкальных записей доступных в оригинальной многоканальной записи, стерео по-прежнему правит балом в музыкальном мире. Чтобы получить чрезвычайно убедительную визуализацию и фокусировку источников звука, глубину звуковой сцены всего из двух колонок, они должны быть образцово сконструированы.

Широкий динамический диапазон саундтреков к фильмам требует потенциально возможной повышенной громкости. Производители акустики и электроники считают, что покупатели домашних театров, как правило, любят звук погромче в кино, чем при прослушивании музыки. Это повышает требования к источнику питания для домашнего театра ориентированного на музыкальную загрузку. Для домашнего кинотеатра, звук играет вспомогательную роль, так видео и экранные эффекты способны захватить львиную долю вашего внимания, поэтому вы можете пропустить или не замечать мелкие звуковые недостатки. Но способность музыкальной системы увлечь слушателя зависит в первую очередь от качества звука, поэтому очевидно, что в этом случае тональная верность и звуковая целостность гораздо более важны.

Различия в требованиях к аудиосистемам для воспроизведения музыки и фильмов приведены для того, чтобы помочь при выборе домашнего театра, который, понятное дело, будет у большинства пользователей выполнять роль и музыкального центра, и акустической системы домашнего кинотеатра. Необходимо лишь учесть первоочередную задачу для вашей покупки при воспроизведении звука.

Размер имеет значение

Прежде чем выбирать колонки или электронику для аудиосистемы, внимательно осмотрите вашу комнату. Если он большая, скажем порядка 2500 кубических футов или больше, и вы жаждете полномасштабного звукового восприятия при воспроизведении фильмов и прослушивании музыки, можно подумать о покупке полноразмерной многоканальной акустики с отдельным аудио усилителем, вместо встроенного в аудио/видео ресивер. Большие напольные колонки могут выдавать значительную звуковую мощность, как правило, играют они громче и с меньшими искажениями, чем маленькие мониторы, даже те, которые используются совместно с сабвуфером. Они звучат мощнее и более динамично, чем комплекты из сателлитов и сабвуфера. В тщательно разработанных трехполосных колонках низкие, средние и высокие частоты звука более органично объединяются в целостную звуковую картину, что редко можно встретить в комплекте акустики с отдельным сабвуфером. И даже если вы будете лишь несколько раз в год на полную катушку использовать возможности такой акустики, чтобы произвести впечатление на своих приятелей, приятно, когда есть такая возможность. Я полагаю, что это аналогично покупке автомобиля Porsche для ежедневных поездок. Хотя вы и редко разгоняетесь свыше 80 миль в час, хорошо, когда есть возможность ускориться до 180. Такая возможность не из дешевых и в автомобилях, и в аудиотехнике.

Mark Casavant, вице-президент по разработке компании Klipsch Group заявляет о необходимости в больших помещениях большого запаса по мощности и / или очень эффективных динамиков. «Если Вы хотите получить пиковый уровень звука в меcте прослушивания 105 децибел (опорный уровень саундтреков) при объеме помещения более 3000 кубических футов, потребуется очень производительная система", сказал он, отметив, что требования, предъявляемые к сабвуферам в больших помещениях также могут быть экстремальными. Есть смысл подумать о двух или более сабвуферах. Casavant считает, эффекты объемного звучания могут быть довольно тонкими, и несколько сабвуферов помогут лучше их прочувствовать.

Если вы очень любите кино, от размера помещения будет зависеть насколько большие колонки придется купить для системы объемного звучания. Для большого пространства могут понадобиться дополнительные тыловые колонки, чтобы лучше заполнить комнату звуком, хотя, возможно, последние усовершенствованные режимы объемного звучания, подобные Dolby Pro Logic IIz или Audyssey DSX и не требуют дополнительных источников звука.

На первый взгляд производители громкоговорителей заинтересованы в продвижении более многоканальных аудиосистем. Когда я спросил Casavant, какие системы домашних театров, 7.1 или 9.1-канальные, предпочитают покупатели, он, как и другие производители аудиоколонок, заявил, что основной объем продаж составляют 5.1 канальные системы. Ни один представитель не рекомендовал семь или более канальные системы для относительно небольших помещений.

С другой стороны, в небольшой комнате вам никогда не придется почувствовать буквально потрясающую мощь, система из небольших сателлитов, сабвуфера и приличного среднего ценового уровня аудио/видео ресивера должна быть адекватной как для домашнего кинотеатра, так и для музыки. Таким образом, размер помещения и объем возможностей взаимосвязаны между собой и должны быть увязаны с производительностью и стоимостью вашей системы. Большие помещения позволяют использовать в них системы с более высокими потенциальными возможностями, в сравнении с системами для небольших помещений, обладающих умеренной ценой и потенциалом.

Ценовой баланс вашей акустики

Не удивительно, что выбор колонок с предпочтением для музыки или фильмов, пожалуй, самый важный момент при выборе системы домашнего театра. Старший вице-президент Definitive Technology Пол DiComo сказал, что, по их обследованиям, даже когда люди говорят, что они будут смотреть фильмы 80 процентов времени, они обращают внимание и на музыкальные возможности своей будущей системы. Но даже при выборе самых лучших аудиоколонок придется пойти на неизбежные компромиссы. При этом проблемы тонального баланса и плоской АЧХ, как правило, более актуальны для ориентированных на прослушивание музыки покупателей.

Если вы в первую очередь собираетесь использовать домашний кинотеатр для просмотра фильмов, подумайте о покупке более дорогой колонки для центрального канала, выберите ту, которая по тембру согласована с остальными колонками. Если вас больше волнует музыка, вложите больше денег в передние левую и правую колонки. А, если вы только временами смотрите фильмы, можете подумать об отказе от сабвуфера и использовании широкополосных напольных колонок.

Как только вы определите, что вам нужно, не делайте ошибку выбирая покупки лишь по бренду производителя. Некоторые люди, справедливо или нет, связывают аппаратуру отдельных производителей больше с фильмами или музыкой. Но выбор конкретной модели немаловажен даже среди ассортимента одной компании.

Вот гипотетический комплект музыкальной акустики от Definitive Technology. Я бы выбрал башенные колонки BP-8080ST ($ 1499 каждая), которые имеют встроенные сабвуферы. В качестве небольшой центральной колонки CS-8040HD ($ 499), и пару Promonitor 800 для объемного звучания ($ 145 каждая).

Для более ориентированной на кинотеатр системы, по примерно одинаковой стоимости, подойдет следующий комплект. Намного меньшие напольные колонки BP-8020ST ($ 599 каждая), центральная колонка со встроенным сабвуфером CS-8060HD ($ 699); SR-8080BP для объемного звучания ($ 349 каждая) и сабвуфер SuperCube 1 ($ 1199).

Читайте также:  Общедомовая электроэнергия что это

Цены на эти две системы Def Tech довольно близки, но звук каждой из них тяготеет к домашнему кинотеатру или музыкальной системе. В бюджетной музыкальной системе уделяется большее внимание передней стерео паре и меньше внимания уделяется центру и тыловым колонкам. В этом примере колонки, именно, Definitive Technology взяты совершенно произвольно. Вы можете таким же образом подобрать комплекты для фильмов и музыки у любого производителя.

Тем не менее, я обнаружил, что колонки Klipsch особенно хорошо подходят для домашнего кинотеатра, основываясь на моем опыте общения с их акустическими системами THX Ultra2, Reference RF-83 и многими другими. Одной из основных причин этого являются их динамики. Колонки Klipsch оснащены рупорными динамиками, которые отличаются повышенной чувствительностью и удивительным динамическим диапазоном. Поэтому они отлично подходят для воспроизведения обладающих широким динамическим диапазоном саундреков фильмов. Рупоры, конечно, используются практически во всех кинотеатрах, но не все обладают необходимой чувствительностью и направленностью излучения.

Бас в вашем помещении

Герметичная конструкция сабвуфера, как правило, обладает превосходными характеристикам, лучшими, чем портированная (с отверстием фазоинвертора). Портированные фазоинверторы часто настроены так, чтобы производить более впечатляющий бас за счет настоящей глубины во всем НЧ диапазоне. Такие конструктивные компромиссы, как правило, делают герметичные сабвуферы более предпочтительными для аудиофилов, которые ценят (я надеюсь) настоящий бас. Но есть еще много особенностей в конструкции хорошего сабвуфера. Самый лучший совет, слушать сабвуфер (и другие колонки), прежде чем купить.

Большинство сегодняшних сабвуферов используют фазоинвертор или пассивные излучатели, которые выполняют аналогичную функцию, но вы найдете и закрытые модели среди колонок Atlantic Technology, Bowers & Wilkins, Hsu Research, Monitor Audio, NHT, Paradigm Reference, Revel, SVS, Thiel и др.

Ресивер или усилитель?

Хороший аудио/видео ресивер стоимостью $ 3000 или менее экономически наиболее эффективное решением для домашнего кинотеатра или музыкальной аудиосистемы. Маловероятно, что большая акустическая система, которую вы покупаете сегодня, устареет к 2021 или 2026 году, чего нельзя сказать про покупку электроники для домашнего театра, ввиду пересмотра сегодняшних стандартов HDMI, появления новых форматов объемного звучания, систем обработки звукового сигнала и сетевых технологий. Появление новых интерфейсов и технологий может сделать самый современный аудио/видео ресивер реликвией через пять лет или даже раньше.

На протяжении многих лет компания Parasound предлагает целый ряд высокопроизводительных процессоров объемного звука и многоканальных усилителей, но недавно они прекратили выпуск систем обработки звука. Как небольшая компания, Parasound больше не может каждый год выдавать новые модели с незначительно переработанной и обновленной функциональностью, как это делают Denon, Onkyo, Pioneer, Sony, Yamaha, из года в год обновляющие линейки своих ресиверов. Вот почему президент Parasound Ричард Шрам рекомендует покупать ресивер, оснащенный всеми необходимыми вам интерфейсами и технологиями обработки объемного звука, с тем чтобы потом подавать сигнал с предварительного выхода ресивера на один из усилителей мощности Parasound.

Давайте попробуем разобраться, почему Parasound или любой хорошо сконструированный отдельный усилитель сможет звучать лучше, чем встроенный в ресивер усилитель, даже из топовой серии. Независимо от того, насколько дорог и совершенен ресивер, в его корпусе, скорее всего, недостаточно места для установки огромного трансформатора и здоровенных конденсаторов в цепях питания, которые вы увидите в корпусных усилителях мощности. В этом случае не обойтись без компромиссных решений в конструкции. Следует помнить также, что основные электронные блоки для обработки низковольтных сигналов неуютно чувствуют себя рядом с пульсирующими магнитными полями, которые излучает усилитель мощности. Все это может оказать отрицательное влияние на звучание.

Планируя использовать ресивер лишь как процессор объемного звучания необходимо помнить о необходимости наличия у него выходов предусилителя для всех пяти основных каналов театра. Это позволяет подавать декодированый ресивером объемный звук в виде аналоговых сигналов на входы всех пяти каналов усилителей типа 5 х 250 ваттной модели Parasound 5250 v.2 ($ 2850). Многие ресиверы стоимостью $800 и более имеют предварительные выходы, а усилители подобные Parasound обеспечат значительную мощность и качество звука, каких вы не добьетесь от ресивера со встроенными усилителями. Конечно, вы также можете выбирать и из других, менее дорогих усилителей, например, Emotiva, Marantz, Outlaw, Rotel, и т.д. Хотя сегодня появляются новые энергосберегающие технологии и для усилителей, они, вероятно, кардинально не изменятся в ближайшие годы. Таким образом, разумной является покупка хорошего усилителя, который, скорее всего, переживет три или четыре поколения ресиверов в течение одного – двух десятилетий.

Использование относительно недорогих ресиверов для обработки сигнала совместно с хорошим усилителем обеспечит превосходную производительность домашнего кинотеатра и качественное воспроизведение музыки. Для системы, которая обеспечит наилучшее качество звучания музыки и фильмов, вы можете подобрать наиболее высококачественные процессоры объемного звука.

Дуг Хендерсон, вице-президент B&W Group (Bowers & Wilkins) так говорит о преимуществах отдельного усилителя над ресивером. «Усилитель обеспечивает более высокое звуковое разрешение и позволяет управлять более мощными динамиками». Он также отметил, что высококачественные звуковые процессоры имеют более сложные блоки питания, чем ресиверы, что, в целом, повышает качественные характеристики. Хендерсон процитировал также Джона Бауэрса (из Bowers & из Wilkins): "Лучший громкоговоритель не тот, который дает больше, а тот который теряет меньше». Такой же подход может быть применим и к электронике. Таким образом, высококачественный процессор объемного звука, имея примерно такие же особенности и функциональность, как ресивер стоимостью от $ 1000, может давать лучший звук, чем ресивер. Есть еще проблема качества сборки и компонентов. Если первоклассные усилители изготавливаются из самых качественных компонентов, разработчикам ресиверов приходится создавать продукты в гораздо более ограниченных финансовых условиях. Хендерсон сказал, что процессор объемного звучания Rotel RSP-1570 ($ 2199) превосходит в цене любой из двух ресиверов Rotel RSX-1560 ($ 2599) или RSX-1550 ($ 1,999). Конечно, к такому процессору нужен и соответствующий усилитель мощности, цена на усилители Rotel начинается с $1299.

В статье приведено достаточно материалов для размышлений, на основе которых, можно надеяться, вы сделаете более осознанный выбор при планировании будущих покупок. Ниже представлены примеры нескольких вариантов комплектации музыкальных или ориентированных на кино систем из разных ценовых диапазонов. Выбор основан на собственном опыте, прослушивании и информации, почерпнутой из некоторых серьезных обзоров.

Конечно, если ваш бюджет достаточно велик, при тщательном выборе вы действительно сможете скомплектовать по-настоящему превосходно звучащие домашний кинотеатр или музыкальный центр. Возможно, вы даже сможете насладиться оптимальным звуком музыки и фильмов, собрав две разные системы домашнего театра, каждый в своей комнате. Что здесь можно сказать? Неплохо быть богатым.

Типичный домашний музыкальный центр класса хай энд:

  1. Процессор объемного звучания Cary Audio Cinema 11a ($4 000);
  2. Предварительный стереоусилитель Pass Labs XP-20 ($8 000);
  3. Усилители (моноблоки) Pass Labs XA100.5 ($8 000 каждый);
  4. Акустическая система Magnepan 20.1, CC5, Magneplanar 1.7 ($17 990) или Thiel CS3.7 ($18 790).

Типичный домашний кинотеатр класса хай энд:

    Процессор объемного звучания >Типичный домашний кинотеатр среднего класса:

  1. Аудио/видео ресивер Pioneer Elite SC-37 ($2 200);
  2. Акустическая система Dynaudio DM 2/6 ($2 650).

Типичный домашний музыкальный центр среднего класса:

  1. Процессор объемного звучания Marantz AV7005 и усилитель MM7055 ($2 700);
  2. Акустическая система GoldenEar Technology TritonCinema Two ($3 495).

Типичный бюджетный домашний кинотеатр:

  1. Ресивер Onkyo TX-SR309 ($299);
  2. Сабвуфер/сателлиты Energy Take >Типичная бюджетная музыкальная система:
  1. Ресивер Denon AVR-1912 ($530);
  2. Сабвуфер/сателлиты Pioneer SP-PK21BS ($399).

Беспроводные стандарты передачи данных быстро и повсеместно отвоёвывают позиции у традиционно кабельных сегментов. Звук не стал исключением, и ежегодно всё большую долю в общем объёме рынка отгрызают беспроводные акустические системы, наушники и пр.

Для обладателей домашних кинотеатров беспроводные акустические системы предоставляют массу новых возможностей, но при этом заставляют всерьёз задуматься над выбором стандарта.

С одной стороны, многие пользователи хотят избавиться от «километров» коммутационных проблем, приобрести возможности быстрого перемещения источников, с другой – никто не готов жертвовать качеством звука и изображения.

Нельзя промолчать о том, что в этой области очередная война форматов. Как показывает практика, разработки стандартов для беспроводных систем звука, коммерческие интересы производителей никак не способствуют унификации и созданию единого или совместимых стандартов. Результат – пользователи обречены выбирать ресиверы, акустические системы и панели, работающие по одной спецификации, что в значительной степени лишает свободы выбора.

Наиболее распространёнными стандартами сегодня являются: Wireless Local Area Networks – WLAN, Wireless Wide Area Network – WWAN, Wireless Personal Area Networks – WPAN (Bluetooth), Wireless Metropolitan Area Networks – WMAN.

Большинство домашних беспроводных мультимедийных систем, выпускающихся сегодня, используют WLAN с технологией Wi-Fi или WPAN с технологией Bluetooth. Следующей ступенью эволюции технологий беспроводной передачи данных стали стандарты Apple AirPlay, Miracast, Play-Fi, Qualcomm AllPlay, WiSA, AVB (Audio Video Bridging), WirelessHD, DLNA (беспроводная передача). Альтернативой беспроводной передаче стал HomePlug. Известны также собственные корпоративные разработки стандартов беспроводной передачи звука и изображения, которые проводятся такими компаниями как Sonos, Bose, Denon, Samsung.

Большинство пользователей интересует ряд вопросов, на которые производители, как правило, отвечают уклончиво. Особенно распространены среди них следующие:

  • Ощутимо ли повлияет на качество звука передача сигналов через каналы радиосвязи?
  • Насколько автономными являются современные беспроводные компоненты домашних кинотеатров?
  • Каковы основные технические преимущества и недостатки существующих форматов?

На эти и ряд других вопросов я постараюсь ответить в этой статье. Необходимо также подчеркнуть, что всё изложенное в статье справедливо для любых беспроводных систем домашнего аудио, кроме наушников и портативных колонок.

Читайте также:  Пьезоизлучатель ультразвуковой своими руками

Беспроводные технологии с проводами

В первую очередь стоит отметить, что в полном смысле беспроводных домашних мультимедийных систем на данный момент не создано, так как не создано технологий, позволяющих передавать питание без проводов. В случаях с портативными устройствами эту проблему решили использованием аккумуляторов. Вероятно, с большими стационарными системами это не будет целесообразным.

Мощность сигнала наиболее передовых технологий таких как Apple AirPlay, AVB (Audio Video Bridging) не превышает 100 мВт или 0.1 Вт – это явно свидетельствует о том, что и в ближайшем будущем питание будет осуществляться при помощи стандартной домашней силовой сети.

Из приведенного выше следует вывод от том, что часть преимуществ беспроводных систем нивелируется отсутствием автономного питания, и пользователь неизбежно будет зависеть от расположения источников (розеток). Логичным выходом возможно станет использование аккумуляторов высокой ёмкости, однако заявлений такого рода ни один из известных мне производителей пока не сделал.

Характерные проблемы

Существующие «беспроводные» стандарты, кроме HomePlug, основаны на радиопередаче данных. Их отличия можно разделить на несколько групп:

  • Используемые диапазоны частот;
  • Протоколы передачи;
  • Скорость и объем (пропускная способность канала);
  • Дальность передачи;
  • Защищенность от помех;

Так или иначе, приведенные отличия в разной степени способны влиять на качество, т.е. на точность передачи аудио и видео сигнала. Полагаю, не стоит подробно останавливаться на том, что устройства, использующие разные технологии, не будут корректно работать друг с другом, даже при использовании одной базовой спецификации. Допустим WI-FI (ресивер, использующий Qualcomm AllPlay не совместим с акустикой и панелью, которые используют Miracast).

Существенное значение для выбора имеет следующий факт:

«решающим условием для качества звука, является даже не сама технология беспроводной передачи данных, а уровень помех, в числе прочих возникающих за счет взаимопроникновения (наслоения) каналов радиосвязи от сторонних источников. Помехи снижают пропускную способность канала, что может привести существенным проблемам»

В качестве примера можно привести использование для передачи звука и изображения Wireless Fidelity (Wi-Fi) по каналу 20МГц в полосе 2.4ГГц, когда в соседних помещениях применяется смежные с этой полосой «неперекрывающиеся» каналы Wi-Fi. В реальности ширина канала будет больше, что в подобной ситуации неизбежно приведет к помехам, которые ощутимо повлияют на качество звука и изображения.

Wi-Fi – проблема соседского роутера

На общеизвестном факте, что Wi-Fi, сегодня наиболее распространенная спецификация сетевых протоколов беспроводных сетей (WLAN), подробно останавливаться смысла не имеет. Отмечу лишь, что практика доказала высокую востребованность Wi-Fi устройств, что не умаляет некоторых недостатков стандарта.

Многие специалисты отмечают, что при всей многофункциональности и интегративных возможностях стандарта он малопригоден для высококачественной передачи звука. Последнее связано с проблемой загруженности диапазонов 2,4 ГГц и 5 ГГц, способствующей возникновению помех (протоколы IEEE 802.11b, IEEE 802.11a, IEEE 802.11g, IEEE 802.11n).

Для устранения влияния сторонних устройств были разработаны и сертифицированы Wi-Fi Alliance, различные варианты спецификаций, расширяющие возможности традиционного Wi-Fi

Дети Wi-Fi: Miracast и Qualcomm AllPlay

Miracast представляет собой версию Wi-Fi адаптированную для передачи звука и изображения в высоком качестве. Основой обновлённого формата передачи данных стали спецификация стандарта IEEE 802.11ac (Gigabit Wi-Fi) и разработанная совместно с Wireless Gigabit Alliance технология WiGig и Multi-gigabit point-to-point wireless (стандарт IEEE 802.11ad).

Технология Miracast обеспечивает канал радиосвязи, работающий в диапазоне 60 ГГц со скоростью до 7 Гбит/с, что позволяет передавать потоковое видео в несжатом HD качестве и высокоточный многоканальный аудио сигнал.К недостаткам можно отнести сравнительно низкую распространённость стандарта, а соответственно, не слишком широкий выбор устройств.

Ещё одним вариантом модернизации Wi-Fi соединения для высококачественной передачи звука является Qualcomm AllPlay. Эта технология создана на базе чипов компании Qualcomm и активно используется такими компаниями как Panasonic и Altec Lansing.

Основными достоинствами стандарта является передача звука без потерь, а также интеграция в мультирум. При этом тесты демонстрируют, что качество передачи видеосигнала уступают таким технологиям как DLNA, Miracast WiSA, AVB и WirelessHD.

Bluetooth — кариес синего зуба

Если подробнее рассматривать достоинства Bluetooth, то можно выделить следующие:

  • интеграция с большинством мобильных устройств, ПК, совместимость со всеми распространёнными ОС, всеми видео панелями и акустическими системами, оснащёнными этой технологией;
  • стабильная надёжная связь;
  • подключение большого количества каналов передачи данных, в том числе, многоканальной акустики.

В рассматриваемой сфере применения, Bluetooth также имеет ряд недостатков, основным из которых является снижение качества звука. Проблема в том, что при использовании Bluetooth для передачи аудио данных, они конвертируются из исходных кодеков (МРЕG, МР3, ААС и др.) в SBC, который предполагает сжатие с потерей информации. Влияние сжатия может быть не заметно при использовании lo-fi систем, однако, при сравнительных слепых тестах на аппаратуре высокой точности, проблемы сжатия становятся ощутимыми.

Сравнение, проведенное Брентом Баттервутом (автор About.com), показывает разницу в том, какие шумы возникают при подаче тона 5, 10, 12.5 и 20 кГц. Синяя линия — aptX, зеленая — SBC (источник)

На этом графике показаны спектры при трансляции сигнала 1 кГц через aptX (синий) и SBC (зеленый), а также 4 кГц — aptX (пурпурный) и SBC (красный) (источник)

Еще одним относительным недостатком этого стандарта является сравнительно малый радиус действия, не более 9-10 метров.

Узкие пути AirPlay

Apple Inc. разработала собственную спецификацию сетевых протоколов беспроводных локальных сетей. Стандарт закономерно нашел применение в передаче звука и изображения, и соответственно, может использоваться в системах домашнего кинотеатра.

Основным достоинством спецификации от «самой амбициозной компании в мире», является сжатие звука без существенных потерь. При прочем, следует отметить, что передача видео сигнала с помощью этих протоколов оставляет желать лучшего. Как и в случае с Qualcomm AllPlay, спецификация от Apple уступает ряду современных форматов. Так стандарт не позволяет обеспечить уровень качества, дотягивающий до требований панелей с 2К и Ultra HD 4K разрешением.

Ещё одним существенным недостатком AirPlay является расчет на достаточно узкий сегмент пользовательской аудитории, использующий продукты, поддерживающие только ПО Apple Inc (iPhone, iPad, Mac notebooks, iPod, iTunes, Apple Watch и пр.).

Audio Video Bridging (AVB) – универсальная технология от AVnu Alliance

AVB – представляет собой спецификацию промышленных протоколов беспроводной сети стандартов 802.11as, IEEE 802.1 Audio Video Bridging (AVB), IEEE 1722, IEEE 1733, разработанную AVnu Alliance.

Беспроводная сеть, созданная по технологии Audio Video Bridging, даёт возможность без потерь передавать звук в любых аудио форматах, транслировать потоковое видео высокого разрешения. Помимо описанных достоинств, AVB может быть интегрирована с любыми мультимедийными аудио/видео системами, устройствами домашних кинотеатров, иным оборудованием.

К существенным недостаткам системы относится высокая стоимость оборудования и ПО, применяющегося для использования технологии.

DLNA – с проводом и без

DLNA – это спецификация сетевых протоколов, обеспечивающих работу проводных и беспроводных локальных сетей, созданная и поддерживаемая Digital Living Network Alliance (DLNA). Одной из отличительных особенностей технологии является возможность передачи данных как по кабелю, так и используя радиосвязь.

  • интегрируется с любым оборудованием мультимедийных систем и домашних кинотеатров (Blu-Ray-плееры, плазменные и ЖК панели, аудио/видео ресиверы, усилители, активные акустические системы);
  • передача пакетов с аудио контентом (все известные форматы) осуществляется без потерь;
  • обеспечивает передачу видео, с уровнем качества достаточным для полноценного воспроизведения в Full HD, 2К в форматах 2D и 3D;
  • возможна интеграция с устройствами на базе ОС Android;

К существенным недостаткам стандарта относят отсутствие интеграции с устройствами Apple Inc, а также ограниченная дальность передачи сигнала.

WiSA – стандарт домашнего кинотеатра

WiSA — спецификация, которая была специально создана для домашних кинотеатров ассоциацией Wireless Speaker and Audio.

Основные достоинства стандарта:

  • возможность работы со всеми сертифицированными устройствами для домашних кинотеатров;
  • передача аудио без потерь в любых форматах, в частности поддержка многоканального звука (5:1, 7:1 систем);
  • адекватная передача видеоданных, достаточных для полноценного воспроизведения 4К.

Наиболее существенный недостаток стандарта — необходимость интеграции в каждое устройство отдельного приёмника и передатчика.

WirelessHD – коллективное творчество

WirelessHD Technology – технология, которая была совместно создана компаниями Intel, LG Electronics, Silicon Image, Panasonic, Philips, Samsung, Sony и Toshiba. Стандарт специально разработан для использования с системами мультимедиа и домашними кинотеатрами.

Технология обеспечивает беспроводную передачу данных по полосе 60GHz, при этом даёт возможность без потерь передавать видео данные в DTV форматах, в том числе FullHD (1080p, 60 Гц). Также стандарт позволяет без потерь передавать аудио (в том числе: стерео LPCM audio 192 кГц, 5:1, 7:1, 24-бит, 96 кГц LPCM аудио, 13:1, 24 бит, 192 кГц Dolby TrueHD или DTS-HD аудио).

К недостаткам можно отнести сравнительную ограниченность возможностей передачи видеоданных и достаточно высокую стоимость оборудования.

HomePlug или проводной Wireless

Интересной альтернативой большинству существующих стандартов стала технология HomePlug. Разработчики решили отойти от стандартных представлений о беспроводной передаче и приняли решение использовать в качестве передаточного звена саму силовую сеть, сократив таким образом количество коммутационных линий.

Высокочастотный аудио и видео сигнал в системах с HomePlug передается через стандартную силовую сеть переменного тока в виде зашифрованных пакетов данных. Таким образом, эта технология по сути своей не является истинно беспроводной, но ничем не уступает существующим стандартам Wireless.

Выбрать нужный стандарт из существующего многообразия не просто, следует учитывать собственные потребности и возможности технологий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector