Влияние музыки на рост растений

Казалось бы, слышать может лишь тот, у кого есть уши. Однако целый ряд исследований, проведенных в ХХ веке, доказывают, что на звуки музыки реагируют в том числе и растения. Сегодня даже продаются компакт-диски с музыкой для комнатных питомцев. Так что же это – очередной ход маркетологов или вполне себе действенная практика?

Какая музыка полезна для роста и развития растений?

Конечно, растения не слушают музыку в привычном для нас понимании. Нет кактуса, который увлекается фолк-музыкой, или драцены – любительницы хип-хопа. Изучая влияние музыки на растения, ученые приходят к любопытным выводам — растения реагируют на звуковые частоты и их интенсивность.

Рост растений зависит, прежде всего, от звуковых частот. Так, при волнах частотой в 6 кГц растения, слушая музыку, развиваются быстрее, при 7-9 кГц − медленнее, а свыше 10 кГц и вовсе погибают. Установлено, что на растения благотворно влияют звуки низкой частоты: рокот морских волн и грома, журчание рек, гудение шмеля. В связи с этим, наиболее благотворно на рост и развитие растений влияет классическая музыка, частота волны которой составляет как правило 3-5 кГц. А вот рок абсолютно пагубен – 8 кГц. Хотя забавно отметить, что в ряде исследований многие тропические растения были признаны «фанатами» современного рэпа.

Каким образом музыка влияет на растения

Так как же это работает? По мнению исследователей, в основе звукового действия на растения лежит резонансный механизм, способствующий накоплению энергии и ускорению обмена веществ в растительном организме. Резонанс – это такое физическое явление, при котором резко возрастает амплитуда колебаний в какой-либо системе, если частота колебаний внешнего источника воздействия приближается к частоте собственных колебаний в системе.

Явление резонанса тесно связано с синхронизацией. Синхронизация – явление, при котором устанавливается такой режим колебаний, при котором частоты равны или кратны друг другу. Звуковой сигнал воспринимается резонирующими системами в растительных клетках и тканях, и амплитуда этих колебаний их увеличивает. В конечном итоге происходит возрастание интенсивности процессов, происходящих в клетках и тканях растения.

Эксперименты и научные исследования

Интересен опыт, проведенный в 70-х годах американской исследовательницей Дороти Ретеллек. Для чистоты эксперимента она использовала специальные камеры с жестко установленным световым, влажностным и температурным режимом, куда поместила 10-дневные побеги растений. Три подопытных группы растений содержались в одинаковых условиях, при этом первая группа не «озвучивалась» музыкой, вторая слушала музыку в течение 3 часов ежедневно, третья – в течение 8 часов ежедневно. В итоге растения из второй группы выросли значительно больше, чем растения первой, контрольной группы, а вот те растения, которые были вынуждены прослушивать музыку по восемь часов в сутки, погибли в течение двух недель с начала эксперимента. Так что важно не только качество музыки, но и продолжительность ее воздействия.

В то же время исследование показало, что на музыку Баха и индийские мелодии растения отзывались положительно, стебли тянулись к источнику звука. А вот на рок-музыку и непрерывные барабанные ритмы они отвечали уменьшением размеров листьев и корней и все растения отклонялись от источника звука.

Подобных опытов было проведено много и в разных странах. США, 1979 год, Дан Карлсон разработал методику стимуляции роста растений, названную им «Озвученный цветок». Она включала озвучивание растений и семян (музыка плюс высокочастотные сигналы 3—8 кГц) и внекорневую обработку раствором гиббереллина и микроэлементов. Следуя этой методике, удалось получить растение томата высотой 4,5 метра, на котором можно было насчитать 835 плодов. Утроить урожай папайи – на одном растении выросло 135 больших плодов, вместо обычных 30-35. Изучение химического состава озвучен¬ных проростков пшеницы показало, что в них по сравнению с контрольными содержится в 20 раз больше витамина А, в 5 раз больше витаминов С и B. Дан Карлсон организовал производство кассет с записью музыки, стимулирующей рост растений, поставил торговлю ими и питательными растворами на солидную коммерческую основу.

А недавно студенты одного из российских вузов провели эксперимент относительно современных мелодий и их влияния на рост комнатных растений. Для этого были использованы бардовские песни Юрия Визбора, композиции в исполнении Николая Баскова, хиты 90-х и музыка из советских фильмов. Оказалось, что с превеликим «удовольствием» растения слушают музыку кинематографа и мелодии барда, к Баскову − относятся индифферентно, а песни 90-х − их просто угнетают.

Можно с разной долей серьезности относиться к подобным исследованиям и выводам, полученным на их основе. Но факт остается фактом – движение протоплазмы клеток растительных организмов под воздействием музыки ускоряется. Смотрите сами:

    Главная
  • Список секций
  • Биология
  • ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА РОСТ И РАЗВИТИЕ ОГОРОДНЫХ РАСТЕНИЙ

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА РОСТ И РАЗВИТИЕ ОГОРОДНЫХ РАСТЕНИЙ

Автор работы награжден дипломом победителя II степени

Музыка сопровождает нас повсеместно в современном мире. Мы слышим музыку в магазинах, кафе, по телевизору. Мы делаем осознанный выбор, отдавая предпочтение определённому стилю музыки, и проводя бесчисленное количество часов за прослушиванием любимых треков. Мы наслаждаемся музыкой природы, выезжая на пикник, или же поглощаемся пучиной тяжёлого рока. Мы вырастаем вместе с определённой эпохой музыки и даже не подозреваем, какое воздействие она имеет на наш организм.

Ещё в древние времена особое внимание уделялось влиянию звуков на всё живое: растения, животных, человека. Ведь музыкальные звуки и ритмы обладают определенной силой воздействия на окружающую среду и живые организмы. Так как с эволюцией человека мир музыки постоянно меняется, её влияние на всё живое тоже трансформируется. Определить, как влияют разные стили и направления музыкальной культуры на организмы и человека в частности, очень важно. Именно в этом я вижу актуальность своей работы.

Многими учёными поднимался вопрос о том, какая музыка имеет целебную силу, а какая нет. На основе научных экспериментов и приводя в пример случаи из жизни известных учёных, профессоров, врачей, затрагивается тема, которая до настоящего времени до конца не изучена, но уже есть доказательства, подтверждающие то, что музыка может быть не только благотворно влияющей, но и обладать разрушающей силой.

Поэтому целью моего исследования стало: выявить, какая музыка благотворно влияет на живые организмы, а какая обладает разрушающей силой.

Новизна работы в том, что в доступных источниках недостаточно информации о влиянии музыки на конкретные виды живых организмов.

В связи со всем вышесказанным ставлю перед собой следующие задачи:

1. Изучить литературу по предмету исследования.2. Провести лабораторное исследование по изучению воздействия музыки.3. Наблюдая, выявить действие различных жанров музыки на объект исследования.4. Сравнить результаты наблюдений.5. Сделать выводы о воздействии музыки на рост и развитие живых организмов.

Гипотеза:если музыка является источником энергии, то можно предположить, что не вся музыка обладает силой, положительно влияющей на человека и другие живые организмы.

Предмет исследования:музыка различных направлений (классическая музыка, тяжёлый рок, мантры).

Методы исследования:сбор информации, наблюдение, сравнение, анализ, систематизация, эксперимент.

Значимость:моя работа может быть использована другими людьми, чтобы решить, какую полезно слушать музыку, а какую нет.

II. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 ПЕРВЫЕ ОПЫТЫ О ВЛИЯНИИ МУЗЫКИ НА РОСТ РАСТЕНИЙ

То, что на растения оказывает влияние музыка, которую мы слушаем, известно давно. Уже проведено много исследований о влиянии музыки на рост и развитие растений, и на основании результатов составлены рекомендации, как с помощью музыки стимулировать рост растений и прорастание семян.

Первыми выявили влияние музыки на рост растений индийский ученый, профессор ботаники Т. Ц. Сингх, а также ботаник и агроном Джордж Е. Смит. Они провели опыты, которые показали, что различные звуки и музыка действуют на растения, и их развитие и рост зависят от звуковых частот.Опытным путем установлено, что растения реагируют на звуковые волны определённой частоты. В клетках растений есть колебательные процессы и резонирующие структуры, которые лежат в основе биологического действия музыки на растение.

Для опытов взяли черенки традесканции и семена тыквы, разделили их на несколько групп и каждый день по 2 часа включали музыку, но разным группам разного вида (стиля) и частоты. В эксперименте использовали классическую музыку и рок-музыку.

Опыты показали, что классическая музыка оказывает положительное влияние на растения, способствует их активному росту и развитию. Там, где включали классическую музыку, корневая система была больше.

Действие музыки на растения зависит от звуковых частот:

волны частотой в — 6 кГц положительно действуют на развитие и цветение растений, прорастание семян;

звуковые волны 7-9 кГц замедляют рост и развитие;

звуковые волны больше 10 кГц могут погубить растение.

Поэтому классическая музыка (частота от 3 до 5 килогерц) хорошо воздействует на растения, а рок-музыка (свыше 8 килогерц) – угнетает.От сюда следует, что если вы любите слушать музыку или смотреть видеоклипы, то растения тоже с удовольствием будут слушать классическую музыку. А от прослушивания рок-музыки учёные рекомендуют лучше воздержаться.

2.2 ВЫБОР МУЗЫКИ ДЛЯ АВТОРСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Основываясь на наблюдениях и выводах разных учёных, пришло время выбрать ту музыку, с которой мне предстояло работать.

В первую очередь, моё внимание привлёк Моцарт. Из всех авторов классических музыкальных произведений только о его музыке говорили, что она имеет сильнейший эффект. Музыка Моцарта оказывает поистине волшебное действие: при простуде и головной боли, депрессии и умственном напряжении. «Причём эффект от музыки великого австрийца распространяется не только на людей, но и на домашних животных и даже на неодушевлённые предметы» (Чечель И. Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. // М.: Сентябрь, 1998.). В прошлом веке в одном из монастырей монахини исполняли музыкальные произведения для домашних животных. Они заметили, что прослушав серенаду Моцарта, коровы давали вдвое больше молока. Японцы выяснили, что когда музыка Моцарта звучит в пекарне, тесто подходит в 10 раз быстрее. В Канаде струнные квартеты играют Моцарта на городских площадях, чтобы упорядочить уличное движение и снизить количество аварий. Этот музыкальный феномен так и назвали – «эффект Моцарта». Было интересно, окажет ли подобное влияние Вольфганг Амадей на мой домашний огород.

Из негативно влияющей музыки я выбрал песни в исполнении Мэрилина Мэнсона (настоящее имя Брайан Хью Уорнер). Его сценический псевдоним сформирован из сложения имен двух американских знаковых фигур 1960-х годов, а именно актрисы Мэрилин Монро и осуждённого за несколько убийств Чарльза Мэнсона. Влияние образа убийцы на характер и содержание его творчества очевиден. Такие песни как «Killing strangers», «The devil beneath my feet», «Hey, cruel world», «Leave a scar» и многие другие сами за себя говорят. Было любопытно, окажут ли на рост моих растений эти песни такое же негативное влияние, какое впечатление они произвели на меня.

Хотелось добавить ещё что-нибудь в список музыкальных «влиятелей», и мне в голову пришла мысль о мантрах. В ведических писаниях говорится, что мантры способствуют восстановлению природной частоты в организме. Ведь мантра – это сочетание нескольких звуков или слов на санскрите. При этом каждое слово, слог или даже отдельный звук мантры может иметь глубокий религиозный смысл. А слова, обладающие такой вибрацией, имеют огромную целебную силу. Я пришёл к выводу, что мантра здоровья как раз подойдёт для моих исследований.

2.3 ВЫБОР РАСТЕНИЙ ДЛЯ АВТОРСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Осталось выбрать растительный материал для моих наблюдений. Своего огорода у нашей семьи нет. Над домашними цветами мне ставить эксперименты было запрещено, и я решил выбрать что-нибудь подходящее для выращивания на подоконнике в домашних условиях: неприхотливое и полезное. И тут, совсем кстати, мне в руки попала книжка «Мир растений» А.В.Смирнова.

Оказывается, современная наука настолько ушла вперёд, что томаты, например, зародившись в середине 18 века в Южной Америке, стали распространены во всём мире. Сейчас существует столько разновидностей помидоров, что трудно себе представить! Для любых условий можно подобрать. И для нашего случая нашёлся экземпляр. Спасибо москвичу Е.Шарафаненко, который положил начало балконному огородничеству. По его мнению, благодаря помидорным кустам, балкон преображался и становился похожим на уголок тропического леса. К тому же из-за помидорной листвы в квартире становилось меньше мух и комаров. Хотелось и мне двойную выгоду иметь. Решился я на выращивание этого вида паслёновых. Судя по этикетке, урожая крупных помидор я вряд ли бы дождался, но зато был шанс вырастить их самому.

Сам я помидоры не люблю. А вот огурцы мне больше по душе. Огурцы любят тепло и влагу. А чтобы появились плоды, необходимо опыление. Но и тут наука нам помогла. Есть уже сорта огурцов, для которых вообще не нужны пустоцветы. Они дают плоды без опыления, и их называют партенокарпическими. Это и хорошо. Трудно представить, что можно завлечь насекомых опылителей на последний этаж многоэтажного дома. А мы как раз и живём под самой крышей. Было сразу понятно, что и в случае с огурцами крупных плодов нам не дождаться. Зато у них есть очень сильное преимущество – они никогда не бывают горькими. Меня это очень радовало, ведь мне непременно хотелось попробовать будущий урожай.

III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

3.1 ПОЛГОДА ПУТИ К ЖЕЛАЕМОМУ РЕЗУЛЬТАТУ

Итак, можно было приступать к долгожданному исследованию. На поиск нужных семян ушло несколько дней. Наконец-то было куплено 2 пачки, по 12 семян в каждой, помидоров «Пиноккио» от компании «Поиск» и идентичные пачки семян балконных огурцов агрофирмы «Манул». К тому же пришлось обзавестись специальными лоточками для высадки семян и землёй для рассады.

15 апреля было высажено 24 семечки помидоров и 24 семечки огурцов. В одном лоточке помещалось 6 семян, поэтому было решено разделить все семена на 4 группы: 1) те, которые подвергались влиянию классической музыки, назовём их «классика»; 2) те, которым включали мантры – группа «мантры»; 3) те, которые слушали тяжёлый рок – группа «рок» — и 4) те, которые росли, не подвергаясь какому-либо особенному влиянию, — группа «пустые».

В квартире было недостаточно места для того, чтобы создать условия для комфортного прослушивания музыки отдельными группами растений, поэтому было решено включать музыку через почву с помощью наушников. Каждая группа слушала свою музыку в течение двух часов каждый день.

Из всех семян взошло 23 росточка помидоров и всего 19 росточков огурцов, причём жизненную силу потеряли те семена, которые слушали рок или не слушали ничего.

30 мая, когда ростки уже были похожи на рассаду и имели высоту 3-5 см (группы «рок» и «пустые» — 3 см, группы «классика» и «мантры» — от 4 до 5 см), они были пересажены в лотки большего размера. На этой стадии выяснилось, что помидоры более выносливые, т.к. количество кустов осталось неизменнм – 23 штуки. Однако, у огурцов осталось лишь 5 кустов, 2 из которых приходилось на группу «мантры».

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

НАУЧНО ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

Научно исследовательская работа на тему:

Влияние музыки на рост и развитие растений

Выполнил: учащийся МОУ

"ЛИЦЕЙ № 230" 3 "Б" класса Кузнецов Денис

Руководитель: Арнаутова Елена Владимировна ,учитель начальных классов

1. Путешествие в прошлое

2. Исследования ученых

3. Практическое исследование

4. Результаты эксперимента

Список используемой литературы

Музыка сопровождает нас в современном мире везде. Мы слышим ее в магазинах, кафе, дома, на улице. И делаем осознанный выбор, отдавая предпочтение определённому стилю музыки. Мы растем вместе с определённой музыкальной эпохой и не подозреваем, какое воздействие она имеет на наш организм.

Ещё с древних времен особое внимание уделялось влиянию звуков на всё живое: растения, животных, человека. Доказано, что музыкальные звуки и ритмы обладают определенной силой воздействия на живые организмы. Определить, как влияют разные стили музыкальной культуры на организмы очень важно. Именно в этом и есть актуальность данной работы.

Многими учёными поднимался вопрос о том, какая музыка имеет целебную силу, а какая нет. На основе научных экспериментов затрагивается тема, которая до настоящего времени до конца не изучена, но уже есть доказательства, подтверждающие то, что музыка может быть не только благотворно влияющей, но и обладать разрушающей силой.

Поэтому целью нашего исследования стало: выявить, какая музыка благотворно влияет на живые организмы, а какая обладает разрушающей силой.
Нами были поста в лены следующие задачи :

Изучить литературу по предмету исследования.

Выяснить, кто из ученых занимался изучением влияния музыки на растения и какие выводы были сделаны в результате исследований;

Провести собственный эксперимент по изучению влияния музыки на прорастание семян и на рост и развитие растений;

Сделать выводы о влиянии музыки на рост и развитие растений.

Составить рекомендации по использованию музыки при выращивании растений с целью стимулирования их роста и развития.

Предположим, что классическая музыка положительно влияет на рост и

развитие растений, а рок-музыка — отрицательно (или не влияет на рост и развитие).

Методы исследования:
1) Теоретические: изучение литературы по данной теме ,работа с информацией из Интернета;
2) Практические: проведение эксперимента с целью выявления различий в росте и развитие семян овса под влиянием различной музыки.

Объект исследования: овес.

Предмет исследования: процесс развития растения посредством музыкального сопровождения.

Практическая значимость работы обусловлена возможностью использования полученных результатов для выращивания растений при озеленении комнат, кабинетов, при выращивании растений к празднику в качестве подарка.

Основная часть
1. Путешествие в прошлое

На протяжении всей истории развития человечества люди не только любили цветы, но и одаривали их заботой и вниманием. Они выращивали растения, скрещивали и выводили новые сорта.

Для того чтобы вырастить растения растениеводам надо хорошо знать особенности их выращивания, физиологии развития. Казалось бы, люди уже хорошо изучили растения и представляют себе, как они растут и что требуют для своего развития, и вроде бы особых загадок тут уже нет,…НО … МУЗЫКА!

Музыка и растения, какая может быть между ними связь? Разве растения способны воспринимать музыкальные звуки?

Целительное воздействие музыки на живые организмы было замечено еще на заре цивилизации. Первым оценил лечебное действие звуков Пифагор.

Оказывается, еще в старых книгах можно было встретить удивительные сведения о взглядах древних мыслителей и философов на природу растений и их чувствительность к музыке, пению и даже к эмоциям людей: любимые растения расцветали, а нелюбимые вяли. Так, в индийских сказаниях упоминается, что, когда бог Кришна играл на арфе, розы раскрывались прямо на глазах изумлённых слушателей.

Люди давно заметили, что растения неравнодушны к музыке и чутко реагируют на нее скоростью роста и плодоношением и стали использовали это для увеличения урожая. Индейцы бассейна Карибского моря посев семян тыквы сопровождали мужским хором, а сев овса вели под женское пение. Когда сажали овощи, играли на дудочках и свирелях, когда лен – пели.

В разных странах мира распространены верования в то, что музыкальное или песенное сопровождение во время посева злаков способствует их последующему благоприятному росту и будущему богатому урожаю. Поэтому до сих пор у многих народов сохраняется своеобразный певческо-танцевальный ритуал перед посевом семян в почву.

2. Исследования ученых.

Особая роль изучения влияния музыки на растения принадлежит индийскому ученому, профессору ботаники Т. Ц. Сингху, из университета Аннамалай в штате Мадрас. Он одним из первых, начиная с 1950 г., обратил внимание на высокую чувствительность растений к музыке. Вместе со своими учениками он многие годы исследовал влияние музыки на растения.

Т. Ц. Сингх вместе со своей помощницей Стелой Понниах провел тщательные наблюдения за влиянием на растения звуков различных музыкальных инструментов. Основываясь на древние индийские сказания, исследователи проигрывали растениям мимозы и бальзамина древние индийские мелодии – раги. Через две недели озвучивания было обнаружено, что у растений число устьиц на листьях было больше.

Растения бальзамина через 1,5 месяца после ежедневного 25-минутного «прослушивания» игры виртуоза-музыканта на старинном инструменте были выше. Были взяты для опытов декоративные растения: астры, петунии и сельскохозяйственные культуры: лук, редис. Каждое из этих растений озвучивалось в течение нескольких недель перед восходом Солнца различными мелодиями, чтобы выяснить эффективность каждой из них. Музыкальное звучание инструментов – флейты, виолончели длилось по получасу ежедневно. Вывод, сделанный учеными по прошествии всего срока исследования, был однозначным – гармонические звуковые волны действуют на рост, цветение, плодоношение и урожайность растений. У озвученных растений наблюдалось положительное действие музыки – увеличивалась высота (на 25%), число листьев (на 50%), корней (на 100%) по сравнению с контрольными, росшими в тишине.

В 1960 г. ботаник и агроном Джордж Е. Смит, узнав об опытах Сингха, взялся за их экспериментальную проверку на кукурузе и сое. Опыты вновь были положительными.

Немногим позже, доказательства влияния музыки на растения были получены в результате опытов, проведённых в строго контролируемых

условиях независимыми исследователями из разных стран.

Исследования в США 70-ые годы: Дороти Ретеллек проведена целая серия экспериментов относительно влияния музыки на растения, в результате которых выявлены закономерности, связанные с конкретными видами воздействующей музыки. Продолжительность прослушивания музыки имеет значение! Три подопытных группы растений содержались в одинаковых условиях, при этом первая группа не «озвучивалась» музыкой, вторая слушала музыку в течение 3 часов ежедневно, третья – в течение 8 часов ежедневно. В итоге растения из второй группы выросли значительно больше, чем растения первой, контрольной группы, а вот те растения, которые были вынуждены прослушивать музыку по восемь часов в сутки, погибли в течение двух недель с начала эксперимента. Прослушивание классической музыки приводило к увеличению урожайности, в то время как тяжёлый рок вызывал гибель растений. Спустя две недели после начала эксперимента растения, «слушавшие» классику, стали однородными по размеру, пышными, зелёными и активно цвели. Растения же, которым достался хард-рок, выросли чрезвычайно высокими и тонкими, не цвели, а вскоре и вовсе погибли. Удивительно, но растения, которые слушали классику, тянулись в сторону источника звука так же, как обычно тянутся к источнику света.

Исследования в Голландии : В Голландии получено подтверждение выводов Дороти Ретеллек относительно негативного влияния рок-музыки. Три расположенных рядом поля были засеяны семенами одного происхождения, а затем «озвучивались» соответственно классической, фольклорной и рок-музыкой. Через некоторое время на третьем поле растения либо поникли, либо пропали вовсе.

Таким образом, влияние музыки на растения в настоящее время научно доказано.

3. Практическое исследование

Этапы проведения исследования

Для проверки нашей гипотезы исследование включало три этапа

1 этап. Теоретическое исследование проблемы:

Изучить научную литературу о растениях.

Сроки: январь 2017г.

2 этап. Практическое исследование проблемы:

Узнать, оказывает ли звучание классической музыки влияние на рост и развитие комнатных растений;

Используемые методы: эксперимент; наблюдение; анализ; сравнение;

Сроки: февраль 2018г.

3 этап. Практическое использование результатов:

Разработать рекомендации по выращиванию культурных растений.

Сроки: март 2018г.

Ход работы: для исследования были взяты одинаковые семена овса, которые были посажены в два одинаковых горшка, в один и тот же грунт. В течение 3 недель растениям были созданы одинаковые условия для выращивания, ухаживали за посаженными растениями тоже одинаково.

При выращивании овса ежедневно в течение 30 минут на протяжении всего эксперимента (21 день) растениям включалось музыкальное сопровождение следующим образом:

Цветочный горшок №1 — рок – музыка

Цветочный горшок №2 – классическая музыка

Данные, которые мы получили, приведены в таблице

Оцените статью
Topsamoe.ru
Добавить комментарий