Укрепление кюветов автомобильных дорог

Большая часть выпадающих непосредственно на поверхность дороги осадков стекает с нее ввиду наличия на проезжей части и обочинах поперечных уклонов. Эта вода стекает по откосам земляного полотна.

Для отвода воды вдоль дороги, переходящей в выемке или насыпи высотой до 1–1,5 м, устраивают боковые канавы (кюветы). Боковые канавы также способствуют осушению грунтов земляного полотна в связи с испарением влаги с внутренних откосов боковых канав.

В связных грунтах кюветам придают трапецеидальное сечение шириной по дну 0,4 м, с крутизной откосов в выемке 1:1,5, в насыпе: внешний откос 1:1,5, внутренний 1:3 или 1:4.

Рис. 5.1. Поперечные сечения боковых канав:

а – трапецеидальное; б – треугольное

В несвязных грунтах устраивают кюветы треугольного сечения с крутизной внутреннего откоса 1:3.

При выборе формы поперечного сечения боковой канавы следует учитывать, что при одинаковой глубине кювета площадь живого сечения трапецеидальной канавы больше, чем треугольной.

Минимальная глубина кювета 0,3 м от поверхности земли, максимальная 0,7–0,8 м (редко до 1,2 м), считая от бровки насыпи.

Вообще глубину кювета назначают по расчету так, чтобы возвышение верха дорожной одежды над дном кювета было не менее рекомендованного СНиП [2] для II типа местности, то есть дл участков с необеспеченным поверхностным стоком воды

Дну кюветов придают продольный уклон, равный уклону бровки земляного полотна, но не менее 5 ‰, а в исключительных случаях 3 ‰. На участках выемок и низких насыпей, где уклон проектной линии менее 5 ‰ проектируют так называемые заглубленные кюветы с уклоном не менее 5 ‰.

Не допускается проектировать красную линию в выемках в виде горизонтальных участков и вогнутых кривых ввиду трудности осуществления водоотвода из выемки.

В тех случаях, когда вследствие равнинного рельефа местности устраивать кюветы с уклоном 5–3 ‰ не удается, земляное полотно проектируют в насыпи, отсыпаемой из дренирующих грунтов. Рабочие отметки насыпи назначают как для III типа местности.

Необходимо использовать все возможности для отвода воды из кюветов в пониженные места в сторону от дороги, устраивая отводные русла желательно, чтобы отвод воды из кювета в сторону или в искусственные сооружения осуществляется не реже, чем через 500 м.

Не допускается пропуск воды из насыпи через выемку. Перед входом в выемку воды из боковой канавы отводят в сторону. Воду из выемки отводят в сторону от дороги с того места, где насыпь становится выше 0,5 м, постепенно доводя глубину канавы до нуля (рис. 5.2).

Рис. 5.2. Вывод воды из выемки

5.3. Проектирование водоотводных и напорных канав

Водоотводные канавы служат для отвода воды от дороги в стороны, в пониженные места или к водопропускным сооружениям.

Если дорога пересекает на коротком расстоянии несколько логов, воду можно не пропускать через дорогу в каждом понижении, а устраивать водоотводные канавы, перехватывающие воду в малых логах и отводящие в главный лог (рис. 5.3). Обычно канавы глубиной 0,25–0,5 м, собирающие воду с малых логов, начинают в самом русле.

Рис. 5.3. Схема отвода воды из бокового лога к сооружению в главном логе

Канавы устраивают с продольными уклонами не менее 5 – 7 ‰, длину принимают не более 500 м.

Водоотводные канавы также проектируют для выпуска воды из пониженных участков – бессточных впадин, которые пересекает дорога.

Воду из впадины отводят до ближайших логов или более глубоких впадин, устраивая водоотводные канавы с двух сторон дороги (рис. 5.4, а). Возможно и другое решение: устройство водопропускной трубы и водоотводной канавы с низовой стороны (рис. 5.4, б). Вопрос решается с учетом конкретной ситуации: наличия понижений с двух сторон дороги и технико-экономических расчетов (следует подсчитать, что дешевле – труба или канава).

Рис. 5.4. Схема отвода воды из бессточной впадины: а – без устройства трубы; б – с устройством трубы под полотном

Рекомендуется пересекать впадину не в самом глубоком месте, а сбоку. Тогда более глубокая часть впадин будет играть роль испарительного бассейна.

При наличии поперечного уклона местности косогора вода, притекающая к дороге с верховой стороны, должна быть перехвачена и отведена в сторону от дороги с помощью нагорных канав (рис. 5.5).

Рис. 5.5. Нагорные канавы:

а – у насыпи; б – у выемки; 1 – насыпь; 2 – нагорная канава;

3 – берма; 4 – откос выемки; 5 – банкет

Сечение нагорных канав рассчитывают по расходу воды, притекающей к ней. Канаве придают трапецеидальный поперечный профиль с наименьшей шириной по дну 0,5 м. минимальная глубина канавы 0,5 м, крутизна откосов 1:1,5, продольные уклоны не менее 3–5 ‰.

Если земляное полотно проложено по косогору в насыпи, то нагорную канаву располагают на расстоянии не менее 2,0 м от подошвы насыпи, а между ней и насыпью отсыпают берму с уклоном 20 ‰ к канаве (рис. 5.5, а).

При наличии кювета в насыпи и расположении дороги в выемке, во избежание сплывов и оползания откосов из-за переувлажнения грунтов, нагорные канавы располагают на расстоянии не менее 5 м от внешнего откоса кювета или выемки (рис. 5.5, б). Чтобы избежать затопления выемки при переполнении нагорной канавы, между выемкой и канавой отсыпают земляные призмы – банкеты.

При большом притоке воды на крутых и длинных косогорах устраивают два и более ряда нагорных канав. Кюветы и нагорные канавы укрепляют дерном, укрепленным грунтом, мощением.

Водоотводные канавы вдоль автомобильных дорог необходимы для увеличения устойчивости и прочности полотна. Мокрый грунт уменьшает силу сцепления транспортных средств и допустимые нагрузки.

Технология устройства и укрепления водоотводной канавы

  1. Продольный внутренний угол дна траншеи зависит от категории магистрали, состояния почвы, климатических условий и выполняется с уклоном 3-5‰. При невозможности соблюдения нормативных требований проблема разрешается с помощью водобойных колодцев, испарительных бассейнов, и перепадов. При незначительной высоте насыпи (менее 1.5 м ) кюветы проектируются по обе стороны шоссе. Ров в поперечном сечении имеет выпуклый профиль.
  2. Для отвода вод из продольной рытвины во избежание застаивания жидкости предусмотрены боковые канавы, которые расположены перпендикулярно к дорожному полотну. Их уклон находится в диапазоне 15-40%. Максимальный размер ограничен по соображениям безопасности движения автомобильного транспорта.
  3. Чтобы дать возможность машинам съезжать с трассы, водоотводные каналы в зависимости от водопроницаемости почвы проектируются в виде различных геометрических фигур. Например:
    • в местах с сухим климатом — в виде треугольных сооружений. Глубина таких траншей не превышает 30 см, а угол откосы выбирается в пропорции 1:3 и более.
    • водопроницаемой поверхности – в виде трапециевидной конструкции;
    • на щебне и скальной почве используется трапециевидная и треугольная форма водостоков, но откос делается пологий — 1:1.

    Материалы

    • Системы водопроводов вдоль трасс изготавливаются из полиэтилена высокой плотности, именуемого полимербетоном. Он представляет собой композит, в который входит кварц, гранит, базальт, связующие смолы. Материал отличается высокими антикоррозионными свойствами, стойкостью к агрессивному воздействию среды, долговечностью, механической прочностью, устойчивостью к высоким температурам (+ 82 °C). Применяется для траншей вдоль автомобильных дорог из бетона, тротуарной плитки, асфальта.
    • Не менее популярен материал HDPE, который обладает способностью самоочищаться. Он используется в в районах с низкими температурами. Его отличает долговечность, небольшой вес, способность выдерживать большие нагрузки и монтажная простота.
    • При обустройстве дорожных траншей применяются также чугунные, стальные или композитные решетки и защитные кромки, препятствующие разрушению стенок рвов. Они бывают чугунными, оцинкованными или стальными.

    Специальная техника, используемая для обустройства водоотводных канав

    Для сооружения кюветов используется спецтехника, главной из которых является землеройная машина – автогрейдер, который присоединен к трактору. Выемка грунта производится с помощью ножа, смонтированного между колесными скатами. Территория под кюветы очищается кусторезами, бульдозерами. В работе принимают участие самосвалы, погрузчики, экскаваторы и прочая техника.

    В принципе, как в технологии написано, так на наших дорогах и сделано. По крайней мере в ЦФО. Действительно с боков на обочинах сделаны боковые канавы перпендикулярно дорожному полотну, в виде трапеций, так и есть. Применяются какие-то там металлические решётки для стока воды.
    Думаю настало наконец-то время, когда всё стали делать по уму. И по технологии.

    Понятно, что сейчас количество автомобилей возросло, движение более интенсивное, необходимо качественно проектировать и содержать дороги. Водоотводам нужно уделять больше внимания, чтобы дороги отвечали всем требованиям. Главное качественно выполнять работу при строительстве дорог, чтобы не было разрушений водоотводных конструкций.

    Сергей вы думаете наши с вами указания, и разглагольствования о том что НАДО СТРОИТЬ КАЧЕСТВЕННО, он этого в нашей стране что то измениться?? НЕТ И НЕТ. Согласна с Петром, что нужна технология! Нужно в первую очередь нам с вами следить за дорогами и соответственно сообщать куда положено.
    Скоро и дороги наверное станут платными а толку то никакого не будет! хочет ехать по ровному полотну плати! не хочу есть по окрестностям и гробь свой транспорт!

    И согласен, и нет. Все дело в планировании и потребностях.
    Если запланирован дорогу в селе под легковушки плюс раза два в неделю мусоровоз, а потом по ней пошла стройтехника — все пошло… прахом.
    Так что технологии есть, но даже если их учитывать при проектировании (что сомнительно, и если да, то не полностью), то впоследствии все перечеркивается ‘а надо прям щас’ без компенсации последствий.

    Если бы все в России делалось по технологии, аварий и пробок было бы на много меньше. При везде в Ульяновск (ехал по Димитровградской трассе) попал под ливень. На трассе образовывались огромные лужи. Я чуть в кювет не улетел:( Надо местным дорожникам дать эту статью почитать:)

    Петр, думаю нашим дорожникам эта статья не поможет! Им же главное план сдать — и все!

    Проектирование кюветов, параллельных проектной линии и раздельно

    Кювет-боковая отводная, вдоль откоса полотна для сбора и отвода поверхностных вод стекающих с проезжей части, с поперечным сечением лоткого, треугольного, трапециводного сечения

    Кюветы устраивают при низких насыпях и во всех выемках и участках с нулевыми отметками. Запрещается выводить воду из канав дорожного водоотвода в кюветы. Сброс воды из кюветов вызван необходимостью избежать длительное нахождение воды в кювете и устранять увлажнение с боков. Перед входом в выемку из кюветов воду отводят в сторону . Не допускается пропуск воды по кюветам из насыпи в выемку. Конец устья канавы должен быть настолько удален из земл. полотна чтобы вызывать скопление воды вдоль массы. Внимание дожно быть уделено проектированию кюветов на спусках из выемок в лессовых грунтах

    глубина кюветов должна быть не менее

    0.3м в пылеватых песках

    0.6м в супесях пылеватых

    0.8м в суглинках и глинах

    0.9м в пылеватых грунтах

    Расположение дна кювета параллельно проектной линии заполняется продольным профилем в графах 5 и 8 где указывается глубина кювета и пикетажное положение еначала и конца кривых.

    Высоту насыпи при кот. начинают и заканчивают делать кювет определяют по формуле

    hнк=hк+∆y

    hк-глубина кювета

    ∆y-разность отметок оси дорог и бровки земл. полотна

    b-ширина проезжей части

    a,с-ширина обочины и укрепленной полосы

    iп, i0-поперечные уклоны проезжей части и обочины

    Начало и конец кювета определяем в зависимости от рабочих отметок насыпи, выемки расстояниями между поперечниками и выхода дна кювета.

    hк=l (hнас-hкюв)/(hн+hв)

    Уклон дна кювета не параллелен проектной линии, это может быть на прямых и вертикальных выпуклых кривых.

    На вертик. выпуклых кривых продольный профиль дна кювета проектир. след.обр.:

    а) определяют глубину кювета в водораздельной точке по фор-ле:

    ОтДК-отметка дна кювета

    ОтВК-отметка вертикальной кривой

    б) определяют отметки дна кювета справа и слева от водораздельной точки на участке длинной 0.01К

    в) за пределами участка0.01R кювет проектируют параллельно бровке земл.полотна

    Если проектная линия представляет подъем или спуск с уклоном менее 5‰, то продольный профильдна кювета проектируют след. обр. :

    а) намечают точку на середине выемки при уклоне от 0 до 5‰

    б) вычисляют отметки дна кювета с уклоном 5‰ в обе стороны от середины выемки до выхода на поверхность земли.

    в) определяют пикетажное положение начала и конца кювета

    Хк=lb/ (a+b)

    a-расстояние от пов-ти земли до дна кювета в выемке

    b— расстояние от условного дна кювета на пов-ти земли

    l-расстояние между поперечниками

    Поверхность откосов и дна кювета разрушается главным образом под действием дождевой и талой воды. Разрушение идет тем интенсивнее чем меньше прочность грунтаи круче продольный уклон дна кювета. Для предотвращения угла откоса применяют различные виды укреплений. при больших уклонах дна кювета,дну канав придают ступенчатый характер (перепады) или устраивают быстротоки

    Перепад- водоотводное устройство в виде отводной канавы имеющей в продольном профиле ступенчатую форму для уменьшения скоростей воды и предотвращения размыва.дно и стены перепада устраивают из цементобетона, камня, бетона и др.

    Быстроток-вид водоотводного сооружения в виде сбросного лотка из нежестко соединенных железобетонных секций телескопической конструкции.Для супесчаных грунтов при уклоне до 10‰ кюветы не укрепляют. при уклонах от 10 до 30 применяют одерновку и мощение.

    Одерновка – вид укрепления откосов, насыпей и выемок кюветов путем выкладки дернов. Одерновка бывает сплошной, в клетку, в стенку.

    Мощение из камня вид укреплений откосов на подтопляемость насыпей кюветов путем одиночного или двойного мощения на слое мха или соломы толщиной 5-7см.

    Рекомендуется мощение на слое щебня и гравия толщиной 10-15см.

    Мощение может выдержать действие текущей воды при скоростях 2-4 м/с.При мощении применяют колотый бутовый камень, кот. должен быть морозоустойчивый и не размокать в воде. Двойное мощение устраивают на том же основании что и одиночное но в два слоя.Камни для нижнего слоя 15-20 см для верхнего 20-30 см.

    Камни при мощении укладывают плотно на ребро и тщательно расщебенивают. Для одерновки принимают плотный дерн с густой и низкой травой. Дерн нарезают плитками шириной 20-25 см и длинной 30-60см.Дерн следует заготавливать на таких почвах и при влажности,кот. близко подходят к условиям укрепления кювета. Сплошная одерновка применяется при укреплении откосов кюветов не круче 1:1.5 и не высоких

    | следующая лекция ==>
    Проектирование вертикальных кривых | Двухскатный поперечный профиль дорожного полотна

    Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 3519 ; Нарушение авторских прав? ;

    Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

    Оцените статью
    Topsamoe.ru
    Добавить комментарий