Тачка для огорода своими руками

В частном доме невозможно обойтись без тачки. Она используется для перемещения грузов по участку: кирпичей и прочих строительных материалов, дров, угля, листьев и т.д. Тележка имеет простую конструкцию, которая отличается количеством колес и материалом изготовления. Выбор варианта зависит от целевого использования транспортировочного приспособления. В статье ниже расскажем, как сделать тачку своими руками и на что обратить внимание в ходе выполнения задачи.

Самостоятельное изготовление или покупка

Сделать тачку собственными силами или приобрести готовое изделие – это первый вопрос, с которым необходимо разобраться. Оценить стоимость заводской тележки помогут многочисленные интернет-магазины и ассортимент строительных гипермаркетов. Дешевые модели зачастую изготавливаются из низкокачественных материалов, поэтому не смогут выдержать большой нагрузки, а также потребуют особого ухода (например, перенос на зиму в отапливаемое помещение для предотвращения появления ржавчины).

Следует провести сравнение стоимости готового изделия и материалов, которые понадобятся для самостоятельного изготовления. Существенная экономия будет достигнута при наличии большей части необходимых компонентов дома: листового металла, уголков или профильной трубы, колес и т.д. Также необходимо понимать, что максимально прочная конструкция получается путем сварки, а для нее потребуется сварочный аппарат.

Если в хозяйстве присутствует необходимый инструмент и материалы, то изготовить садовую тачку своими руками вполне реально.

Количество колес

Далее потребуется определиться с количеством колес в конструкции. Одноколесные тачки невероятно маневренны, они без проблем пройдут по узкой тропинке шириной в два кирпича. При этом не будут цеплять растущие по краям огородные культуры. В то же время одно колесо не позволит перемещать большие грузы, по причине недостаточной устойчивости.

Двухколесные тележки – оптимальный вариант, который подойдет для транспортировки как осенней листвы, так и мешков с цементом. На управление такими тачками затрачивается меньше сил.

Существуют трех и четырехколесные модели, однако они пользуются меньшей популярностью, по причине низкой маневренности. Хотя на них гораздо легче перевозить тяжести. Идеально иметь на участке два варианта тачек для разных задач.

Выбор материала

При самостоятельном изготовлении часто в ход идут имеющиеся в наличии материалы, и вопрос выбора не стоит. Однако в случае закупки необходимых компонентов, присутствуют следующие варианты:

    Дерево – позволяет обойтись минимальным количеством инструментов. Распил выполняется ножовкой, скрепление – болтами и уголками. Однако дерево неустойчиво к неблагоприятным погодным условиям, и спустя несколько сезонов соединения разболтаются, начнут загнивать и ломаться.

  • Черный металл – садовая тележка, изготовленная своими руками из этого материала, будет отличаться прочностью и дешевизной. Хотя для работы потребуется больше инструментов, в частности, сварочный аппарат и болгарка.
  • Нержавейка или оцинкованная сталь – наиболее долговечный материал, который не подвергается воздействию влаги. Такая тележка обойдется дороже остальных и потребует аналогичных с предыдущим вариантом инструментов, но она прослужит много лет и возможно даже достанется в наследство детям или внукам.
  • Выбор материала изготовления зависит от финансовых возможностей, однако крайне не рекомендуется отдавать предпочтение дереву, ввиду его недолговечности.

    Основные элементы конструкции

    В общих чертах конструкция различных моделей тележек отличается не существенно и состоит из следующих основных частей:

      Рама – для нее используется уголок, квадратный или круглый профиль. Последние два варианта выдерживают более существенные нагрузки. Можно не сваривать раму, в таком случае колеса и ручка крепится непосредственно к кузову.

  • Кузов – в заводском варианте это штампованный элемент, на котором отсутствуют сварные швы. Когда принято решение сделать тележку своими руками, потребуется вырезать куски из листового металла и сварить их между собой. Для улучшения стыковки на торцы накладывается металлический уголок.
  • Колеса – наиболее удобны в эксплуатации камерные разновидности. Они позволяют с максимальной легкостью передвигать тачку по участку. Подойдут колеса от велосипеда, мопеда или даже мотоцикла. Также можно приобрести готовые экземпляры, созданные специально для тачек.
  • Рукоятка – наиболее распространены варианты в форме буквы «П», «Т» или «Н». Хороший хват обеспечивает рукоять буквой «П» и «Н».
  • Рекомендации по изготовлению

    Перед выполнением задачи и в ходе изготовления следует учитывать следующие рекомендации:

      Перед тем как приступить к работе с материалами, необходимо создать чертеж с собственными размерами и учетом особенностей конкретной конструкции.

  • Также заранее нужно обдумать объем кузова, исходя из планируемых перевозок.
  • Листовую сталь следует окантовывать по верхнему краю, чтобы предотвратить случайные порезы.
  • Профильную трубу в раме оставляют сквозной для предотвращения застоя воды. Либо заваривают наглухо.
  • Важно точно рассчитать положение оси колес, чтобы равномерно распределить нагрузку.
  • На края ручек желательно надеть резину.
  • На задней части тачки создается упор.
  • Пошаговая инструкция

    В данном разделе детально опишем, как изготавливается садовая тачка своим руками, предоставим чертежи и фото готовых вариантов.

    Инструкция по созданию двухколесной тачки с каркасом из металлических уголков и профильной трубы:

    1. Для изготовления понадобится:
      • 1. Листовой металл толщиной 1 мм.
      • 2. Два колеса.
      • 3. Цельная труба-болванка шириной 20 мм для создания оси (не пустотелая).

    2. 4. Уголки и профильные трубы.
    3. 5. Инструменты: сварочный аппарат (желательно полуавтомат), болгарка, рулетка, метчик, болты, гайки.
    4. На первом этапе создается ось: она обрезается до нужной длины, затем в торцах нарезается резьба под болт, который будет ограничивать колеса с внешней стороны. На внутренней части оси, в качестве ограничителя, приваривается шайба. Посадка колеса выполняется на подшипники. В конце, во все движимые детали добавляется Литол, который предотвращает попадание влаги и обеспечивает мягкое скольжение.
    5. На полученную колесную пару наваривается каркас, а затем кузов. Каркас нарезается из уголков 32х32 мм, нижний прямоугольник будет меньше верхнего. Между собой они скрепляются металлическими перемычками. Нижняя часть дополнительно укрепляется двумя профильными плоскими трубами – они будут удерживать основную массу короба на оси. Важно обеспечить достаточную поддержку дна, чтобы листовой метал кузова не прогибался.
    6. Следующий этап инструкции, как своими руками сделать садовую тачку, предполагает формирование и приваривание ручек. Они будут иметь Н-образную форму. Для равномерного сгибания рекомендуется точечно приварить две трубы, затем разогреть их и придать нужную форму. Далее разъединить и прикрепить к задней части каркаса.
    7. Теперь приваривается ось. Ее центр смещается немного назад, т.е. передняя часть самопроизвольно опускается – это делается для облегчения транспортировки груза. Осевая труба крепится на два уголка, которые треугольником закреплены на каркасе.
    8. К задней части конструкции приваривается небольшой упор.
    9. Основная часть тачки готова. Осталось вырезать куски листового металла и приварить их к каркасу. Далее зачистить и покрасить поверхности. Последнее действие не является обязательным, но позволит придать изделию более привлекательный внешний вид и защитить от коррозии (если использован черный металл).
    10. Теперь вы знаете, как самостоятельно изготовить садовую тачку. Следует воспользоваться одним из предложенных чертежей и перенести на него свои размеры, остальное – дело техники. Выполнение задуманного займет не больше одного дня работы, если не учитывать время на покраску и высыхание.

      Ничто не облегчает труд садовника или строителя на даче так, как двухколесная тачка. Это примитивное и доисторическое приспособление незаменимо в быту, несмотря на его простоту. Стоимость инструмента в супермаркете может сильно огорчить, а фирменные магазины могут даже напугать. Зачем же платить больше, если можно сделать тачку двухколесную своими руками и сэкономить 5000-7000 рублей? Сейчас мы рассмотрим подробную инструкцию по ее изготовлению и схемы, которые помогут реализовать наш «злостный замысел»!

      Выбор чертежа и особенности конструкции двухколесной тележки

      Для начала откинем то, что действительно будет неудобно и непрактично. Телеги и деревянные конструкции убираем со списка. Почему? И те, и другие очень тяжелые, зачем нам надрывать спину или толкать не толкаемое? К тому же, кузов из древесины разлезется уже через 2-3 года, либо его надо постоянно вскрывать лаком, сушить после использования и прятать от дождя. А поскольку мы ценим свое время, будем обращать внимание только на металлические самодельные тачки.

      Теперь определимся, сколько колес надо. Четыре и три колеса – сразу отбрасываем, поскольку нам надо легкая и маневренная тачка, а не телега для трактора или мотоцикла. Большинство садоводов предпочитают одноколесную конструкцию, но в ней есть существенный недостаток – с ее помощью можно перевозить меньше вес, она неустойчива, не подходит для неровной поверхности. Опрокинуть груз на сторону проще простого. В общем, одно колесо для тачки хорошо, а два – лучше. Общий чертеж рамы и кузова тачки будет примерно таким:

      Теперь определимся со стоимостью. Хотя, чего с ней определяться… Если вы не желаете покупать ее в магазине, значит, вы разделяете наше мнение и хотите сделать все дешево и сердито. Именно так и будет. Наша садовая тачка своими руками будет стоять не более 750 рублей, при условии, что материалы будем покупать в обычном супермаркете. Если же у вас завалялся металлолом на даче, старые металлические профили и есть хотя бы 1 колесо для тачки, тогда она обойдется вам почти бесплатно.

      От слов к делу: как сделать самодельную тачку за 4 часа

      Сначала сделаем раму, на которую будет устанавливаться кузов тачки. Наша конструкция предназначена для перевозки не более 200 кг, поэтому учтите это и не превышайте нагрузки, чтобы избежать поломки инструмента. Габариты могут быть разными, но мы выбрали средние параметры, которые чаще всего используются в садовых и строительных двухколесных тачках. Теперь перейдем к подбору материалов, инструментов и сборке конструкции.

      ШАГ 1: сварить между собой 2 несущие стороны. Вам потребуется 2 металлических профиля со сторонами 35х35 мм и длиной 140-150 см, а также уголок 25х25 мм длиной 2 метра. Укладываем на ровную поверхность металлические профили напротив, отрезаем 5 уголков по 40 сантиметров и раскладываем их между нашими несущими сторонами рамы. Привариваем уголки с двух сторон к металлическому профилю так, как показано на схеме.

      ШАГ 2: делаем ручки. Берем толстый резиновый шланг с внутренним диаметром 34 мм и длиной около 40 сантиметров, разрезаем его пополам. Самодельная садовая тачка должна иметь не скользящие ручки, поэтому шланг натягивается на металлический профиль очень тяжело. Его необходимо подержать над огнем, постоянно прокручивая, чтобы он хорошо прогрелся. Затем легким движением рук (ног или подручных предметов) или с помощью подсобного работника натягиваем шланг на конец рамы, как это показано на схеме. Шланг остынет и его уже будет невозможно снять. Если натягивать трудно, можно смазать металл шампунем, мылом или солидолом – в большинстве случаев помогает.

      ШАГ 3: привариваем ось. Это можно и потом, но мы сделаем сейчас, ибо это намного удобнее. Переворачиваем нашу раму для самодельной тачки на колесах и привариваем металлический прут диаметром 22 мм (это ходовой размер для бескамерных колес). Можно выбрать и другой диаметр, если имеются на примете какие-то колеса для тачки. Мы рекомендуем использовать грузовые бескамерные колеса с диаметром от 40 до 50 см – они практически вечные.

      Если ваша самодельная тачка для дачи должна перевозить большой груз по бездорожью (препятствия до 5-8 см в высоту), тогда лучше использовать колеса с диаметром побольше. Если у вас очень ровный участок или даже забетонированный, лучше выбирайте по 35-40 см, не больше – сопротивление меньше, управлять удобнее и легче толкать. К тому же, маленькие колеса стоят дешевле.

      Если вы желаете узнать, как сделать тачку садовую своими руками без существенных затрат, тогда необходимо будет подобрать колеса из мопеда или мотоцикла. В роли донора можно использовать старый мотоблок на металлических колесах или сеялку. Обязательно измерьте внутренний диаметр втулки и только потом приваривайте соответствующую ось к металлической раме, которую мы сварили вначале.

      Тачка садовая 2-х колесная своими руками: инструкция по изготовлению

      Теперь переходим к основной части нашей работы – кузову. Как и договорились, будем его делать для перевозки примерно 200 кг и где-то таким же объемом. Высоту возьмем 40 сантиметров (больше не надо – плохо переворачивать), длину – 80 сантиметров по нижнему краю кузова и 100 по верхнему. Ширина – 60-70 сантиметров, на ваш вкус. Собственно, теперь перейдем к процессу сборки.

      ШАГ 1: заготавливаем металлолом. Толщина стали – 2 мм. Этого достаточно. Конечно, если в ваших планах есть выиграть «Мистер Олимпия», тогда можно сделать кузов из стали 3-4 мм. У вас должны быть такие запчасти, как показано на рисунке, тогда вы сможете изготовить садовую тачку своими руками, чертежи которой предоставлялись выше.

      ШАГ 2: свариваем все в кучу. Собственно, здесь объяснять нечего, просто берем любой сварочный аппарат и свариваем этот кубик Рубика в монолит.

      ШАГ 3: усиливаем конструкцию небольшими уголками. Этот пункт актуален только в том случае, если вы использовали сталь толщиной 1 мм для изготовления двухколесной тачки своими руками. Усиления убирают эффект «холодца», тачка становится монолитной. При толщине стали 2 мм можно не заморачиваться – она и так будет стоять как вкопанная.

      ШАГ 4: устанавливаем «коробку» на нашу раму. Привариваем ее в нескольких местах к металлическому профилю, к уголкам и вуаля – наша тачка своими руками готова! Осталось теперь придать ей сносный вид.

      ШАГ 5: красим. У вас есть где-то немного старой краски по металлу или засохшие остатки после окрашивания ворот или гаража? Разбавляем и красим. Качество здесь не надо – все равно сотрется, это просто для лучшего внешнего вида нашей конструкции, чтобы фото садовой тачки своими руками можно было загрузить в социальную сеть для сбора лайков!

      Теперь осталось сделать одну мелочь – откидную ножку, чтобы можно было поставить тачку в горизонтальном положении и удобно ее нагружать. Займет это не более 30 минут. Берем колесо от старой стиральной машины вместе с креплением, легким движением молотка удаляем колесо из крепления (или раскручиваем его, в зависимости от конструкции), крепление привариваем внизу тачки. Далее надо взять металлический профиль 20х20 мм, просверлить в конце отверстие на 10 мм, вставить в крепление болт М10. Добавить контргайку, чтобы не раскрутился. У вас должна получится тачка похожая на эту:

      Для ножки может потребоваться упор (если сделали плохие расчеты высоты и угла крепления). Можно приварить какой-нибудь кусок металла, который будет находиться в месте необходимого упора, либо взять монтировку и завернуть крепление ножки в нужную сторону. Впрочем, это уже мелочи и они решаются в процессе. Теперь вы знаете, как сделать тачку своими руками без денежных затрат и можно отправляться в гараж за всеми необходимыми компонентами. Также обратите внимание, что в пункте приема металлолома можно неплохо скупиться за копейки.

      Предлагаем вам посмотреть сравнение купленной тачки и садовой тачки своими руками на видео:

      Комментариев: 11

      Недавно разгребая свои залежи хлама на даче, наткнулся на два небольших колеса, и, прочитав ранее данную статью, решил начать постройку этого необходимого дачного инструмента. Делать тачку буду по вашим чертежам и инструкциям, как по мне все просто и понятно. Только вот вместо квадратного профиля и уголка буду использовать трубы разного диаметра, и раму сделаю цельной, так как в хозяйстве имеется трубогиб. Спасибо автору за подкинутую идею, и вправду ведь, из мусора можно сделать все что угодно.

      Пустая трата времени. Если есть металлолом — то сдайте его в пункт приема вторичного сырья и на вырученные деньги купите нормальную, человеческую тачку. Но придется докинуть немного деньжат, совсем малость) И лучше покупать одноколесную, маневренность выше, та и удобней в управлении будет)

      Я делал точно такую, только одноколесную. Мне больше нравится такая)

      Если аккуратно сделать тачку из металлолома и покрасить, то она не будет отличаться от покупной)

      Демьян, я прожил 62 года и ни разу не встретил в торговле нормальную тачку. Или ходовая дрянь, или кузов из бумаги. Для серьёзных работ дома( бетон, грунт, инертные) самые долгоиграющие самодельные. Да и смысл статьи как сделать самодельную конструкцию, а не сбор металлолома с последующей сдачей. В общем статья для тех у кого руки правильно растут.

      Владимир, а чем Вам покупные тачки не угодили? Лично у меня была раньше самодельная тачка, и каждые 2 года я ее переваривал. Нынешний металл просто г****. А все покупные тачки, если не из оцинкованного металла, то покрыты очень хорошим покрытием. Вот я покупал тачку 6 лет назад. На ней присутствуют очень большие повреждения, но никаких признаков коррозии, а тем более сквозной, на ней и не наблюдается. А самодельная сгнила бы уже 3 раза за это время.

      Я считаю, что Вы не правы. Я уверен. Пишите мне в PM, обсудим.

      У меня обычная тачка, прямоугольная. Кастомная рама и два колеса от прополочного культиватора. Поверх всего этого чуда приварена коробка из 2.5 миллиметрового металла. Я все обработал грунтовкой. Эксплуатируется ежедневно (вожу коровий навоз). Тачка не проживает и три года. Первый год все нормально, а потом металл начинает просто отслаиваться. Как картон… Вот что значит НАШ МЕТАЛЛ

      Выглядит она в работе неуклюже и громоздко. Пока сам не попробуешь не поймёшь. Я смотря часть видео где Вы её показываете в работе вижу что не очень то и удобно с такой. Механизм свала интересный, но требует доработки, чтобы не смешивать при выгрузке грунт с песком. Мне не нравится сама ёмкость. Ведь не зря же у алюминиевых литых и оцинкованных все стороны откинуты под углом. Это для замеса, для большего объёма и для чистки очень комфортно. Я считаю что перегружаться ни к чему и боковушки можно было сделать и до 300 мм высотой с учётом что они будут с уклоном. Т.е. по сути высота частей будет в районе 350-400мм.
      А так она больше похожа на бачок, хочется в него ТЭН опустить и начать нагревать.
      Повторяю, задумка в большинстве своём всегда является чем-то полезным. А реализация вносит свои коррективы. Тяжело-это когда не удобно, не симметрично, и слишком объёмно.
      И ещё, почему колёса лёгкие? А если по камням придётся везти что-то. Участки разные бывают
      И последнее. Из валяющегося хлама обычно получается всё тот же хлам. Потому как валяться может только ненужное — металл и произвольной толщины, а это вес или надёжность под сомнением. Автор ролика отнюдь не из отходов делает тележку. Листовой материал новый, прут под колёса толстенный тоже свежий, колёса новые, да и профиль не по 5см. применяется. Остальное большего размера всё применимо при строительстве и в дачном частном хозяйстве. Это я к тому, что даже эта тележка стоит своих денег. Зачем писать заманивающие заголовки типа бесплатно сделать. И в конце концов свой труд в таких статьях уже никто не считает за ценность.
      Актуальность данного материала состоит только в том случае, если у Вас на участке валяется груда всякого разного металла, как говорится на выбор.
      В противном случае стоит посчитать во что она выльется если её делать из купленных материалов. К примеру у нас такие обрезки можно найти только работая на базе металла, где ведётся обработка или на базаре, где цены впечатляют порой своей конкретикой лишних нулей взятых из воображения продавца. В противном случае Вам придётся ориентироваться на розничные цены и нормы металлобазы + доставка.
      Сделать можно очень многое из подручных средств. Только вот получится в итоге абра-кадабра. Либо неуклюже, либо тяжело, либо полуфабрикат. И вскоре созданное ноу-хау требует переделки.
      Так что вопрос цены следует отражать объективно. В первую очередь потому что если идея и реализация хороши, то они потребуют вливаний. Каких? Ну не хотите ли вы сказать, что у Вас все имеются части или запчасти для реализации идеи автора и инструмент? Да во всех случаях не будет у Вас точно таких же запчастей как у автора. А любое отклонение влечёт последствия.

      Здравствуйте, Александр!
      Ну, видимо автор всё же рассчитывал на то, что эти материалы есть в свободном доступе и валяются дома. Так то, если все покупать новое и делать из него обрезки, получится гораздо дороже.В любом случае, это просто идея, а там уже надо смотреть по месту что есть и чем заменить можно.

      Садовая тачка считается одним из самых важных подвижных инструментов, без которых вообще сложно представить работу на участке. С её помощью можно быстро вывезти как строительный мусор, так и разного рода отходы. Казалось бы, в чём может заключаться сложность выбора тачки, так как она выполняет всего одну функцию?

      Вся важность в том, что если покупать тачку, то нужно взять такую, которая будет служить долго. Для этого вовсе не обязательно смотреть чертежи садовой тачки. О критериях выбора мы расскажем в этой статье.

      При выборе тачки потребуется обратить внимание на следующие составляющие движущегося агрегата:

      • кузов;
      • рама кузова;
      • колёса;
      • обе ручки.

      Каждый из этих элементов строения тачки играет важную роль не только для срока службы, но и для удобства в пользовании. Обращая внимание на важные критерии, можно подобрать тачку как длительного пользования, так и удобную в эксплуатации, стильную. Разберём каждую часть тачки.

      Краткое содержимое статьи:

      Выбираем кузов

      Чтобы понять, как должен выглядеть идеальный кузов, понадобиться пересмотреть фото садовой тачки. Учитывая то, что тачка используется только для работы в саду, вовсе не обязательно придерживаться ряду критериев, которые обычно важны для строителей. Нужно обращать внимание только на тот кузов, который выполнен в форме трапеции — так гораздо лучше распределяется нагрузка.

      Желательно выбирать плоское и ровное дно, поскольку иногда может потребоваться необходимость в перевозе ровных материалов. Также плоское дно позволяет по максимуму использовать предложенное пространство.

      Лучше покупать тачку с кузовом, толщиной не менее 1 мм, так он будет куда надёжнее и прослужит дольше. Тачку лучше покрутить по сторонам, попробуйте, удобно?

      Выбор рамы

      Рама считается самым важным элементом тачки, так как удерживает полностью всю конструкцию. Ни в коем случае не нужно покупать раму со швами и прочими дефектами — сразу понятно, что она ненадёжная. Для более высоких нагрузок рекомендуют раму, выполненную в виде сплошной ровной трубы.

      Если требуется лёгкая тележка для простых целей, к примеру, вывозить мусор с огорода, можно приобрести более простой вариант. Как правило, в такой тележке вместо трубы просто протянута обычная металлическая опора, но снова-таки, она должна быть выполнена без швов.

      Важно помнить, что рама полностью удерживает и распределяет вес кузова, поэтому должна полностью огибать его периметр.

      Подбираем колёса

      Колёса тачки редко подбирают по качеству, чаще всего по своим личным потребностям. Бывают агрегаты как на одно, так и на два колеса. Первый вариант — это лёгкие садовые тележки, которые редко используются для езды на большой дистанции. Двухколёсные садовые тачки часто сопровождаются подшипником, если нужно иметь дело с более вязким грунтом.

      С колесами иметь дело не сложно — если планируется возить тачку по асфальту, в таком случае слишком увлекаться выбором колёс не нужно. Одноколесная садовая тачка встречается на рынке в меньшем ассортименте.

      Колёса могут быть как надувными, так и литыми, также отличаются диаметром. Как правило, производитель комплектует свой агрегат теми колёсами, которые будут свободно ездить под рекомендуемым весом.

      Если кузов перегружать, такие колёса могут не выдерживать нагрузки, сдуваться, пока полностью не деформируются. Поэтому, чтобы перестраховаться, часто выбирают литые колёса или с более крупным диаметром.

      Перебираем ручки

      Ручка — основа комфорта в использовании тележки. Придётся в прямом смысле «перебирать» ручки, чтобы подобрать подходящие. Только так можно убедиться в том, что в итоге мы получим то, чем всегда будет хотеться пользоваться.

      Важно, чтобы они были длинными — чем длиннее ручки, тем выше манёвренность при управлении агрегатом.

      Не стоит забывать о том, что ручки должны быть выполнены из качественной резины и не скользкой. Только так можно работать с ними несколько часов, не будут потеть руки и не затекать.

      Важно — ручки должны быть широко расставлены, чтобы между ними мог свободно поместиться пользователь.

      Мы рассказали о всех самых важных критериях выбора важного агрегата для сада, по ним вы также можете понять как сделать тачку своими руками. Перед сборкой собственного движущего агрегата, рекомендуем детально ознакомиться с фото самодельных тачек.

      Оцените статью
      Topsamoe.ru
      Добавить комментарий