Скульптурная резьба по дереву для начинающих

Скульптурная резьба по дереву даст возможность украсить квартиру, частный дом или же загородную дачу интересными работами, которые оживят интерьер. А еще это увлечение может принести мастеру определенный доход. Ведь искусство деревянной скульптуры имеет множество почитателей во всем мире.

Особенности скульптурной резьбы

Вырезать фигурки из дерева люди научились много тысяч лет назад. Сегодня это искусство так же популярно, как и на заре человеческой истории. Скульптурная резьба имеет множество поклонников по всему миру. В чем ее плюсы перед изготовлением скульптур из других материалов, например, камня? Этот вид искусства:

  • не требует большого помещения для работы;
  • позволяет без проблем находить нужный материал;
  • дает возможность покупать его недорого;
  • не отнимает у мастера много времени.

К тому же инструменты для работы можно найти без проблем, а при необходимости изготовить своими руками.

Набор инструментов для скульптурной резьбы

К тому же дерево как материал — более разноплановый, чем тот же камень, пластик или металл. Из него мастер может создать не только произведение искусства, но и красивые предметы быта. Украшенное резьбой кресло, декоративная полочка или затейливо вырезанный из красивого куска дерева корпус для часов станут украшением для дома или дачи. Или прекрасным подарком, ценность которого в том, что он сделан вручную мастером.

Освоивший навыки резьбы мастер может заняться украшением дома. Наличники на окнах, ставни, коньки на крыше или затейливые украшения на крыльце и веранде — все под силу резчику.

Плюс дерева как материала для резьбы еще и в том, что оно очень пластичное, его легко обрабатывать.

Процесс изготовления скульптуры из дерева

Из него можно вырезать и абстрактные скульптуры, и классические образы, и даже создавать композиции, в которых смешана обработанная и необработанная древесина.

Что нужно для работы

Из всех видов художественного искусства создание скульптур — самое сложное.

И не только потому, что оно трудоемкое и требует времени и физических усилий. Скульптор должен уметь видеть будущее произведение искусства в куске дерева. Как он это делает? Один из гениев Возрождения Микеланджело Буанаротти (1475-1564 гг.) сказал, что он просто берет материал и отсекает от него все лишнее.

Чтобы поступить так, одного воображение будет недостаточно. Нужны инструменты для резьбы по дереву, при помощи которых, собственно, и делается скульптурная резьба. Что же входит в арсенал мастера-резчика?
Это:

    топорик для обтесывания заготовок;

Различные виды топориков для скульптурной резьбы

  • тесло;
  • ножи-резаки для грубой обработки;
  • стамески (с разными профилями пера);
  • штихеля;
  • надфили.
  • Разнообразная форма режущей части нужна для обработки выемок разной глубины и формы, а также при обработке поверхностей.

    Начинающему мастеру можно приобрести готовые наборы инструментов для работы. По мере осваивания искусства резьбы по дереву он будет приспосабливать их под себя, оставляя лишнее и добирая недостающие. Некоторые специалисты делают инструмент сами, переделывая имеющиеся фабричные исходники или же заказывая у слесарей-инструментальщиков специальные резцы особой формы.

    Для фиксации заготовок нужны тиски столярные из дерева и струбцины. Кроме того, понадобятся набор наждачной бумаги и средства для правки и заточки рабочего инструмента.

    Если процесс создания деревянной скульптуры потребует специальной обработки поверхности, тогда будут нужны мягкие салфетки и материя для втирания воска и составов для придания материалу определенного цвета.

    Организация рабочего места

    Для занятий необходимо оборудовать особое место, с верстаком или рабочим столом. Над ним можно поместить полки и шкафчики для хранения инструментов, заготовок, средств для обработки древесины.

    Обязательно должен быть направленный источник света, чтобы обеспечить полноценное освещение рабочего места. Опытные мастера советуют выбирать лампу белого цвета, без желтизны или других оттенков. «Разноцветное» освещение нарушит восприятие материала, не даст мастеру возможность видеть нюансы материала, его структуру и текстуры.

    Верстак для резьбы по дереву

    Обработка дерева связана с большим количеством мелкой пыли, поэтому оптимальным будет устроить над верстаком вытяжку. Она должна быть обязательно, если в процессе работы используются шлифовальные электрические инструменты.

    Для сушки скульптур и других работ после пропитки специальными средствами можно оборудовать специальный сушильный шкаф с нагревательными элементами. Если же высушивание проходит естественным путем, нужно обеспечить хорошее проветривание помещения.

    В некоторых случаях мастера используют открытый огонь для обработки поверхности материала. Это могут быть паяльная лампа или газовая горелка. Работа с пламенем должна вестись в месте, защищенном от возгорания. Рядом рекомендуется держать воду или огнетушитель.

    Предварительная подготовка древесины

    Для изготовления будущего шедевра можно взять непросушенную древесину.

    Пошаговое изготовление резной деревянной скульптуры

    На ней не должно быть сучков, отверстий, конечно, если их присутствие не вписывается в художественную концепцию произведения. Также материал должен быть без трещин, отверстий и сколов, кроме того, без следов деятельности червей-древоточцев.

    Выбрав подходящий кусок дерева, мастер приступает к его подготовке для работы. Теслом или топориком с него снимается кора. Ее отделяют полосами, вдоль волокон, стараясь не повредить поверхность под нею. Некоторые мастера рекомендуют оставлять участки коры на концах заготовки (10-15 сантиметров с каждой стороны), чтобы сушка шла не так интенсивно. Это убережет дерево от растрескивания и деформации.

    Торцы стволов покрывают слоем краски или олифы, можно использовать замазки. Главное — полностью покрыть поверхность, через которую интенсивно выходит влага. Поверх свежего покрытия приклеивают плотную бумагу.

    Деревянная резная скульптура человека

    После этого кусок древесины оставляют для просушки. Учитывая, что многие специалисты-резчики заготавливают материал впрок, нужно оборудовать специальное место для его хранения. Оно должно быть хорошо проветриваемым, без сырости и прямых солнечных лучей.

    Сушка больших массивов длится около двух лет. Первое время заготовки лежат на открытом воздухе под навесом, без контакта с землей. Они должны хорошо проветриваться. После колоды переносят в помещение, где завершается процесс удаления влаги.

    Дерево не должно быть полностью сухим. Оптимальным для резьбы по дереву считается содержание влаги в пределах 8-10 процентов.

    Заготавливая материалы, мастер должен помнить, что в разное время года древесина имеет разную степень влажности. Максимум соков содержится в стволах и ветках, срубленных с июня по август, минимум — в заготовках, полученных с ноября по декабрь.

    Способы удаления влаги и обработка

    В разных регионах сушка древесины происходит по-разному, в зависимости от природных условий в первую очередь. Наши предки рекомендовали перед началом процесса делать запаривание материала. Для этого заготовку кладут в большую чугунную емкость, на дно которой наливается немного воды. Накрытую емкость ставили в русскую печь и оставляли на ночь.

    В квартире печь заменит духовка. Чтобы запаривание было эффективным, в жидкость добавляют пищевую соль (5 столовых ложек на 1 литр воды). Сушка длится 3 часа при температуре около плюс 80 градусов Цельсия. После этого заготовка оставляется при комнатной температуре на 3 недели, чтобы влага покинула ее естественным путем. Чем тверже древесина, тем больше времени требуется для ее просушки. Яблоня или же груша выдерживаются около трех месяцев, а дубовые массивы — до двух лет.

    Перед сушкой некоторые мастера вываривают материал в олифе. Этот способ хорош для небольших кусков дерева твердых пород. Благодаря этому они приобретают приятный коричневый цвет. А если сушить заготовку в речном песке, то она станет золотисто-коричневого цвета.

    Для этого в большую емкость насыпают песок, на него кладут заготовку, сверху снова насыпают песок, затем снова кладут заготовку, так до самого верха. Емкость ставится в печь или духовку на прогревание. Чем сильнее огонь, тем более интенсивным будет цвет дерева.

    Обработка готовых скульптур

    После того, как работа над произведением завершена, ее нужно покрыть защитным слоем.

    Покрытая лаком резная скульптура

    Кроме того, в процессе обработки могут появиться мелкие трещины, которые тоже необходимо закрыть перед окончательной отделкой.

    Полость нужно плотно заполнить замазкой из смеси бесцветного лака или столярного клея и пыли, оставшейся от обработки этого куска дерева. Второй вариант — заполнить трещину пластилином, аккуратно вынуть его (чтобы было легче, стенки посыпают тальком) и по имеющемуся слепку делают затычку.


    Для придания дереву декоративного эффекта его можно покрыть красящим пигментом. Он пропитает материал и придаст ему приятный оттенок. Заключают процесс работы полировка и покрытие поверхности особым защитным лаком.

    Скульптурная резьба по праву считается вершиной резчицкого искусства. К технике создания объемных фигур наиболее логично переходить после уверенного освоения рельефной резьбы, которую можно рассматривать как своеобразную промежуточную ступень. В представленном материале мы расскажем о базовых принципах скульптурной резьбы по дереву, сделав это на примере работы американской художницы Леи Вахтер.

    Чем для новичка удобен именно этот проект? Во-первых, он имеет относительно простой алгоритм резьбы, при этом сама работа выглядит очень эффектно. Во-вторых, здесь используется базовый набор инструментов, с которым в дальнейшем придется иметь каждому резчику, решившему заняться скульптурой. И, наконец, этот проект дает возможность познакомиться с техникой текстурирования шерсти. Освоить данный прием – особенно важно для начинающих, так как к нему придется постоянно обращаться в дальнейшем, создавая скульптуры животных в объемной резьбе по дереву.

    Начните с переноса рисунка на липовую заготовку. На ленточной пиле или лобзиковом станке вырежьте основу по внешним контурам схемы бокового и верхнего видов. Прочертите осевую линию, которая поможет сохранять симметрию в процессе резки.

    Используя богородский нож, симметрично скруглите тело кролика: от хвоста до основания ушей (фото 1). Затем переходите к проработке подбородочного угла: отделив нижнюю челюсть от тела. Длинными продольными движениями ножа придайте лицу коническую форму. Режьте симметрично, ориентируясь на центральную линию (фото 2).

    Займитесь проработкой хвоста: скруглите его, частично отделите от тела и придайте ему заостренности (фото 3). Продолжайте симметричное скругление тела. Используя карандаш, постоянно перерисовывайте рабочие линии, которые помогут придерживаться правильных пропорций.

    Переходите к черновой проработке задних лап. С обеих сторон заготовки нарисуйте схематические контуры; ориентируйтесь на осевую линию, дабы убедиться, что они равны по форме и размеру. Сделайте ножом глубокие надрезы вдоль линий. С помощью узкой прямой стамески с каждой стороны скульптуры удалите древесину выше контура задних лап, создав выраженный полуобъем (фото 4).

    Переходите к черновой проработке передних лап. Нарисуйте рабочий контур и отделите его от основной части тела, сделав прямоугольный выступ (фото 5).

    Используя все тот же богородский нож, проработайте складки на задних и передних лапах, сделав их контуры более детализированными (фото 6).

    Переходите к проработке глаза. Вырежьте симметричные полусферы. Эти круги должны быть пропорционально больше, поскольку в дальнейшем на них будут вырезаться глаза и веки. Нарисуйте контур мордочки и задней части щеки (фото 7).

    Детализируйте рельеф лица по очерченным контурам мордочки и щек. Часто меняйте стороны, чтобы сохранять симметричность резьбы (фото 8).

    Закончив детализацию лица, переходите черновой резьбе ушей. У нашей скульптуры уши расположены не на одном уровне, что придает ей еще более реалистичную пластику. Чтобы добиться этого эффекта, по предварительно нанесенной штриховке срежьте прямой стамеской заштрихованную часть дерева (фото 9).

    Отделите уши друг от друга, сделав серию V-образных надрезов. Разделение должно быть глубоким, но не широким (фото 10).

    Ориентируясь на шаблон, придайте задней части ушей нужную форму. Заштрихуйте контур ущных полостей и выберите их с помощью церазика – небольшой полукруглой стамески (фото 11). Работайте осторожно и медленно. Не забывайте чередовать стороны, чтобы резьба по дереву была симметричной, а сама скульптура сбалансирована.

    Переходите к детализации пальцев на передних и задних лапах, используя основной инструмент – богородский нож (фото 12). Завершите формирование очертаний хвоста (фото 13).

    Детализируйте форму глаза, сформировав нижнее и верхнее веко (фото 14). По нанесенным контурам сделайте мелкую проработку рельефа носа и рта (фото 15).

    Как и в классической богородской резьбе по дереву текстура меха на этой скульптуре создается с использованием мелкого штихеля. Данный процесс требует определенной усидчивости, терпения и аккуратности. Углубления, имитирующие структуру шерсти, желательно создавать по предварительно нанесенной разметке. Единственными нетекстурированными зонами на скульптуре оставляют уши, мордочку, кончики лап и веки.

    Закончив этот этап, смените штихель на уголковую стамеску с шириной лезвия 6 мм и вырежьте на груди отельные области, создав таким образом на грудке своеобразные клочки шерсти (фото 16).

    Отшлифуйте заднюю часть ушей, используя свернутые кусочки мелкозернистой наждачной бумаги (фото 17).

    Подготовьте скульптуру к окрашиванию, тщательно почистив ее зубной щеткой. Для раскрашивания можно использовать акриловые или масляные краски для живописи.

    Основную часть шерсти выдерживают в светло-коричневом тоне. Мордочка, грудь, полость ушей и область вокруг глаз – темно-серая (фото 18). Глаз закрашивают черным. Светло-розовым цветом окрашивают кончик носа, а также заднюю и внутреннюю часть ушей (фото 19).

    Принцип создания бликов и теней при раскрашивании фигур стандартен. Для начинающих мастеров, осваивающих объемную резьбу по дереву, отработать этот прием особенно важно. Его можно выгодно использовать, создавая любые работы в объемной резьбе по дереву: животных, людей, садовые скульптуры и пр. Игра света и тени способна делать фигуры более реалистичными и эффектными.

    Используя светло-черный цвет, сделайте тонкой кистью штрихи на всех углублениях животного: в складках шеи, передних и задних лап, ушей, хвоста и т.д., чтобы создать на скульптуре реалистичную тень (фото 20). Промокните избыток краски бумажным полотенцем.

    Смешайте белую и коричневую краски, добившись светло коричневого тона (на порядок светлее, чем основной цвет шерсти). Нанесите блики на наиболее выступающие места скульптуры: щеки, задние и передние лапы, спину животного (фото 21). Для создания дополнительного блеска закрасьте глаза кролика прозрачным акрилом.

    Резьба по дереву — это очень древнее искусство. Даже неизвестна приблизительная дата его возникновения. Наши предки вырезали узоры, фигурки животных и людей, скульптуры. Часто это было для религиозных целей, например, маски языческих богов и духов, тотемы.

    Сегодня резьба по дереву тоже имеет своих поклонников. Кто-то этим занимается просто для удовольствия, а кто-то для заработка денег.

    Существует несколько основных типов резьбы:

    • пропильная и прорезная;
    • домовая;
    • рельефная резьба;
    • углубленная;
    • геометрическая резьба;
    • скульптурная резьба.

    Самая сложная и интересная это скульптурная резьба по дереву. О ней дальше и пойдет речь.

    Особенности скульптурной резьбы

    Сюда относят как маленькие детские игрушки, так и огромные статуи. Главное, чтобы скульптура была обработана со всех сторон и ее можно было рассмотреть с разных ракурсов. Допускается любой рельеф — низкий или высокий.

    Скульптурная резьба по дереву для начинающих очень сложна. Она значительно отличается от других видов искусства. Чтобы сделать хорошую работу, резчик должен хорошо владеть всеми инструментами и другими видами резьбы. Также необходимо видеть фигуру в объеме.

    Что нужно для скульптурной резьбы по дереву

    Для того чтобы приступить к работе, недостаточно обладать только знаниями и умениями. Нужно обзавестись специальными инструментами и, желательно, верстаком. Конечно, существуют специальные станки для скульптурной резьбы, но это уже совсем другая тема.

    Основные инструменты для скульптурной резьбы по дереву:

    1. Нож-косяк. Его применяют для создания небольших углублений. Получил такое название из-за скошенного на 35 – 60° лезвия.
    2. Нож-резак. Им удобно обрабатывать закругленные элементы.
    3. Стамески различных форм. Полукруглые используют как основной инструмент для всех видов резьбы, прямые — как вспомогательный. Другие формы используются реже.
    4. Богородский нож. Используется именно для скульптурной резьбы по дереву.
    5. Топор. Его используют для снятия коры и создания грубой формы скульптуры.

    В магазинах продают специальные наборы, где есть все эти инструменты. Они должны быть качественными, иначе будут ломаться и крошить древесину.

    Выбор и обработка древесины

    Прежде чем приступать к обработке древесины, ее необходимо достать. Используют разные породы: липу, клен, ольху, березу и т. д. Если мало опыта, то лучше использовать липу. У нее однородный цвет, и она легко поддается обработке.

    Материал должен быть хорошего качества. Не должно быть трещин, отверстий, сучков. Если вы не знаете, как выглядит и подходит ли дерево для скульптурной резьбы, фото и характеристики можете посмотреть в Интернете.

    Когда материал выбран, приступают к его обработке. Сначала снимается кора. Снимать нужно аккуратно, чтобы не повредить внутреннюю часть. Для этого обычно используют топор, скобель или тесло.

    Потом необходимо просушить древесину. Для этого ее полностью покрывают олифой или краской и оборачивают бумагой. А потом идет долгий процесс сушки, который может занять до 2 лет. Заготовку сначала хранят на открытом воздухе, а потом в хорошо проветриваемом и светлом помещении.

    Сушка считается завершенной, когда влажность древесины достигает 8 – 10 %.

    Создание скульптуры

    Когда готовы все инструменты и кусок древесины, можно приступать к работе.

    Перед началом можно сделать модель скульптуры. Это необязательно, но с ней будет легче. Ее делают из гипса или глины.

    Теперь сам процесс резьбы:

    1. Сначала заготовку закрепляют так, чтобы к ней удобно было подойти с любой стороны. Хорошо, если для этого есть специальный верстак.
    2. Следующий шаг — нанесение основных контуров будущей скульптуры. После чего идет грубая обработка топором.
    3. Потом грубые формы убирают большими стамесками, а маленькими выявляют детали.
    4. В конце с помощью мелких срезов создают детали и рельеф скульптуры. Все нужно делать аккуратно, чтобы не создать трещин.

    После того как скульптура была создана, ее поверхность шлифуют. Однако некоторые части могут не обрабатывать, если это не нужно.

    Скульптуру отправляют на сушку. В это время могут появиться трещины, которые нужно убрать. Для этого используют ту же породу древесины, из которой сделана скульптура: сначала делают слепок, по нему вырезают затычку и вставляют по контуру. Если это не вариант, то трещину просто заполняют бесцветным лаком.

    Оцените статью
    Topsamoe.ru
    Добавить комментарий