Система нагрузка без нагрузки

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 11.4.1.1

Дизель-генераторный агрегат (ДГА)

Внешний осмотр и чистка ДГА-М; проверка наличия топлива, уровня масла и воды; пуск ДГА без нагрузки; проверка вырабатываемой частоты и напряжения, действия системы сигнализации и контроля.

Средства технологического оснащения : ампервольтомметр ЭК-2346, мультиметр В7-63, токовые клещи АРРА30 R , или другие измерительные приборы аналогичные по характеристикам, измерительные приборы установленные на щите ДГА, аккумуляторный пробник АП (нагрузочная вилка ЭВ 2235) или аналогичный по параметрам, набор отверток, торцевых и накидных ключей, ареометр, переносная осветительная лампа, ветошь (технический лоскут), кисть-флейц диэлектрическая, водный промышленный очиститель, Руководство по эксплуатации ДГА-М, Руководство по эксплуатации ЩДГА-М.

1 Общие указания

1.1 Настоящая технологическая карта распространяется на дизель-генераторны е агрегаты серии ДГА-М мощность ю 12, 24, 48 и 72 к Вт (далее ДГА) со щитами автоматики модификаций ЩДГА — 12 М , ЩДГА-24 М , ЩДГА-48 М и ЩДГА-72 М соответственно (далее ЩДГА -М) и вспомогательного щита автоматики типа ЩАВ (ЩАВ-1) .

1.2 Напряжение и частоту тока, вырабатываемого ДГА, следует измерять стационарными измерительными приборами, установленными на ЩДГА-М. При необходимости измерения производятся переносными измерительными приборами. Измерительные приборы должны иметь отметку о поверке.

1.3 Осмотр, чистку и запуск ДГА без нагрузки следует выполнять по согласованию с дежурным по станции (поездным диспетчером) с записью в Журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети формы ДУ-46 (далее Журнал осмотра).

1.4 Перед началом работ необходимо проверить отсутствие аварийной индикации на ЩДГА-М.

При наличии аварийной индикации принять меры к выяснению и устранению причин аварийной индикации.

2 Меры безопасности

2. 1 При осмотре, чистка и запуске ДГА без нагрузки следует руководствоваться требованиями раздела III и пунктов 5.1 и 5.2 раздела V «Правил по охране труда при техническом обслуживании и ремонте устройств сигнализации, централизации и блокировки в ОАО «РЖД», утвержденных Распоряжением ОАО «РЖД» от 30.09.2009 г. №2013р, а также требованиями пунктов 3.15.1÷3.15.11 «Инструкции по охране труда для электромеханика и электромонтера устройств сигнализации, централизации и блокировки в ОАО «РЖД»», утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 31.01.2007 г. №136р.

2.2 Работа производится электротехническим персоналом, имеющим группу по электробезопасности при работе в электроустановках до 1000 В не ниже III .

Работа выполняется бригадой, состоящей не менее чем из двух работников. Члены бригады перед началом работ должны быть проинструктированы установленным порядком.

2.3 Внешний осмотр и чистка ДГА-М; проверка наличия топлива, уровня масла и воды выполняется по распоряжению, со снятием напряжения с ШУДГА и записью в Журнале учета работ по нарядам и распоряжениям, а также в оперативном журнале.

После снятия напряжения в местах отключения напряжения необходимо вывесить запрещающие плакаты «Не включать. Работают люди».

Приступать к работе можно только убедившись с помощью указателя напряжения или вольтметра в отсутствии на токоведущих частях напряжения.

Пуск ДГА без нагрузки; проверка вырабатываемой частоты и напряжения, действия системы сигнализации и контроля производятся под напряжением.

Подключение и отключение переносных измерительных приборов под напряжением допускается при наличии на проводах специальных наконечников с изолирующими рукоятками.

2.4 Осматривать и чистить ДГА, оборудованный устройством автоматического пуска, следует после перевода переключателя, находящегося на ЩДГА-М из положения «Работа» в положение «Ремонт».

2.5 При обнаружении пролитого топлива, масла, электролита или охлаждающей жидкости необходимо немедленно их удалить и проветрить помещение.

2.6 Место работ должно иметь достаточное для их производства освещение. При необходимости следует применять переносные осветительные приборы.

3 Внешний осмотр и чистка ДГА; проверка наличия топлива, уровня масла, воды

3.1 Перед началом работ старший электромеханик (электромеханик) делает запись в Журнале осмотра.

В свободное от движения поездов время будет производиться внешний осмотр и чистка ДГА с последующей проверкой запуска ДГА без нагрузки. Автоматический запуск ДГА на время производства работ исключается.

3.2 После получения разрешения ДСП прежде чем приступить к работе следует перевести переключатель, находящийся на щите автоматика из положения «Работа» в положение «Ремонт». На ЩДГА-М изъять силовые предохранители П-9÷П-11. Отключить на вводном устройстве (ЩВПУ, ЩВП, ВУД, вводной панели или др. в соответствии со схемой электроснабжения поста ЭЦ) разъединитель (защитный автомат) силового кабеля ДГА. В местах отключения напряжения вывесить запрещающие плакаты «Не включать. Работают люди».

3.3 После снятия напряжения произвести внешний осмотр двигателя, генератора, топливного бака, электрооборудования, проводов и кабелей, смонтированных на корпусе ДГА, шлангов, трубопроводов и их соединений.

3.4 Проверить (визуально) состояние изоляции электропроводки. Провода и кабели с поврежденной изоляцией заменить на аналогичные по типу и сечению.

3.5 Проверить (визуально) состояние крепления проводов, кабелей и клеммных блоков, надежность их креплений (путем легкого механического воздействия на соединение). При обнаружении люфтов винтовых (болтовых) соединений произвести их подтяжку, используя для этого отвертку и необходимые торцевые и накидные ключи.

Проверить переносным измерительным прибором в режиме «Омметр» исправность цепи заземления. Сопротивление между контуром поста ЭЦ и рамой ДГА, корпусами двигателя, генератора должно быть близким к нулю. В случае обнаружения неисправностей принять меры для их устранения.

3.6 Убедиться в отсутствии подтеков (проливов) технических жидкостей, масляной пленки и коррозии на корпусе ДГА и под ним. При обнаружении подтеков (проливов) выявить место нарушения герметичности. При обнаружении разгерметизации топливной, масляной систем и системы охлаждения необходимо доложить об этом диспетчеру дистанции СЦБ (далее ШЧД).

Пролившиеся технические жидкости засыпать сухими опилками или песком (для негорючих жидкостей). После того как жидкость впитается, опилки (песок) убрать и утилизировать установленным порядком.

Остатки огнеопасных жидкостей удалить с помощью ветоши или технического лоскута, смоченных водным очистителе м.

3. 7 Проверить состояние креплений шлангов и трубопроводов на корпусе ДГА. Шланги не должны соприкасаться друг с другом и с электропроводкой, при необходимости отрегулировать расположение шлангов. Крепления шлангов не должны иметь повреждений, при необходимости выполнить замену креплений (хомутов).

3.8 Визуально проверить состояние системы выпуска отработавших газов на отсутствие прогаров и повреждений теплоизоляции.

3.9 Проверить (визуально) состояние ремней привода вентилятора и зарядного генератора, оценить необходимость их замены (замена ремней производится при видимой изношенности или наличии повреждений хотя бы на одном ремне) или регулировки (регулировка ремней производится при видимом провисании хотя бы одного ремня).

3.10 Проверить визуально по визирной трубке (стрелочному указателю) уровень топлива в топливном баке, при необходимости долить топливо в бак .

Перед доливкой необходимо с лить отстой из фильтра грубой очистки топлива двигателя в следующей последовательности:

— п оместить под отстойником фильтра контейнер соответствующей ёмкости ;

— в ывернуть сливную заглушку отстойника фильтра ;

— с началом вытекания чистого топлива завернуть сливную заглушку ;

— долить топливо в бак;

— топливо, слитое из фильтра , у тилизировать установленным порядком.

О ткрыть кран на трубопроводе подвода топлива и прокачать топливо насосом ручной прокачки до полного удаления воздуха из топливной системы.

3.11 Проверить уровень масла в поддоне дизеля и уровень охлаждающей жидкости в радиаторе или расширительном бачке.

3.12 Проверить визуально уровень электролита в стартерной аккумуляторной батарее ДГА, он должен находиться между отметками минимального и максимального уровня .

При непрозрачном корпусе аккумуляторной батареи проверку производить с помощью стеклянной трубки , предварительно сняв вентиляционные пробки. Нормальный уровень электролита – (8÷10) мм над верхним краем сепаратора. При необходимости долить дистиллированную воду до нормального уровня.

После доливки дистиллированной воды необходимо п роверить плотность (удельную массу) электролита с помощью ареометра. При температуре +25 о С значение плотности полностью заряженной батареи должно составлять 1,27 г/см 3 . При более высокой или низкой температуре электролита (относительно +25 о С) на каждые 5,5 о С необходимо к измеренной плотности соответственно прибавить или вычесть 0,004 г/см 3 . При плотности электролита ниже нормы необходимо зарядить аккумуляторную батарею. При повышенной плотности — довести до нормальной плотности путем долива дистиллированной воды.

Очистить вентиляционные отверстия и у становить вентиляционные пробки .

Протереть корпус батареи смоченной в чистой воде ветошью, а затем тщательно вытереть чистой сухой ветошью.

Нанести на зажимы и клеммы слой силиконовой смазки или технического вазелина.

3.16 При помощи аккумуляторн ого пробник а АП (на грузочн ой вилк и ЭВ 2235) или аналогичн ого по параметрам, произвести проверку исправности аккумуляторной батареи и степени ее заряженности.

Напряжение на клеммах батареи в течение не менее 5 секунд должно быть не менее 10, 5 В, и не должно изменяться при проверке.

Если напряжение на клеммах батареи ниже 10, 5 В или изменяется при проверке, то батарея разряжена более чем на 50% или неисправна.

Разряженную батарею следует подзарядить, неисправную — заменить.

3.14 О выявленных при проверках неисправностях, устранение которых требует привлечения специализированных организаций, доложить ШЧД.

4.1 Визуально проверить чистоту ДГА-М. При загрязнении двигателя, генератора, зарядного генератора, стартера, расходного топливного бака или шкафного оборудования произвести их чистку.

Чистка производится в приведенной ниже последовательности.

4. 2 Ветошью или техническим лоскутом выполнить наружную чистку двигателя от пыли, грязи и т.п. Сильные загрязнения и скопления смазки очисть с помощью водного очистителя. После очистки промыть наружные поверхности двигателя чистой водой, избегая попадания влаги на топливный насос высокого давления и электрооборудование ДГА (зарядный генератор, стартер, электрические соединения, генератор, регулятор напряжения). После промывки тщательно протереть двигатель сухой ветошью.

4. 3 Выполнить наружную чистку генератора, зарядного генератора, стартера, регулятор а напряжения , топливного и масляного баков .

Сильные загрязнения внешних поверхностей удалить с помощью ветоши или технического лоскута, смоченных в водном очистителе (при чистке не допускается попадание водного очистителя внутрь корпусов электрооборудования). После удаления загрязнений влажные поверхности протереть сухой чистой ветошью.

Проверить отсутствие посторонних предметов на дизеле и приводном механизме, а также вблизи них.

4. 4 По окончании чистки включить на вводном устройстве (ЩВПУ, ЩВП, ВУД, вводной панели или др. в соответствии со схемой электроснабжения поста ЭЦ) разъединитель (защитный автомат) силового кабеля ДГА, установить на ЩДГА-М силовые предохранители П-9÷П-11 .

С нять запрещающие плакаты «Не включать. Работают люди».

5 Пуск дизель-генератора без нагрузки, проверка вырабатываемой частоты и напряжения, действия системы сигнализации и контроля

5.1 Проверить готовность ДГА к запуску без нагрузки, при этом убедиться, что:

— температура масла и воды не ниже плюс 35°С;

— температура воздуха в помещении не ниже плюс 10°С;

— выключатель "Резерв—сеть" на ШДГА-М — в положении "Резерв";

— выключатель "Ремонт—Работа" — в положении "Работа";

— рукоятка измерения частоты вращения дизеля — в положении, указывающем рабочую частоту вращения (1515 об/мин для ДГА-М);

— запорные краны на трубопроводах расходных емкостей топлива и масла — открыты;

— отсутствует аварийная индикация на ШДГА-М (см. таблицу 1).

5 .2 Запуск ДГА без подключения нагрузки осуществить дистанционно с аппарата управления ДСП. По устной заявке старш его электромеханик а (электромеханик а ) д ежурн ый по станции (далее ДСП) в свободное от движения поездов время на аппарате управления нажимает кнопку (посылает команду) « пуск ДГА».

5.3 По истечении времени задержки на пуск (в соответствии с уставкой) электромеханик должен проконтролировать:

— пуск ДГА и его нормальную работу (по горению лампы ЛРД на ШДГА-М, сигнализирующ ей о нормальной работе дизеля );

— по показаниям измерительных приборов на ШДГА-М значения напряжения и частоты, вырабатываемого ДГА электропитания ;

— индикацию работы ДГА на аппарате управления ДСП.

5.4 Убедившись, что значения напряжения и частоты в допустимых пределах, а индикаци я на ШДГА-М соответствует нормальной работе ДГА, старший электромеханик (электромеханик) дает устную заявку ДСП на остановку ДГА.

5.5 Д ежурный по станции нажимает кнопку (посылает команду) « С топ ДГА» и после окончания времени задержки на отключение ДГА убеждается в его остановке по индикации на аппарате управления .

5.6 После остановки ДГА старший электромеханик (электромеханик) убеждается в отсутствии аварийной индикации на ШДГА-М и делает запись в Журнале осмотра об окончании работ и проверке работы устройств.

Внешний осмотр и чистка ДГА закончены. Произведен пробный запуск ДГА без подключения нагрузки. Устройства проверены, работают нормально. Автоматический пуск ДГА восстановлен.

5.7 При незапуске ДГА или самопроизвольной остановке его во время работы необходимо по показаниям индикации, приведенным в таблице 1 и другим признакам определить причину (отклонение каких параметров от допускаемых пределов привело к остановке ДГА) и принять меры к ее устранению согласно эксплуатационной документации на ДГА-М и
ШДГА-М.

Индикация на ШДГА-М

Горит сигнальн ая ламп а Л НА (напряжение аварийное)

О тпус тили якорь измерительные реле напряжения Р Н -1, Р Н -2, РН-3 (хотя бы одно из них) вследствие исчезновени я или уменьшени я ниже уставки фазных (хотя бы одного) напряжени й генератора

Горит сигнальн ая ламп а ЛД М (давления масла)

С раб отал датчик давления масла ДДМ+1,7 вследствие уменьшени я давления масла в системе смазки ниже допускаемого

Горит сигнальн ая ламп а ЛУВ (уровня воды)

Из-за снижени я уровня воды в радиаторе сраб отал датчик уровня воды ДУВ

Горит сигнальн ая ламп а ЛПГ (перегрузка генератора)

Из-за увеличени я тока хотя бы в одной фазе генератора выше допускаемого автоматически отклю чился выключатель А Г ( защита ге н ератора от перегрузок )

Горит сигнальн ая ламп а ЛНЗ (нет запуска)

В результате трех попыток ДГА не запустился

Горит сигнальн ая ламп а ЛПО (превышение оборотов)

Сработало центробежно е реле

Д-1700 вследствие превышения оборот ов дизеля выше допускаемых

Горит сигнальн ая ламп а ЛТВ+105 (температура выше +105° С)

С раб отал датчик температуры вод ы ДТВ+105 вследствие повышении температуры вод ы в системе охлаждения дизеля выше допускаемой

При невозможности определить или устранить причину неисправности ДГА необходимо доложить об этом ШЧД.

6 Оформление результатов

6.1 По результатам проверки сделать запись в Журнале проверки питающей установки с указанием устраненных недостатков и результатов измерений.

6.2 О выполненной работе сделать запись в журнале формы ШУ-2.

Обновление 2018 года: внимание, часть этой информации уже утратила актуальность, часть имеет определенные ошибки!

Ну что, пора перейти от теории к практике и приступить к анализу данных, которые мы можем получить нашего ЭБУ через OBD-II:

1) Обороты двигателя.
Польза: Кроме общей информации этот параметр позволяет нам выявлять «плавающие» обороты ХХ или неожиданно возросшие обороты ХХ.
У меня на прогретой машине разброс составляет не более +-10 об/мин.
Также можно посмотреть разницу между тахометром и реальностью. Тахометр может иметь достаточно большую погрешность на высоких оборотах (вплоть до +-250 об/мин при 5000).
Также этот параметр позволит поймать мертвый ДПКВ. Если вдруг вы пытаетесь завести автомобиль, стартер бодро крутит, а машина даже не делает попыток завестись – посмотрите, есть ли рост оборотов при прокрутке стартером? Если нет, то либо ДПКВ мертв, либо обрыв цепи ДПКВ.

2) Угол опережения зажигания (УОЗ).
Польза: Позволяет делать косвенные выводы о состоянии системы зажигания в первом цилиндре.
На ХХ на прогретом автомобиле скачет. По мурзилке на ХХ должен быть 9+-5.
Если вы повышаете обороты, то на графике УОЗ будет возрастать. Если с ростом оборотов у вас вдруг появляются провалы (за исключением момента, когда вы только что нажали на газ), это означает, что есть проблемы с воспламенением смеси, возможны пропуски зажигания.

3) Температура ОЖ (ДТОЖ). Она и в Африке температура 🙂
Если у вас вышел из строя ДТОЖ и все время занижает показания, то у вас может быть постоянное обогащение смеси и как результат – повышенный расход.
Польза: по ней в целом можно следить за моментом открытия термостата, удобно зимой использовать этот параметр, чтобы знать до какого уровня греть. У меня например, стрелка на приборной панели доходит до самого первого деления только при tОЖ=60 С. А я обычно грею машину до 40-45 градусов, а потом аккуратно еду. Обороты свыше 3000 даю только когда tОЖ достигает 80С. Но это все личное дело каждого 🙂
А еще при низкой tОЖ ЭБУ увеличивает степень обогащения смеси. Какая именно температура считается низкой – я не знаю 🙁
Кстати, есть небольшая идея увеличения мощности в ущерб расходу: в разрыв ДТОЖ впаять резистор и переключатель какой. Чтобы в одном положении ДТОЖ показывал все как есть сейчас, а в другом – занижал значения, что привело бы к обогащению смеси. Можно даже сделать три варианта:
-как есть
-занижение показаний (для обогащения смеси)
-завышение показаний (для того, чтобы ЭБУ перестал обогащать смесь на холодном двигателе). Но это так, фантазии 🙂

Чуть позже подумал и решил, что так делать не надо. А то, занижая температуру ОЖ вы можете проморгать момент, когда ваш двигатель закипит. Так что лучше не трогайте этот датчик 🙂

4) Давление во впускном коллекторе. Используется для расчета количества воздуха, поступающего в двигатель.
На ХХ на прогретом автомобиле нормальное значение 29-30 кпа (при включении потребителей, кондиционера – может быть выше).
Если сильно отличается – где-то у вас проблема. Плюс на ХХ давление не должно скакать. Оно конечно может быть пограничным и совершать небольшие скачки (что-то вроде 29.9-30.1, а прога будет показывать вам 29-30), но если там идет 29-33-28-35, а вы при этом стоите на месте – у вас где-то явные проблемы.

5) Температура воздуха на впуске (ДТВ). Вот это интересный параметр. Исходя из температуры и давления во впускном коллекторе ЭБУ считает количество поступающего воздуха. Зачем нужна температура? Чтобы учесть коэффициент температурного расширения воздуха, потому при определении количества смеси бензина и воздуха, ЭБУ важен не объем воздуха, а его масса.
И тут мы сталкиваемся с конструктивной засадой: датчик температуры воздуха объединен с ДАД и находится в очень «обогреваемом» месте. Поэтому зимой при -10 на прогретой и поработавшей машине можно наблюдать показания этого датчика +30 градусов. Фактически нагревается (от двигателя) сам датчик и сообщает мозгам уже не температуру воздуха, а скорей температуру корпуса впускного коллектора 🙁 Мозги думают, что воздуха поступило меньше (чем есть на самом деле) и в итоге плюют в цилиндры меньше бензина. Как результат – бедная смесь. Особенно заметно это летом – показания могут быть и +70С при температуре воздуха +30.
На elantra-club.ru были предложены такие мероприятия как вынос ДТВ отдельно куда-нибудь в начало впускного тракта, либо вообще воткнуть резистор, который бы всегда «занижал» показания. На Рено Логан схожая проблема и народ перемещает ДТВ в другое место.

6) Режим работы системы топливной коррекции. Может принимать два значения: closed loop и open loop.
Может принимать такие значения:
— Open loop due to insufficient engine temperature
— Closed loop, using oxygen sensor feedback to determine fuel mix
— Open loop due to engine load OR fuel cut due to deceleration
— Open loop due to system failure
— Closed loop, using at least one oxygen sensor but there is a fault in the feedback system
Closed loop, using oxygen sensor feedback to determine fuel mix (замкнутый круг) означает, что для приготовления смеси используются данные ДК1, т.е. при приготовлении следующей порции смеси ЭБУ ориентируется на то, что получилось в прошлый раз.
Closed loop, using at least one oxygen sensor but there is a fault in the feedback system — тоже самое, но уведомляется о том, что есть некая ошибка в системе.

Open loop означает, что для приготовления смеси вместо показаний ДК1 используются заранее заготовленные таблицы.
В частности ЭБУ переходит в режим Open loop due to engine load OR fuel cut due to deceleration при сильном нажатии на газ либо при полном отпускании газа на передаче и в этом случае сигнализирует о том, что подача топлива была полностью прекращена.
Open loop due to system failure означает, что система не может перейти в режим Closed loop из-за какой-то ошибки.

Многие ошибочно считают, что переход системы в Closed loop как-то связан с температурой ОЖ. Это абсолютно не так. Переход в Closed loop связан только с отклонением напряжения на ДК1 от опорного напряжения, что в свою очередь зависит от прогрева ДК1 с помощью нагревательного элемента. Переход в closed loop должен происходить быстро, несколько десятков секунд после запуска автомобиля.
Польза: если ваш двигатель не переходит в режим Closed loop, то у вас проблемы с ДК1 (возможно проблемы с его нагревательным элементом), скорей всего у вас при этом будет неприличный расход бензина.
Если ваш двигатель не переходит в open loop тогда, когда он должен это делать – у вас тоже есть какие-то проблемы 🙂
Я лично использую показания этого параметра как эдакий "экономайзер" — чтобы видеть, когда ЭБУ прекращает подачу топлива. Кстати отследить прекращение подачи топлива можно еще как минимум по двум показателям. В период прекращения подачи топлива STFT = 0.0% (стабильные) и напряжение ДК1=0.0В.

7) Расчетная нагрузка на двигатель. Это «виртуальный» параметр, который не отражает какого-то прямого показателя работы двигателя, а рассчитывается самим ЭБУ. В нашем случае – на основе ДАД+ДТВ. Расчитывается как отношение текущего воздушного потока к максимальному воздушному потоку. У некоторых автомобилей еще и учитывается атмосферное давление. Учитывается ли это у нас – я к сожалению не знаю 🙁
Теоретически: при полном открытии дросселя должен показывать 100%, но у меня почему-то не получилось достигнуть такого показателя. Да и вообще, у меня если честно, этот показатель выше 30-40% не поднимался. Сегодня попробовал сделать так: газ в пол на трейтьей, примерно на 3000 об. нагрузка дошла до

50%. Дальше к сожалению разгоняться было некуда, пришлось тормозить 🙂 Вполне возможно, что 100% достигается при

6000 об/мин.
Польза: Исходя из этого показателя на холостом ходу можно делать косвенные выводы о работе РХХ и потреблении бензина на холостом ходу.
Простой пример: прогретый заведенный двигатель, все педали (и тормоза!) отпущены, все электропотребители выключены. Смотрим показания нагрузки и оборотов ХХ, запоминаем.
Теперь включаем ближний свет, обогрев заднего стекла и печку на 3-ю скорость. Смотрим показатели: увеличилась нагрузка, обороты остались прежними! Почему? Потому что сопротивление вращению на шкиве генератора стало выше, потребовалось больше смеси, чтобы поддерживать заданные обороты ХХ, ЭБУ дал команду РХХ еще приоткрыть воздушный канал, соответственно с большим количеством воздуха увеличилось и время открытия форсунок.
Также если вы замените масло на менее вязкое (например 40 на 30), можете наблюдать уменьшение нагрузки на ХХ (ибо крутиться двигателю стало легче, следовательно, нужно меньше воздуха и бензина для поддержания оборотов).

В следующей части продолжим читать и понимать данные: топливные коррекции, датчики кислорода.

Сложная система, важнейшая часть организма – позвоночник, нуждается в тренировке как никакая другая. Состояние позвоночника является определяющим для множества процессов и работы практически всех систем. Тренировать мышцы спины нужно обязательно, но нагружать позвоночник при этом можно далеко не всем. Поэтому существуют специальные программы, состоящие из упражнений, не дающих нагрузки на позвоночник.

Как укрепить позвоночник

Здесь находится спинной мозг, сосредоточены нервные пути, проходит значительная часть вегетативной системы. Являясь структурной единицей общего нервного аппарата, вегетативный работает автономно. Его деятельность не управляется усилием воли и не зависит от сознания человека. В то же время именно от ее нормальной работы зависят многие жизненые процессы, проходящие в организме.

Кстати. Здоровье позвоночника и спинного мозга, находящегося в нем – точное функционирование всех внутренних органов. Если позвоночная структура нарушена, позвонки смещены, диски стираются, нервные окончания защемляются и не проводят импульсы к органам, нарушая порядок их работы.

К сожалению, с проблемами позвоночника знакомы многие люди, разного возраста, пола и социального положения.

Нарушения естественной позвоночной структуры происходят по следующим причинам:

  • травмы;
  • переохлаждения;
  • заболевания;
  • патологическое формирование;
  • психологические проблемы;
  • ослабленный мышечный корсет.

Если на первые пять причин повлиять человек может относительно, то последняя, в том случае, когда она не связана с процессом естественного старения, подлежит корректировке с помощью упражнений.

Пять советов от врачей о том, как укрепить спину и предохранить от повреждения позвоночник.

  1. Ограничить любые травмирующие воздействия.
  2. Избегать переохлаждений, стараться не попадать в ситуации долговременного влияния холода, сквозняков.

Выполнить все эти пункты вполне в человеческих силах, но для последнего придется потрудиться, поскольку достигается укрепление спинных мышц и скорость кровотока лишь постоянными и правильными упражнениями.

С нагрузкой или без

Заниматься физкультурой необходимо всем. Даже в процессе терапии серьезных заболеваний позвоночника, даже после операции на позвоночном столбе, назначается лечебная гимнастика. При ее выполнении существуют специальные ограничения, подбираются индивидуально упражнения, но без гимнастики нет эффективного терапевтического или реабилитационного комплекса.

Тем более показана гимнастика людям, которые имеют проблемы с позвоночником на начальных стадиях, и для профилактики многих позвоночных болезней. Но есть один важный момент – с нагрузкой или без. Этот вопрос очень важен, особенно если вы решили самостоятельно потренировать спину, не согласовывая упражнения с врачом или тренером.

Существует два глобальных типа, на которые делятся упражнения всех групп:

  1. С осевой нагрузкой.
  2. Без осуществления нагрузки.

Если позвоночник находится в здоровом состоянии, упражнения, в которых задействован позвоночник максимально и осуществляется ощутимая нагрузка на него, необходимо включать в тренировочную программу, чтобы полноценно накачать мышцы спины и других частей тела. Но при существующих спинных патологиях или предрасположенности к ним осевые нагрузочные упражнения запрещены. Выполнять можно лишь комплексы без нагрузки.

При каких проблемах нельзя выполнять осевые нагрузочные упражнения?

Дегенеративные изменения в позвоночнике — это проблема номер один во всем мире. Остеохондроз перестал быть болезнью пожилых людей, с каждым днем это заболевание «молодеет». Грыжи и протрузии являются главным осложнением остеохондроза. Рекомендуем прочитать статью на нашем сайте, чтобы узнать все о симптоматике, различиях и методиках лечения протрузий и грыж межпозвонковых дисков.

То есть, получается, если существует проблема с позвоночником – нагружать его нельзя. Но не все так однозначно, поскольку проблемы бывают разной степени выраженности, и для этого все упражнения подвергнуты более гибкой классификации, по которой нагрузка бывает:

  • сильная;
  • умеренной силы;
  • специфическая;
  • статическая.

Таблица. Типы упражнений по осевой нагрузке.

Нагрузочный тип Группы упражнений

Практически все манипуляции со штангой и некоторые из упражнений с применением гантелей, при которых вес приходится на плечи или руки при амплитудном наклоне корпуса.

Оказывается на позвоночник опосредованно, если вес находится в руках без значительного наклона корпуса.

В основном, упражнения на пресс, при осуществлении которых непосредственно на позвоночный столб воздействие не оказывается, но позвонки могут испытывать нагрузку от определенного положения тела.

При данном типе нагрузки вес оказывает воздействие на позвонки без изменения угла наклона спины, которая находится в статичном положении, оказывающем компенсаторный эффект.

Важно! Многие упражнения могут влиять силой давления на позвоночник, даже простая ходьба. Но если врач рекомендует абсолютное ограничение нагрузок, то ничего из приведенной выше таблицы выполнять нельзя, а если ограничение не полное, убираются только позиции, дающие сильную нагрузку на ось.

Людям, которые регулярно тренируются, но по причинам возникших проблем с позвоночником не в состоянии продолжать тренировки с привычной нагрузкой, предлагается замена упражнений на комплекс с нагрузкой минимальной.

    Если имеются заболевания, перед выполнением даже безнагрузочных или минимально нагрузочных упражнений необходимо проконсультироваться с врачом.

Чтобы снизить нагрузку, которая приходится на позвоночник в повседневной жизни, необходимо придерживаться следующих правил.

    В любой ситуации следите за осанкой и держите спину выпрямленной. Контролируйте это. Сгорбленная спина вызывает серьезные проблемы с дисками и позвонками в будущем.

Комплекс упражнений без позвоночной нагрузки

Этот комплекс рекомендован для восстановления позвоночника, повышения подвижности всех его сегментов. Главным правилом является медленный темп и плавность выполнения – нельзя делать резких движений. Нужно выполнять весь комплекс сразу ежедневно.

Упражнение первое

Исходная позиция – на четвереньках. Опуститься ягодицами на пятки, плотно прижав их. Затем вытянуть тело вперед, прогнувшись назад и выгнув корпус, отведя назад голову. Повторить двенадцать раз. Нужно делать движения медленно, увеличивая амплитуду.

Упражнение второе

Начальная позиция та же. Подбородок вверх, колени соприкасаются друг с другом. Приподнять под острым углом голени и поворачивать их из стороны в сторону. При этом плечо и корпус поворачивается в сторону бедра. На произвольном дыхании повторить медленно двенадцать раз.

Упражнение третье

Из позиции на четвереньках опускать таз плавно сначала в одну сторону, а затем, через возвращение в исходное положение, в другую. При этом колени, голени и стопы плотно прижаты к полу.

Упражнение четвертое

Та же начальная позиция. Осуществляется прогиб спины вниз с поднятием головы вверх и запрокидыванием ее. Затем спина выгибается вверх, с касанием подбородком груди и округлением плеч. Бедра и таз при этом занимают статичное положение.

Упражнение пятое

Лежа на спине, согнуть в коленях ноги, установив стопы на поверхность пола. Руки вытянуть вдоль тела. Лопатки прижать к полу. Поворачивать соединенные колени, стараясь их не разъединить, в одну и в другую сторону, касаясь ими пола. Спину от пола не отрывать.

Упражнение шестое

Из той же позиции лежа вытянуть произвольно ноги. Поднять одно колено и при помощи рук подтянуть к животу. Поменять ногу. Затем согнуть ноги и подтянуть к животу обе ноги одновременно, помогая охватом рук.

Упражнение седьмое

Встать на четвереньки, выпрямить корпус, сделав упор на руки и колени. Выполнять отжимания, опираясь на колени, работая руками и плечевым поясом. Носки на полу. Спина выровнена. Грудью стараться коснуться пола. Если позволяет физподготовка, можно поставить ноги на носки и делать упор на них.

Выполнение данных упражнений не позволит заболеванию прогрессировать, а при отсутствии патологий позвоночника станет отличной профилактикой их возникновения. Если вы занимаетесь силовыми тренировками, воспользуйтесь при возникших проблемах с позвоночником рекомендациями врачей по сокращению осевой нагрузке и замене нагрузочных упражнений на аналоги с нагрузкой минимальной.

Видео – Упражнения без нагрузки на позвоночник

Симптомы — клиники в Москве

Выбирайте среди лучших клиник по отзывам и лучшей цене и записывайтесь на приём

Клиника восточной медицины «Саган Дали»

  • Консультация от 1500
  • Диагностика от 0
  • Рефлексотерапия от 1000
Оцените статью
Topsamoe.ru
Добавить комментарий