Схема проводки мотоцикла минск 6 вольт

Несколько схем электрооборудования отечественного мотоцикла Минск. Все электросхемы представляют собой сканированные мануалы. Вы можете посмотреть такие модели, как Минск M4 200, Минск C4 200 и Минск C 125.

Электросхема Минск M4 200


Электросхема Минск C4 200


Электросхема мотоцикла Минск C 125


Схема мотоцикла Минск


В систему электрооборудования мотоциклов «Минск» входит зажигание, освещение и сигнализация. Работа системы осуществляется при помощи переменного тока. Источник – ГПТ. Потребляют электроэнергию система зажигания (к ней относятся электронный коммутатор или прерыватель, высоковольтный трансформатор и свеча), освещения (фара, фонари), поворотники, звуковые сигналы. Вспомогательными приборами являются: тумблер сигнала торможения, рычаги переключения дальнего и ближнего света и поворотов, электропрерыватель указателей поворотов, центральный переключатель с встроенным замком зажигания, контрольные фары. Электросеть имеет однопроводную систему, это значит, что от источника к потребителям протянуто по одному проводу, а рама и другие части мотоцикла, состоящие из металла – второй провод. Электронная система зажигания заключается в двух обмотках генератора – освещения и зажигания; трансформатора высокого напряжения, индукционного датчика, электроблока, сопротивления, свечей зажигания, проводов низкого и провода высокого напряжения. Подобные генераторы сейчас на всех выпускаемых мотоциклах «Минск». Еще один несомненный плюс в пользу нынешнего поколения генераторов мотоциклов «Минск» — увеличение мощности электроэнергии

Схема электрооборудования мотоцикла Минск изображена на рисунке.

Принцип действия электронной системы зажигания

Последнее поколение генераторов Минска значительно увеличивает мощность источника электроэнергии. Это обеспечивает бесперебойность функционирования всех элементов системы. Во всех скоростных режимах потребители электроэнергии имеют надежное обеспечение.

Новые генераторы отличаются не только по своей функциональности, но и по строению. На разных моделях мотоцикла установлены различные типы генераторов. Но, внешне они похожи, что позволяет крепить их, не соблюдая соответствия модели.

Единственное, что следует помнить, при смене генератора на другой тип, необходимо провести регулирование всех остальных элементов.

Электронное зажигание имеет бесконтактную форму. Конструкционные особенности Минска не предусматривают наличие аккумулятора. Система зажигания работает на базе ГПТ. В работе используется блок коммутатора — стабилизатора и индукционный датчик.

Стабилизатор напряжения используется для регулирования силы тока, которая подается на освещение и звуковые сигналы. Коммутатор и стабилизатор по своим функциям не связаны между собой.

Система зажигания Минска работает за счет связи таких элементов, как:

  • свеча,
  • трансформатор напряжения;
  • индукционный датчик;
  • сопротивления;
  • лампочек-индикаторов;
  • проводов.

Правильно настроенная система зажигания – залог того, что мотоцикл будет заводиться даже зимой. Отсутствие аккумулятора в какой-то степени облегчает жизнь владельца мотоцикла. Не нужно думать о том, что периодически следует подзаряжать батарею. Схема проводки мотоцикла минск показывает взаимосвязь между отдельными элементами.

Уход за генератором

В процессе ухода за генератором необходимо периодически подтягивать резьбовые соединения. Периодически необходимо проверять зазор между ротором и индукционным датчиком. Это выполняется таким образом: создается максимальный зазор при повороте ротора, затем с помощью эксцентрика выставляется зазор в пределах 0,35-0,40 мм и затягивается винт на место.

По окончанию этих действий зазор замеряется заново. На работоспособность генератора очень сильно влияют условия хранения мотоцикла. Не стоит рассчитывать на то, что электрооборудование будет хорошо работать, если длительный промежуток времени находится в сыром помещении. Особенно это касается хранения в зимний период.

Неисправности в работе электрооборудования

  1. Обгорание контактов – происходит по причине нарушения соединения клемм или пробоя конденсатора. Необходимо заменить конденсатор и зачистить контакты.
  2. Слабая искра. Устраняется заменой свечи. Если не помогает, следует причины искать глубже.
  3. Ротор цепляется за статор. Ликвидируется путем замены подшипника.
  4. Повреждение изоляции обмоток. Результатом будет отсутствие искры. Если данная проблема возникла в дороге, можно попытаться поменять клеммы местами и так добраться до гаража. Мотоцикл в таком случае придется заводить с хода.

Все названные неисправности можно предотвратить, если постоянно контролировать состояние данных элементов. Как известно, профилактика обходится дешевле, чем ремонт.

Состоит из статора, ротора и передней крышки с прерывателем (рис. 3.1). В пазы статора помещено восемь катушек, составляющих четыре самостоятельные обмотки. Они соединены последовательно. Катушки покрыты изоляционным лаком и закреплены на статоре при помощи отогнутых лепестков и шайб.

Ротор представляет собой восьмиполюсный магнит, залитый специальным магнитным сплавом. Ротор установлен на конусе правой цапфы и фиксируется с помощью сегментной шпонки и болта М7.


Рис. 3.1. Генератор 43.3701: 1 — клеммы датчика; 2 — клемма освещения; 3 — ротор генератора; 4 — клемма зажигания; 5 — клемма массы; 6 — статор; 7 — датчик; 8 — статор; 9 — болт крепления ротора; 10 — сегментная шпонка; 11 — цапфа коленчатого вала.

Статор генератора установлен в правой части двигателя под крышкой, закреплен при помощи трех болтов.

Передняя крышка крепится к статору при помощи двух винтов. На ней монтируются выводные клеммы, конденсатор и пластина прерывателя (абрисная пластина).


Рис. 3.2. Схема электрооборудования мотоциклов М-103, М-104, М-105, М-106: 1 — замок зажигания; 2 — лампа подсветки шкалы спидометра А6-1 (только на М-105, М-106); 3 — лампа головного света фары А6-32+21 или А6-32+32; 4 — лампа габаритного света фары А6-2; 5 — звуковой сигнал С-34; 6 — переключатель света с кнопкой звукового сигнала П-25 или П-200; 7 — катушка зажигания КМ-01, ИЖ-56 или Б-300; 8 — включатель стоп-сигнала (только на М-105, М-106); 9 — генератор Г-38, Г-401, Г-411 или Г-421; 10 — лампа стоп-сигнала А6-15 (только на М-105, М-106); 11 — лампа габаритного света задняя А6-3.


Рис. 3.3. Схема электрооборудования мотоцикла ММВЗ-3.111: 1 — левые указатели поворотов с лампами А6-6; 2 — лампа стоп-сигнала А6-6; 3 — выключатель стоп-сигнала ВК-854; 4 — лампа габаритного света задняя А6-3; 5 — правые указатели поворотов с лампами А6-6: 6 — переключатель света с кнопкой звукового сигнала П-200; 7 — катушка зажигания Б-300 или Б-302; 8 — лампа подсветки шкалы спидометра А6-1; 9 — центральный переключатель; 10-дроссель ДР-100; 11 -звуковой сигнал С-34; 12-генератор Г-421; 13-переключатель указателей поворотов П-201; 14 — реле-прерыватель РС-421; 15 — лампа головного света фары А6-32+32; 16 — лампа габаритного света фары А6-2.


Рис. 3.4. Схема электрооборудования мотоцикла 3.115 (с электронной системой зажигания).


Рис. 3.4а. Схема электрооборудования мотоцикла 3.11211: 1 — лампа указателя поворотов передняя А12-10; 2-лампа подсветки спидометра А12-1; 3 — контрольная лампа дальнего света А12-1; 4 — лампа габаритного огня А12-4; 5 — лампа ближнего/дальнего света А12-45+40; 6 — контрольная лампа указателей поворотов А12-1; 7 -контрольная лампа нейтрали в коробке передач А12-1; 8 — переключатель света, указателей поворота с кнопкой звукового сигнала; 9 — звуковой сигнал; 10 — реле-прерыватель указателей поворотов 25.3747; 11 — включатель контрольной лампы нейтрали; 12- генератор 43.3701010; 13 — лампа указателя поворотов задняя А12-10; 14 — блок коммутатор-стабилизатор 262.3734; 15 -лампа стоп-сигнала А12-10; 16 — лампа габаритного огня А12-5; 17 — включатель стоп-сигнала 13.3720; 18 — трансформатор высоковольтный 2102.3705; 19 — свеча А23В; 20 — включатель стоп-сигнала ручного тормоза 13.3720; 21 — центральный переключатель; 22 — переключатель «день-ночь» и аварийный выключатель зажигания.

На мотоциклах модели 3.111 применен генератор Г421 (см. рис. 3.5,а). Мотоциклы 3.115, 3.112 оснащены генератором Г427 (см. рис. 3.5,б и табл. 3.2), мотоциклы 3.112.1, 3.11211, 3.1121.2, 3.113,3.1131 -генератором 43.3701 (см. рис. 3.1).

Разборка и сборка. Снятие статора производится после отсоединения проводов и отвертывания трех болтов. Чтобы облегчить снятие и установку статора, рекомендуем с помощью ножовки нарезать шлицы под отвертку на головках болтов. А чтобы каждый раз при установке не искать нужное положение статора, рекомендуем перед снятием нанести небольшие метки на его фланце и на картере.


Рис. 3.5: а) генератор Г-421; б) генератор Г-427.

Демонтаж ротора производится при помощи специального съемника (рис. 3.6).

Захваты съемника при этом подводят под нижний торец ротора, а выжимной винт упирают в торец цапфы коленчатого вала (рис. 3.7). Если нет приспособления, то при демонтаже ротора генератора отвернуть на 2 — 3 оборота стяжной болт. Взять в левую руку ротор и, потянув его на себя, правой рукой не сильно, но резко ударить деревянным молотком по головке болта крепления ротора. Ни в коем случае нельзя ударять молотком по ротору. Демонтировав ротор, не забудьте снять сегментную шпонку с цапфы коленчатого вала.


Рис. 3.6. Съемник ротора генератора.

Снять рычаг пускового механизма и рычаг переключения передач, а затем левую крышку картера. Снять механизм сцепления, моторную передачу, разобрать КП и механизм переключения передач (порядок проведения этих работ описан в соответствующих разделах книги).

Теперь можно приступить к разборке картера. Порядок разборки картера описан в разделе «Разбор-ка и сборка картера» на стр. 23. При установке генератора на двигатель посадочные места рото-рa и статора должны быть очище-ны от предохраняющей смазки, а установленный на цапфе ротор не должен иметь перекосов.


Рис. 3.7. Демонтаж ротора генератора.

Генераторы Г-401, Г-411, Г-421

Для генераторов, имеющих «механическую» систему зажигания, важнейшими моментами являются регулировка зазора между контактами прерывателя, установка зажигания и регулировка абриса.

Регулировка зазора в прерывателе производится следующим образом:

— ротор поворачивают (ключом на 10) в такое положение, при котором зазор будет максимальным;

— ослабляют винт, крепящий контактную стойку к крышке; поворачивая отверткой эксцентрик, устанавливают зазор 0,35 — 0,40 мм, при этом щуп толщиной 0,35 мм должен проходить между контактами свободно, а щуп 0,45 мм — зажиматься ими. При отсутствии набора щупов можно подобрать несколько лезвий от безопасной бритвы. Имея определенный навык, зазор в прерывателе можно регулировать на работающем двигателе: медленно поворачивая эксцентрик, устанавливают такой зазор, при котором обороты двигателя будут наибольшими при данном положении ручки газа;

— винт контактной стойки туго затягивают и проверяют зазор. Установка зажигания производится следующим образом: устанавливают зазор в прерывателе 0,35 — 0,40 мм; поршень устанавливают в такое положение, чтобы он не доходил до верхней мертвой точки (ВМТ) на 3 — 3,5 мм. Для этого в свечное отверстие вставляют стержень и, установив поршень в ВМТ, делают на стержне риску. Затем стержень снимают и наносят на него еще две риски выше первой на 3 и 3,5 мм, по которым и устанавливают поршень, при этом он должен идти от нижней мертвой точки (НМТ) к ВМТ, а не наоборот.

Вместо стержня можно использовать штангенциркуль с глубиномером, однако в этом случае необходимо снять головку и, прижимая цилиндр к картеру, подвести поршень верхней кромкой к нижней границе кольцевой полоски нагара на зеркале, которая как раз и находится на расстоянии 3,5 мм до ВМТ;

— отпустив болты статора, поворачивают его так, чтобы в прерывателе началось размыкание контактов. Момент начала размыкания можно уловить при помощи тонкой бумажки, вставленной между контактами. Как только бумажка начинает выходить от небольшого усилия, это и есть начало размыкания;

— затягивают болты статора и проверяют зазор в прерывателе. Помните, что коленчатый вал вращается по часовой стрелке. Поэтому, поворачивая статор по часовой стрелке, устанавливают более позднее зажигание, а при повороте против нее — более раннее. Следует также знать, что при неизменном положении статора увеличение зазора в прерывателе приводит к увеличению опережения зажигания, а уменьшение зазора — к уменьшению опережения. При этом разница в опережении очень значительная — 0,1 мм зазора в прерывателе равнозначен изменению опережения приблизительно на 0.8 мм. Однако подменять установку опережения зажигания изменением зазора в прерывателе нельзя, так как ухудшаются условия работы прерывателя и нарушается регулировка абриса.

Регулировка абриса. При правильной регулировке абриса искра между электродами свечи будет наиболее сильной и устойчивой. При несовпадении указанных моментов искры не будет или будет, но очень слабая.

Абрис устанавливается на заводе-изготовителе и необходимое положение пластины фиксируется абрисными винтами 9 и 15, которые покрыты эмалью. Регулировка абриса — операция довольно тонкая и не всегда удается малоопытным водителям. Поэтому производить ее следует только при полной уверенности в том, что именно абрис является причиной неисправности (например, при замене ротора, при сильном износе контактов или кулачка прерывателя).

Перед регулировкой устанавливают правильный зазор в прерывателе и опережение зажигания, после чего определяют величину искры между проводом высокого напряжения и ребром головки цилиндра. Затем увеличивают и уменьшают зазор в прерывателе, также определяя величину искры. Если она заметно не улучшается или не ухудшается, то регулировку абриса не производят. Если же при изменении зазора в прерывателе величина искры заметно изменяется, то следует отрегулировать абрис, для чего:

— ослабляют абрисные винты;

— незначительно поворачивают абрисную пластину против часовой стрелки, если искра улучшается при увеличении зазора в прерывателе;

— поворачивают пластину по часовой стрелке, если искра улучшается при уменьшении зазора;

— затягивают абрисные винты, повторно устанавливают зазор и опережение зажигания и снова определяют величину искры при изменении зазора в прерывателе. При необходимости регулировку повторяют, и так до тех пор, пока искра не станет сильной и устойчивой, а изменение зазора в прерывателе не будет влиять на ее величину.


Рис. 3.8. Приспособление для выпрессовки правого подшипника коленчатого вала без разборки картера: 1 — болт; 2 — упорная шайба; 3 — пазы под ключ глушителя; 4 — штыри; 5 — рабочее положение головки . штыря; 6 — положение головки штыря при установке в подшипник; 7 — положение шариков подшипника.

Уход за генератором заключается в периодической подтяжке резьбовых соединений, своевременной смазке фильца (2-3 капли автола через 2000 км пробега) и в проверке механизма прерывателя. Контактная стойка прерывателя должна быть плотно зажата, смещение (несовпадение) осей контактов не должно превышать 0,25 мм, а рабочие кромки должны быть параллельными. При значительном несовпадении контактов следует подложить регулировочные шайбы под подвижный контакт (или над ним). Если рабочие кромки контактов непараллельны, их нужно аккуратно зачистить надфилем, после чего обязательно заправить тонким оселком. Промывку загрязненных контактов производят марлевым тампоном, смоченным в спирте или в чистом бензине.

Неисправности: 1. Обгорание контактов. Вызывается их перекосом, смещением или грубой зачисткой, а также некачественной работой конденсатора (например, из-за неплотного присоединения его клеммы).

2. Пробой конденсатора. Определяется по отсутствию искры на свече и сильному обгоранию контактов. Проверка производится путем установки нового конденсатора, при этом контакты следует аккуратно зачистить и заправить. Заметим, что небольшое искрение на контактах прерывателя — явление нормальное.

3. Неправильная регулировка абриса определяется по слабой искре.

4. Задевание ротора за статор вызвано биением цапфы коленчатого вала и устраняется заменой подшипника. Растачивать статор или протачивать ротор не рекомендуется, так как при этом ухудшается токо-образование и к тому же возможно повреждение деталей. С помощью несложного приспособления, показанного на рис. 3.8, можно выпрес-совать подшипник правой цапфы коленчатого вала, не разбирая картера.

Для этого следует небольшим зубилом или металлической отверткой разрубить сепаратор, сдвинуть шарики и в зазоры между ними вставить на равном удалении друг от друга три штыря и развернуть их. На штыри устанавливают шайбу, равномерно затягивают гайки и с помощью болта, упирающегося в торец цапфы, выпрессовывают подшипник.

5. Повреждение изоляции обмоток определяется по отсутствию искры на соответствующей клемме генератора при подсоединении ее к массе (проба на искру). Неисправность устраняется в электромеханической мастерской. Если повреждение обмотки зажигания произошло в пути, то можно добраться до гаража, поменяв местами выводы клемм освещения и зажигания (мотоцикл попытайтесь завести с хода).

Генераторы Г-427, 43.3701

Начиная с модели 3.1151 (1976) на мотоциклах Минского мотовелозавода стала применяться бесконтактная (электронная) система зажигания, которая конструктивно решена на основе генератора переменного тока Г-427 (6 В) или 43.3701 (12 В), установленного на его крышке индукционного датчика, а также блока коммутатора-стабилизатора КЭТ-1 (6 В) или 262.3734 (12 В).

Уход за генератором состоит в проверке клеммовых соединений и регулировке зазора между ротором и стержнем сердечника индукционного датчика.

Генераторы ГМ-01.96, Р71 и 92.3701

В 1995 году освоено производство генераторов маховичного типа моделей ГМ-01.06, Р71 и 92.3701. Указанные генераторы устанавливаются на всех выпускаемых в настоящее время дорожных мотоциклах ММВЗ взамен ранее применявшегося генератора 43.3701. В нем увеличена мощность источника электроэнергии; Если у генератора прежней конструкции она составляла 65 Ватт, то в каждой из перечисленных выше моделей генератора маховичного типа реализуется 90 Ватт. Увеличение мощности генератора позволило обеспечить нормальную работу всех потребителей электроэнергии, установленных на мотоцикле, на всех режимах работы двигателя и почти во всех комбинациях светотехнических приборов.

Применяемые на мотоциклах ММВЗ маховичные генераторы моделей ГМ-01.06, Р71 и 92.3701 унифицированы между собой по установке их на двигатель и имеют незначительные конструктивные отличия. В то же время они существенно отличаются от генераторов прежней модели, причем не только по конструкции и по характеристикам, но и по возможности совместной работы с другими узлами электрооборудования.

Генератор ГМ-01.06 содержит (рис. 3.9) ротор, закрепленный на коническом хвостовике правой цапфы 2 коленчатого вала, и статор 9, закрепленный на правой половине картера 1 двигателя. Ротор выполнен в виде стальной штампованной обоймы 8, на внутренней поверхности которой закреплены равномерно расположенные по окружности магниты 10 (шесть штук). На боковой части обоймы посредством заклепок 7 закреплена ступица 4 с конусным посадочным отверстием.


Рис. 3.9. Схема установки генератора маховичного типа на мотоцикле ММВЗ-3.1131: 1 — правая половина картера двигателя; 2 — правая цапфа коленчатого вала двигателя; 3 — шпонка; 4 — ступица ротора; 5 — болт крепления ротора; 6 — резьбовое отверстие в ступице ротора; 7 — заклепка; 8 — обойма ротора; 9 — статор; 10- магнит.

Кроме того, в ступице выполнено отверстие 6 с резьбой М24х1,5, предназначенное для установки съемника. Ротор на хвостовике цапфы фиксируется шпонкой 3 и болтом 5.

Статор содержит корпус 2 (рис. 3.10) и закрепленный на нем винтами 1 блок 5, выполненный в виде набора стальных пластин (25 шт.) толщиной 0,5 мм. Пластины соединены между собой заклепками 4. На блоке 5 закреплены четыре обмотки 8 цепи освещения, одна обмотка 3 цепи зажигания и две обмотки индукционного датчика 12. В качестве сердечников для указанных обмоток служат выступы 11 в блоке пластин 5.

Обмотки 8 цепи освещения последовательно соединены между собой, имеют выводы для подключения к блоку «коммутатор-стабилизатор» и на массу (к корпусу). Каждая из них виполнена из медного электротехнического провода сечением 0,9 кв. мм и содержит 60 витков. Обращаем ваше внимание, что на каждой катушке освещения имеется по одному короткозамкнутому витку (для уменьшения паразитных токов и связанных с ними нежелательных явлений: перегрева катушки, вибрации пластин и др.).


Рис. 3.10. Вид на статор маховичного генератора мотоцикла ММВЗ-3.1131 (со снятым ротором): 1 — винт крепления блока пластин к корпусу статора; 2 — корпус статора; 3 — обмотка цепи зажигания; 4 — заклепка соединения блока пластин; 5 — блок пластин; 6 — прорезь в установочном усе; 7 — установочный ус статора; 8 — обмотка цепи освещения; 9 — болт крепления статора; 10 — паз в корпусе статора; 11 — выступы блока пластин; 12 — обмотки индукционного датчика цепи управления зажиганием.

Обмотка 3 зажигания также имеет выводы к блоку «коммутатор-стабилизатор» и на массу, содержит 4300 витков медного электротехнического провода сечением 0,1 кв. мм.

Обмотки датчика 12 соединены между собой последовательно и имеют два вывода к блоку «коммутатор-стабилизатор». Для исключения обратного запуска двигателя имеется дополнительный вывод датчика (от середины обмотки). Каждая обмотка датчика содержит 600 витков медного электротехнического провода сечением 0,16 кв. мм.

Корпус 2 статора крепится к картеру двигателя тремя болтами 9. Для обеспечения возможности регулировки момента опережения зажигания отверстия 10 в корпусе 2 выполнены в виде пазов, расположенных по дуге окружности. На корпусе 2 закреплен установочный ус 7 с прорезью 6, а на наружной поверхности обоймы ротора (на цилиндрической части) нанесена соответствующая риска.

Генераторы ГМ-01.96, Р-71 и 92.3701 отличаются присоединительными размерами и системой коммутации от генераторов, устанавливаемых на минских мотоциклах ранее. Поэтому новый генератор может быть установлен на мотоцикл ММВЗ только в комплекте с измененными коленчатым валом, правой половиной картера и правой крышкой двигателя. Придется также доработать основной жгут проводов. Кроме того, генератор маховичного типа используется только со специально разработанным для него блоком «коммутатор-стабилизатор» типа 94.3734. Блок прежней конструкции (типа 262.3734) для работы в комплекте с новым генератором непригоден.

Для установки момента зажигания (а также при обслуживании или ремонте генератора или двигателя) на новом генераторе необходимо:

— снять ротор генератора, для чего отвернуть болт 5 (рис. 3.9) крепления ротора, а в резьбовое отверстие 6 вернуть съемник (рис. 3.11);

— ослабить болты 9 (рис. 3.10) крепления корпуса 2 статора так, чтобы статор свободно поворачивался вокруг оси;

— установить ротор генератора на цапфу коленчатого вала, крепежный болт при этом не устанавливать;

— вращая коленчатый вал за ротор генератора, установить поршень в положение 2,0 — 2,5 мм до ВМТ;

— при помощи отвертки повернуть корпус 2 статора (рис. 3.10) за установочный ус 7 до смещения прорези 6 в нем с риской на роторе;

— снять ротор и затянуть болты 9 (рис. 3.10) крепления статора;

— установить ротор и затянуть болт 5 (рис. 3.9) крепления ротора.

Конструкция индукционного датчика в маховичном генераторе исключает необходимость регулировки зазора между ротором и стержнем сердечника датчика, что требовалось на генераторе типа 43.3701. Кроме того, на маховичном генераторе отпадает необходимость проверки затяжки резьбовых соединений на клеммах датчика, освещения и зажигания.

Для демонтажа ротора при ремонте генератора или при ремонте двигателя необходимо применять съемник (рис. 3.11).


Рис. 3.11. Съемник: 1 — опора; 2 — шайба*; 3 — корпус съемника * Количество шайб (или необходимость их установки) определяется в зависимости от величины перепада между торцем цапфы и уступом в резьбовом отверстии ротора генератора ** Размер после покрытия.

Оцените статью
Topsamoe.ru
Добавить комментарий