Сброс дождевых стоков на рельеф

Сброс сточных вод на рельеф в 2016 году запрещен в соответствии с документами:

  1. Статьи 1 и 77 №7-ФЗ от 10/01/2002 “Об охране окружающей среды”
  2. Приказа Минприроды России от 08.07.2010 № 238 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды»
  3. Судебная практика, в частности решение № 2-125/2015 2-125/2015

М-8/2015 М-8/2015 от 11 февраля 2015 г. по делу № 2-125/2015

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», даны следующие определения:

  • вред окружающей среде – негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов;
  • загрязнение окружающей среды – поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду;
  • негативное воздействие на окружающую среду – воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды;
  • качество окружающей среды – состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью;
  • нормативы в области охраны окружающей среды – установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие.

В составе сбрасываемых сточных вод могут присутствуют различные химические вещества, в том числе поверхностно-активные вещества, фенолы, нормативы качества окружающей среды для которых не установлены.

Таким образом, при сбросе сточных вод на почву негативно изменяет качество окружающей среды, то есть причиняет вред окружающей среде вследствие ее загрязнения.

В соответствии со статьей 77 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ, юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде.

Как МПР №238 объясняет вред сброса сточных вод для почв

Исчисление размера вреда, причиненного почвам, осуществляется на основании Приказа Минприроды России от 8 июля 2010 г. № 238 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды».

Размер вреда, определяемый в рублях, зависит от степени химического загрязнения почвы, которая определяется как соотношение фактического содержания конкретного химического вещества в почве к нормативу качества окружающей среды для почв.

При отсутствии установленного норматива качества окружающей среды (ПДК, ОДК) для почв (для конкретного химического вещества) в качестве норматива качества применяется значение концентрации этого химического вещества на сопредельной территории аналогичного целевого назначения и вида использования, не испытывающей негативного воздействия от данного вида нарушения.

Для поверхностно-активных веществ, фенолов, нефтепродуктов, сбрасываемых в составе сточных вод на почву, нормативы качества окружающей среды не установлены, в незагрязненной почве данные вещества не встречаются. Таким образом, при исчислении вреда окружающей среде вся масса данных веществ, сброшенных после очистки на почву, будет учтена при определении размера вреда.

В связи с вышеизложенным, любая степень очистки сточных вод от фенолов, ПАВ и нефтепродуктов, за исключением стопроцентной, недостаточна для предотвращения вреда, причиненного почвам при сбросе сточных вод на рельеф. (Для примера, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими заключениями на очистные сооружения марки «Топас», эффективность очистки хозяйственно-бытовых сточных вод по нефтепродуктам составляет менее 100%, сведения об эффективности очистки по фенолам, ПАВ не представлены).

Так же не представляется возможным рассчитать степень очистки сточных вод от загрязняющих веществ, концентрация которых представлена в мг/дм 3 , достаточную для не превышения нормативов качества окружающей среды для почв по данным веществам, выражаемых в мг/кг. Эффективность очистки установленных очистных сооружений может быть определена только по результатам мониторинга загрязнения почв в районе сброса сточных вод.

Судебная практика не оправдывает сброс сточных вод на рельеф

Кроме того, существует обширная судебная практика в части сброса сточных вод на рельеф и загрязнения почв, исходя из которой, можно сделать вывод о полном запрете сброса сточных вод на рельеф местности.

Так, в соответствии с Решением № 2-125/2015 2-125/2015

М-8/2015 М-8/2015 от 11 февраля 2015 г. по делу № 2-125/2015, сделан вывод о невозможности сброса сточных вод на рельеф местности.

В Решении по делу 33-9771/2013 указано, что хозяйственная и иная деятельность, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализация проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды, запрещены. Так же, сброс сточных вод на рельеф местности приравнивается к размещению отходов. Сброс отходов на почву запрещен.

Для решения проблемы сброса сточных вод на рельеф, мы предлагаем устанавливать аккумулирующие емкости для сбора хозяйственно-бытовых сточных вод с последующим вывозом и передачей накопленных стоков организациям водопроводно-канализационного хозяйства.

Ориентировочные затраты на данные услуги по результатам запросов организациям, осуществляющим вывоз сточных вод, составят 1500-2500 руб. за 1 м 3 вывезенных сточных вод.

По предварительным данным, организации, осуществляющие вывоз сточных вод, берут на себя обязательства по разбавлению сточных вод для выполнения требований организаций водопроводно-канализационного хозяйства к составу принимаемых сточных вод.

Следует ли из пункта 4.12 СП 32.13330.2012, что с любой складской базы, вахтового городка производственной площадки, расположенных вне территорий городов, населенных пунктов необходимо обязательно производить сбор сточных вод в емкости с последующим вывозом на очистные.

То есть этот пункт запрещает отвод поверхностных вод с территории открытым способом, при помощи вертикальной планировки, путем неоргаизованного сброса дождевых вод на рельеф?

В пункте 4.12 свода правил СП 32.13330.2012 «Канализация. Наружные сети и сооружения» (данный пункт включён в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» содержится требование об обязательной очистке поверхностных сточных вод «с территорий промышленных зон, строительных площадок, складских хозяйств, автохозяйств, а также особо загрязненных участков, расположенных на селитебных территориях городов и населенных пунктов . » перед их сбросом в дождевую канализацию или централизованную систему коммунальной канализации.

Запрет на сброс сточных вод (в том числе и поверхностных) на рельеф содержится в других правовых и руководящих документах, а именно:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 10.01.2002 г № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в статью 16 внесены изменения в части исключения такого вида негативного воздействия на окружающую среду, как сброс загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов на водосборную площадь (рельеф местности).

По данному вопросу письмом Минприроды России от 10.10.2016 г № 12-50/8275-ОГ «О рассмотрении обращения» дано исчерпывающее разъяснение со следующей резюмирующей формулировкой: «. с целью охраны окружающей среды сброс сточных вод должен быть организован непосредственно в водный объект либо в системы водоотведения

Учитывая изложенное, при принятии проектного решения по отводу и очистке поверхностных стоков конкретного объекта (в том числе и с вариантом их сбора и вывоза), необходимо руководствоваться пунктом 4.13 СП 32.13330.2012, который гласит:

«При определении условий выпуска поверхностного стока с селитебных территорий и площадок предприятий в водные объекты следует руководствоваться нормативами Российской Федерации для условий сброса городских сточных вод.

Выбор схемы отведения и очистки поверхностного стока, а также конструкции очистных сооружений определяется его качественной и количественной характеристиками, условиями отведения и осуществляется на основании оценки технической возможности реализации того или иного варианта и сравнения технико-экономических показателей.».

Кроме того, при проектировании необходимо и целесообразно использовать Методическое пособие. Рекомендации по расчету систем сбора, отведения и очистки поверхностного стока селитебных территорий, площадок предприятий и определению условий выпуска его в водные объекты, являющегося обязательным приложением к СП 32.13330.2012, развивающего и дополняющего его требования, а также учитывающего положения и других действующих нормативных документов, регламентирующих проектирование систем отведения и очистки поверхностных сточных вод с селитебных территорий и площадок предприятий.

Автор Олег Борисович Зайцев
директор ООО "ЭРБи"

Платим ли мы за сброс на рельеф? Нет.
Можно ли сбрасывать сточные воды на рельеф? Нет.
Нормативное обоснование этих тезисов.
Что с этим делать при проектировании?

Водосборная площадь = рельеф. Если открыть топографическую карту, то всю территорию при должном усердии можно разделить на водосборные площади водных объектов и нанести линии водоразделов.

В нашей практике проектирования распространён вопрос, когда ливневые стоки с проектируемой территории собираются, очищаются и далее сбрасываются на прилегающую территорию. Это норм или не норм? Куда смотреть, на что опираться, чем руководствоваться?

Из статьи в журнале Экология производства за 2016 год №2 стр. 34-36 О.В. Суворова (Росприроднадзор). Рассмотрен вопрос взимания платы за сброс на водосборную площадь и констатировано, что до 2016 года плата взималась по сверхлимитке, т.к. не было (и нет на текущий момент) порядка расчёта НДС при сбросе на рельеф, нет порядка его утверждения и выдачи Разрешения. Но с 2016 года в закон об охране окружающей среды (7-ФЗ) ст.16 внесены поправки и плата взимается только за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты. Т.о., с 2016 г. нет требования платить за сброс на рельеф.

Далее автор статьи рассматривает вопрос легитимности сброса сточных вод (СВ) на рельеф. И делает интересный вывод. Эта логика и толкование встречаются как у инспекторов, так и у экспертов государственных и не государственных экспертиз. Можно сказать, что это официальное мнение.

Итак, следим за логикой (это полезно).

Первое. 7-ФЗ, Статья 37. Требования в области охраны окружающей среды при строительстве и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов

2. Запрещаются строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений … в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды.

3. При осуществлении строительства и реконструкции зданий, строений, сооружений … принимаются меры по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Окружающая среда, это в т.ч. и земельные ресурсы, и почвы. Но специальных требований по регулированию сброса на рельеф нет, поэтому смотрим Земельный кодекс (ЗК).

ЗК, Статья 13. Содержание охраны земель

2. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:

2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, … и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;

Далее автор статьи делает интересный вывод на основании ч.2, п.2 ст.13 ЗК, что поскольку нужно обеспечить защиту земель от водной эрозии, подтопления, заболачивания и т.д., то, ВНИМАНИЕ! сброс на рельеф сточных вод запрещён! Запрет чего-либо в целях защиты – это распространённая позиция. А "природопользователи, у которых есть сбросы обязаны собирать СВ в водонепроницаемые приёмники". О том с какой периодичностью будет осуществляться вывоз СВ из приёмников, сколько это будет стоить и вообще об организационной и технической обоснованности такого решения автор не упоминает. От себя хочу отметить, что большинство экспертов также не задают вопрос: насколько реально такое решение и не будет ли оно провоцировать несанкционированные сбросы этих стоков в соседнем лесочке.

Если вы ещё раз прочитаете ст. 13 ЗК, то вы не увидите прямого запрета на сброс СВ на рельеф. Как же такой вывод появляется и обоснован ли он? ДА, обоснован в подавляющем большинстве случаев.

См. 7-ФЗ, Статья 3. Основные принципы охраны окружающей среды

презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

Этот принцип означает, что для эколога-эксперта и эколога-инспектора вы изначально виноваты и Вы (или мы с вами вместе приразработке ПМООСа) должны доказать, обратное при подготовке проектной документации и в ходе экспертизы.

Т.о., если в материалах нет доказательства или доказательство по мнению эксперта неубедительно, то принцип защиты земель не соблюдается, а тем самым сброс СВ на рельеф недопустим. Касается ли это очищенных стоков? Да, т.к. почистив от загрязняющих веществ, мы не исключаем процессов эрозии, заболачивания, подтопления.

Рассмотрим типовую схему водоотведения и подумаем, что можно предложить.

В большинстве проектных решений для обособленных от централизованных коммуникаций объектов встречаем следующее: фекальные стоки собираются и вывозятся на очистные, либо очищаются на локальных очистных, а сточные воды сбрасываются на рельеф. По отношению ливневых и дренажных стоков также распространена схема очистки от взвешенных и нефтепродуктов с последующим выпуском на рельеф. Однако в случае ливнёвки при значительных территориях водосбора мы можем собрать сотни кубометров поверхностных СВ за дождливые сутки какое количество рейсов потребуется для опорожнения таких емкостей? Имеется ли в распоряжении парк требуемой техники? Какое транспортное плечо до очистных сооружений?

Что можно предложить?

Предусматривать предварительную очистку ливнёвки надо.
Если есть возможность сброса в водный объект, то рассмотреть данный вариант. Но помним, что при этом появляется: расчёт с дальнейшей разработкой проекта НДС, обязательные гидрометеорологические изыскания, исследования фоновых концентраций водного объекта, разработка и согласование рыбохозяйственного раздела с рыбозащитными мероприятиями и ущербом, оформление Решения на водопользование и т.д.

Очистку хоз.бытовки – по усмотрению. Если вывоз фекальных стоков приемлем и допустим, то вывозить. Необходимо учитывать, что эксплуатация очистных хоз.быт. стока ответственный и «тонкий» процесс, требующий работы технолога.

Направить очищенный ливневый сток в пожарный водоём с большой вместимостью. Но при этом будут заняты значительные площади под данное сооружение. И сам пожарный водоём придётся оборудовать водонепраницаемыми материалами, решить проблему с заилением и биологическим зарастанием. Наверняка нельзя будет обойтись только им одним, т.к. для целей пож.безопасности должен быть постоянный запас расчётного количества технически пригодной воды.

Сброс СВ НЕ на рельеф, а в фильтрационные траншеи или колодцы. В этом случае мы будем отводить стоки в инженерное сооружение. Плюс: мы уходим от «запрещённого» сброса на рельеф. Минусы: 1. Траншея или колодец – это инженерное сооружение и должно быть должным образом рассчитано на поступающий объём СВ и проработано конструктивно. 2. Гидрогеологические условия должны позволить установку такого сооружения. Для местности с высокими грунтовыми водами данное решение будет не приемлемо. 3. На мой взгляд было бы логичным выполнить специализированные гидрогеологические расчёты скорости инфильтрации очищенных СВ через фильтрационные колодцы и траншеи в подземный горизонт. Спрогнозировать уровень подъёма подземных вод и вообще возможность инфильтрации и разгрузки расчётного объёма стоков. 4. Оценить куда и как будет осуществляться разгрузка, какое влияние на ближайший поверхностный или водный объект будет оказано. 5. В своей практике я, к сожалению, не встречал ни аналогов таких работ, ни желания заказчика с этими исследованиями связываться. 6. Отсутствие распространённой практики (в частности по УрФО) – это гарантированные вопросы со стороны экспертизы. 7. В мониторинг потребуется включить организацию гидрогеологического мониторинга.
Рассосредоточенный сброс на рельеф с гидрогеологическим обоснованием отсутствия заболачивания, эрозии и прочих негативных последствий. Это решение несёт с собой все минусы предыдущего пункта.

Сброс СВ в водный объект – не подарок, но более-менее понятная задача.

Сброс на рельеф – для этого решения превалирует отрицательная позиция экспертного сообщества. Прямого законодательного запрета нет, но я не встречал хорошего обоснования допустимости сброса на рельеф.

Сброс в фильтрационные колодцы (траншеи) – более распространённое и приемлемое решение, но также требует гидрогеологического, инженерного и экологического обоснования.

Чтобы добавить комментарий, надо зарегистрироваться

Оцените статью
Topsamoe.ru
Добавить комментарий