Сани для снегохода из пластиковых труб

Будем делать)))
В данной статье представлена оригинальная конструкция самодельных саней для снегохода.

Описанная в статье конструкция самодельных саней для снегохода была изготовлена и опробована на практике. Все представленные чертежи являются оригинальными.

Конструктивно разработанные сани состоят из следующих основных частей:
— каркас и кузов;
— металлическая сцепка (дышло);
— лыжи;
КАРКАС И КУЗОВ

Кузов саней изнутри обшиваем фанерой, толщиной 10мм. Над передним защитным листом, фанеру можно не укладывать, для облегчения конструкции. Каркас кузова имеет классическую прямоугольную форму и изготовлен из профильной квадратной трубы сечением 20*20мм, толщиной стенки 2мм. Габариты основной части (каркаса) составляют 1900*900*300мм. Ниже, на чертеже, вы можете видеть габаритные размеры. Для скольжения по рыхлому или глубокому снегу, каркас скругляют. Для увеличения прочности и устойчивости конструкции, в месте скругления приваривается лист железа. Толщина листа — не менее 2мм. Общий вид конструкции, включающей в себя каркас и нижнюю часть – лыжи представлен в конце статьи.
МЕТАЛЛИЧЕСКАЯ СЦЕПКА (ДЫШЛО)

Дышло снабжено амортизатором (пружиной) для смягчения ударов при торможении и движении саней с места. Сечение трубы 20×20мм, полная длина дышла составляет 1700мм. Аммортизирующая пружина может быть использована от б/у автомобильной головки блока цилиндров. К кузову саней дошло крепится при помощи втулки, диаметр которой составляет 25мм. Для усиления жесткости, дышло связывают двумя перекладинами, сечения которых, аналогична сечению основной трубы (20×20мм). Сцепка крепится в передней части кузова. Для этого усиливается место крепления дополнительной стойкой, и между соседними стойками наваривается лист металла. В лист врезается втулка, с внутренним диаметром (в нашем случае 25мм.
ЛЫЖИ

Полимерные трубы – универсальный материал, который прекрасно подходит для обустройства систем водопровода, канализации и отопления в доме или квартире. Однако в руках домашнего мастера, который обладает недюжинной фантазией и неуемным желанием что-то мастерить самостоятельно, ПВХ-детали могут превратиться в довольно замысловатые, но от этого не менее полезные изделия. Например, в сани для снегохода из пластиковых труб, о процессе изготовления которых пойдет речь ниже.

Разновидности саней-прицепов

Следует отметить, что универсальной модели вы не найдете.

На то, какие сани необходимо использовать, влияет множество факторов:

  • специфика трассы, которую предстоит преодолеть;
  • высота и плотность снежного покрова;
  • особенности рельефа местности и так далее.

Рассмотрим несколько наиболее распространенных видов.

Грузовые

Конструкция этих саней достаточно сложна. Для скольжения используются лыжи, которые могут соединяться с каркасом при помощи амортизаторов. Существуют разновидности, предназначенные для транспортировки тяжелых и негабаритных грузов.

Иногда на грузовые сани ставится специальный бокс, с которым можно отправляться в длительные туристические путешествия.

Основное преимущество грузовых саней – большая грузоподъемность и отличная маневренность. Эти параметры зависят от размеров каркаса (чем шире, тем устойчивее будут сани) и площади скользящей поверхности (типа применяемых полозьев).

Также желательно, чтобы платформа находилась высоко от снежного наста. Так груз был защищен от намокания. Но не следует делать сани слишком высокими, иначе они будут часто опрокидываться на поворотах.

Волокуши

Очень распространенный вид саней. Их конструкция чрезвычайно проста. Они продаются во всех специализированных туристических магазинах и стоят сравнительно недорого.

Волокуши имеют один большой недостаток – из-за своих особенностей у них очень часто повреждается передняя кромка и сцепное устройство.

Но и преимущества налицо:

  • маленький вес;
  • низкий центр тяжести;
  • быстрая погрузка и выгрузка поклажи;
  • отсутствие обмерзания корпуса;
  • возможность транспортировать небольшой груз по воде.

Волокуши абсолютно не предназначены для транспортировки людей. Вся поверхность корпуса контактирует со снегом, в связи с чем установить амортизаторы не представляется возможным. Кроме того, в отличие от моделей с лыжами, эти сани воспринимают удары камней, сугробов и неровностей всем корпусом, что, несомненно, сказывается на комфорте.

Пассажирские

Мало распространены в нашей стране из-за отсутствия соответствующей инфраструктуры (оборудованных снежных трасс и мест стоянки). Часто такие сани изготавливают самостоятельно любители зимних рыбалок.

Они представляют собой пластиковый или фанерный корпус, установленный на полозья. Кабина может быть оборудована обогревателем и осветительными приборами.

Недостаток – большой вес, потому для транспортировки нужно использовать мощные снегоходы, оборудованные четырехтактным силовым агрегатом.

Конструктивные особенности саней

До того как начинать работу по конструированию, необходимо разобраться, из каких основных элементов состоят сани. Дело в том, что процесс изготовления включает в себя несколько этапов, на каждом из которых делается какая-то узловая часть.

Необходимо, чтобы вы хорошо понимали назначение каждой из них:

  1. Основная деталь любых саней – каркас, который является базовым опорным элементом для всей конструкции.
    Он должен быть максимально прочным, так как от него зависит:
    • безопасность эксплуатации самодельных саней;
    • длительность безаварийной работы;
    • надежность устройства в целом.

    Учитывая, что сани для снегохода будут использоваться в сложных условиях, каркас должен хорошо переносить отрицательные температуры окружающего воздуха, а также удары, которым постоянно подвергаются сани при езде по лесу или кустарнику.

    В противном случае вы будете неприятно удивлены, когда груженые сани разваляться на части во время езды и вывалят весь ваш скарб на снег посреди лесной поляны.

    1. Второй важный элемент – полозья. Здесь также очень важна прочность, однако, еще одна немаловажная деталь – легкость управления. От этого зависит, будут ли опрокидываться сани при прохождении поворотов или нет.

    Последний момент – размеры конструкции. Этот параметр подбирается индивидуально исходя из задач, которые предполагается решать с ее помощью.

    Сани могут быть небольшими, но маневренными и легкими. Либо это будет прочная надежная конструкция, предназначенная для перемещения значительных грузов. Решать вам.

    Изготовление саней

    Инструменты и материалы

    Как только вы определились с размерами, можно приступать к работе.

    Для того чтобы изготовить сани для снегохода из труб ПВХ, понадобятся следующие инструменты и материалы:

    • полимерные трубы для саней (их приобретают в магазине, но можно использовать и старые, оставшиеся после ремонта или демонтажа отслужившей водопроводной системы);
    • ножовка по металлу или специальные ножницы для порезки пластиковых труб;
    • аппарат для сваривания труб и фитингов;
    • промышленный фен, с помощью которого будут разогреваться, и гнуться пластиковые трубы;
    • острый слесарный нож;
    • шлифовальная бумага, напильник;
    • маркер для разметки деталей;
    • болты и гайки для закрепления деталей;
    • металлические уголки, которые укрепят узловые места сборки.

    Порядок работы

    Смастерить сани из пластиковых труб своими руками несложно. Цена материала невысока, что позволит сэкономить значительную сумму денежных средств, которую вы бы затратили, приобретая готовые модели, продающиеся в специализированных магазинах.

    Инструкция по изготовлению состоит из нескольких последовательных этапов:

    1. Первым делом следует нанести на трубы линии, по которым будет производиться их порезка. Необходимо обратить особое внимание на тщательное соблюдение размеров, иначе сани выйдут несимметричными, а работу необходимо будет переделывать заново.
      Концы труб следует сплавить или соединить при помощи фитингов. Если вы не собираетесь делать этого, можно распилить концы деталей под углом в 45 градусов и скрепить каркас при помощи металлических уголков.
    1. Учитывая, что сани, как правило, имеют прямоугольную форму, для каркаса понадобится две длинные и две короткие детали. После разметки и распила торцы необходимо тщательно зачистить наждачной бумагой или напильником.
    2. После этого каркас кладется на верстак или пол и еще раз проверяется на соответствие проектным размерам. Затем осуществляется его сваривание. Если у вас нет специального паяльника-утюжка, соединение можно выполнить с помощью болтов и гаек. Для придания прочности в этом случае используются металлические уголки.

    Совет!
    Использование сварочного аппарата предпочтительнее.
    С его помощью получаются более прочные соединения, а времени на работу уйдет меньше.
    Если вы не хотите покупать специализированный инструмент, его можно взять в аренду в специализированном строительном магазине.

    1. Для придания прочности каркасу (особенно когда вы изготавливаете грузовые сани), его нужно укрепить дополнительными поперечинами.
      С этой целью нужно отрезать несколько кусков труб подходящей длины и обработать их торцы с помощью напильника, придав овальную форму, соответствующую диаметру трубы.
      Далее, их вставляют в каркас в виде распорок и приплавляют или закрепляют металлическими уголками. Помните, от качества и тщательности сборки каркаса будет зависеть прочность саней.
    2. Следующий этап – изготовление стоек. От их длины будет зависеть высота саней над уровнем снежного наста.
      При этом целесообразно учитывать следующие нюансы:
      • слишком высокие сани будут часто переворачиваться на поворотах из-за высоко расположенного центра тяжести;
      • платформа на низких стойках будет плохо проходить по глубокому снегу, а груз, расположенный на ней — намокать.

      Совет!
      Оптимальная высота саней составляет от 20 до 30 см.
      Именно такой длины должны быть и стойки, соединяющие каркас с полозьями.

      1. Количество опор зависит от длины саней, но для прочности и надежности их нужно сделать побольше. Желательно, чтобы с каждой стороны было смонтировано 6-8 штук. Их также следует обработать напильником (круглого сечения) для более плотного прилегания к каркасу. В процессе работы постоянно примеряйте деталь к месту ее приваривания.
        Нижняя часть стоек может быть разной:
        • ровной – если вы планируете использовать плоские широкие полозья (например, из разрезанных полимерных труб большого размера);
        • полукруглой – если полозья саней будут круглыми (из обычных пластиковых деталей маленького диаметра).
        1. По окончании подгонки размеров стойки полозьев прикрепляются к каркасу с помощью паяльника или уголков. Следите, чтобы все они были установлены ровно, без перекосов.
        2. Теперь пришел черед полозьев. Для этого следует определиться с их формой. Проще всего сделать круглые лыжи из обычных труб. Однако, этот вариант менее комфортен в эксплуатации, так как сани будут часто проваливаться сквозь снежный наст и плохо поворачивать.

        Самодельные сани из пластиковых труб с плоскими лыжами более устойчивы и маневренны. При поворотах снегохода на высокой скорости они не будут опрокидываться вбок.

        1. Чтобы из круглых труб сделать плоские лыжи, их необходимо разрезать вдоль и разогнуть. Для этого используется строительный фен. В крайнем случае, прогреть деталь можно и над открытым огнем, но делать это нужно осторожно, так как пластик может расплавиться.
          Прогрев трубу с помощью фена, сверху на нее нужно положить доску с грузом и оставить до полного остывания. Таким же образом делается и загиб впереди.
        2. Чтобы сани могли проходить по глубокому снегу, загиб лыж нужно сделать большим и верхний торец закрепить на каркасе, образовав полукруг.
          Сверху на каркас может быть установлено сиденье, короб для перевозки вещей и другие аксессуары по вашему выбору.

        Не забудьте приделать дышло, с помощью которого сани будут закрепляться на прицепном устройстве снегохода.

        Совет!
        Рекомендуется собрать и установить простую электрическую цепь с лампочкой, которая монтируется на приборной панели.
        При отрыве саней от прицепного устройства цепь будет размыкаться, о чем просигнализирует зажегшийся свет.
        Так, вы не потеряете сани во время езды по лесу.

        Вывод

        Помимо прицепа для снегохода, аналогичным образом можно изготовить и детские санки. Нужно лишь правильно подобрать размеры. Более подробные сведения приведены в видео в этой статье.

        Как говорят — готовь сани летом, телегу зимой!)

        Первую зиму откатал, снеж прошел обкатку, и к следующему сезону было решено обзавестись санями. Смотрел и в магазинах, и на сайтах, но хотелось что-то, чтоб надёжно, и функционально! Ничего готового так и не подобрав, решено изготовить самостоятельно. Посмотрел форумы, фотографии различные, советы бывалых почитал, послушал, и, закипели мысли в голове.

        Материалы я начал подыскивать с весны, основная задача была найти трубу ПНД, железо в наличии имеется, есть с чего повыбирать для кройки и "шитья". При общении на весенней охоте, разговор зашел и про снегоходы ну и за сани. и мысли я свои вслух произнёс.

        Как говорится мир не без добрых людей, поэтому через несколько недель 7 метров 230 трубы с толщиной стенки в 25 мм лежали во дворе, счастью не было предела))) Начало-есть! А тут и лето пришло, самое время сани готовить!

        Кусок на полозья был распущен электролобзиком повдоль, на три равные части, длиной — 3 метраИз коротких труб я выпилил поперечины, по ширине лыж снегохода. Сначала вырезал шаблон из картона

        а затем не составило большого труда разметить и вырезать поперечины, получилось четко и одинаково

        Нарисовывалась следующая картина

        Время шло и лето улетало. сани нужно было варганить, а времени катастрофически не хватало. то командировка, то грибы белые пошли. потом грузди, открытие на уток на подходе, ягоды в согре уродились..а это уже сентябрь. еще и быт, да каждый знает как это происходит, вроде лето, а уже осень, и зима тут как тут! Не зря та пословица гласит, летом сани готовь! Немного отвлекся, но на самом деле так и было и пишу как на духу!

        Заготовки были подготовлены, железо нарезано, болты куплены, ну и конечно инструмент. электроды, круги для шлифмашины и т.д. Краил то днем, то ночью. Думал даже поучавствовать в конкурсе самоделок, но в сроки не влазил))), это меня не сколь не расстраивало и я шел вперед по мере сил и возможностей, Батя меня поддерживал где советом, где реальной помощью, вдвоем то оно веселее!

        Многое было подготовлено, основание собрано, концы лыж загнуты. немного про загибы-гнул с помощью фена, это самое толковое, паяльная лампа в данном случае не годится, грел, выгибал, фиксировал болтами.

        Ну вот и снежок полетел, а еще не у шубы рукав.

        Батя, пока я мотался из одной командировки в другую, выгнул из прута петлю, собрал демфер. оставалось собрать дышло в кучу, что мы и сделали

        по моему приезду домой. В итоге основание и дышло выглядело следующим образом:

        По ходу дела я наваривал пластины и стягивал болтами укрепляя слабые места, по тому как сварщик из меня фиговый, а хочется надежности

        В итоге получились сани, пусть и не успел я летом их приготовить, но и не опоздал к сезону!

        Испытания прошли успешно, и снег со двора вывез, и на охоту съездили, и на рыбалку, и даж ёлку новогоднюю привезЪ. Доволен.

        P/S Поперечины по ходу сборки были еще подрезаны, кольца чуть уже и перемычка. Кольца в местах соединения с полозом закруглены "по ручью", стянуты болтами. Болты мебельные с закругленными головками, снизу осажены в полоз путем нагрева. Рамка сварена из уголка, ширина полки 25-30 мм, дно корыта из алюминия, борта с дюймовки. Дышло крепится с помощью цельного прута диаметром 18 мм закрепленного во втулках, сверху на вал распорная трубка одета (в случае надобности дышло легко снимается).

        Вес примерно кг 75-80, вполне подъёмные. Длину точно тож не скажу, но полозья отрезал 3000 мм, дышло около 1100 мм.

        Пробовал разогнуть один из трех полозьев, чтоб полоз шире сделать, с помощью паяльных ламп и домкратов. приспособу специально сварил, сразу скажу — время потратил впустую! Как итог — полоз выкинул. Других два просто строганул, острые кромки сравнял рубанком, концы уже на месте грел феном и гнул.

        Написал этот блог с подробными фотографиями, потому как когда сам делал посмотреть было негде, а так может кто-то извлечет пользу в своём конструкторе.

        Сам по ходу пользования буду вводить модернизационные доработки.

        Оцените статью
        Topsamoe.ru
        Добавить комментарий