Самодельная кпп для мотоблока

О пользе мотоблока в подсобном хозяйстве сказано немало. Если позволяют средства – его покупают. Если есть желание сэкономить – изготавливают самостоятельно.

На первый взгляд – это сложное техническое устройство, которое можно сделать лишь в заводских условиях. На самом деле, самодельный мотоблок с редуктором от «Муравья», довольно часто встречается во дворах доморощенных фермеров.

Если понимать конструкцию, и иметь в доме элементарный набор слесаря:

  • сварочный аппарат;
  • болгарка;
  • сверлильный инструмент.

то можно построить самоходного железного коня буквально из подножных материалов. Для этого необходимо понимать, как работает конструкция.

Устройство мотоблока. Основные элементы конструкции

  1. Рама или станина. На ней крепится двигатель, система передачи крутящего момента на колеса, подвеска и тяговое устройство для навесного оборудования;
  2. Силовой агрегат. Его мощность может быть небольшой, от 5 до 10 лошадиных сил. Применяются двигатели от мопедов, мотоциклов, компрессоров и даже бензопил;
  3. Подвеска. Как правило, примитивная. Состоит из самодельных колес или готовых от сельхозтехники. Иногда используются автомобильные или мотоциклетные. Может быть осевой или портальной;
  4. Редуктор для мотоблока. Одна из важнейших частей конструкции. Предназначен для уменьшения оборотов приводного вала с одновременным линейным увеличением крутящего момента. Довольно часто в качестве редуктора используют коробку передач от автомобиля или мотороллера.

Однако наилучшим вариантом будет самодельный редуктор. Его не надо сопрягать с силовой установкой, так как расчет делается под конкретные задачи, и вы не ограничены готовым техническим решением.

Как сделать редуктор на мотоблок своими руками

Для начала необходимо определиться с параметрами силовой установки. В технических характеристиках указано число оборотов коленчатого вала. Это первая величина, которая нужна для расчетов. Цифра эта не постоянная, при добавлении «газа» обороты увеличиваются. За базовую величину принимаются холостые обороты + 10%.

Затем необходимо рассчитать обороты оси подвески. Зная размеры колес – вычисляем величину выбега за один оборот. Считаем количество оборотов оси для комфортной скорости 3-5 км/ч. Это вторая величина для проектирования.

Например, обороты холостого хода вашего мотора + 10% составляют 600 об/мин. Требуемые обороты оси колеса для скорости 3 км/ч составляют 200 об/мин. Соответственно, ваш редуктор для мотоблока должен иметь передаточное отношение 3:1.

Скорость вращения оси уменьшается в 3 раза, по отношению к скорости вала мотора. Соответственно крутящий момент увеличивается втрое.

Определяемся с типом редуктора:

    Шестеренчатые используют соотношение количества зубьев ведущей и ведомой шестерен. Работают по принципу пар в коробке передач. Форма шестерен не имеет значения – зубья могут быть косыми или прямыми. Коническая шестерня применяется в случае, когда необходим угловой редуктор для мотоблока. Все зависит от расположения двигателя. Если обеспечена соосность между колесами и валом мотора – угол не нужен;

Червячный привод используется для создания большого передаточного числа, если велика разница между оборотами двигателя и ведущей оси. Такая конструкция более сложная в изготовлении и обслуживании.

Преимущество такой конструкции в том, что редуктор сразу является угловым. Если вал из двигателя перпендикулярен оси колес – это оптимальное решение;

  • Цепные работают по принципу велосипеда, только наоборот. Звездочка меньшего размера является ведущей. Надежность конструкции определяет прочность цепи и качество металла шестерен. Простой комплект от велосипеда может не выдержать нагрузки, поэтому применяют более прочные мотоциклетные;
  • Ременные относятся к самым простым в изготовлении. Однако они же и самые ненадежные и слабые.
  • Большой крутящий момент не передать – ремни просто будут проскальзывать.

    Зато снижается шоковая нагрузка на силовую установку – такая конструкция более щадяще относится к приводному валу мотора, сглаживая рывки. Проскальзывание можно устранить, установив зубчатый ремень. В этом случае придется подыскать пару зубчатых шкивов, например, от автомобильной системы ГРМ;

  • Комбинированная система. Исходя из имеющихся материалов, можно изготовить редуктор с применением цепной и шестеренчатой передачи в одном корпусе. Единственная сложность – расчеты проводить труднее. Зато можно передавать огромный крутящий момент при малой мощности двигателя.
    1. Никаких перекосов между ведущей и ведомой частью;
    2. Втулки применять нельзя, только подшипники.

    Любой редуктор, кроме ременного – нуждается в постоянной смазке. Поэтому он должен быть помещен в коробку. Герметичность корпуса защитит от попадания грязи и пыли, неизбежной при проведении полевых работ. На валах необходимо устанавливать сальники. Примером для подражания являются фабричные редукторы от сельскохозяйственной техники советского производства.

    Цепная передача не так чувствительна к смазке, однако цепь необходимо регулярно обслуживать – очищать и смазывать.

    Изготовление или подборка готовых конструкций

    При доступе к широкому ассортименту комплектующих: свалка старой техники или бесхозное имущество ремонтной мастерской, можно изготовить редуктор с точным подбором передаточного числа.

    Однако такой сложный элемент конструкции требует серьезного оборудования для обработки металла. Можно подобрать корпус подходящего размера, просверлить отверстия для валов на подшипниках, и собрать конструкцию не хуже заводской.

    Однако опыт показывает, что подбор готовых конструкций с незначительными доработками гораздо эффективней. В качестве примера рассмотрим самодельный мотоблок на базе мотора от мотоцикла «ИЖ».

    Использована собственная коробка передач, с возможностью переключения скоростей. Штатного передаточного числа недостаточно, хотя маленькая звездочка на выходном валу коробки передач в комплекте с крупной звездой от ведущего колеса уже обеспечивают неплохое понижение оборотов.

    На вал, установленный в подиум для подшипников, одета еще одна маленькая звездочка, которая с помощью второй цепи передает крутящий момент на колеса. В свою очередь на ведущую ось установлена звезда большого диаметра.

    В результате получилась конструкция с двухступенчатым понижением оборотов и солидным крутящим моментом. Задействуя коробку передач от мотоцикла, можно подобрать необходимую скорость движения, практически не используя ручку газа. Двигатель практически всегда работает на холостых оборотах, что продлевает его ресурс.

    Не менее популярным является применение готового редуктора от мотороллера «Муравей».

    Использовать всю колесную платформу не обязательно, достаточно установить на мост ваши катки. Применив коробку передач от выбранной силовой установки – вы получите оптимальное соотношение мощности и скорости движения.

    Видео: доработка редуктора мотоблока Нева.

    Чтобы обрабатывать земельный надел, требуется прикладывать огромное количество физических усилий. Некоторым аграриям физический труд доставляет удовольствие, поэтому их вполне устраивают в работе элементарные орудия труда. Но большинство дачников для вспашки соток на приусадебном участке используют мотоблоки, которые собираются нередко собственными руками.

    Конструктивные особенности

    Применяется самодельный мотоблок чаще всего для выполнения несложных, но трудоемких работ:

    • вспашка земельного надела;
    • окучивание посадок;
    • покос травы или ботвы;
    • внесение органических удобрений.

    Можно модернизировать любой мотоблок с двигателем ЗиД или каким-либо другим, сделать его на больших колесах, с ременным приводом.

    Нередко народные умельцы предпочитают собирать заново такие агрегаты, используя старые запчасти от таких механических приспособлений:

    • мотопилы типа «Дружба»;
    • мотороллера;
    • мотоцикла;
    • стиральной машины.

    Электрический движок тоже может потребоваться в такой технике, например, для создания воздушного охлаждения, поэтому двигатель от пылесоса или небольшого холодильника также может пригодиться.

    Если человек владеет инструментом, разбирается в устройстве техники, то сделать мотоблок не представляет большого труда. По материальным затратам это может стоить минимальную сумму, тогда как цены на хороший агрегат начинаются от 300 долларов. Если все сделать правильно, новое устройство, созданное своими руками, может ничем не уступать по надежности и производительности импортным образцам типа мотоблоков «Кайман».

    Нередко мастера применяют в качестве движков старые агрегаты от пилы «Дружба». При этом мотоблок является простым в управлении, с ним может работать даже непрофессионал или несовершеннолетний. Силовая установка способна выдержать значительные нагрузки, не заглохнув даже на малых скоростях.

    Такой показатель важен при следующих работах:

    Даже брендовые мотоблоки не все могут выполнять подобные работы.

    Преимущества и недостатки

    Преимущество самодельного мотоблока заключается в том, что его можно сделать, ориентируясь на потребности, которые существуют в данном хозяйстве. Например, основной объем работ практичный агрегат должен делать по вспашке и боронованию. В соответствии с этими «запросами» делается нужного размера рама, регулируется двигатель, чтобы он работал на малых оборотах. Нужно привести в порядок узел, который закрепляет навесное оборудование.

    Из недостатков можно назвать то, что не всегда своими руками можно идеально подогнать друг к другу все блоки, взятые от разных механизмов.

    Чтобы все узлы работали в комплексе, надо владеть в совершенстве многими инженерными профессиями, иметь изрядный практический опыт.

    Как сделать?

    Пример, который будет приведен ниже (мастер В. Архипов), станет хорошей иллюстрацией того, как можно своими руками собрать в домашних условиях полноприводный мотоблок. Тросы можно взять из «Муравья», ЗАЗ, скутера, задний мост – от ВАЗа, коробку – от «Жигулей». Основной остов варится из труб диаметром 40-45 мм. В качестве тяг устанавливаются модульные шарниры, которые будут надежным «связующим звеном» между силовой установкой, плугом и рулем.

    На несущем остове приваривается еще одна трубка, которая заканчивается осью. Таким образом оспаривается натяжение тросов, идущих к коробке. Натяжение реализуется с помощью двигающегося рычага.

    Такой агрегат имеет ряд достоинств. Прежде всего, следует упомянуть о шарнирном блоке. Нединамичное жесткое соединение (которое присутствует у множества моделей) затрудняет работу механизма. Шарнирное соединение более продуктивное – можно менять направление движения в процессе вспашки, при этом плуг может оставаться в борозде.

    Тема эта довольно актуальная, ведь из-за сопротивления грунта машину постоянно «ведет» в разные стороны. Требуется часто дополнительное внимание, усилия, чтобы ровно по курсу «держать» механизм.

    Ось устройства компонуется по вектору поступательного движения. Во время вспашки весь блок слегка «повернут». Причем оптимальный ракурс реально откорректировать тягами шарнирного крепления.

    Глубину вспашки можно поддерживать в автоматическом режиме. Следует сказать, что рама снаряжена полевой доской. Она регулирует силу, которая отвечает за погружение плуга в землю, особенно когда он зарывается. Если он выдается из земли под слишком большим углом, то соответственно возрастает угол атаки, тогда агрегат опять входит в почву на заданную величину.

    Будущий мотоблок снабжается несущей рамой и колесами, которые можно сделать металлическими, они будут иметь хорошее сцепление с любым грунтом. Чтобы надежно «сцепить» раму с подвеской, применяют обычно две гнутые трубки, между которыми монтируется бак для топлива.

    Чтобы правильно обустроить движок, применяется кронштейн, на конце которого присутствует стальная ось (ее длина 15 см).

    К самой раме приваривается кронштейн, на ось ставят движок. Весь силовой блок скрепляется дугами. По завершении ставится еще один вал, протягиваются тросы управления и цепи.

    Такой агрегат может выполнять множество различных работ и быть универсальным устройством. Для этого достаточно просто поменять запасные части, предназначенные для плуга, на элементы, необходимые для функционирования культиватора.

    Во время движения агрегат углубляет борозду в грунте и одновременно помещает туда клубни картофеля. Чтобы «закрыть» клубни, следует просто использовать для этого мотоблок второй раз. Алгоритм окучивания растений точно такой же.

    Применение разных отвалов позволяет регулировать ширину захвата, также есть возможность «подбирать» картофель, который не был собран во время первого прохождения. Мотоблок можно применять для уборки снега и мокрой листвы, достаточно только «подцепить» жесткую щетку.

    Любой мотоблок состоит из таких узлов:

    • движок;
    • трансмиссия;
    • элементы управления;
    • редуктор;
    • система агрегатирования.

    Движок лучше всего выбирать двухтактный, идеально для этого подходит мотоциклетный мотор от «ИЖ-Планета».

    Трансмиссии бывают в мотоблоках следующие:

    • зубчатая (ее можно встретить чаще всего на тракторах или танках);
    • зубчато-червячная;
    • комплексная (зубчатая и червячная) с дополнительным шкивом.

    Система различных элементов управления содержит в себе:

    • переключение скоростей;
    • подачу бензина;
    • тормоз.

    Узел управления – это несколько рычагов, которые отвечают за:

    • переключение скорости;
    • поступление топлива в двигатель;
    • тормоз.

    Механизм должен быть оборудован устройством агрегатирования, которое обеспечивает надежную сцепку с навесной техникой.

    Необходимые материалы и инструменты

    Чтобы собрать самостоятельно мотоблок, потребуются определенные практические навыки, а также некоторые инженерные знания.

    Из инструмента нужны будут:

    Из расходников также необходимы:

    Что касается материалов, то нужны будут:

    • трубы;
    • уголки;
    • кронштейны;
    • лист металла толщиной 5 мм.

    Пошаговая инструкция

    Правильная сборка начинается с изучения чертежей и компоновки рамы, которая состоит из труб диаметром 45 мм. К задней части рамы присоединяется блок управления. Впереди будет располагаться трансмиссия и батарея, которые будут крепиться на небольшой металлической платформе.

    Мотор крепится к уголкам, которые привариваются к раме. Между уголками приваривается поперечина, она будет «подставкой» для движка. В уголках просверливаются отверстия для крепления узлов с помощью болтов.

    Важным моментом является правильный монтаж редуктора. Ставится он обычно между колесом и силовой установкой.

    Нередко часть энергии крутящегося элемента трансформируют с помощью редуктора на навесное оборудование. Двигатель охлаждается с помощью воздушного потока, для этого дополнительно ставится электродвигатель, имеющий питание в 12 вольт.

    Колеса имеют диаметр 12 см. На колеса иногда надеваются цепи для лучшей сцепки с грунтом.

    Глушитель можно использовать от мопеда или мотороллера, можно также сделать его собственными руками. Важным узлом является небольшой переходник, который соединяет патрубок с глушителем. Его должен изготовить токарь или слесарь.

    Топливный бак можно сделать из обыкновенной канистры. Достаточно в нем сделать отверстие и запаять шланг (использовать можно холодную сварку). Все подручные материалы достать несложно, стоят они недорого, но некоторые узлы надо будет вытачивать, то есть заказывать их у квалифицированных специалистов.

    Сварочный аппарат можно взять в аренду и сделать сварку также самостоятельно.

    Как модернизировать?

    Функции мотоблока можно значительно расширить, если правильно прикрепить навесное дополнительное оборудование.

    Чаще всего ставят на мотоблоки средней мощности такие приспособления:

    • фрезы;
    • плуг;
    • косилки;
    • окучник;
    • грабли;
    • прицеп;
    • щетку для чистки снега и мусора.

    О том, как сделать самодельный мотоблок своими руками, узнаете в следующем видео.

    Для жителя деревни, вездеходная техника, просто необходимость. После хорошего снегопада или затяжных дождей, выехать из деревни уже проблематично. Немного поразмыслив, решил сделать универсальный вездеход из мотоблока.

    Значит обо всём по порядку. Есть в хозяйстве мотоблок «Нева», решил позаимствовать от него двигатель и редуктор, установить на самоделку.

    Из труб, сварил раму, на неё установил двигатель, редуктор, 4 ступенчатую коробку передач от «жигулей».

    Рулевую рейку взял от ВАЗа. Сделал самодельные рычаги для подвески, поставил амортизаторы.

    Вездеход имеет полный привод 4×4, что очень важно. Крутящий момент, передаётся от двигателя на КПП, затем на редуктор и по цепной передаче на передний и задний вал.

    Сцепление ременное, на вал двигателя установлен маленький шкив, на вал КПП, большой шкив. Установлены два ремня и прижимной валик.

    Колеса самодельные, сделаны из колёсных автомобильных дисков, камеры взяты от тракторной телеги.

    Передний и задний привод — без дифференциала. На подшипниках установлена ось со звездочкой, на которую идет цепь с редуктора. Тормоза сделаны из заднего барабана мотоцикла.

    От КПП на редуктор, идет цепная передача.

    Как видно на фото, стоит ременное сцепление, натяжение ремней регулируется прижимным валиком.

    Дополнительно установил генератор и фары.

    Передний мост вездехода, собран из ходовой от «девятки», укороченные полуоси сварены в один вал, и штатные ступицы для крепления колес.

    Скорость у вездехода около 20 км/ч, но этого вполне достаточно. Машина может ехать по глубокому снегу глубиной до полуметра.

    Первая и вторая передачи для бездорожья, а третья и четвертая если ехать по прямой.

    Со временем приобрёл двигатель «Champion G390HK-II мощностью 13 л/с». Новый мотор тянет уже лучше.

    Сделал еще прицеп, катаю пассажиров. Вот такой вездеход из мотоблока получился, ездим на нём в основном зимой и в межсезонье.

    На фото: автор самодельного вездехода.

    Оцените статью
    Topsamoe.ru
    Добавить комментарий