Ремонт задвижек своими руками

Приветствую, сегодня 13 октября и у нас одна половина мастерской стоит холодная, работы валом, сантехник у нас загремел в больницу " допился " отоплением заниматься некому, начальство рвет и мечет! то и дело вижу директора слоняющегося от батареи до батареи)) меня попросили между делом с опытным напарником заняться отоплением той части что стояла холодной уже 3 дня, первую половину дня мы попробовали запустить снова через напорку как обычно запускают, до этого они уже и через обратку пытались но все было четно чутка нагревалась и остывала, в этот раз мы еще молотками ходили простукивали повороты, стыки на случай засора, системе 30 лет. В итоге чуть менее половины цеха у нас нагрелось только напорная магистраль до батарей дело не дошло, батареи метров по 4 трубные, наступил обед. После обеда все так и осталось, не продавило! До пол 2го я занимался мелкими заказами, потом пришел мастер и сказал что нужно проверить задвижку обратки так как до нее трубы теплые а сама она холодная и сказал способ как ее проверять, сделать маховик на свободный ход и газовым ключом покрутить шпиндель, он не должен прокручиваться, мы так и сделали но все было нормально был ход 30 градусов не более, и мы окончательно подумали что затор в системе, ведь в окальцовке у нас стояла 15 труба. Мы по сути вообще делов не знали, всем занимался 1 человек наш МЕДВЕДЬ! сантехник, я вообще этим не занимался никогда но мне было интересно, серьезное дело как ни как! И тут я взял и проверил напорную задвижку и шпиндель крутился довольно таки легко, по ходу клинкеты были чуть-чуть совсем приоткрыты и этого не хватало.

В перекур я залез в интернет чтобы посмотреть как устроена задвижка нашего типа и мы решили психануть и починить ее. Но было не все так просто, этот узел делился на 3 части, правую и левую сторону цеха, и бытовые помещения, казалось бы закрываем все три секции, сначала 2 задвижки отсекающие и 6 задвижек секционных, но возникла проблема! одна задвижка напорки не закрывалась она была тоже сломана)))) при закрытии маховик выкручивался в верх с чугунной гайкой, я снова начал думать что делать и двинул к токарю с маховиком. Пытая токаря тем что я от него хочу в итоге он мне дал однозначный ответ что у него нету резца такого размера для квадратной ленточной резьбы и я двинул обратно, потом меня осенило что сломанная задвижка работает в этом состоянии только на открывание а закрыть ее можно постучав по шпинделю не сильными ударами тяжелого молотка, что я и сделал и у меня это легко получилось!

Задвижки из чугуна параллельные, фланцевые с выдвижным шпинделем и ручным приводом

Неисправность задвижки

Задвижка пропускает воду

Причина

Диски 8 (рис. 33) полностью не опустились, не прижались к уплотнительным кольцам корпуса

Способ устранения

Закрутите маховик 2 (рис. 32) специальным ключом 8 или трубным рычажным ключом 1. Торцы шпинделя 4 и гайки должны быть на одной высоте. Перед закручиванием ключом сделайте маховиком несколько оборотов в обратную сторону. Это обеспечит закрытие задвижки с меньшими усилиями, так как, выдвинув шпиндель, можно смазать его резьбу.

Рис. 32. Открытие и закрытие задвижки: а, б — правильно; в — неправильно; 1 — ключ трубный рычажной; 2 — маховик: 3 — лом или обрезок трубы; 4 — шпиндель; 5— крышка сальника; 6 — крышка корпуса; 7 — корпус; 8 — специальный ключ

Неисправность задвижки

Маховик вращается, а шпиндель неподвижен

Причина

Скруглены углы схождения граней квадрата на шпинделе под маховиком

Способ устранения

Придержав шпиндель 13 (РИС. 33) трубным ключом, отверните гайку 3 любым ключом и снимите маховик 1. Напильником запилите новые грани пониже имевшихся, если позволит длина шпинделя. Можно, взявшись трубным ключом за шпиндель, открыть и закрыть задвижку

Рис. 33. Задвижка из чугуна параллельная, фланцевая с выдвижным шпинделем и ручным приводом: 1 — маховик; 2 — ходовая гайка; 3 — гайка; 4 — шпонка; 5 — гайка; 6 — сальниковая набивка; 7 — прокладка; 8 — диск; 9 — уплотнительное кольцо диска: 10 — уплотнителыюе кольцо корпуса: 11 — клин; 12 — корпус; 13 — шпиндель; 14 — крышка корпуса; 15 — болт; 16 — крышка сальника

Неисправность задвижки

Маховик вращается, а ходовая гайка неподвижна

Причина

Выпадение или срезание шпонки

Способ устранения

Одним трубным рычажным ключом придержите маховик 1, а другим — отверните гайку 3. После снятия маховика в шпоночную канавку вставьте новую шпонку 4, сделанную из обрезка стальной проволоки или гвоздя, запиленного напильником. Новая шпонка должна заполнить углубление в ходовой гайке 2 и упереться в дно шпоночной канавки маховика. Это устранит выпадание шпонки

Неисправность задвижки

Маховик вращается вместе со шпинделем и задвижку невозможно открыть для прохода воды

Причина

Прямоугольный конец шпинделя, находящийся внутри корпуса задвижки, вышел из зацепления с дисками

Способ устранения

Возьмитесь губками трубного ключа за верхний резьбовой конец шпинделя и, не давая ему крутиться, вращайте маховик, поднимая и опуская при этом прямоугольный конец шпинделя 13 внутри корпуса 12 задвижки до тех пор, пока он не попадает между дисками 8 и не подтянет их. Обычно это удается за три-четыре поворота шпинделя 13 трубным ключом на 15—90°. Если при таком перемещении прямоугольный конец шпинделя не подтянет диски 8, значит они упали на дно корпуса 12 и задвижку надо разбирать. Перекройте другими задвижками поступление воды к аварийной задвижке. Отверните гайки с болтов, стягивающих корпус и крышку корпуса. Если задвижка находилась вместе с трубопроводами на открытом воздухе или в слишком влажном месте, грани головок болтов повреждены ржавчиной, тогда единственный способ разборки — разрезание болтов ножовочным полотном. Это возможно благодаря большому зазору между крышками 14 и 16. Новые болты и гайки при установке обильно смажьте солидолом, техническим вазелином и т. п. Взявшись за маховик 1, попытайтесь отделить крышку 14 от корпуса 12. Легкие удары по нижнему краю крышки молотком или зубилом и молотком будут способствовать съему крышки. О прокладке 7 не заботьтесь, вырезайте новую. Старая резиновая прокладка пригодна, если она сохранила эластичность. При использовании старой прокладки переверните ее. Корпус 12 задвижки, длительное время находившийся в эксплуатации, может не отделиться от дисков 8. Тогда ударами молотка по зубилу сколите наслоения, препятствующие отделению дисков. После поднятия дисков очистите их и внутреннюю полость корпуса от наслоений. Положите прокладку 7 на фланец корпуса. Наденьте диски 8 на прямоугольный конец шпинделя 13 и все вместе опустите в корпус. Чтобы диски прочно установились на шпинделе, зафиксируйте их стальной проволокой. Для этого напильником или ножовкой проточите канавки на шейках дисков и по ним намотайте проволоку. Эта обмотка не должна мешать соприкосновению уплотнительных колец 9 и 10 диска и корпуса. Обмотку проволокой можно заменить установкой скобы из достаточно упругой стальной проволоки.

Для стопорения такой скобы на шейке одного из дисков высверливают два противолежащих углубления

Неисправность задвижки

Маховик вращается вместе со шпинделем и пользоваться задвижкой невозможно

Причина

Углы прямоугольника шпинделя, находящиеся между дисками, закруглились

Способ устранения

Самый простой способ — заменить шпиндель, используя старую задвижку, пришедшую в негодность по другим причинам. Можно и с новой задвижки снять шпиндель, что займет меньше времени, чем установка другой задвижки.

Изношенный прямоугольный конец шпинделя восстанавливаем усадкой, разогрев шпиндель в кузнечном горне, или наплавкой с помощью электросварки. После электросварки подправляют углы на заточном станке

Неисправность задвижки

Задвижка полностью не перекрывает воду несмотря на нормальное движение дисков

Причина

Неравномерные наслоения и царапины на уплотнительных кольцах

Способ устранения

Разъедините крышку 14 и корпус 12, максимально приблизив диски к крышке корпуса. Для этого вывинтите шпиндель до крайнего положения. Это облегчит извлечение дисков со шпинделем, если не помешают наслоения. При этом прямоугольный конец шпинделя не должен раздвигать диски. Нельзя допускать опускания дисков 8 на дно корпуса, ибо их будет распирать клин 11, прижимаяк уплотнительным кольцам корпуса и не позволяя вынуть диски. Если задвижка отсоединена от трубы, через отверстие во фланце корпуса пальцами одной руки можно подтолкнуть диски снизу, а другой рукой вытягивать шпиндель. После разборки прилегающие поверхности уплотнительных колец 9 и 10 дисков и корпуса очистите ножом. Причем лезвие ножа держите так, чтобы оно сразу захватывало всю ширину кольца. Невыполнение этого условия приведет к образованию новых царапин. В частности, задвижка может пропускать воду из-за того, что контактирующие поверхности бронзовых колец в корпусе и на дисках исцарапаны песком, окалиной и т. п., которые накапливаются между внутренними деталями задвижки. После закрытия и открытия задвижки частицы вымываются струей воды и поступают к кранам и смесителям. Если отвернете вентильную головку, хлынет ржавый поток. Уплотнительные кольца дисков можно очистить травлением. В ведро с водой насыпьте полстакана или стакан стиральной соды или стирального порошка и положите туда диски на сутки или двое. То же можно проделать и с уплотнительными кольцами корпуса. Но для этого, во-первых, корпус должен быть отсоединен от трубопроводов и, во-вторых, использована подходящая емкость. Иногда применяют оба способа освобождения поверхности уплотнительных колец от наслоений (физический и химический).

После очистки одну из поверхностей колец натрите мелом или протрите рабочей стороной старой копирки для пишущей машинки. Теперь загрязненной поверхностью протрите соответствующую соприкасающуюся поверхность. Возникшие окрашенные бугорки пришабрите. Не возбраняется и притирка, но она длительнее.

Для грубой притирки можно использовать порошок, оставшийся у заточного станка. Можно и самому приготовить порошок из смеси мелко растолченного кирпича и стекла. Порошок рассыпьте на ровной металлической поверхности, на керамической плитке и т. п. Уплотнительными бронзовыми кольцами дисков водите по смеси в разных направлениях, иногда приподнимая. Чтобы смесь лучше обволакивала поверхность колец, добавьте в нее жидкого масла, смесь должна приобрести консистенцию сапожного крема в коробках (в тюбиках крем жиже). Грубую притирку допускается производить и абразивной шкуркой, приклеенной или привязанной по краям к дощечке. Ширина дощечки должна быть больше диаметра кольца. Притирайте сразу всю поверхность, изменяя направления возвратно-поступательных движений и оказывая равномерное давление на всю поверхность дощечки. Таким путем удобно очистить поверхность диска, но сложно очистить внутреннюю поверхность корпуса при притирке можно использовать специальные пасты типа ГОИ.

Неисправность задвижки

Сворачивается маховик с ходовой гайки

Причина

Способ устранения

1. Выточить на токарном станке новую гайку, создав грани на фрезерном станке или ножовкой и напильником. Учтите, что ходовая гайка почти всегда имеет внутреннюю трапецеидальную резьбу и наружную метрическую. В задвижках D=50мм часто вместо шпонки на ходовой гайке 2 нарезают наружную резьбу. На нее наворачивают маховик, имеющий соответствующую резьбу во внутреннем отверстии ступицы. Маховик контрят гайкой 3 (см. рис. 33). Нужно учесть, что резьбы на ходовой гайке и маховике — левые, т. е. маховик будет сворачиваться с ходовой гайки, если его закручивать, желая опустить диски и закрыть задвижку.

2. Снять гайку с аналогичной, не установленной на трубопроводах, задвижки. Вращайте гайку по часовой стрелке. Установите гайку на место, завинчивая против часовой стрелки до момента заклинивания с резьбой ступицы маховика.

3. Открутите маховик. Подложив тряпицу под губки трубного ключа, вращайте им шпиндель за верхний резьбовой конец в нужную сторону

Неисправность задвижки

Ступицу маховика невозможно вращать

Причина

Обломаны колесо и спицы маховика

Способ устранения

По ступице подберите трубный ключ соответствующего номера или снимите ступицы и работайте имеющимся ключом. Для захвата цилиндрических поверхностей ключ должен иметь две губки с острыми зубцами

Неисправность задвижки

Невозможно открыть и закрыть задвижку

Причина

Способ устранения

Подложив тряпицу под губки трубного винта, вращайте им шпиндель за резьбовой конец

Неисправность задвижки

Утечка из-под крышки сальника

Причина

Ослабление сальниковой набивки

Способ устранения

Равномерно попеременно закручивайте гайки 3 на болтах 15. Если фланец крышки 16 сальника уперся во фланец крышки 14 корпуса, то нужно дополнить Набивку 6 или извлечь остатки старой и заменить ее новой. Заменять сальник можно лишь закрутив до предела маховик и проверив, насколько перекрыта задвижка. Для этого откройте один из вентилей или кранов, расположенных за задвижкой. Слабая утечка воды не будет помехой, но при сильной струе воды набивка сальника запрещена, так как вода его выдавит.

Для набивки сальника выверните гайки 3, прижимающие сальниковую крышку. Выньте ее из крышки 14 корпуса. Легче это сделать, если крышку сальника последовательно, а еще лучше одновременно, поддеть с двух сторон, предположим, лопаткой большой отвертки и лопаткой гвоздодера или рукоятками рычагов трубного ключа. Чтобы крышка сальника впредь не мешала, подвесьте ее на проволоке к спицам маховика. Обнажившееся гнездо для сальника очистите от грязи и обрывков старой набивки стальным крючком. Уложив первый слой свежей набивки, постарайтесь его хорошо утрамбовать. Удобнее всего это осуществить той же крышкой сальника, если она свободно входит

в отверстие. При укладке слоев уплотнения поможет и половина трубки подходящего диаметра, разрезанная вдоль. Будет удобнее применить такую половину трубки, если к ней под углом 90°с приварить рукоятку. Можно в качестве рукоятки использовать выпиленный под углом 20—30° и отогнутый сектор: трубки.

На восстановленную сальниковую набивку опустите крышку сальника и притяните ее гайками. Зазор между фланцем этой крышки и фланцем крышки корпуса должен оставаться равным 6—10мм, как резерв. Качество своей работы проверьте поднятием и опусканием шпинделя. Утечка воды будет сигнализировать о необходимости дальнейшего закручивания гаек.

При отсутствии стандартного уплотнения примените скрученные нити из мешковины или полосы из хлопчатобумажной ткани, слегка смазанные любым маслом, что предохраняет их от гниения. Пригодны для уплотнения и веревки из натурального волокна. Сальник можно также составить из полуколец резины, специально вырезанных, но в этом случае надо слабо притягивать крышку сальника. Сильная затяжка приведет к возникновению излишнего сопротивления перемещению шпинделя, да и резина будет крошиться

Неисправность задвижки

Утечка из-под прокладки

Причина

Порвана или продавлена прокладка

Способ устранения

Как и в предыдущем случае, закройте задвижку и проверьте, насколько она не пропускает воду. Затем снимите соединительные болты между крышкой 14 и корпусом 12 и через один временно замените их более длинными (длиннее на 20—25мм). Оставшиеся болты тоже удалите, а на длинных отверните гайки 2—5 нитки резьбы и сразу поворачивайте маховик в сторону закрывания. Крышка 14 немного поднимется. Повторяйте «процедуру» до тех пор, пока не возникнет зазор в 1—15мм, достаточный для смены прокладки 7. Иногда зазор увеличивают для того, чтобы почистить поверхности от остатков изношенной прокладки.

Новую прокладку вырежьте по старой или по крышке, уменьшив наружные размеры на два диаметра болта. В одном месте прокладку разрежьте зигзагообразно для введения ее в зазор между крышкой и корпусом. Зигзаг на разрезе прокладки должен предохранять от просачивания воды. Для надежности можно установить две прокладки со смещением разрезов на 180°. Для корректировки положения прокладки при вырезании оставьте на ней «рожки».

Наилучший материал для прокладок — листовая резина, наихудший — обычный, не гофрированный промасленный картон

Необходимость обслуживания задвижки — это её основной недостаток, а вот возможность ремонта, является одним из основных достоинств.

Возможные неисправности и методы их устранения

Негерметичное перекрытие потока

Дефекты контактирующих поверхностей затвора и корпуса. (накипь, раковины, царапины)

Притирка уплотняющих поверхностей на затворе и в корпусе. Как правило, контактирующие поверхности выполнены из бронзы. Для этого необходимо демонтировать крышку, извлечь затвор, а при необходимости и корпус. Шлифовку выполняют алмазными пастами различной зернистости с постепенным переходом от крупной к мелкой.

Следует иметь в виду, что в клиновых задвижках после нескольких притирок, затвор просаживается, что приводит к нарушению герметичность даже при шлифованных поверхностях клина.

Течь из под сальника по штоку

Не уплотнён шток

Подтянуть сальники, а при необходимости заменить сальниковую набивку.

Если после замены сальника течь устранить не удалось, вероятнее всего в штоке образовались коррозионные раковины и его придётся наварить или заменить.

Маховик невозможно повернуть

Возникает в задвижках лишённых внимания со стороны обслуживающего персонала и открываемых реже чем раз год. Причина — накипь на уплотняющих поверхностях.

Снять верхнюю крышку задвижки и очистить уплотняющие поверхности диска и корпуса. При необходимости выполнить притирку трущихся поверхностей.

Не допускается стучать по штоку, так как может быть сорвана направляющая гайка.

Маховик вращается, но задвижка не открывается

Обрыв затвора "упали щёчки"

В задвижках с выдвижным шпинделем эта проблема появляется при износе "кулачка" штока удерживающего затвор или если была сорвана резьба на гайке направляющей шток.

Если проблема со штоком его следует заменить или наварить стёршийся "кулачок.".

Стёршуюся направляющую гайку следует заменить, если это позволяет конструкция задвижки.

В задвижках с невыдижным штоком, затвор может упасть при износе гайки зафиксированной в нём. Для устранения неисправности необходима замена затвора, так как заменить гайку с сорванной резьбой, скорее всего не удастся.

Запрещается выполнять разборку задвижки находящейся под давлением.

После монтажа из задвижки необходимо удалить воздух, для этого ослабляются болты прижимающие сальник, а после появления капель воды из под сальника болты прижимаются.

Рекомендации по техническому обслуживанию

С периодичностью раз в месяц выполнить полный цикл, открыть/закрыть, для очистки трущихся поверхностей от небольшого слоя скопившейся накипи или шлама.

Шток задвижек с выдвижным шпинделем держать смазанным.

С периодичностью раз в неделю проверять герметичность сальникового уплотнения штока и при необходимости выполнить его подтяжку или замену. Не допускается замена сальника на трубопроводе находящемся под давлением.

Затвор задвижки во время эксплуатации не должен находится в промежуточном положении. Допускается либо полностью открытое, либо полностью закрытое положение затвора.

Оцените статью
Topsamoe.ru
Добавить комментарий