Природные предпосылки для развития топливной промышленности

Топливная промышленность – совокупность отраслей горнодобывающей промышленности, занятых добычей и переработкой различных видов топливно-энергетического сырья[1].

Топливная промышленность входит в состав топливной-энергетического комплекса Российской Федерации.

Данная отрасль включает в себя: нефтедобывающую, нефтеперерабатывающую, газовую, угольную, торфяную, сланцевую, уранодобывающую.

Топливо – группа ресурсов, используемых в основном для получения тепловой, механической и электрической энергии.

По физическому состоянию: газообразное; твёрдое ,жидкое.

По способу получения:

естественное, добываемое непосредственно из земли (уголь, нефть, природный газ, сланцы, торф, дрова, уран);

искусственное, получаемое в результате переработки природного топлива и других веществ (кокс, мазут, бензин, коксовый газ, доменный газ и др.).

Её продукция в дальнейших стадиях производства трансформируется в тепловую энергию.

Повсеместная потребность в продукции топливной промышленности.

Топливо перевозится только до места сжигания, и в весовом составе новой продукции материально не участвует.

Все виды топлива (за исключением газа) имеют огромную массу и перевозка их требует больших издержек.

Практически все виды топлива применяются во всех отраслях народного хозяйства. Основным потребителем всех видов топливно-энергетических ресурсов (кроме моторного топлива) является промышленность. Индустрия потребляет более половины суммарного расхода топливно-энергетических ресурсов в народном хозяйстве, около трёх четвертей котельно-печного топлива, почти две трети электроэнергии и 80% тепловой энергии, производимой централизованно на ТЭЦ[2] и в крупных котельных

Факторами размещения топливной промышленности принято считать совокупность условий для наиболее рационального выбора места размещения хозяйственного объекта, групп объектов, отрасли или же конкретной территориальной организации структуры хозяйства республики, экономического района и территориально-производственного комплекса.

Всё многообразие факторов, оказывающих огромное влияние на размещение производства, можно объединить в родственные группы:

природные факторы, включающие экономическую оценку отдельных природных условий и ресурсов для развития отдельных отраслей и районов;

экономические факторы, включающие мероприятия по охране природы и её рациональному природопользованию;

демографические факторы, под которыми понимаются системы расселения, обеспеченность отдельных территорий страны трудовыми ресурсами.

В состав этих факторов следует включить и состояние социальной инфраструктуры. Большую роль в рациональном размещении производительных сил страны играют экономико-географические и экономические факторы.

При размещении отдельных отраслей в зависимости от природных факторов следует выделить отрасли тяготеющие к источникам сырья. К такой группе отраслей относятся все отрасли топливной промышленности: нефтяная, угольная, газовая и др.

При размещении отраслей топливной промышленности особенно важна экономическая оценка ресурсов: горно-геологические условия того или иного ресурса, мощность пласта, глубина залегания, размеры запасов, особенно балансовых, качество (калорийность углей, компонентный состав нефти или газа и т.д.).

Вместе с тем для размещения отраслей топливной промышленности важен транспортный фактор, т.е. наличие железных дорог, водных путей, трубопроводов и т.п. Учитываются при этом и условия для строительства отдельных видов транспорта, пропускная способность, например железных дорог, наличие транспортных средств, подвижного состава железных дорог или же судов для водных перевозок, их грузоподъёмность, а так же стоимость перевозок добытого сырья до его потребителя.

Важным фактором для развития и рационального размещения топливной промышленности является уровень научно-технического прогресса, обеспечивающий наибольшую эффективность добычи того или иного ресурса. Не маловажным фактором в топливной промышленности является и обеспеченность районов добычи электроэнергией.

Таким образом, анализируя особенности размещения отраслей топливной промышленности, следует учитывать совокупность факторов при решающем значении приближения объектов при решающем значении приближения объектов добычи ресурса к сырьевой базе.

Большое влияние на рациональное размещение предприятий топливной промышленности оказывают демографические факторы. При размещении предприятий необходимо учитывать как уже сложившуюся в данном месте демографическую ситуацию, так и перспективную ситуацию, а так же и прирост самого производства. При размещении строительства новых объектов следует иметь в виду, что население в трудоспособном возрасте сокращается. Поэтому стоит задача экономии трудовых ресурсов, более рационального их использования, высвобождения рабочей силы в результате комплексной механизации и автоматизации производства, лучшей организации труда

Из многообразия экономических факторов, влияющих на развитие и размещение топливной промышленности, следует выделить транспортный фактор.

При размещении всех отраслей топливной промышленности этот важнейший фактор имеет особое значение, так как он обеспечивает экономические связи между районами и центрами, способствует освоению вновь открытых природных ресурсов, изменяет экономико-географическое положение территорий, способствует улучшению территориальной организации. При планировании размещения предприятий стоит задача транспортного строительства, задача ликвидации или сокращения дальних нерациональных перевозок.

Транспорт обеспечивает потребность западных районов в топливе и сырье. Несмотря на огромное значение транспортного фактора в рациональном и планомерном размещении производительных сил ещё велики встречные и чрезмерно дальние перевозки грузов. Эффективность транспорта повышается в результате электрификации железных дорог, развития систем трубопроводов.

Одним из важнейших экономических факторов размещения производства топливной промышленности является научно-технический прогресс. «Он представляет непрерывный процесс развития науки, техники и технологии, совершенствования предметов труда, форм и методов организации труда и производства».[5] Одним из направлений научно-технического прогресса является использование новых технологических решений при освоении природных богатств восточных районов страны. Применение новых технологических схем даёт возможность вести комплексную переработку сырья, заменять их традиционные источники новыми. Так, использование новых методов бурения скважин позволило сэкономить денежные ресурсы на устройстве каждой скважины.

Впервые в мировой практике в Среднем Приобье при турбинном бурении были широко использованы гидромониторные долота, что позволило удвоить механическую скорость проходки скважин.[6] Применение новых технологий помогло также освоить крупные газоконденсатные месторождения Оренбурга и Астрахани.

Технический прогресс, сокращающий потребности в трудовых ресурсах за счёт роста производительности труда, является главным звеном экономической стратегии освоения отдельных и труднодоступных районов.

Технико-экономические расчёты и обоснования строительства обеспечивают правильное территориальное размещение предприятий, строительство их с наименьшими материальными и трудовыми затратами и, следовательно, в значительной степени определяют рентабельность работы этих промышленных объектов.

Особенно важную роль в развитии и размещении топливной промышленности играет такой экономический фактор, как объём капитальных вложений

Все процессы добычи, переработки и транспортировки топлива охватывает топливная промышленность, которая является составной частью топливно-энергетического комплекса (ТЭК) . Все отрасли ТЭК взаимосвязаны. Чтобы учитывать пропорции в добыче различных видов топлива, его распределении и использовании в стране, применяют топливные балансы — таблицы, выражающие соотношения добычи различных видов топлива и их использованием в хозяйстве. Топливные балансы составляются, как правило, на основе единицы условного топлива. В топливном балансе СССР до 1990 г. лидировала нефть, с 1990 г. на первое место вышел газ. Эта ситуация сохраняется до сих пор, а газ является основным экспортным продуктом России. Топливная промышленность нашей страны имеет редкую возможность опираться исключительно на собственные запасы.

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

Топливная промышленность мира

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) включает топливную промышленность (угольную, нефтяную, газовую, сланцевую, торфяную), электроэнергетику, инфраструктуру (трубопроводы и линии электропередач), нефте- и газопереработку.

Топливно-энергетический баланс (ТЭБ) – соотношение добычи разных видов топлива и выработанной энергии (приход) и их использование (расход). Около 50% прихода ТЭБ составляет добыча газа, 30% – нефти, 15% – угля.

В мировом топливно-энергетическом балансе 30% приходной части приходится на нефть, 25% – на уголь, 20% – на природный газ.

В мире каждый год вырабатывается 12,5 трлн кВт/ч электроэнергии. Лидируют в этой отрасли США, Россия, Япония, Китай, Германия, Канада. Важным показателем является производство электроэнергии на душу населения; тут лидерами считаются – Норвегия, Канада, США, Швеция, Финляндия.

В мировой электроэнергетике 62% энергии вырабатывают ТЭС, 20% – ГЭС (преобладают в Литве, Франции, Бельгии), 1% – альтернативные источники (геотермальные, приливные, солнечные, ветровые электростанции).

Топливная промышленность России

Россия богата природными ресурсами. Она занимает второе место в мире по запасам и добыче нефти. В последние годы добыча нефти снижается, составляя при этом около 300 млн. тонн в год. Основными нефтяными базами являются Западная Сибирь, Волго-Уральская, Баренцево-Печорская.

Добычей нефти занимаются нефтяные компании, крупнейшими из которых являются ОАО “Роснефть”, ОАО “Лукойл”.

Рис. 1. Компания ОАО Роснефть.

Нефть используют в переработанном виде, а нефтеперерабатывающие заводы строят в местах потребления нефтепродуктов или же вблизи месторождений. Транспортировка нефти осуществляется по нефтепроводам протяженностью 60 тысяч км, расходящимся от центров добычи к центру страны, в страны Европы и на Юг России.

Добыча газа в нашей стране находится на уровне 600 млрд. куб. м. Около 90% газа добывают в Западно-Сибирском экономическом районе (Ямало-Ненецкий АО). Главными месторождениями являются Уренгойское и Ямбургское. Газ добывают в Ханты-Мансийском АО, Томской и Оренбургской областях. Перерабатывают попутный нефтяной газ и газовый конденсат вблизи мест добычи нефти и газа. Транспортировка газа осуществляется по газопроводам (140 тысяч км.), идущим к центру России и далее в Европу.

Также в России добывают большое количество угля (270 млн. тонн в год). Основными районами добычи являются Кузнецкий бассейн (30%), Канско-Ачинский бассейн (13%), Донецкий бассейн (9%), Печорский бассейн (8%).

Рис. 2. Кузнецкий угольный бассейн.

Россия занимает второе место в мире по производству электроэнергии. 70% электроэнергии производят на тепловых электростанциях (ТЭС). Их строят вблизи потребителей. Их главным недостатком является то, что они сильно загрязняют атмосферу. Крупнейшими ТЭС являются Сургутская, Костромская и Рефтинская ТЭС.

Гидроэлектростанции (ГЭС), которые используют энергию падающей воды, строят на реках с большим падением. Крупнейшими ГЭС являются Саянская и Братская ГЭС.

Рис. 3. Саянская ГЭС.

Топливно-энергетическая промышленность России включает атомные электростанции (АЭС), которые строят в районах большого потребления электроэнергии. Недостатками АЭС является большая вероятность аварий, наличие радиоактивных отходов. Крупнейшими АЭС являются Ленинградская, Курская, Балаковская АЭС.

Что мы узнали?

В статье рассматривается материал о сырьевых отраслях промышленности, дается информация о том, какой вид промышленности наиболее развит и востребован в России и мире. В строительстве гидроэлектростанций, атомных станций и тепловых электростанций большую роль играют факторы размещения. Например, ГЭС строят всегда вблизи рек с большим падением, а АЭС – в районах большего потребления электроэнергии.

Большое хозяйственное значение имеют нефть и природный газ (Великобритания, Норвегия, Нидерланды, Румыния), каменный и бурый уголь (Рурский и Саарский бассейны в ФРГ, Верхне-Силезский в Польше, Се-веро-Чешский и Остраво-Карвинский в Чехии и Словакии), железные руды (Лотарингский бассейн во Франции и бассейн Кируна в Швеции), бокситы (Греция, Франция, Венгрия, Югославия), свинцово-цинковые (Ирландия, ФРГ, Италия), медные (ФРГ) и урановые (Франция, ФРГ, Швеция) руды, калийные соли (Франция, ФРГ, Польша).

Велики запасы ценных строительных материалов: гранитов и кварцитов (Финляндия, Швеция), мрамора (Италия, Греция), древесины ценных хвойных пород (страны Скандинавского полуострова — Швеция, Норвегия и Финляндия).

В целом, Зарубежная Европа обеспечена минеральным сырьем намного хуже, чем другие крупные регионы мира. Это обстоятельство обусловливает, во-первых, более скромное значение отраслей добывающей промышленности, во-вторых, — зависимость промышленности от импорта минерального сырья.

Зарубежная Европа импортирует около половины энергоносителей и большое количество других видов сырья, потребляемого в ее хозяйстве.

Основа хозяйства Зарубежной Европы — промышленность. Ведущая отрасль промышленности — машиностроение. Зарубежная Европа — родина машиностроения, крупнейший в мире производитель и экспортер машин и промышленного оборудования.

Машиностроение ориентируется здесь на наличие высококвалифицированной рабочей силы, развитую научную базу и инфраструктуру.

Широкое развитие получили все основные отрасли машиностроения: производство станков и кузнечно-прессовых машин (ФРГ, Великобритания, Франция, Италия, Швейцария, Чехия и др.), энергетического оборудования, электронной техники, теле- и радиоаппаратуры (ФРГ, Великобритания, Франция, Нидерланды и др.), автомобилестроение (Франция, ФРГ, Италия, Швеция, Испания, Чехия, Венгрия и др.), судостроение (ФРГ, Швеция, Великобритания, Испания, Франция, Нидерланды, Польша, Финляндия). Крупных размеров достигло военное машиностроение, в частности самолетостроение (выделяются ФРГ, Франция, Великобритания).

Зарубежная Европа занимает ведущие позиции в мире также в производстве и экспорте продукции химической промышленности (пластических масс, синтетических и искусственных волокон, фармацевтики, азотных и калийных удобрений, лаков и красок).

Сырьевую базу отрасли составляют нефть и природный газ (как собственные, так и импортируемые), попутные нефтяные газы и продукты нефтепереработки, ресурсы местных месторождений каменного и бурого угля, калийной и поваренной соли.

В производстве и экспорте продукции химической промышленности особенно велика доля ФРГ, Франции, Великобритании, Бельгии, Нидерландов.

Одна из старейших отраслей промышленности Зарубежной Европы — металлургическая. Черная металлургия получила развитие в странах, располагающих металлургическим топливом и сырьем: ФРГ, Великобритания, Франция, Люксембург, Швеция, Польша и др. Крупные металлургические комбинаты созданы в морских портах (Генуя, Неаполь, Таранто в Италии и др.) с ориентацией на импортное сырье и топливо.

Важнейшие отрасли цветной металлургии — алюминиевая, свинцово-цинковая и медная — также получили преимущественное развитие в странах, имеющих источники минерального сырья и дешевой электроэнергии (Франция, Венгрия, Греция, Италия, Норвегия, Швейцария, Великобритания специализируются на выплавке алюминия; ФРГ, Франция, Польша, Югославия выделяются по выплавке меди; ФРГ, Бельгия — свинца и цинка).

Отраслями международной специализации являются лесная промышленность, ориентирующаяся на источники сырья (Швеция и Финляндия), швейная (Португалия) и обувная (Италия, ФРГ, Чехия, Словакия и др.), ориентирующиеся на резервы дешевой рабочей силы.

В топливно-энергетическом балансе Зарубежной Европы ведущее место занимают нефть и природный газ, добываемые как в самом регионе, так и импортируемые из стран Ближнего и Среднего Востока, Африки, СНГ (Россия) и др.

Большая часть добычи нефти и природного газа приходится на Северное море (сектора Великобритании и Норвегии) и Нидерланды (месторождение Гронинген на северо-востоке страны). Добыча угля (каменного и бурого) ведется в ФРГ, Великобритании, Польше, Чехии и Словакии.

В электроэнергетике большинства стран Зарубежной Европы (Франция, Бельгия, ФРГ, Великобритания, Польша, Швеция и др.) велика роль ТЭС и АЭС. Исключение — Норвегия и Исландия, где ГЭС — основной вид электростанций.

Оцените статью
Topsamoe.ru
Добавить комментарий