Методы поиска «обрыва» в электропроводке автомобилей
Для проверки провода на обрыв необходим тестер или мультиметр с режимом «прозвонки» цепей или режимом проверки сопротивления.
Если необходимо по схеме электропроводки ищем расположение провода на который падает подозрение, что он не пропускает электрический ток.
— Отсоединяем оба конца проверяемого провода.
— Подсоединяем мультиметр в режиме «прозвонки» к обоим концам проверяемого провода (см. фото выше).
— Если цепь цела, мультиметр издаст звуковой сигнал (ток проходит). Если звука нет (цепь разомкнута) – в проводе имеется «обрыв».
Аналогичным образом можно провести проверку мультиметром в режиме омметра (проверки сопротивления). Подсоединяем мультиметр к обоим концам провода. Если электрическая цепь цела, сопротивление будем минимальным, если разорвана или плохой контакт (провод надломан), сопротивление будет зашкаливать (стремиться к бесконечности).
Провод, в котором обнаружен «обрыв», заменяем новым или ищем место надлома и устраняем «обрыв».
Примечания и дополнения
— При поиске любой неисправности в электропроводке автомобиля в первую очередь следует проверять целостность предохранителя, защищающего электрическую цепь, во вторую очередь окисление наконечников проводов в соединительных колодках, а потом уже «прозванивать» цепь.
Еще статьи по автомобилям ВАЗ
Проведение автомобильной Диагностики, поиск неисправности, и дальнейшее её устранение невозможно без наличия «мозгов».
Именно» мозгов», а не украденных чужих мыслей из того или иного технического форума.
Врать не буду, было, время, провел небольшой анализ и получилось, что средний российский город населением около 100 тысяч человек, имеет около пяти «реальных автомобильных Диагностов». «Реальные» – это те, которые «имеют мозги, могут и думать, и мыслить».
Все остальные, работающие в этой сфере – это «диагносты-однодневки», «косячники», «диагносты — воровайки чужих мыслей» и им подобные.
И далеко за примерами ходить не надо – оглянитесь. Послушайте своего соседа, его маты — перематы после возвращения с какого-то автосервиса…
Для автомобильного Диагноста «иметь мозги» означает обладание и наращивание совокупности практических способов и приемов целесообразного проведения работы по выявлению и устранению неисправности в автомобиле.
Сказано длинно, но верно.
А когда эти самые «практические способы и приемы» просто-напросто украдены, причем бездумно, без анализа и желания их продолжать и наращивать, то получаем то, что получаем. Как, например, в нижеописанных случаях…
Автомобиль Toyota Ipsum.
Двигатель простой: 3S-FE. Машинка старенькая, но надежная. Но у каждого агрегата есть свой срок – так подумалось хозяину машины, когда она начала выкидывать кренделя: иногда отказывалась заводиться, на холостом ходу работала нестабильно, типа «троила», а иногда могла вообще заглохнуть.
И Вы знаете, сколько автомастерских и автосервисов проехала эта машина в надежде отремонтироваться? Очень и очень много. И это было не где-нибудь на перефирии, а в столице нашей Родины – городе Москве.
Как рыба гниет с головы, так и массовость недоучек, «косяников» и «диагностов — вороваек» концентрируется в этой самой «столице».
Как подсчитал хозяин машины, за время «поиска неисправности» он отдал всем этим «автосервисам» около 100. 000 рублей.
И слово «Автосервис» я специально написал в кавычках, ну не может нормальная организация называться «сервисом», тем более «авто».
Более точное название тут же лезет на язык: «Авто-Сервис безболезненного отъема денег у населения» или «Денежный авто-пылесос».
Технических мозгов у работников таких «сервисов» нет, есть только желание заработать. Соврать, обмануть Клиента, содрать с него деньги и ухмыляться вслед…
Последней каплей череды безуспешных ремонтов стал ремонт в г. Владимире. Там автомобиль снова начал «троить», потом заглох, потом завелся и кое-как доковылял до местного «автосервиса».
— Без проблем!, — заверили Клиента,- сделаем быстро, надежно, с гарантией.
— А вы откуда? Из Москвы? Ну, тогда с двойной гарантией.
Подтекст: «А хрен ты к нам будешь тащиться за 200 км»…
Сколько стоило «устранение неисправности»? Ну, совсем «мелочи», совсем немного по сравнению с предыдущими ремонтами – «всего» 6.000 рублей. Зато «с гарантией», —☺)
Ну, дальше Вы сами понимаете, что было: только-только проехал указатель на Москву, как машина снова начала кочевряжиться, стала «троить» и уверенно пытаться глохнуть…ну, кое-как Клиент доковылял до Москвы.
…и маты — перематы длинным причудливым шлейфом тянулись за автомобилем по шоссе…,-☺
Попался ему телефон или знакомый подсказал – не суть важно, главное, что назавтра он оказался в автоМастерской у Михаила Евгеньевича (его координаты в конце статьи, ник на форуме «Легион-Автодата — AVTEL).
Выше мы затрагивали такое слово, как «методика». А скажите, с чего бы Вы начали поиск такой неисправности?
Есть ли коды неисправностей?
Есть. Один в памяти. Общий (область неисправности): DTC 14 (сигнал зажигания)
Идем далее: «троит». Ага, надо посмотреть как, что, отчего может быть…
Крутим стартером? А зачем? Будем крутить стартером – и аккумулятор «посадим», и в цилиндры нальем топливо, которое потом уйдет в картер и бензин станет «полубензином».
Зачем, когда есть прекрасная программка:
Программа "58-X Generator" предназначена для эмуляции сигналов ДПКВ, полученного с задающего диска автомобиля (конфигурация 60-2).
-Сигнал ДПКВ формируется на выходе любого COM-порта ("TXD" 3-я нога 9-пинового COM; 5-нога "масса" ).
-Программа позволяет изменять частоту сигнала ДПКВ для эмуляции скорости вращения колевала от 60 до 9000 RPM (приблизительно).
-Возможность формирования дополнительного пропуска зубьев для проверки противоугонной функции (противоугонная функция создается загрузчиком CombiLoader от SMS-Software).
Разработчик: Алексей Михеенков (C) SMS-Software
Программа в Инете распространяется бесплатно.
Вот ее внешний вид:
А вот как она подключается и эмулирует:
На катушки зажигания ставится разрядник, форсунки отключаются, запускается программа и смотрится «качество и наличие искры». Удобно: двигатель не работает, аккумулятор не разряжается десятками запусков, «ищи неисправность сколько душе угодно…
Но искра оказалась замечательной!
Так в чем же дело?
Во многих руководствах и справочниках описывается такой метод поиска неисправности, как «шевеление жгутов, разъемов и шлейфов».
Пошевелил. Сначала в одном месте, потом в другом. И нашел.
То есть, сначала определил «область неисправности», а потом начал сужать её и дошел до истиной причины, вот она, на нижнем фото:
Догадались в чем причина? Неисправность – простейшая. Но в Москве, оказывается, её отыскание и типа «устранение» стоит около 100. 000 рублей.… Впрочем, наверное, не только в Москве?
Когда-то двигатель разбирали, а когда начали собирать, то плохо прикрутили «массу» катушек зажигания. Типа «наживили». Со временем она разболталась и… «имеем то, что имеем».
Клиент уехал. Благодарил. Удивлялся. И пообещал поехать во Владимир «разобраться».
А назавтра Клиент снова позвонил.
Нет, не по вчерашней неисправности. Тут уже сыграла роль «теория невероятностей» — новая неисправность, другая: на панели приборов зажглась лампочка, сигнализирующая о неисправности генератора.
Ну что, генератор как генератор.
И даже дает зарядку около 14 вольт.
Однако неисправность все же присутствует, так как постоянно сгорает предохранитель в блоке предохранителей (фото справа).
Ничего выдумывать не надо. Для поиска неисправностей в электрических цепях автомобиля уже давно придумано много устройств, например:
Прибор для поиска неисправостей в электрических цепях автомобиля
Комплект FF310 предназначен для обнаружения и локализации мест обрыва и короткого замыкания в электрических цепях автомобиля. В состав комплекта FF310 входят миниатюрный передатчик и приёмник. Передатчик подключается к неисправной электрической цепи и генерирует высокочастотный сигнал. Приёмник с гибким зондом используется для локализации мест обрывов или короткого замыкания. Это достигается посредством перемещения зонда вдоль жгута проводов. Приёмник идентифицирует тип неисправности (обрыв или короткое замыкание), что отображается световым и звуковым индикаторами. Универсальность конструкции позволяет использовать прибор на любых автомобилях и мотоциклах с бортовым напряжением от 6 до 24 Вольт. Без каких- либо ограничений прибор также может использоваться и на перспективных автомобилях с напряжением бортовой сети 42 Вольта.
Комплект поставляется в удобном пластиковом кейсе, в который, помимо упомянутых позиций также входит специальный пробник-прокалыватель и набор разъёмов для подключения передатчика к гнёздам предохранителей различного типа.
Прочитали? Вот это устройство и было использовано. Что, оказалось, смотрите на фото справа: это так называемый «прогар». Отсюда и предохранитель «вылетал» постоянно. И лампочка на панели приборов горела, сигнализируя о неисправности. Устранение неисправности заняло времени немного.
Как первая, так и вторая неисправности были из разряда «не очень сложные».
И их можно было отыскать и без применения указанных «приспособ»?
Но давайте учитывать фактор времени.
Используя определенные «приспособы» автоДиагност может существенно сократить время на поиск и устранение неисправности.
А время, как вы знаете, это деньги.
А теперь всё можно попробовать суммировать по названию статьи:
«Инструментарий для автоДиагностики». Итак, что для этого требуется:
1. Человек + Светлая Душа. Все иные цвета не годятся для тех, кто избрал своей профессией специальность АВТОМОБИЛЬНЫЙ ДИАГНОСТ
2. Умение проводить анализ ситуаций, структурировать свой накопленный опыт и вплавлять в него опыт коллег
3. Интернет: 10 лет назад он еще был в зародыше, сейчас начинает расти, а через 10 лет автомобильному Диагносту без него будет невозможно работать
4. Критическая самооценка: всегда помнить, что время Гениев прошло и в автоДиагностике ничего нельзя открыть, можно только умело пользоваться предлагаемыми техническими и теоретическими инструментами
Перечислить «всё» невозможно.
Можно добавить. Добавляйте в теме, где идет обсуждение этого материала.
Наверняка у каждого автомобильного Диагноста найдется что-то своё…
С неисправностями в этой статье разбирался
Кудрявцев Михаил Евгеньевич
МОСКВА Автосервис "ВТС" |
Можно позвонить в рабочее время:
Как проехать – рисунок справа
© 1999 – 2009 Легион-Автодата
Поисковый комплект автоэлектрика «Trekker»
Автор: Simurg, ghjdflf@mail.ru
Опубликовано 02.10.2013
Создано при помощи КотоРед.
Инструмент для автодиагностики.
Кратко опишу причину создания искателя. Причина, от необходимости в быстром поиске проводов и жгутов проводов в автомобиле, до банальной лени. Так как надоело разбирать по пол машины, чтобы проследить «куда же пошел нужный провод?». Поисковый комплект для того, чтобы не доводить до состояния автомобиль, как на картинке ниже, в поисках оборванного провода. Поможет и при поиске перебитых проводов, нужного провода в жгуте. И всё это без повреждения изоляции прокалыванием для проверки мультиметром.
Дело в том, что электропроводка автомобиля похожа на венозную систему человека. Она снабжает “блоки” автомобиля “питательными веществами”, необходимыми для функционирования, то есть током. Поломка или отказ, казалось бы, совсем не связанной с текущей проблемой, части автомобильной электропроводки может дать “отголоски” практически в любое место. Ремонт электропроводки автомобиля заключается в замене её неисправной части на новую. Ремонт проводки автомобиля – дело, требующие оборудования для нахождения этой самой проводки.
Так же очень часто просят помочь в разработке устройства по поиску прокладки автомобильной проводки и обрывов. Уже пару устройств приобретали на рынке, но результат был отрицательный. В описании устройства предполагался поиск повреждений проводки, а в реальности они определяли все кроме нужного кабеля.
Данное устройство будет состоять из четырех частей.
1. генератора амплитудно-модулированного сигнала частотой 62 кГц с модуляцией звуковой частотой 520 Гц.
2. приемного устройства оснащенного магнитной антенной.
3. два зарядных устройства для зарядки аккумуляторов. Одно автомобильное, второе сетевое.
4. наушники с встроенным регулятором громкости.
Приемник и генератор оснащены внутренними литиевыми аккумуляторами от мобильных телефонов.
Как пользоваться.
Бесконтактный приёмник присутствия сигнала ВЧ генератора на проводе в кабеле, не требует подключения массового провода. Что очень удобно!
Генератор ВЧ сигнала в большинстве случаев включается в разрыв плюсового провода. Удобно включить генератор вместо предохранителя, для этой цели вынимают предохранитель. Ниже показаны различные схемы возможных подключений ВЧ генератора.
Также можно подключать генератор без подключения черного провода (минусовой выход генератора), для нахождения конкретного провода в кабеле. Провода необходимо распушить, что бы они немного удалялись друг от друга. При всех поисках провода или кабеля, магнитная антенна искателя подносится к тестируемому проводу перпендикулярно, так достигается наилучшая чувствительность. Перемещая ферритовый стержень, проводим настройку – расстройку контура. Точная настройка нужна для существенно увеличения чувствительности приемника, при поиске кабеля, а расстройка для её снижения, при поиске конкретного провода в кабеле. После подключения к искомому проводу на одном конце, проводим настройку приемника с помощью перемещения ферритового стержня, до появления громкого и отчетливого звука сигнал — генератора. Для этого подносим приемник контурной катушкой перпендикулярно к подключенному проводу автомобиля. Теперь ищем провод, кабель, например под пластмассовой обшивкой в салоне. Все это будет показано в видеоролике. Мы найдем кабель, идущий от заднего фонаря указателя поворотов, без разборки и подъема обшивки салона автомобиля.
Можно находить на какое конкретно реле, в блоке реле, приходит провод, например, с лампы дальнего света без схем автомобиля. Можно искать конкретный провод в плотном кабеле. Иногда, при большой засветке проводов в кабеле, когда контур антенны настроен в резонанс, может показаться, что в кабеле все провода звучат. Для этого вносим в контур расстройку (выдвигаем феррит), тогда все засвеченные провода дают малый сигнал, а тот который подключен к генератору звучит громче других на порядок.
С помощью данного искателя можно точно определять проводку 220в под небольшой нагрузкой в железобетонных стенах и потолке дома. В данном случае катушкой магнитной антенны проводят по стене в предполагаемых местах прохождения проводов. Искать можно и с генератором, если отключить напряжение сети, и подключать генератор к искомым проводам.
Можно искать нужные жилы в многожильном кабеле, искать пути пролегания жгутов, и много разных применений на все случаи жизни. Поднеся приемник контурной антенной к работающему кварцу, будет слышен рокот в наушниках, проверять пульты ДУ, и многое другое.
Как сделать.
Схема комплекта простая, и для сборки и настройки не требуются ни каких сложных приборов. Собрать и настроить может начинающий радиолюбитель. Схема не содержит контроллеров, и каких либо сложных элементов.
Рассмотрим схему генератора ВЧ.
Схема состоит из мультивибратора на транзисторах VT1 и VT2, модулятора на транзисторе VT3. Есть две версии модулятора, на полевом транзисторе и биполярном. Работают одинаково. Двухтактного генератора ВЧ с резонансной частотой контура 62кГц. За основу взята схема генератора из магнитофона «Беларусь – М310С». В нем генератор работал на стирающую головку. Смотрим фрагмент схемы.
Так как напряжение на индуктивности при резонансе достигает значений 80 вольт, то необходимо использовать конденсаторы с максимальным напряжением не менее 100 вольт. На выходе имеем амплитудно- модулированное напряжение с размахом около 80 вольт. Выходной ток очень маленький в пределах нескольких микроампер, и к повреждению блоков автомобиля не приведет. Конденсаторы С5-С8 обязательно должны быть полипропиленовыми и напряжение не менее 100 вольт. Развязка контура с испытуемым проводником с помощью развязывающего конденсатора 0,01 мкф, также на 100 вольт. СМД конденсаторы С5-С8 применять нельзя. Работать генератор ВЧ будет непредсказуемо, по причине сильной зависимости емкости от приложенного напряжения. Смотрим иллюстрацию из даташита на СМД конденсаторы:
Генератор имеет индикатор включения на светодиоде HL1, белого свечения. Транзисторы можно заменить на любые с допустимым напряжением КЭ не менее 20 вольт. Подойдут КТ3107 и КТ3102. Плата после пайки должна быть вымыта на чисто. Стремиться к точной установке частоты не нужно, и она может быть в пределах от 50 кГц до 80 кГц. Правильно собранная схема работает сразу и в настройке не нуждается, если это не так — причиной тому могут быть ошибки монтажа либо неисправные компоненты.
Плата после сборки:
Передатчик собран в корпусе компьютерной мыши.
Приемник собран по простой схеме прямого усиления с амплитудным детектором на транзисторе VT2.
На полевом транзисторе VT1 собран усилитель высокой частоты. Применение полевого транзистора позволяет обойтись без дополнительной катушки связи с контуром. В качестве L1 используется готовая заводская катушка ДВ диапазона и сама магнитная антенна с приемника «Берестье 004». С неё сматывается ненужная катушка связи. Данные на неё можно найти в книге по ремонту бытовой аппаратуры. «Переносные кассетные магнитолы: Справочник/ И. Ф. Белов, А. Е. Денин, А. Ф. Ососков. Радио и связь, 1988.— 224— (Массовая радиобиблиотека; Вып. 1124)». По данным на катушку, её можно легко намотать самому. Провод использовать литцендрат не обязательно, подойдет и ПЭЛ-0,15.
Усилитель звуковой частоты выполнен на распространенном маломощном усилителе LM386. Изменяя резистор R6 обратной связи, можно изменять усиление, подобрав по своему желанию максимальную громкость.
По желанию, можно применить любой другой низковольтный УЗЧ. Регулятор громкости в УЗЧ не используется в целях экономии места в приемнике. Его роль выполняет штатный регулятор в готовых покупных наушниках.
Фото разводки печатной платы:
Вид сверху собранной платы:
Вид приемника в корпусе:
На контурную катушку надевается защитный колпачок, взятый от флакона лекарственных средств, и приклеивается к основанию катушки клеем «Момент». Для обеспечения плавности хода ферритового стержня на крышку наклеивается кусочек плотного упаковочного поролона. На ферритовый стержень, что бы он не выпадал, и не потерялся, надет ограничитель, нарезанный из термоусадочной трубки. Аккумулятор от старого телефона «самсунг» имеет свой пластмассовый корпус и просто приклеивается на заднюю стенку крышки «Моментом».
Фото собранного приемника:
Зарядные устройства взяты готовые. В сетевом зарядном устройстве настроен ток с помощью резистора датчика тока с изначального 500мА на 300мА. В автомобильном зарядном, собранном на ИМС МС34063, так же с помощью токозадающего резистора, которое стоит между выводами 6 и 7, с изначального 600мА на 300мА. К ним припаяны провода со стандартным разъемом, для подключения питания. Так как аккумуляторы уже имеют встроенные контроллеры заряда, то дополнительно ничего дорабатывать не надо. По достижению 4,20 вольта контроллер отключит аккумулятор от зарядного устройства.