Подготовка к отопительному сезону в школе

—>

Положения [30]
Информационные материалы [128]
ОРКСЭ [4]
fpm_start( "true" );
  • не позднее 15 сентября — для потребителей тепловой энергии,
  • не позднее 1 ноября — для теплоснабжающих и теплосетевых организаций,
  • не позднее 15 ноября — для муниципальных образований.

C чего начать подготовку к отопительному периоду?

Ответ: До 1 мая текущего года необходимо разработать Приказ о подготовке предприятия к отопительному периоду и План мероприятий по подготовке к отопительному периоду (провести ремонтно-технические мероприятия, подготовить и провести проверку знаний персонала, определиться с тем, кто будет ответственный за тепловое хозяйство, создать запас оборудования и материалов, провести гидравлические испытания систем теплоснабжения и теплопотребления и т.д.) по подготовке к предстоящему отопительному периоду с учетом предписаний Ростехнадзора, опыта прошедшего года.

Можно ли получить паспорт готовности муниципальному образованию после 15 ноября?

Ответ: В соответствии с Правилами оценки готовности к отопительному периоду, утвержденными Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 года № 103 , сроки выдачи паспортов определяются руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа в зависимости от особенностей климатических условий, но не позднее 15 сентября — для потребителей тепловой энергии, не позднее 1 ноября — для теплоснабжающих и теплосетевых организаций, не позднее 15 ноября — для муниципальных образований.

В случае устранения, указанных в Перечне замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности в установленные сроки, комиссией проводится повторная проверка, по результатам которой составляется новый акт.

Муниципальное образование, не получившее по объектам проверки паспорт готовности до 15 ноября, обязано продолжить подготовку к отопительному периоду и устранение указанных в Перечне к акту замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности. После уведомления комиссии об устранении замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности осуществляется повторная проверка. При положительном заключении комиссии оформляется повторный акт с выводом о готовности к отопительному периоду, но без выдачи паспорта в текущий отопительный период.

Кем определяется готовность муниципального образования к отопительному сезону кроме Ростехнадзора?

Ответ: Существуют нормативно-правовые акты, которыми мы руководствуемся в принятии решения о выдаче паспорта готовности. Все нормативно-правовые акты размещены на сайте Ростехнадзора. Муниципальное образование получает паспорт готовности, если выполнены требования по готовности теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, потребителями тепловой энергии и требования по готовности для муниципальных образований в соответствии Правилами оценки готовности к отопительному периоду, утвержденными Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 года № 103.

Проверка осуществляется комиссиями, которые образовываются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Муниципальное образование получает паспорт готовности, если выполнены требования по готовности теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, потребителями тепловой энергии и требования по готовности для муниципальных образований в соответствии Правилами оценки готовности к отопительному сезону. Ростехнадзор рассматривает документы по готовности потребителей и теплоснабжающих организаций, которые формирует муниципальное образование.

Таким образом, оценка основывается на данных комиссии муниципального образования.

Какие документы необходимо подготовить при проверки готовности муниципальных образований?

Ответ: Для оценки готовности к отопительному периоду муниципальным образованиям необходимо представить следующие документы:

  • план действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций.
  • документы, подтверждающие наличие системы мониторинга состояния теплоснабжения, механизма оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения,
  • акты проверки готовности к прохождению отопительного периода и паспорта всех теплоснабжающих организаций к работе в отопительный период, и паспорта готовности всех теплосетевых организаций
  • Необходимо будет представить акты проверки готовности к прохождению отопительного периода и паспорта готовности потребителей тепловой энергии к работе в отопительный период,
  • распорядительный документ о назначении в установленном порядке комиссии по проверке готовности теплоснабжающих, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к работе в отопительный период,
  • программы проведения проверки готовности к отопительному периоду теплоснабжающих, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии, утвержденные руководителем (заместителем руководителя) администрации муниципального образования.
  • Будут запрошены подтверждающие документы о соответствии фактического запаса топлива на всех теплоисточниках муниципального образования утвержденным нормативам, перечень теплоснабжающих организаций, осуществляющих деятельность в сфере теплоснабжения на территории муниципального образования,
  • перечень потребителей тепловой энергии, в отношении которых проводится проверка готовности к отопительному периоду.
  • Потребуется предоставить порядок ликвидации аварийных ситуаций в системах теплоснабжения с учетом взаимодействия тепло -, электро-, топливо- и водоснабжающих организаций, потребителей тепловой энергии, ремонтно-строительных и транспортных организаций, а также органов местного самоуправления,
  • соглашение об управлении системой теплоснабжения, заключенного в порядке, установленном Федеральным законом «О теплоснабжении» (часть 5 и часть 6 статьи 18), документы о наличии бесхозяйных тепловых сетей, источников тепловой энергии, предпринятые органами местного самоуправления поселений или городских округов для определения эксплуатирующей теплосетевой организации.

Вопрос от 28.02.2018:

Ежегодно при проведении мероприятий по подготовке к отопительному сезону муниципальные образования сталкиваются с одной и той же проблемой. Мы не можем получить паспорта готовности по двум основным причинам: на сельских котельных отсутствуют системы химводоподготовки, которых на данных котельных никогда не было, а так же отсутствуют приборы коммерческого учета. Зачастую стоимость данных систем выше, чем стоимость основного оборудования всей котельной. Это сельские котельные, на которых данных систем не было никогда и при строительстве они не планировались, и места для их установки, зачастую, на таких котельных нет. Эти мероприятия на безопасную эксплуатацию и качество выдаваемых услуг напрямую не влияет, но, тем не менее, считается, что муниципальные образования не готовы. Есть ли возможность внести какие-либо изменения и к таким котельным, на которых изначально такие мероприятия не предусматривались данные требования не применять?

Ответ: При проведении мероприятий по контролю за подготовкой муниципальных образований к предстоящему отопительному периоду, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору руководствуется требованиями Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденными приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103 (далее – Правила оценки готовности) и Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными приказом Минэнерго России от 21.03.2003 № 115 (далее – ПТЭТЭУ).

В соответствии с п. 2 Правил оценки готовности, проверка муниципальных образований осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, проверка теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов (далее – уполномоченные органы).

Согласно п. 13 гл. III Правил оценки готовности, в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду, уполномоченным органом в отношении данных организаций должны быть проверены, наряду с иными, следующие документы:

  • организация коммерческого учета приобретаемой и реализуемой тепловой энергии;
  • соблюдение водно-химического режима.

Согласно п. 12.4 ПТЭТЭУ, эксплуатация котлов без докотловой или внутрикотловой обработки воды не допускается.

Отсутствие водоподготовительных установок на котельных напрямую влияет на безопасную эксплуатацию котлов и котельного оборудования и как следствие – выход из строя котлов (течь котлов) из-за наличия накипи на внутренних поверхностях труб котлов.

Управление Ростехнадзора направит информационное письмо по данному вопросу в Центральный аппарат Ростехнадзора.

Вопрос от 29.05.2018:

Может ли теплоснабжающая организация претендовать на получение акта и паспорта готовности, если замечания комиссии к выполнению требований по готовности к отопительному периоду выполнены?

Ответ: Согласно пункту 12 Приказа Министерства энергетики РФ от 12 марта 2013 г. № 103 “Об утверждении «Правил оценки готовности к отопительному периоду» теплоснабжающая организация, не получившая по объектам проверки паспорт готовности обязана продолжить подготовку к отопительному периоду и устранение указанных в Перечне к акту замечаний по готовности, если замечания устранены до даты, установленной пунктом 10 Правил, не позднее 1 ноября — для теплоснабжающих и теплосетевых организаций, необходимо уведомить комиссию об устранении замечаний для проведения повторной проверки.

После проведения повторной проверки, при положительном заключении комиссии, оформляется повторный акт с выводом о готовности к отопительному периоду и выдается паспорт готовности.

В случае, если замечания по готовности устранены после даты, установленной пунктом 10 Правил, организация уведомляет комиссию об устранении замечаний. Комиссией проводится повторная проверка, при положительном заключении комиссии, оформляется повторный акт с выводом о готовности к отопительному периоду, но без выдачи паспорта в текущий отопительный период.

Вопрос от 24.09.2018:

Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 года № 103 утверждены Правила оценки готовности к отопительному периоду. В случае, если объект проверки готов к отопительному периоду Правилами предусмотрена выдача паспорта готовности. Предусмотрена ли законодательством Российской Федерации какая-либо ответственность должностных или юридических лиц в случае невыдачи паспорта готовности к отопительному периоду?

Ответ: Законодательством Российской Федерации ответственность должностных или юридических лиц в случае невыдачи паспорта готовности к отопительному периоду не предусмотрена.

Вопрос от 24.09.2018:

При проведении проверок хода подготовки к отопительному периоду теплосетевых и теплоснабжающих организаций должностные лица Ростехнадзора в случае выявления нарушений обязательных требований выдают предписания об их устранении. Влияет ли невыполнение данных предписаний в срок на оценку готовности к отопительному периоду и выдачу паспорта?

Ответ: В соответствии с пунктом 13 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 года № 103, в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должно быть проверено отсутствие не выполненных в установленные сроки предписаний, влияющих на надежность работы в отопительный период, выданных уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) органами государственной власти и уполномоченными на осуществление муниципального контроля органами местного самоуправления.

Таким образом, в случае невыполнения в установленные сроки предписаний, влияющих на надежность работы в отопительный период, паспорт готовности не выдается.

Вопрос от 23.05.2019:

Какими нормативными документами устанавливаются требования к категориям по электроснабжению котельных, обеспечивающих теплоснабжение населения?

Ответ: Электроснабжение котельных согласно СП «Котельные установки» должно осуществляться в зависимости от категории котельной по надежности отпуска тепловой энергии потребителю.

Котельные по надежности отпуска тепловой энергии потребителям подразделяются на котельные первой и второй категории согласно СП "Котельные установки».

  • к первой категории относятся: — котельные, являющиеся единственным источником тепла системы теплоснабжения и обеспечивающие потребителей первой и второй категории, не имеющих индивидуальных резервных источников тепла;
  • ко второй категории — остальные котельные.

Исходя из вышесказанного котельные, относящиеся к первой категории по надежности отпуска тепловой энергии должны иметь первую категорию надежности по электроснабжению; а котельные, относящиеся ко второй категории по надежности отпуска тепловой энергии должны иметь вторую категорию надежности по электроснабжению.

Требования по организации электроснабжения в соответствии с первой и второй категориями надежности установлены «Правилами устройства электроустановок».

Вопрос от 23.05.2019:

При рассмотрении документов по готовности к отопительному сезону инспектор требует представления методики проведения испытаний на тепловых энергоустановках, согласованные в органах государственного энергетического надзора. Каким документом это регламентировано?

Ответ: В соответствии с требованиями «Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок» методики и программы проведения испытаний, инструментальных измерений, проводимых на тепловых энергоустановках, должны быть согласованы специализированными организациями в органах государственного энергетического надзора.

Вопрос от 23.05.2019:

Какие документы согласно Правил оценки готовности к отопительному периоду и других нормативных документов должны быть представлены для подтверждения работоспособного состояния тепловых сетей, принадлежащих потребителю тепловой энергии?

Ответ: При подготовке к работе в ОЗП потребителей тепловой энергии уполномоченным органом проверяется состояние тепловых сетей, принадлежащих потребителю тепловой энергии. При этом, в соответствии с «Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок», у потребителя тепловой энергии должны быть:

  • Акты промывки тепловых сетей потребителя, акты испытания тепловых сетей потребителя на прочность и плотность;
  • Акты приемки оборудования из ремонта с оценками качества отремонтированного оборудования и качества выполнения ремонтных работ.

Вопрос от 23.05.2019:

Какие документы должны быть представлены теплоснабжающей организацией для подтверждения выполнения планового графика ремонта тепловых сетей и источников тепловой энергии согласно научно-технической документации?

Ответ: В соответствии с «Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок», работы, выполняемые при капитальном ремонте тепловых энергоустановок, принимаются по акту. К акту приемки прилагается вся техническая документация по выполненному ремонту, а именно: эскизы, акты промежуточных приемок по отдельным узлам и протоколы промежуточных испытаний, исполнительная документация, акты промывок и испытаний ТЭУ и т.д.

На оборудование, работающее под давлением (паровые котлы, водогрейные котлы и тепловые сети с температурой горячей воды свыше 115 0 С), исполнительная документация по ремонту должна соответствовать требованиям Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением».

Разделы сайта, связанные с этой новостью:

Последовательность событий и новостей по этой теме

(перемещение по новостям, связанным друг с другом)

Опрессовка — это не просто гидравлическое испытание системы. Это целый ряд мероприятий, направленных на подготовку системы к отопительному сезону. Это и ремонт аварийных участков, и замена (ремонт) задвижек, и поверка манометров, прочистка фильтров и многое другое.

В этой статье опишу основные моменты, на которые обращают внимание представители контролирующих органов. Нижеописанное не является истиной в последней инстанции, у каждого инспектора свои тараканы в голове. Но необходимый минимум работ нужно выполнить в любом случае.

Граница разграничения ответственности

Для начала давайте разберёмся, что мы будем опрессовывать. Существует несколько вариантов подключения здания к теплосети. Первый, самый распространённый вариант, когда рядом со стеной на входе из города установлены вводные задвижки. При таком варианте границей разграничения ответственности считается фланец вводной задвижки, за всё, что дальше (включая вводную задвижку), отвечает собственник здания. Соответственно, опрессовывается тепловой узел и система отопления здания.

Второй вариант, когда тепловой узел находится внутри здания, и к нему от вводных задвижек по зданию проходит внутренняя теплотрасса. При таком варианте подключения нужно уточнять, где проходит граница разграничения. В этом нам поможет «Договор на теплоснабжение», который заключается между собственником и теплоснабжающей компанией. В этом договоре есть приложение, в котором и указывается, где проходит граница разграничения.

Если границей разграничения считаются вводные задвижки, мы прессуем три элемента системы: внутреннюю теплотрассу, тепловой узел и систему отопления. Если граница разграничения ответственности проходит по задвижкам на тепловом узле, естественно, мы опрессовываем только элеваторный (тепловой) узел и систему отопления.

Манометры

Пожалуй, первое, на что обращает свое внимание инспектор при приемке опрессовки — это манометры.

Поверка манометра

Каждый год манометры должны подлежать поверке. Поверка — это проверка измерительного прибора на точность показаний. Если показания манометра превышают допустимую погрешность, его нужно отправить на калибровку или заменить. Калибровка, по сути, это настройка манометра, направленная на уменьшение погрешности в точности измерений.

После поверки на корпус манометра наносится штамп Метрологической службы.

1. Месяц года (1, 2, 3 и т.д.), квартал (I, II, III, IV).
2. Знак Госстандарта.
3. Последние цифры года (здесь 2002).
4. Индивидуальный знак поверителя.
5. Шифр Метрологической службы.

Новые манометры подлежат поверке только через 18 месяцев, то есть через год после ввода в эксплуатацию. Но при проверке необходимо предоставить паспорта на эти приборы (они идут в комплекте).

Подключение манометра

Манометр должен быть подключен только через трехходовой кран или шаровой кран со спускником для сброса давления. Обычные шаровые краны не идут.

Трехходовые краны часто подтекают. Совет: чтобы избежать течи, перед установкой проверните несколько раз шток крана вокруг своей оси. Тем самым вы равномерно смажете шток и внутреннюю поверхность крана солидолом, который наносился при сборке.

Где должны стоять манометры

По поводу места установки манометров есть целая кипа стандартов (ДБН В.2.5-39 — Тепловые сети, СНиП 2.04.01 — Внутренний водопровод и канализация зданий, СНиП 2.04.05 Отопление вентиляция и кондиционирование, СНиП II-35 Котельные установки). Простыми словами скажу так: манометры должны стоять до и после любого оборудования, которое может повлиять на изменение давления: на всех отходящих и проходящих трубопроводах до и после запорной арматуры, до и после регулирующего оборудования, до и после грязевиков (для контроля его состояния) и т.д.

Ещё один нюанс, на который может обратить внимание инспектор, — это номинал манометра. В тепловых пунктах должны стоять манометры номиналом до 1.6 МПа (16 бар).

Термометры

Гильза (карман) термометра должна заходить на 2/3 в трубопровод, так, чтобы погружаемая часть находилась в центре потока.

Здесь показано неправильное подключение манометра.

Для обеспечения хорошего термоконтакта гильза термометра должна быть заполнена минеральным маслом (ГОСТ 8.586.5-2005 п.6.3.9.).

Промывка фильтров и грязевиков

Чистка фильтров и грязевиков — обязательная процедура в процессе подготовки отопления к отопительному сезону. Процесс промывки грязевика довольно прост: раскручивается фланец, и из отстойника вычищается вся грязь. То же самое и с косым фильтром.

Элеватор

Принцип работы элеваторного узла.

Главное требование к элеваторному узлу — это промывка конуса (сопла). Диаметр отверстия в конусе 5-7 мм (рассчитывается индивидуально для каждого здания), если конус забьётся, на здание не будет поступать требуемое количество тепла.

Элеватор должен быть опломбирован. Для промывки сопла пломбу нужно снять, но, чтобы не возникло лишних вопросов, это нужно предварительно согласовать с инспектором, который будет принимать у вас опрессовку. После промывки элеватор снова пломбируется.

Часто инспектор требуют, чтобы на элеваторе висела бирочка с указанным на ней диаметром отверстия в конусе.

Изоляция и предупреждающие цветные кольца на трубопроводах

Все трубопроводы в ИТП (ЦТП) должны быть окрашены и изолированы. Изоляция не должна висеть лохмотьями, всё должно быть аккуратно. Также изолируются узлы учета и элеваторы.

На трубопроводе должно маркерами указываться направление движения теплоносителя. Для идентификации содержимого труб на них наносятся предупреждающие цветные кольца. Для отопления используется кольца зелёного (основной цвет) и желтого цвета на подающей, зелёного и коричневого на обратке. Такая же маркировка используется для ГВС. Дренаж и ХВС обозначаются кольцами зелёного цвета.

Запорная арматура

Запорная арматура должна выполнять свою основную функцию — перекрывать поток теплоносителя. Если на тепловом узле есть задвижки, которые «не держат», их нужно заменить. Разные участки системы опрессовываются под разным давлением, и если в схеме присутствует неработающая задвижка, она себя обязательно проявит.

Маркировка арматуры

В идеале всё должно выглядеть так: в тепловом пункте должна находиться схема, отображающая пронумерованные и обозначенные подводящие и отводящие трубопроводы, запорную и регулирующую арматуру, спускные и дренажные устройства. Схема должна соответствовать состоянию системы на настоящий момент, то есть, если в системе были внесены изменения, они должны быть отображены на схеме.

На всех вышеперечисленных устройствах должны быть бирочки с обозначениями, соответствующими обозначениям в схеме (1,2 — запорная арматура на подающем и отводящем трубопроводе, t1 и t2 — термометры, P1 и Р2 — манометры, и т.д.).

На практике в небольших тепловых пунктах инспекторы не всегда на этом акцентируют внимание. Главное, чтобы было понятно, что куда идёт, например: «подача на левое крыло», «обратка с правого крыла», «подача на вентиляцию» и т.п. Но если всё будет «по феншую» — это дополнительный плюс.

Ревизия клиновых задвижек

Клиновые задвижки старого образца требуют дополнительного внимания в процессе эксплуатации.

Устройство клиновой задвижки: 1 — клин, 2 — крышка, 3 — маховик, 4 — седло, 5 — корпус, 6 — кольцо уплотнительное, 7 — шпиндель, 8 — втулка резьбовая, 9 — втулка, 10 — стойка, 11 — фланец сальника, 12 — сальниковое уплотнение из терморасширенного графита.

В таких задвижках в обязательном порядке каждый год нужно производить набивку сальника. И в течение года, при возникновении течи из сальника, необходимо поджимать фланец. Если этого не делать задвижка придёт в негодность.

Для замены сальниковой набивки нужно раскрутить гайки на накидных болтах, поднять фланец, извлечь старое сальниковое уплотнение и набить новое. Уплотнение наматывается кольцами вокруг шпинделя и прижимается фланцем.

При затягивании фланца нужно быть осторожным: если переусердствовать, чугунный фланец может лопнуть, а его замена весьма проблематична, на практике легче поменять задвижку полностью.

На задвижке не должно быть признаков ржавчины. Корпус должен быть выкрашен в чёрный цвет, маховик в красный, а выдвижной шпиндель должен быть смазан солидолом.

Дренаж

Тепловые пункты снабжаются трапом для самотечного отведения воды, а при невозможности реализации — дренажным приямком с насосом (СП 124.13330.2012 Тепловые сети. Актуализированная редакция СНиП 41-02-2003 п.14.20). Приямок закрывается съемной решеткой. Последнее нововведение — край приямка должен быть окрашен желтыми и черными полосами.

Если в ТП имеется предохранительный клапан, то он должен быть снабжен дренажным трубопроводом, чтобы в случае сработки никто (или ничто) не пострадал(о).

Были случаи, когда инспектор прямым текстом говорил, что на двух метрах теплового узла найдет десять замечаний. И неважно, что в прошлом году этих замечаний не было. В глазах контролирующих органов идеальной системы не существует. Но это тема другого разговора…

Оцените статью
Topsamoe.ru
Добавить комментарий