Отрасли машиностроительного комплекса россии

Машиностроительный комплекс представляет собой совокупность определенных отраслей промышленности, продукцией которых являются различные машины и механизмы. Причем это образование характеризуется весьма сложными связями.

Машиностроительный комплекс, структура которого обширна, включает в себя непосредственно машиностроение, а также металлообработку. Продукция предприятий данного комплекса играет главную роль в процессе реализации новейших достижений современного научно-технического прогресса. Причем это актуально для всех областей народного хозяйства.

Структура сферы машиностроения

Эта крупнейшая комплексная отрасль обеспечивает все народное хозяйство страны приборами и оборудованием. Для населения она выпускает разнообразные предметы потребления. В машиностроительный комплекс входят ремонт оборудования и машин, а также металлообработка. Характерным для него является углубление специализации производств и постоянное расширение масштабов деятельности.

В состав машиностроительного комплекса входят:

1. Энергетическое и тяжелое машиностроение. Сюда включают производства по выпуску энергетического, подъемно-транспортного и горного, полиграфического и атомного оборудования, вагоно-, турбино- и тепловозостроение.
2. Станкостроение, отвечающее за выпуск различного рода станков.
3. Транспортное машиностроение, включающее в себя отрасли по производству автомобилей и судов, а также относящиеся к авиации и ракетно-космической сфере.
4. Тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение.
5. Приборостроение, выпуск электротехники и электроники, считающийся точным машиностроением.
6. Выпуск станков и оборудования для пищевой и легкой промышленности.

Помимо вышеперечисленных подразделений в машиностроительный комплекс включают малую металлургию, занимающуюся производством проката и стали. Данный технологический процесс выполняется в литейных цехах. Подобные площади размещаются на машиностроительных или на специализированных предприятиях. Здесь производятся штамповки, литье, поковки и сварные конструкции.

Тяжелое машиностроение

Все заводы, входящие в данную отрасль, отличаются высоким потреблением металла. При этом они обеспечивают необходимыми машинами и оборудованием предприятия, относящиеся к горно-химическому, горнодобывающему, топливно-энергетическому и металлургическому комплексу.

Продукцией заводов тяжелого машиностроения являются узлы, детали (к примеру, валки для металлургических прокатных станков), а также готовое оборудование (турбины и паровые котлы, экскаваторы, горно-шахтное оборудование). В составе данной отрасли находится десять подотраслей. Среди них подъемно-транспортное, путевое, атомное, полиграфическое, горное и металлургическое машиностроение, а также дизеле-, вагоно-, турбо- и котлостроение.

Самую высокую по стоимости продукцию в отрасли тяжелого машиностроения выпускают производства металлургического оборудования. Им оснащают электроплавильные и доменные печи, а также агломерационные фабрики. Высокой стоимостью отличается и оборудование для дробильно-размольных и прокатных производств.

Продукцией предприятий горного машиностроения являются агрегаты, используемые для разведки, а также добычи (открытым и закрытым способом), обогащения и дробления полезных ископаемых, обладающих твердой структурой. В их число входят очистные и горнопроходческие комбайны, шагающие и роторные экскаваторы. Применяют подобное оборудование на предприятиях цветной и черной металлургии, угольной и химической промышленности, а также при изготовлении строительных материалов.

Огромное экономическое значение для народного хозяйства страны имеет продукция, выпускаемая подъемно-транспортным машиностроением. Ведь с таким оборудованием в России работает порядка пяти миллионов человек. Данной подотраслью производятся электрические и мостовые краны, ленточные и стационарные конвейеры, а также оборудование, предназначенное для комплексной механизации складских помещений.

Что касается турбостроения, то его основной задачей является оснащение необходимым оборудованием энергетической сферой народного хозяйства. Заводами данной подотрасли выпускаются агрегаты для атомных и гидравлических, газотурбинных и тепловых электростанций. Она же отвечает за оснащение магистральных газопроводов и поставку нагнетательных, компрессорных и утилизационных агрегатов, используемых в нефтеперерабатывающей и химической промышленности, а также цветной и черной металлургии.

Заводы атомного машиностроения специализируются на выпуске различного оборудования для АЭС. В этот перечень входят и корпусные реакторы.
Минимальным объемом продукции отличается полиграфическое машиностроение. На его предприятиях производят конвейеры для типографий, печатные станки и т. д.

Станкостроение

Данная отрасль машиностроительного комплекса производит:

— металообрабатывающий инструмент;
— кузнечно-прессовое оборудование;
— металлорежущие станки;
— деревообрабатывающее оборудование.

Транспортное машиностроение

Одной из его отраслей является авиационная промышленность. Для изготовления продукции используются материалы и разнообразное оборудование, выпускаемое на предприятиях практически всех отраслей машиностроительного комплекса. На заводах авиационной промышленности задействованы высококвалифицированные инженерные и рабочие кадры, производящие грузовые и пассажирские самолеты. С конвейеров данных предприятий сходят и вертолеты разнообразных модификаций.

Продукцией ракетно-космической промышленности являются орбитальные ракеты и корабли обитаемого и грузового типа. В этих транспортных средствах прекрасно сочетаются высокие технологии и широкая межотраслевая комплексность производства.

Предприятия судостроительной промышленности используют при выпуске своей продукции большое количество металла. Но, несмотря на это, их размещение производится вне регионов, имеющих крупные металлургические базы. Это связано с большими трудностями транспортировки готовых кораблей. Предприятия судостроительной промышленности обладают многочисленными кооперационными связями с заводами многих отраслей народного хозяйства. Это позволяет производить на средствах водного транспорта установку разнообразного оборудования.

Тракторное и сельскохозяйственное машиностроение

Эта отрасль отличается подетальной специализацией. В процессе выпуска ее продукции задействовано небольшое количество заводов, выпускающих узлы и детали для различных стадий технологического процесса.

Тракторным и сельскохозяйственным машиностроением производятся комбайны различных видов. В их число входят льноуборочные и зерноуборочные, хлопкоуборочные и кукурузоуборочные, картофелеуборочные и другие машины. Производятся на заводах данной отрасли и разнообразные модификации колесных и гусеничных тракторов.

Приборостроение и электротехническая промышленность

Продукция, выпускаемая предприятиями этих отраслей, отличается небольшой энерго- и материалоемкостью. Однако для ее выпуска необходим подбор высококвалифицированных рабочих и научно-исследовательских кадров.

Заводы по приборостроению осуществляют наладку и монтаж средств автоматизации. В их задачи входят разработка программного обеспечения, конструирование и выпуск медицинских приборов, часов, оргтехники и измерительной аппаратуры. Подобная продукция является наукоемкой и используется для автоматического управления технологическими процессами и информационными системами.

Данные изделия находят свое применение практически во всех сферах народного хозяйства. Объем продукции, выпускаемой электротехнической промышленностью, превосходит то количество изделий, которое изготавливается всеми отраслями тяжелого машиностроения в совокупности. Основная номенклатура таких товаров представлена генераторами к гидравлическим, газовым и паровым турбинам, а также электродвигателями, электромашинами, преобразователями и трансформаторами, электротермическим, электросварочным и светотехническим оборудованием.

Машиностроение для пищевой и легкой промышленности

В данную сферу производства входят подотрасли, выпускающие оборудование для трикотажной и текстильной, обувной и швейной, меховой и кожевенной, пищевой области народного хозяйства. География размещения подобных заводов зависит от близости к потребителю.

Роль в народном хозяйстве

Значение машиностроительного комплекса переоценить невозможно. Ведь эта отрасль является одной из ведущих в тяжелой индустрии РФ. На предприятиях данной сферы создается основная и наиболее активная масса основных средств, в которые входят орудия труда. Кроме того, машиностроительный комплекс оказывает значительное влияние на направление и темпы развития научно-технического прогресса, на величину роста производительности труда, а также на многие другие показатели, влияющие на эффективность развития производства.

Весь объем изделий, который производит машиностроительный комплекс России, составляет более одной трети от всей товарной продукции, выпускаемой в стране. На предприятиях данной сферы народного хозяйства трудится 2/5 от общего количества промышленно-производственных рабочих. Здесь же установлена практически четверть от всех основных фондов промышленно-производственного характера, имеющихся в стране.

Важно значение машиностроительного комплекса в жизни крупных районов России. Причем от уровня развития данных предприятий зависит развитие всех сфер народного хозяйства. Велика роль машиностроительного комплекса и в обеспечении обороноспособности России.

Отличительные признаки, влияющие на размещение предприятий

Машиностроительный комплекс России обладает широкими межотраслевыми связями. Но помимо этого данное образование имеет ряд характерных особенностей. Их необходимо иметь в виду при размещении различных производств в том или ином регионе.

Прежде всего, отрасли машиностроительного комплекса обладают развитой специализацией. Другими словами, их предприятия сосредоточены на выпуске одного, или, в крайнем случае, нескольких видов продукции. При этом наблюдается высокое концентрирование. Это такой фактор машиностроения, когда производством готовой продукции одновременно занимается несколько предприятий. Возьмем, например, автомобильный завод. Его продукцией являются только транспортные средства.

Необходимые для изготовления автомобилей узлы и детали такой завод получает в готовом виде от других предприятий, число которых может быть достаточно большим. Данный фактор оказывает существенное влияние на размещение машиностроительного комплекса, которому жизненно необходимы хорошие транспортные связи. Именно поэтому многие отрасли этой сферы народного хозяйства находятся в Поволжье и Центральной России. Ведь в этих районах имеется хорошо развитая транспортная сеть.

География машиностроительного комплекса России, ориентирующегося на выпуск наиболее сложных и прогрессивных товаров (электроники и радиотехники), связана с фактором наукоемкости. Именно поэтому подобные отрасли размещают неподалеку от Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска и т. д. То есть поблизости от тех мест, где хорошо развита научная база.

В факторы машиностроительного комплекса, влияющие на его развитие, входит и наличие значительного числа квалифицированного персонала. Так, наиболее трудоемкими отраслями считаются станко- и приборостроение. Именно поэтому подобные производства размещают в регионах с наибольшей концентрацией населения, то есть в Москве, Воронеже, Пензе, Рязани и т. д.

При строительстве предприятий тяжелого машиностроения учитывается их большая материалоемкость. Для выпуска продукции в данных отраслях требуется много металла. Только при его наличии можно осуществить выпуск металлургического и энергетического оборудования. Подобные предприятия размещаются в районах Урала (Екатеринбург), Сибири (Красноярск, Иркутск). Это связано с имеющейся в данных регионах крупной металлургической базы. Иногда предприятия тяжелого машиностроения ориентируются на привозное сырье. Таковые имеются в Санкт-Петербурге.

Есть такие виды машин, потребность в которых испытывают только некоторые регионы. Это касается, например, тракторов для вывоза леса и льноуборочных комбайнов. Подобную технику нелегко транспортировать, а значит, ее лучше всего производить там, где в ней существует потребность.

Испытываемые трудности

Развитие машиностроительного комплекса с 90-х годов прошлого века значительно снизило свои темпы. Одни из подобных предприятий просто закрыли, другие в значительной мере сократили объемы выпускаемой продукции. Особенно снизилось количество продукции на заводах, выпускающих станки, сельскохозяйственную технику, а также изделия точного машиностроения. В чем была основная причина данного процесса? Она крылась в низком качестве нашей продукции, которая не могла конкурировать с изделиями импортного производства. Кроме того, после распада Советского Союза произошел разрыв всех производственных связей, ранее существовавший между республиками страны.

Обострению ситуации способствуют многие зарубежные компании. Проникая на наш рынок, такие корпорации значительно повышают уровень конкуренции.

Еще одной острой проблемой машиностроительной отрасли является дефицит кадров. Та система подготовки трудовых ресурсов, которая существовала в СССР, была попросту разрушена. На сегодняшний день возраст квалифицированных работников уже приближается к пенсионному. По причине острой нехватки молодых кадров значительно тормозится процесс модернизации машиностроительного производства. Но такое плачевное положение немного улучшается благодаря инвестиционным проектам. Строятся и уже построены новые заводы, проводится реконструкция старых предприятий, налаживаются новые и восстанавливаются ранее существовавшие производственные связи.

САМАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра экономической и социальной географии

по курсу «ЭКОНОМИЧЕЧКАЯ ГЕОГРАФИЯ»

на тему «География отраслей

машиностроительного комплекса РФ»

Руководитель Воронин В.В.

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Место машиностроительного комплекса в хозяйстве РФ. Факторы и особенности его размещения.

2.

Территориальная структура машиностроительного комплекса РФ.

3.

Современные проблемы и перспективы развития и размещения машиностроительного комплекса. Приложение Использованные источники

1. Место машиностроительного комплекса в хозяйстве РФ.

Факторы и особенности его размещения

Машиностроительный комплекс – составная часть единого народного хозяйственного комплекса страны. Это обусловлено в первую очередь тем, что машиностроение:

* создает машины и оборудование, используемое в других отраслях и тем самым создает условия для развития всех других отраслей промышленности;

* является крупнейшим потребителем продукции черной и цветной металлургии, а также целого ряда других отраслей;

* обеспечивает занятость довольно большой доли трудовых ресурсов;

* выступает как районообразующий фактор;

* является отражением степени развития производительных сил в регионе;

* дает существенный толчок развитию прогрессивных технологий.

То есть, можно сказать, что экономика всей страны напрямую зависит от состояния данного промышленного комплекса.

Машиностроительный комплекс относится к сложным, многоотраслевым комплексам, включающим компоненты, представленные на рисунке 1.

Машиностроение — ведущая отрасль промышленности. Машиностроение занимается производством машин и оборудования, различного рода механизмов для материального производства, науки, культуры, сферы услуг. Следовательно, продукция машиностроения потребляется всеми без исключения отраслями народного хозяйства.

Металлообработка занимается производством металлических изделий, ремонтом машин и оборудования.

Машиностроение также производит предметы потребления, в основном длительного пользования. Эта отрасль имеет огромное значение для народного хозяйства страны, так как служит основой научно-технического прогресса и материально-технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства

Машиностроительный комплекс — крупнейший из промышленных комплексов, на его долю приходится почти 25% стоимости произведенной продукции и почти 35% всех работающих в хозяйстве России, а также около 25% стоимости основных промышленно-производственных фондов. В нашей стране этот комплекс развит недостаточно. В экономически высокоразвитых странах на продукцию машиностроительной отрасли приходится 35-40% стоимости промышленного производства и 25-35% занятых в промышленности, в развивающихся странах значительно меньше.

По сравнению с промышленностью в целом, машиностроение и металлообработка характеризуются более крупными размерами предприятий (средний размер предприятия в отрасли составляет по численности рабочих около 1700 человек, по сравнению с менее чем 850 по промышленности в целом), большей фондоёмкостью, капиталоёмкостью и трудоёмкостью продукции. Сложная продукция машиностроения требует разнообразной по профессиям и высококвалифицированной рабочей силы.

Среди всех отраслей промышленности машиностроение занимает первое место по доле в валовой продукции и промышленно-производственном персонале, второе место (после топливно-энергетического комплекса) по доле в промышленно-производственных фондах, а также в структуре экспорта.

Структура машиностроения очень сложна, в состав этой отрасли входят как самостоятельные отрасли, такие как тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническая промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроение и инструментальная промышленность; приборостроение; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности и т.д., так и множество специализированных подотраслей и производств.

Машиностроение создает машины и оборудование, применяемые повсеместно: в промышленности, сельском хозяйстве, в быту, на транспорте. Следовательно, научно-технический прогресс во всех отраслях народного хозяйства материализуется через продукцию машиностроения, в особенности таких ее приоритетных отраслей как станкостроение, электротехническая и электронная промышленность, приборостроение, производство электронно-вычислительной техники. Машиностроение, таким образом, представляет собой катализатор научно-технического прогресса, на основе которого осуществляется техническое перевооружение всех отраслей народного хозяйства.

Поэтому его отрасли развиваются ускоренными темпами, а их число непрерывно растет. По роли и значению в народном хозяйстве их можно объединить в 3 взаимосвязанные группы:

1. Отрасли, обеспечивающие развитие научно-технической революции во всем народном хозяйстве — это приборостроение, химическое машиностроение, электротехническое и энергетическое машиностроение.

2. Отрасли, обеспечивающие развитие научно-технической революции в машиностроении — это станкостроение и инструментальная промышленность.

3. Отрасли, обеспечивающие развитие научно-технической революции в отдельных отраслях хозяйства — это строительно-дорожное, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, автомобилестроение и др.

За последние десятилетия возник ряд новых отраслей, связанных с выпуском средств автоматизации, электроники и телемеханики, оборудования для атомной энергетики, реактивной авиации, бытовых машин. Коренным образом изменился характер продукции в старых отраслях машиностроения.

Основное экономическое назначение продукции машиностроения — облегчить труд и повысить его производительность путем насыщения всех отраслей народного хозяйства основными фондами высокого технического уровня.

Машиностроительный комплекс – важнейший комплекс, играющий огромную роль в производственном процесса, взаимосвязанный со многими отраслями хозяйства страны, имеющий свою отраслевую структуру, специализацию внутри нее и отличительные особенности. На его развитие и размещение оказывает влияние гамма факторов. Развитие и размещение его отраслей базируется на тех же принципах, что и всех отраслей единого народного комплекса. Принципы развития и размещения преломляются в общих и специфических факторов, оказывающих влияние на развитие и размещение отраслей машиностроительного комплекса:

· Природные условия, география природных и сырьевых ресурсов.

· Объемы капитальных вложений, источники финансирования.

· Специализация и уровень развития хозяйств экономических районов.

· Базовый уровень развития науки и техники.

· Пути сообщения и транспортная сеть.

· Трудовые ресурсы, их состав, уровень квалификации.

· Формы организации производства

· Масштабы, структура и география потребления продукции.

· Транспортабельность сырья и готовой продукции.

· Экологическая обстановка в регионе.

Важнейшим является наличие общественной потребности в продукции, квалифицированных трудовых ресурсов, собственного производства или возможности поставки конструкционных материалов и электроэнергии. И хотя в целом машиностроение принадлежит к отраслям «свободного размещения», так как оно в меньшей степени испытывает влияние таких факторов, как природная среда, наличие полезных ископаемых, воды и т.д. В тоже время на размещение предприятий машиностроения сильное влияние оказывает ряд других факторов. К ним можно отнести:

Наукоёмкость: Трудно представить себе современное машиностроение без широкого внедрения научных разработок. Именно поэтому производство наиболее сложной современной техники (компьютеров, всевозможных роботов) концентрируется в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой: крупными НИИ, конструкторскими бюро (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и др.). Ориентация на научный потенциал — основополагающий фактор размещения машиностроительных предприятий.

Металлоёмкость: Отрасли машиностроения, занимающиеся производством такой продукции, как например, металлургического, энергетического, горно-шахтного оборудования потребляют много черных и цветных металлов. В связи с этим машиностроительные заводы, занимающиеся выпуском такого рода продукции обычно стараются находиться как можно ближе к металлургическим базам, чтобы уменьшить затраты по доставке сырья. Большинство крупных заводов тяжелого машиностроения расположены на Урале.

Трудоёмкость: С точки зрения трудоёмкости машиностроительный комплекс характеризуется большими затратами и очень высокой квалификацией труда. Производство машин требует больших затрат рабочего времени. В связи с этим достаточно большое количество отраслей машиностроения тяготеют к районам страны, где концентрация населения высока, и в особенности там, где есть высококвалифицированные и инженерно-технические кадры. Чрезвычайно трудоёмкими можно назвать следующие отрасли комплекса: авиационная промышленность (Самара, Казань), станкостроение (Москва, Санкт-Петербург), производство электротехники и точных приборов (Ульяновск).

Рубрика: Технические науки

Дата публикации: 24.01.2019 2019-01-24

Статья просмотрена: 720 раз

Библиографическое описание:

Широченко Н. В., Иванова Е. П. Анализ машиностроительного комплекса России // Молодой ученый. — 2019. — №4. — С. 83-85. — URL https://moluch.ru/archive/242/55824/ (дата обращения: 25.11.2019).

Рассмотрены вопросы развития машиностроения как одной из экономических отраслей. Обращено внимание на перспективу развития машиностроения в среднесрочном периоде, для чего необходимо воссоздать отраслевую инфраструктуру.

В статье рассматриваются основные показатели машиностроения, определяется проблематика отрасли, а также рассмотрены основные негативные и положительные тенденции развития.

Ключевые слова: машиностроительный комплекс, сельскохозяйственное машиностроение, транспортное машиностроение.

The questions of development of mechanical engineering as one of the economic branches are considered. Attention has been paid to the prospects for the development of machine-building in the medium-term production, for which it is necessary to recreate the industrial infrastructure.

The article discusses the main indicators of mechanical engineering, determines the problems of the industry, as well as the main negative and positive trends.

Key words: stocks of the state reserve; logistics reserves reserve of the state.

На протяжении всего советского времени отрасль машиностроения занимала ведущее место в мире и по объемам продукции, и по достаточно высокому качеству, даже если не учитывать достижений оборонной промышленности, которая лидировала на международном рынке оружия и космических услуг, принося в казну многомиллионные выручки. В целом же продукция машиностроителей составляла около 40 процентов валового внутреннего продукта, в отрасли было занято примерно 30 процентов трудоспособного населения с удельной производительностью труда в 70 процентов от уровня США, а доля в экспорте составляла 32–37 процентов [2].

Однако то, что так усердно строилось, было мировой гордостью, разрушилось буквально за считанные годы, начиная с 1991 г. Не считая оборонных предприятий, государство утратило свои обязательства по управлению и планированию производства, отдав все процессу приватизации. В результате сохранились лишь часть стратегически ориентированные предприятия для поддержки экспортных функций: топливно-сырьевой, горнодобывающей, транспорта, сельского хозяйства. Отрасль машиностроения была скуплена и обанкрочена западными и отечественными корпорациями, освобождающиеся площади были отданы под аренду жилья или коммерческих структур.

Таким образом, к 2000 году практически перестали выпускать продукцию предприятия сельхозмашиностроения, электронной промышленности, тяжелого машиностроения, турбин и авиационных двигателей. Практически была свернута деятельность энергомашиностроителей, станкостроители, производители станков и оборудования для легкой и пищевой промышленности, двигателей внутреннего сгорания и так далее.

Только в 2013 году Правительство РФ провело совещание о мерах по развитию отечественного машиностроения в целях модернизации военно-промышленного комплекса. Это совещание стало первым звеном в цепи ключевых решений, целью которых стало возрождение отечественного машиностроения, но пока не всех его отраслей [1].

Стратегия Правительства намечена, в первую очередь, на оборонный комплекс, так он наименее пострадал от разрушительных либеральных действий. Положены зачатки на восстановление, модернизацию и развитие гражданской электронной промышленности, прежде всего, субсидиарно для малых предприятий. Параллельно намечено развивать и отечественное станкостроение, ориентируясь, прежде всего на отрасль ОПК [4].

Не прошли вниманием и такие стратегические отрасли, как сельскохозяйственное машиностроение и транспортное машиностроение. Данные отрасли получили мощную государственную поддержку и финансовые ресурсы. Возрождение сельскохозяйственного машиностроения призвано обеспечить к 2020 году развитие агропромышленного комплекса до уровня, полностью исключающего зависимость страны от импорта продовольствия. Сельские регионы должны получить около 13 тысяч новых тракторов и около 7 тысяч зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов, все — отечественного производства [3].

Транспортное машиностроение как объект господдержки предусматривает дополнительные ассигнования в размере минимум 10 миллиардов рублей. Прежде всего, продолжится сооружение мощностей вагоностроения. Транспортное машиностроение с высокой занятостью работников стало, пожалуй, единственной отраслью, которая сохранила независимость от импортных поставок, обеспечив устойчивое функционирование отечественных железных дорог. Современные вагоны, локомотивы, оборудование для путевого хозяйства — всего на 180–200 миллиардов рублей в год — ее вклад в создание современного логистическо-транспортного комплекса страны, который позволит комплексно и пропорционально развиваться всем регионам России.

Для сохранения благополучия и успешного развития машиностроения, продукция которых востребована экспортно-ориентированными отраслями, необходим переход к новому технологическому укладу, на пороге которого стоят США, Китай, Япония и другие развитые страны. Необходимо менять финансово-управленческую модель экономики. Речь идет не только об управлении и регулировании отраслей машиностроения, но и об осмысленной кредитной политике Центробанка России. Наличие доступных инвестиций открывает широкие возможности для развития и совершенствования российского машиностроения, данный тезис подтвержден на примере новых сельскохозяйственных машин и локомотивов.

В настоящее время Китай является неоспоримым лидером по выпуску продукции машиностроения. Особенно Китай отличился в станкостроении, ежегодно экспортируя около 1 миллиона станков. В большинстве своём Китай производит легковые автомобили, которые пользуются большим спросом. Страны европейского союза наступают на пятки Китаю, но судя по тому, что темп роста выпуска чистой продукции Китая увеличился на 2,44 %, можно сделать прогноз, что Китай не сдаст свои позиции и еще крепче закрепится на мировом рынке машиностроения. Россия занимает далеко не лидирующую позицию на рынке машиностроения, уступая Японии, США, ЕС, Бразилии и Китаю. Это объясняется тем, что в России занимается в основном импортированием оборудования, нежели производством собственной продукции [4].

Развитие транспортного машиностроения является экономически целесообразным, так как удешевляет перевозки и оптимизирует цены на стоимость, допустим, разрабатываемого в горнорудной промышленности сырья, что тоже приводит к уменьшению инфляции в конечном итоге.

Машиностроительный комплекс играет важную роль в экономике, снабжая своей продукцией нужды материального производства, обороны, непроизводительной сферы и, в конце концов, населения. От машиностроительного комплекса напрямую зависит технологический прогресс общества и качество жизни населения.

  1. Заседание бюро Союза машиностроителей и Лиги содействия оборонным предприятиям [Текст] // Инвестиции в России. — 2017. — № 7. — С. 47–48.
  2. Панасюк А. Н. Развитие регионального машиностроения в Амурской области [Текст] / А. Н. Панасюк, В. М. Ширяев, А. А. Кувшинов // Сельский механизатор. — 2016. — № 1. — С. 4–5, 7
  3. Промышленные кластеры и их роль в развитии промышленной политики региона [Текст]: монография / [И. С. Ферова и др.]. — Красноярск: СФУ, 2014. — 246 с.
  4. Хартанович Е. А. Экономика машиностроительного производства (экономика предприятия) [Текст]: — Красноярск: СибГТУ, 2014 -. Ч. 1. — 2014. — 100 с.
Оцените статью
Topsamoe.ru
Добавить комментарий