Норматив киловатт на человека

Начавшаяся в 20-х годах прошлого столетия электрификация нашей страны давно принесла свои результаты, и теперь доступ к электричеству имеет большинство россиян. По итогам 2012 года суммарное централизованное электропотребление составило 1037,7 млрд кВТ/час, что на 1,6% больше, чем в 2011 году.

Однако новые времена породили новые проблемы — сегодня электроэнергия расходуется гражданами и организациями неэкономно. По данным Минэнерго России, годовые потери электроэнергии в результате нерационального ее потребления составляют около трети от общего объема используемой электроэнергии.

Это вынуждает законодателя искать новые пути стимулирования бережного расходования электроэнергии. Комплексная работа в этом направлении началась в 2009 году с принятием Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", закрепившего принципы рационального расходования электричества. К важным рамочным документам в этой сфере стоит отнести также Государственную программу Российской Федерации "Энергоэффективность и развитие энергетики" (утв. распоряжением Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. № 512-р). Одним из ее показателей является снижение к 2020 году энергоемкости валового внутреннего продукта России не менее чем на 40% по отношению к уровню 2007 года.

Социальная норма потребления электрической энергии (мощности) — определенное количество (объем) электрической энергии (мощности), которое потребляется населением и приравненными к нему категориями потребителей, в пределах которого и сверх которого поставки электрической энергии (мощности) осуществляются по различным регулируемым ценам (тарифам) (ст. 3 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ "Об электроэнергетике").

Эту же цель преследует затронувший многих россиян новый порядок расчета платы за электроэнергию — с применением социальной нормы потребления (постановление Правительства РФ от 22 июля 2013 г. № 614 "О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)"). Суть этого новшества заключается в том, что определенный объем электроэнергии в пределах социальной нормы потребители оплачивают по пониженной стоимости, а потребленное сверх нормы электричество стоит дороже. Кабинет министров установил, что тарифы рассчитываются исходя из цен на электричество, применяемых с 1 июля 2013 года: в пределах социальной нормы тариф должен быть ниже этого уровня, а сверхнормативное потребление, напротив, должно превышать эту планку.

Подобная практика уже давно внедрена на Западе — так, государствам-членам ЕС рекомендовано отменить те инициативы по тарифам на электроэнергию, которые необоснованно увеличивают объем распределенной или переданной энергии 1 , а страны-участницы СНГ обязались разработать экономические механизмы, стимулирующие повышение энергоэффективности 2 .

Рассмотрим, каким образом устанавливается социальная норма и какие регионы уже затронуло нововведение.

Порядок установления. Размер социальной нормы определяют регионы, ориентируясь при этом на выборочные данные об объеме потребления электроэнергии за 2012 год потребителями, не имеющими кухонной электроплиты, в количестве не менее 10 тыс. человек, а также о количестве зарегистрированных жилых помещениях лиц (п. 3 Положения об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) (утв. постановлением Правительства РФ от 22 июля 2013 г. № 614) (далее — Положение).

Домохозяйство — группа потребителей, в установленном порядке зарегистрированных в жилом помещении или проживающих в жилом помещении специализированного жилищного фонда

Тип жилого помещения — категория жилого помещения, определяемая в зависимости от места нахождения жилого помещения в городских или сельских населенных пунктах, его оснащения в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи, и (или) электроотопительными установками, и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения (п. 2 Положения об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) (утв. постановлением Правительства РФ от 22 июля 2013 г. № 614)).

Для расчета социальной нормы определяется так называемая группа домохозяйств. Всего существует шесть таких групп — первая (в жилом помещении зарегистрирован один потребитель), вторая (зарегистрировано два потребителя) и т.п. Пятая группа домохозяйств предполагает, что в жилом помещении зарегистрировано пять и более потребителей, а к потребителям шестой группы относятся проживающие в жилых помещениях специализированного жилищного фонда в случаях, когда они не объединены совместным ведением хозяйства (п.12 Положения). Естественно, с увеличением количества зарегистрированных в жилом помещении лиц возрастает и социальная норма — для второго члена семьи надбавка составит 50 кВт/ч в месяц, а для каждого последующего — 20 кВт/ч в месяц.

Другим показателем, влияющим на размер социальной нормы, является тип жилого помещения. Их также шесть — три для городских и три для сельских поселений в зависимости от оборудования электроплитами либо электроотопительными и электронагревательными установками.

Надбавки. Имеющим кухонную электроплиту домохозяйствам полагается надбавка, размер которой устанавливается также регионом и не может превышать 90 кВт/ч в месяц на человека. Нижняя граница дополнительного объема электричества при этом не закреплена (п. 6 Методики расчета социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) (утв. постановлением Правительства РФ от 22 июля 2013 г. № 614)). Не учитывается при расчете социальной нормы электроэнергия, расходуемая на централизованное горячее тепло- и водоснабжение, однако если оно в жилом помещении отсутствует, также применяются соответствующие надбавки:

  • не более 3000 кВт/ч в месяц на одно домохозяйство на электроотопление в течение отопительного периода;
  • 100 кВт/ч в месяц на одного человека, если в доме есть отопительная установка, работающая по принципу водоподогрева (круглогодично) (п. 7 Методики расчета социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) (утв. постановлением Правительства РФ от 22 июля 2013 г. № 614)).

Льготы. Помимо надбавок, размер социальной нормы может увеличиваться в зависимости от состояния жилого помещения с учетом следующих повышающих коэффициентов:

  • 1,5 — для домохозяйств в аварийном жилом фонде либо ветхом жилом фонде со степенью износа более 90%;
  • 1,2 — для домохозяйств в ветхом жилом фонде со степенью износа более 70% (п. 15 Положения).

Льготы предоставлены также и одиноко проживающим пенсионерам (по старости или по инвалидности). Для них в первый год применения социальной нормы размер платы за весь объем потребленной электроэнергии рассчитывается по тарифу соцнормы. А начиная со второго года к социальной норме для таких домохозяйств применяется повышающий коэффициент 1,5.

и штрафные санкции. К ним можно отнести случаи оплаты всего объема потребленной электроэнергии по повышенному тарифу сверх социальной нормы — их два:

  • в жилом помещении не зарегистрирован (постоянно или временно) ни один жилец;
  • обнаружены факты несанкционированного подключения внутридомового оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или факты несанкционированного вмешательства в работу приборов учета (к примеру, скручены показатели счетчика) (п. 40 Положения).

Штрафные санкции предусмотрены и в случае, если индивидуальный прибор учета потребленной электроэнергии был утерян или вышел из строя, а потребитель не заменил его в течение двух месяцев. В этом случае к социальной норме применяется понижающий коэффициент 0,9 в течение первых шести месяцев потребления электроэнергии в отсутствие счетчика. Затем каждые полгода этот коэффициент будет уменьшаться на 0,1, но не менее величины 0,7 вплоть до установки нового прибора учета (п. 33 Положения). Отметим, что уже сейчас суды признают незаконным учет электроэнергии с помощью неисправных приборов или приборов, с которых сорваны пломбы (постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 22 октября 2012 г. № 07АП-7919/12).

Социальная норма для хозяйственных помещений. В отношении гаражей и прочих хозяйственных построек физических лиц (погребов, сараев) социальная норма потребления электроэнергии рассчитывается как 1/6 часть от социальной нормы для конкретного типа домохозяйств (пп. "в" п. 18 Положения).

Цитата
Александр Григорьев
, руководитель Департамента исследований ТЭК (Институт проблем естественных монополий)
"Тезис о нерациональном использовании электроэнергии населением не имеет доказательной базы. По объемам среднегодового подушевого потребления электроэнергии в быту мы сильно отстаем от развитых стран: в России этот показатель отличается от стран ЕС в 1,5-2 раза, от США – в 4! Будут граждане укладываться или нет – отдано на откуп местным властям, которые и будут устанавливать конкретные параметры. Пока имеющийся опыт (соцнорма существует давно в нескольких регионах) говорит о том, что скорее всего уложиться в соцнорму будет крайне затруднительно.
Без повышения прозрачности процесса тарифообразования и наведения порядка в этой сфере любые эксперименты по нормам, скорее всего, не будут давать того эффекта, на которые рассчитывают их авторы".

Стимулирование или ограничение?

В пилотном проекте по применению социальной нормы на электроэнергию, который был запущен 1 сентября текущего года, участвуют шесть субъектов федерации.

Минимальное значение соцнормы в расчете на первую группу домохозяйств (одиноко проживающие пользователи) зафиксировано во Владимирской и Нижегородских областях (50 кВт/ч) 3 . При этом, к примеру, во Владимирской области стоимость одного кВт/ч в пределах социальной нормы составляет 2,98 руб., а потребленная сверх нормы электроэнергия оплачивается по тарифу 3,76 руб. за кВт/ч.

Самой щедрой по отношению к своим жителям оказалась Орловская область — там размер социальной нормы на электричество составляет 190 кВт/час, а если в жилом помещении зарегистрировано более пяти человек — на каждого следующего полагается дополнительно 90 кВт/час электроэнергии ежемесячно 4 .

Помимо этого, участниками пилотного проекта стали Забайкальский край (65 кВт/ч), Красноярский край (75 кВт/ч на человека в месяц, но не менее 110 кВт/ч на абонента в месяц) и Ростовская область (96 кВт/ч).

Как правило, надбавка за установленную электроплиту имеет максимальное значение (90 кВт/ч), но есть и исключения — к примеру, в Ростовской области ее размер составляет 43 кВт/ч.

Первоначально планировалось, что действие эксперимента распространится на еще одну область — Самарскую, но в последний момент власти региона отказались от участия в нем.

Достаточны ли показатели социальной нормы для привычного пользования электроэнергией, можно сказать после несложных расчетов. Так, в среднем за месяц холодильник потребляет около 50-60 кВт/ч, стиральная машина — 20-30 кВт/ч, компьютер — от 20 до 60 кВт/ч в зависимости от интенсивности использования, чайник — 10-20 кВт/ч, утюг — 10-30 кВт/ч, телевизор — 10-30 кВт/ч, микроволновая печь — 5-10 кВт/ч, зарядные устройства — 5-10 кВт/ч. Если сложить минимальные ежемесячные показатели энергопотребления этой необходимой в быту техники, получим около 140 кВт/ч. Кроме того, в российских домах сегодня часто можно встретить посудомоечные машины, бойлеры, теплые полы, весьма энергозатратные кондиционеры и прочие приборы и устройства, существенно увеличивающие расход электричества.

Регионы, по утверждению инициаторов эксперимента, должны рассчитать норму таким образом, чтобы в ее коридор попадало более 70% населения. Вместе с тем, очевидно, что в большинстве случаев потребление электроэнергии не будет укладываться в социальную норму, которая уже получила прозвища "свет по карточкам", "электропаек" и "тариф "Лучина".

Перспективы применения соцнормы на электроэнергию.

Если сейчас пилотный проект запущен только в шести регионах, то с 1 июля 2014 года социальная норма начнет применяться на всей территории страны. Конечно, это потребует соответствующего нормативного регулирования как на федеральном, так и на региональном уровнях.

ФСТ России уже вынесла на общественное обсуждение проект приказа, устанавливающего предельные минимальные и максимальные тарифы на электроэнергию в рамках социальной нормы и сверх ее пределов для каждого субъекта. Предусмотренный этим документом максимальный уровень тарифа в пределах соцнормы за один кВт/ч,, колеблется от 0,85 руб. (Иркутская область) до 7,27 руб. (Чукотский АО), 6 руб. (Магаданская область), 5,73 руб. (Камчатский край) и т. д.

В перспективе распространение этого опыта возможно и в отношении водопотребления — об этом заявил вице-премьер Дмитрий Козак на встрече Премьер-министра РФ Дмитрия Медведева с заместителями, которая состоялась 29 июля 2013 года. Как отметил вице-премьер, соответствующей эксперимент для некоторых регионов будет организован уже в следующем году, а с 2015 года соцнормы на потребление воды будут действовать для всех россиян.

О том, какие меры воздействия на должников применяют управляющие компании и насколько они законны, читайте в нашем материале "Взыскание задолженности за услуги ЖКХ сегодня и завтра"

Укреплять платежную дисциплину потребителей электроэнергии предлагается и с помощью усиления ответственности за несвоевременную оплату электричества. Соответствующий законопроект сейчас находится на рассмотрении Госдумы 5 . Инициатива Правительства РФ предполагает закрепление неустойки в размере 1/170 ставки рефинансирования ЦБР за каждый день просрочки платежа. Таким образом, если годовая задолженность за электричество составляет, к примеру, 5 тыс. руб., то размер неустойки за этот же период составит 885 руб.

Кроме того, законопроект ужесточает ответственность за самовольное подключение к сетям инфраструктуры и безучетное потребление электрической энергии и иных энергетических ресурсов. Для граждан сумма административного штрафа за указанное правонарушение может составить от 1500 руб. до 50 тыс. руб. (сейчас – от 1500 руб. до 2000 руб.), для должностных лиц – от 30 до 40 тыс. руб. (сейчас – 3 тыс. руб. до 4 тыс. руб.), для юридических лиц – от 100 до 300 тыс. руб. (сейчас – от 30 тыс. руб. до 40 тыс. руб.).

Ваш ход

Рациональное использование электроэнергии сегодня "в тренде", и не только из-за ее дороговизны, но и благодаря желанию не навредить экологической обстановке избыточным расходованием электричества. В День Земли, отмечаемый в период весеннего равноденствия, жители многих стран, а также организации и органы власти в намеченное время проводят один час без электричества. Но и в повседневной жизни можно регулярно экономить на этом ресурсе — к примеру, используя энергосберегающие лампы, расходующие электричество в пять-шесть раз экономнее обычных ламп накаливания. Напомним, еще с 1 января 2011 года в России запрещены к обороту лампы накаливания мощностью свыше 100 Вт и более (ч. 8 ст. 10 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), и в будущем курс на дальнейшее сокращение использования этого вида ламп также будет реализовываться.

Помимо этого, рекомендуем при выборе новой бытовой техники обращать внимание на класс энергопотребления — например, на европейской технике он обозначается маркировкой буквами от A до G (по степени убывания энергосбережения).

Интересные цифры приводит на своем официальном сайте Минэнерго России. Так, своевременная замена и чистка пылесборника и фильтров пылесоса экономит до 10-30% электроэнергии. Такое же количество энергии позволяют сэкономить:

  • включение кондиционера при закрытых дверях и окнах;
  • своевременное удаление накипи в электрочайнике и наполнение его по мере потребности в кипяченой воде;
  • установка холодильника как можно дальше от источника тепла (радиатор отопления, солнечные лучи и т.п.), помещение в него только остывших продуктов и своевременная его разморозка и др.

Более 90% мощностей действующих электростанций, 83% жилых зданий, 70% технологического оборудования электрических сетей и 66% тепловых сетей было построено еще до 1990 года, а около четверти используемых в настоящее время бытовых холодильников было приобретено более 20 лет назад.

Самостоятельно подсчитать потери электроэнергии при работе бытовых приборов в режиме ожидания в вашем доме, определить эффективность применения энергосберегающих ламп, а также рассчитать, сколько электричества можно сэкономить в зависимости от площади остекленения и воздухопроницаемости окон можно на сайте проекта Российского энергетического агентства "Энергоэффективная Россия".

Введение социальной нормы электроэнергии вызвало серьезный общественный резонанс — во многом это обусловлено отсутствием обсуждения ее размеров с представителями общества и недостатком информации для населения в целом. Власти подчеркивают, что новшество будет стимулировать к рациональному энергопотреблению, а также позволит малоимущим гражданам экономить на электричестве. Впрочем, в последнем многие эксперты сомневаются, указывая, что как раз россияне с низким уровнем доходов не могут позволить себе приобрести бытовую технику с более высоким классом энергосбережения и даже энергосберегающие лампы.

В целом проблема сокращения объемов нерационально потребляемой электроэнергии, безусловно, должна носить комплексный характер и не ограничиваться установлением соответствующих мер только для граждан. Так, более 90% мощностей действующих электростанций, 83% жилых зданий, 70% технологического оборудования электрических сетей и 66% тепловых сетей было построено еще до 1990 года, а в промышленности эксплуатируется 15 % полностью изношенных основных фондов. Около четверти используемых в настоящее время бытовых холодильников было приобретено более 20 лет назад.

Проблему обновления инфраструктуры энергокомплекса и внедрения стандартов энергосбережения при проектировании и строительстве новых объектов государству еще предстоит решить, но привыкнуть эффективно расходовать электричество россиянам придется уже сегодня.

Документы по теме:

Новости по теме:

________________________

1 Директива № 2006/32/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза "Об энергетической эффективности и энергетических услугах и отмене Директивы Совета ЕС 93/76/ЕЭС".
2 Решение Экономического совета СНГ "Об Основных направлениях и принципах взаимодействия государств-участников Содружества Независимых Государств в области обеспечения энергоэффективности и энергосбережения".
3 Постановление Губернатора Владимирской области от 23 ноября 2004 г. № 623 "О социальной норме потребления электрической энергии для населения Владимирской области", постановление Правительства Нижегородской области от 28 мая 2012 г. № 310 "Об установлении размера социальной нормы потребления электрической энергии населением".
4 Приказ Управления по тарифам Орловской области от 24 августа 2013 г. № 1299-т "Об установлении величины социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) на территории Орловской области".
5 Текст законопроекта № 348213-6 размещен на официальном сайте Госдумы.

Многие владельцы недвижимости слышали о таком понятии, как норма на электроэнергию для населения, но мало кто знает, что это означает на практике. Регулирование данного вопроса осуществляется на законодательном уровне.

В обзоре мы подробно расскажем обо всех нюансах расчёта норматива энергопотребления, а также расскажем, по каким показателям ведётся учёт.

Чем регламентируется норматив потребления электроэнергии

Расчёт потребляемого электричества населением регулируется на законодательном уровне несколькими Федеральными законами и Постановлением Правительства РФ. От установленных нормативов во многом зависит конечная сумма в квитанциях за электроэнергию. Рассмотрим главные аспекты каждого закона более детально, чтобы иметь полное представление о данном вопросе.

Правительственное постановление № 614

В данном документе описаны правила проведения выборочной проверки для установления норматива, а также представлены методики проведения расчётов и сбора статистических сведений. Помимо этого, указаны категории жилых помещений, для которых определён фиксированный предел потребления электричества. При его превышении гражданин обязан оплачивать услуги с применением повышающих коэффициентов.

Смысл Постановления в том, чтобы 70% населения могли уложиться в установленные нормы без ущемления для себя и своей семьи, влияющего на качество жизни. В среднем определён показатель в 70 кВт/ч на одного жильца. Данная цифра может изменяться региональным поставщиком, но такие действия должны быть обоснованы статистическими данными по региону.

Дело в том, что наша страна большая и находится в разных климатических зонах. Соответственно, меняется потребления электричества, так как оно идёт на освещение, отопление и прочие нужды.

В статье 33 Постановления Правительства №614 от 22.07.2013 г. определены размеры платы за потреблённую энергию при отсутствии электросчётчиков.

Таким образом, если в помещении есть техвозможность установления электросчётчика, но владелец по каким-либо причинам не делает этого, то оплачивать он будет по нормативу и повышающему его коэффициенту. Но если техвозможности нет и это доказано документами установленной формы, то оплата будет проводиться по фиксированным ставкам без повышения. Поэтому если у Вас не установлен прибор учёта, то при коммунальных начислениях нужно обращаться к статье 33 ПП №614.

Важно! В законе написано “понижающий коэффициент”. Этот термин относится к льготе. Он повышает установленный тариф.

А также в Постановлении указаны коэффициенты, влияющие на повышение ставки при поломке электросчётчика. То есть если потребитель не устранил проблему путём установления нового прибора учёта, то по истечении 2 месяцев к нему будут применяться следующие коэффициенты:

  • в первые полгода – 0,9%;
  • в каждом последующем периоде, равном 6 месяцам – 0,1.

В данном законе в статье 38 указано, что норматив может быть пересмотрен в отношении некоторых категорий граждан в сторону уменьшения, но для этого нужно подать заявление в энергоснабжающую компанию.

Перерасчёт производится в течение 10 рабочих дней. При этом берётся период начала возникновения прав на льготу, но не более чем за 1 год.

При появлении основания на получение льготы гражданин должен самостоятельно уведомить об этом исполнителя, то есть энергоснабжающую организацию.

Пунктом №14 установлена льготная категория граждан, имеющих право на снижение социальной нормы с применением коэффициента 1,5. При этом объём потребляемой энергии не должен выходить за пределы нормы.

Ранее к таким категориям относили только одиноко проживающих пенсионеров и их домохозяйства. Как видно из закона, перечень был расширен. Теперь большая часть граждан может воспользоваться льготами по электроэнергии.

Федеральный закон № 35-ФЗ

Данный закон направлен на определение полномочий органов госвласти, регулирование отношений в сфере электроэнергетики. Также он определяет права и обязанности субъектов, осуществляющих деятельность в области поставки и выработки электричества, и потребителей.

В настоящем законе в статье 3 определены основные понятия электроэнергетики:

  1. Расчётный период.
  2. Ценовые и неценовые зоны.
  3. Гарантирующий поставщик.
  4. Территориальная сетевая организация.
  5. Виды отключений и многое другое.

Федеральный закон носит универсальный характер, создаёт единые правила регулирования отношений и распространяется как на потребителей, так и на субъектов оптово-розничных рынков энергетики.

В пункте 5 статьи 23 говорится о принципах и методах регулирования цен. Установлено, что поставщик не может изменять тарифы чаще, чем раз в месяц. Поэтому энергосбытовые компании изменяют цены на поставляемый энергоресурс в конце года.

Статья 38 регулирует отношения между поставщиками электроэнергии и потребителями. Так, в ней описано, что за качество поставляемого энергоресурса отвечает субъект электроэнергетики в соответствии с техрегламентами и иными обязательными требованиями.

С целью соблюдения надёжности, поставляемого энергоресурса до потребителя, законом установлено, что должны соблюдаться правила техэксплуатации сетей. Обязательно наличие гарантирующего поставщика, отвечающего за бесперебойную работу всей схемы поставки электричества клиенту.

Федеральный закон № 261-ФЗ от 23.11.2009 г

Настоящий закон направлен на регулирование отношений по энергоснабжению и действий, связанных с повышением энергоэффективности. Именно с этой целью был создан закон № 261-ФЗ: ввести и закрепить на государственном уровне экономическое, правовое и организационное стимулирование в области энергосбережения и энергоэффективности.

Как сказано в статье 5, действие данного закона распространяется:

  • на деятельность, где применяются различного рода энергоресурсы;
  • на энергетические ресурсы и воду, подаваемую через центральное водоснабжение;
  • на организации, относящиеся к коммунальным хозяйствам, субъектам естественных монополий, регулирование цен (тарифов) которых производится государством РФ;
  • на область обороны государства и его безопасности.

В статье 13 говорится о применении приборов учёта потребляемых ресурсов и об обязанности устанавливать системы измерения в жилых и нежилых помещениях. При этом оборудование должно соответствовать требованиям законодательству РФ. Не подлежат установке электросчётчиков следующие объекты:

  • ветхое и аварийное жильё;
  • здания, находящиеся в списках под снос;
  • здания, ожидающие капремонта.

В пункте 9 статьи 13 говорится, что организации, осуществляющие деятельность по передаче энергоресурсов по общим инженерным сетям, обязаны проводить работы по установке приборов учёта. При этом они не могут отказать гражданам в заключении такого договора, если клиент обслуживается на их участке. Также в данном пункте сказано, что цена проведения работ по установке новых ПУ устанавливается по соглашению сторон, то есть имеет место свободное ценообразование. Если клиенту предоставляется рассрочка платежа, то процент по ней не должен превышать установленную на день заключения договора ставку рефинансирования ЦБ РФ. Исключение составляют средства бюджета, по которым допускается повышенная ставка.

О социальной норме говорится в пункте 4 статьи 27, где уточняется, что её могут устанавливать только органы госвласти и местного самоуправления, имеющие на то полномочия. При этом в обязательном порядке разница должна быть компенсирована энергосбытовой компании.

Как рассчитывается норматив электроэнергии

В каждом регионе установлены свои нормы потребления электроэнергии из расчёта на одного человека. Ознакомиться с ними можно на сайте своей энергоснабжающей компании. Для жителей Москвы и области такой является “Мосэнергосбыт”.

Если у собственника жилья не установлен счётчик, то расчёт потребляемой энергии ведётся по нормативу. Формула расчёта следующая:

Если электросчётчик отсутствует или показания по ПУ не передаются жильцом более полугода, то расчёт будет проводиться по другой формуле:

По Москве действуют следующие нормативы:

Одинокий гражданин Семья, в т.ч. и с детьми-инвалидами
с газовой плитой 50 кВт/ч 45 кВт/ч
с электроплитой 80 кВт/ч 70 кВт/ч

Оплату по нормативу производят в следующих случаях:

  • не установлен электросчётчик;
  • прибор учёта установлен, но не введён в эксплуатацию;
  • не обнаружен узел учёта.

Начисление электроэнергии по нормативу при наличии счётчика также возможно. К таким ситуациям относят следующие:

  • когда прибор установлен, но не принят к учёту энергоснабжающей компанией;
  • когда электросчётчик сломан и новый не установлен.

Показатели, которые влияют на величину норматива

На размер начисления норматива влияют показания, к которым относят:

  • количество граждан, временно или постоянно проживающих на данной жилплощади;
  • наличие льгот;
  • установленный регионом норматив;
  • применяемый тариф.

Справка! Если согласно техприсоединению у объекта нет возможности установить электросчётчик, то повышающий коэффициент не применяется. Это правило также относится к ветхому и аварийному жилью.

Установленный норматив зависит от некоторых факторов:

  1. Наличие или отсутствие электроплиты.
  2. Регион нахождения объекта.
  3. Сельская или городская черта.
  4. Наличие у потребителя социальной нормы, то есть льготы.

Ограничения потребления электроэнергии для физических лиц

В некоторых ситуациях энергоснабжающие компании на законных основаниях могут отключать жилые объекты от электричества. Ограничение потребления электроэнергии для физических лиц может произойти в следующих ситуациях:

  1. Образование долга, в сумме составляющего более 2 месяцев.
  2. Требование судебных приставов.
  3. Дальнейшее использование внутридомового оборудования небезопасно для жизни и здоровья людей.
  4. У присоединённого по временной схеме объекта закончился срок технологического присоединения или возникли основания для досрочного расторжения договора.

При этом поставщик должен уведомить потребителя о введении мер ограничивающего характера одним или несколькими способами:

  1. Сообщение на телефон.
  2. Звонок лично потребителю по указанным контактам.
  3. В квитанции об оплате.
  4. Письмо на электронную почту.
  5. Публикация в периодическом печатном издании, где публикуются законодательные и нормативные акты.

Поэтому если потребитель говорит, что не получал уведомлений, то это ещё не означает, что компания-поставщик действует незаконно.

Нормативы потребления электроэнергии в частном доме

Жилые дома в основном отапливаются за счёт электрокотлов, потребляющих значительное количество энергии. Для того чтобы определить норматив для своего объекта, нужно посмотреть в техусловия. В них указывается мощность и часы работы отопительной системы.

Если в доме отсутствует электросчётчик, то для определения общего количества потреблённого ресурса нужно сложить количество энергии, ушедшей на бытовые нужды, и электричества, потраченного на отопление.

Важно! Если у Вас установлен электросчётчик, но контролёр не смог дважды снять с него показания, то составляется акт отказа. После этого в течение 3 месяцев оплата будет проводиться по средним показателям, а после — по нормативу.

Норматив потребления электроэнергии без счётчика

В тех ситуациях, когда возможна установка прибора учёта, но собственник жилья отказался от неё, расчёт ведётся по нормативу. То же правило действует и в отношении тех жильцов, у которых электросчётчик стоит, но по каким-либо причинам он не введён в эксплуатацию.

Нормативы устанавливаются на региональном уровне. Поэтому точную информацию можно получить в своей энергосбытовой компании или на её сайте. Применяемая ставка в данной ситуации “Однотарифная”. Она действует в зависимости от сезонности. В расчёт берётся количество проживающих и даже временно прописанных лиц. Формула расчёта указана в статье выше.

Необходимо учитывать, что при составлении подсчётов расхода электроэнергии для объектов, где не установлен электросчётчик, но техническая возможность установки имеется, дополнительно применяется повышающий коэффициент в размере 1,5.

Если Вы столкнулись с расчётами по нормативам, то мы просим поделиться своим опытом и подробно рассказать о своей ситуации. Ваш отзыв очень важен для энергосбытовой компании и других потребителей.

Отечественное законодательство предусматривает утверждение норм электроэнергии для населения, влияющих на итоговую сумму оплаты, предъявляемую в счёте поставщиком услуг. Рассмотрим установленные в РФ лимиты потребления электрической энергии, с учётом факторов, влияющих на величину норматива.

Чем регламентируется

Порядок расчёта нормативов электроэнергии, поставляемой населению, и прочие вопросы, связанные с потреблением данного ресурса, регламентируются следующими законодательными актами:

  1. Правительственным постановлением № 614, подписанным в июле 2017 г. и определяющим порядок социального нормирования электроэнергии. Читать постановление (документ откроется в новой вкладке).
  2. Федеральным законом № 35-ФЗ, принятым в марте 2003 г. с коррективами 2018 г., устанавливающим общие принципы российской электроэнергетики. Читать закон.
  3. Федеральным законом № 261-ФЗ от 23.11.2009 г., направленным на энергосбережение и снижение потерь электроэнергии. Читать закон.

Последние изменения в плане утверждения ежемесячных лимитов электрической энергии вносились в 2013г. Нормы возросли на 10% по сравнению с действовавшими ранее. Данная мера направления на стимулирование граждан к установке индивидуальных приборов учёта, поскольку оплата по счётчику вынуждает потребителя экономить ресурсы.

Установленные показатели и факторы, влияющие на величину норматива

Учитывая условия расчёта нормативов, потребителю выгоднее расплачиваться за использованную электроэнергию по показаниям установленного счётчика. В этом случае оплата производится за фактически израсходованные ресурсы, без переплаты с учётом заложенных в методике расчёта повышающих коэффициентов.

Однако установка электросчётчиков возможна не для всех потребителей в связи с отсутствием технической возможности по причине изношенности основных фондов жилых зданий и неудовлетворительного состояния сетей. Иногда потребители не желают добровольно устанавливать индивидуальные приборы учёта.

В данной ситуации оплата производится по расчётным нормативам, зависящим от следующих факторов:

  • жилой и нежилой площади квартиры;
  • числа прописанных на жилплощади;
  • принадлежности жилья к многоквартирным или частным домам;
  • использования электрической печи для приготовления пищи;
  • способа отопления;
  • нахождении жилья в городе или сельской местности.

Указанные нормативы рассчитаны опытным путём на основе фактически замеренных показателей для групп потребителей разбитых на категории, в целом по стране. Региональным властям дано право корректировать нормативы в соответствии с местными условиями, накладывающими отпечаток на себестоимость поставки энергоресурсов. Однако отклонение в большую сторону от федеральных норм не должно превышать 40%.

Предельные ежемесячные нормы на одного человека, утверждённые в регионах, в зависимости от использования газо- или электроплиты, соответственно, составляют (в кВт*ч):

  • для одиноких граждан, проживающих в однокомнатной квартире – от 81 до 185 или от 108 до 263;
  • семей, проживающих в аналогичных условиях – от 28 до 63 или от 37 до 89.

Нормы рассчитываются с учётом следующих дополнительных обстоятельств:

  • жителям сельской местности показатели назначаются выше на 90 кВт*ч, в связи с необходимостью использования энергоресурсов в приусадебном хозяйстве;
  • одинокие пенсионеры при отсутствии электросчётчика, не установленного по уважительным причинам, не зависящим от потребителя, оплачивают электроэнергию по социальному нормативу, назначенному по минимальному лимиту потребления;
  • для дачного домовладения при наличии централизованного электроснабжения без установленного индивидуального прибора учёта размер платы назначается по нормативам на одного человека.

Детальнее о величине установленных нормативов изложено в постановлениях местных органов власти.

Порядок расчёта

Размер оплаты потреблённой электроэнергии при отсутствии индивидуального прибора учёта определяется по следующей формуле:

П = Л*Н*Т,

  • П – общая сумма платежа;
  • Л – количество человек, зарегистрированных в квартире;
  • Н – лимит утверждённого в регионе норматива на одного проживающего по данной жилплощади;
  • Т – стоимость одного киловатт-часа, согласно утверждённому тарифному плану.

Дополнительно применяется повышающий коэффициент, принятый с целью стимулирования граждан к установке индивидуальных приборов учёта. Повышающий коэффициент не должен учитываться только в ситуации, когда установка электросчётчиков невозможна по причине ветхости жилья или неприспособленности для этого электрических сетей.

В каких случаях назначается оплата по нормативом при установленном электросчётчике

В некоторых ситуациях к потребителям, оплачивающим электроэнергию по показаниям индивидуальных приборов учёта, может применяться оплата по нормативам. Это возможно, если:

  • отмечается неисправность электросчётчика;
  • потребитель не сообщает показания прибора учёта в энергопоставляющую компанию;
  • представителям контролирующей организации не предоставлен регламентированный доступ к счётчику;
  • прибор выведен из строя преднамеренно.

Если потребителем не сообщаются данные о фактических показаниях электроэнергии, согласно действующим законодательным нормам в течение трёх месяцев размер оплаты назначается по средним показателям за предыдущие полгода. Начиная с четвёртого месяца предъявляется счёт по нормативным расценкам, полученным расчётным путём, исходя из утверждённых в регионе тарифов и нормативов.

Случаи выхода из строя электросчётчика должны подтверждаться соответствующим актом, составленным представителями энергонадзора, с указанием причин неисправности.

Обратите внимание! Приборы учёта могут эксплуатироваться только до истечения срока плановой поверки, без проведения которой использование электросчётчика не разрешается.

Потребитель должен контролировать плановый срок поверки, обеспечив доступ представителей контролирующей организации для демонтажа прибора с целью проведения поверочных работ.

Социальные нормативы

Правительство заинтересовано в экономии населением расхода электрической энергии. В этих целях для отдельных регионов принята программа, предусматривающая дифференциацию размера тарифных планов по оплате электроэнергии, в зависимости от потреблённого количества киловатт-часов.

Устанавливаются минимальные социальные нормы, при соблюдении которых потребитель платит по минимальному тарифу. Количество ресурсов, потреблённых сверх утверждённых нормативов, оплачивается существенно дороже.

Программа вводится поэтапно, с целью постепенной подготовки населения к указанным способам оплаты энергоресурсов.

Способы сэкономить электроэнергию

Из сказанного понятно, что размер платежа, начисленного по нормативам, существенно превышает фактический, замеренный электросчётчиком. В этом случае потребитель, кроме самого факта использования индивидуального прибора учёта, получает возможность снизить расход ресурсов за счёт:

  • приобретения современных бытовых приборов более высокого класса, экономно расходующих энергию. Согласно международной системе классификации приняты условные обозначения буквами латинского алфавита от А до G, где А – наиболее экономные устройства;
  • герметичности и изоляции помещения при включённых кондиционерах или электрообогревателях;(Читайте статью: Сколько потребляют обогреватели)
  • своевременного удаления накипи со стенок электрочайников или использование альтернативных источников энергии для кипячения воды;(Читайте статью: Сколько расходуют электрические чайники)
  • соблюдения правил эксплуатации электроприборов, предусмотренных изготовителем;
  • использования экономных осветительных ламп.(Читайте статью: Сколько потребляют разные виды лампочек)

Комплексное применение перечисленных энергосберегающих мер при установленном электросчётчике – гарантия снижения расхода потребления электроэнергии и уменьшения размеров платежей за этот вид ресурсов.

Оцените статью
Topsamoe.ru
Добавить комментарий