Можно ли залить тосол в систему отопления

Способов эффективного обогрева гаража множество. Один из наиболее эффективных, применение системы водяного отопления. Благодаря своим многочисленным достоинствам, спрос на них достаточно высок. Но они имеют один большой недостаток – при сильных морозах, находящаяся в трубах вода, может замерзнуть. Чтобы этого избежать, многие владельцы гаражей, заливают в комплекс различные антифризы. Как показывает практика, система отопления гаража на тосоле, является достаточно эффективной.

Виды обустройства гаража системой отопления с тосолом в качестве теплоносителя:

  • монтаж системы с нуля с учётом свойств тосола;
  • адаптация имеющейся системы водяного отопления под использование тосола:
  • ревизия технологических соединений и стыков;
  • установка дополнительных радиаторов;
  • монтаж вытяжной вентиляции.

Достоинства и недостатки

Внимание: Тосол не замерзает в системах отопления даже при сильных морозах. Именно это является его основным достоинством. Максимум что может с ним произойти, он перейдет в состояние желеобразной субстанции. Но это никак не скажется на качестве отопления. Ведь нагревшись, он вновь станет жидким.

Тосол способен эффективно применяться в высокотемпературных контурах, так как обладает большой температурой кипения, которая составляет 110-125 градусов. Но при выборе температурного режима, нужно учитывать, что он нагревается медленнее чем вода.

Тосол имеет не только достоинства, но и некоторые недостатки, которые обязательно следует учитывать.

Недостатками тосола являются:

  1. Большая, по сравнению с водой, вязкость. Для его прокачки по трубам, потребуется дополнительная мощность. Циркулярный насос потребуется заменить на более мощный.
  2. Теплоемкость этого теплоносителя на 1-15% ниже чем у воды. Чтобы это компенсировать, потребуется установка дополнительных секций радиатора, теплообменники и т.д.
  3. Большая текучесть, которая требует хорошей герметизации всех имеющихся на отопительной системе соединений. Резиновые прокладки следует заменить на паронитовые.
  4. Срок эксплуатации тосола, как и многих других антифризов – не более 5 лет. После чего, необходима полная его замена.
  5. При застаивании, он образует белые хлопья, которые способны при оседании, испортить отопительную структуру.

Имеется у тосола еще один недостаток. Наиболее существенный. Он ядовит. Применять этот состав в отопительной системе необходимо так, чтобы он не мог попасть в помещение. Отопительная система не должна иметь никаких утечек и быть герметичной на соединениях. Ведь как уже упоминалось, текучесть этого вещества больше чем у воды, и он способен просочиться даже через незначительную трещину.

Утечка тосола обнаруживается не сразу, и чтобы избежать вдыхания его паров, которые под действием высокой температуры с легкостью выходят наружу, следует внимательно отнестись к состоянию отопительной системы и время от времени производить ее осмотр на наличие каких-либо повреждений.

Внимание: При обнаружении утечки, следует сразу же ее устранить, проветрить гараж и тщательно вымыть пол.

Кроме того, его ни в коем случае нельзя заливать в систему отопления, если используется двухконтурный котел, так как вещество легко может попасть в контур ГВС и последствия от этого будут очень неприятными.

Заливка в отопительную систему

Если вас не пугает что тосол ядовитый и вы решили залить его в отопительную стойку, нужно в полном объеме соблюдать технику безопасности как при заливке, так и при последующей эксплуатации.

Запомните, перед заливкой, тосол следует разбавить. Использовать его в концентрированном виде не следует, так как он может стать причиной поломки отопительного котла и циркулярного насоса. Разбавляя тосол, вы можете самостоятельно выбрать желаемое соотношение воды и антифриза. Но предварительно следует выяснить наименьшую температуру, при которой возможна его кристаллизация. Чаще всего, подобные сведения имеются на упаковке.

Внимание: Перед заливкой тосола, следует правильно подобрать температурный режим. В его названии указывается температура, при которой происходит его кристаллизация. К примеру, А40-М (-40 градусов). Учтите, готовую охлаждающую жидкость водой разбавлять не следует. Необходимо применять концентраты, которые состоят на 95% из этиленгликоля. Использовав его для заливки, можно самостоятельно выбрать нужное соотношение концентрата к воде.

Разбавляя его водой следует учитывать, что если его замерзание происходит при температуре – 40 градусов, то соотношение воду и концентрата должно равняться 1:1. При температуре замерзании – 30 градусов 2:3. А если замерзание происходит при – 20 градусов, соотношение 1:2.

Перед его заливкой в систему обогрева следует спустить из нее весь имеющийся теплоноситель, тщательно промыть радиаторы и трубы. Все внутренние загрязнения должны быть устранены. Лучше всего производить промывку несколько раз, так можно добиться лучшего результата. Если до этого в систему был залит какой-либо антифриз, он должен быть полностью слит. Смешивать его с заливаемым тосолом не следует.


Система, используемая для отопления гаража на тосоле, требует герметичности системы обогрева и замены резиновых прокладок. В случае необходимости, следует устранить обнаруженные нарушения. Должна быть произведена опрессовка, необходимая для проверки системы отопления на возможные превышения нормального давления. Благодаря этой процедуре можно обнаружить скрытые дефекты.

Но предварительно следует выяснить качество концентрата, чтобы узнать можно ли заливать его в отопительную систему. Чтобы это выяснить, сделайте раствор в небольшой стеклянной емкости, и оставьте его на несколько дней. Температура должна быть комнатной. Если образования пены или осадки не будет, его можно использовать. В противном случае применять его не следует.

Лишь после всех этих процедур, с помощью специального насоса, следует приступать к заливке тосола. Делать это следует осторожно.

Внимание: Следует обязательно пользоваться защитным костюмом, респиратором и перчатками. Гараж в это время, должно хорошо проветриваться. Если при заливке он попадет на кожу, следует сразу же смыть его водой. При наличии химического ожога – обратитесь к врачу.

Система отопления

Отопление вашего гаража тосолом, требует установки радиаторов большего объема и более мощного циркуляционного насоса. Кроме того, следует уделить внимание установленным радиаторам и трубам. Так как тосол и многие подобные антифризы, изготовляются на основе этиленгликоля, следует заблаговременно выяснить, можно ли применять их в качестве теплоносителя при наличии алюминиевых или биметаллических радиаторов и оцинкованных труб.

Виды тосола: зелёный, красный, синий. Какой выбрать — отличия и воздействие каждого на металл системы отопления и узлы.

В противном случае используемый антифриз может негативно сказаться на системе отопления, например, вызвав коррозию металла.

Обязательно перед заливкой тосола следует убедиться, что он не причинит вреда вашей отопительной системе. Кроме того, учитывайте риски и затраты, связанные с его эксплуатацией. Учтите, чем меньшей будет концентрация охлаждающей жидкости, чем меньше вероятность получить ожог, в случае попадания его на кожу.

Тосол, может достаточно эффективно использоваться для отопления гаража. Его использование позволяет добиться в нем тепла, и избежать замерзания системы даже в сильные морозы. Но пользоваться им следует делать осторожно, так как он очень токсичный. При его применении, следует соблюдать правила безопасности. Ни в коем случае не применяйте его при наличии двухконтурного котла.

можно заливать? Котел Navien Deluxe Plus, радиаторы Rifar Monolit. В руководстве к котлу прочитал, что антифриз заливать не рекомендуется. Не совсем понятно почему — вроде он как раз не вызывает никаких отложений и не агрессивен к металлам(тосол и всякий "арктон" не имеется в виду). Есть у кого опыт подобный?

И еще вопрос вдогонку: чем теплоноситель для систем отопления отличается от антифриза?

уточняю антифриз хочу потому, что есть халявный. не 5л. за 200р, а Total, качественный концентрат. Незамерзайку лить надо по любому, потому как котел будет выключаться периодически(нет гарантии стабильного электроснабжения).
Про отложения непонятно — почему же в автомобилях после антифриза каналы прохождения ОЖ практически чистые, а после воды — как раз таки много разных отложений.

Про вот эти все "5л за 200р." Уже видел печальные результаты в виде разъеденных ГБЦ, водяных насосов и т.д. — поэтому их даже не рассматриваю.

Собственно сам вопрос еще раз: что может повредить в вышеуказанной системе отопления, к примеру, тот же антифриз Total GLACELF PLUS.

вот его описание:
"охлаждающая жидкость длительного пользования на основе моноэтиленгликоля и неорганических ингибиторов коррозии (силикатов)"

В начале двухтысячных один паренек проповедовал что можно пить антифриз, технические масла и прочие несъедобные жидкости. И это ему удавалось. некоторое время. До того момента, как отказали почки, он тоде говорил — все пучком.

С гликолями все просто: этиленгликоль — яд. В системах отопления запрещено применять в больницах, дет садах и т д. Пропиленгликоль — разрешенная пищевая добавка. Применять можно в системах отопления, в том числе и там, где етиленгликоль запрещен.

ты просто не знаешь устройство котла точнее, его теплообменника. А теплообменник у него — набор параллельных "трубок". И вот по этим трубкам течет теплоноситель. В каждой свой. А на выходе все это вместе сливается. И вот тут стоит твой термостат. Который говорит "Температура +70. Всё нормально".

А если в одной из трубок потом замедлится в 2 раза? — если ты учился в школе, должен понимать что температура в этой трубке подскочит в те же 2 раза. Вот оно и закипание. А при закипании антифриза часто выпадают твердые а главное совсем нерастворимые фракции. Трубка еще больше забивается. Процесс с положительной обратной связью.

Вот так и погибают теплообменники при вполне безобидных +70, но в антифризом вместо воды.

Вот потому большинство производителей запрещают применять антифриз в настенных котлах (выше тепло-нагрузка на теплообменник). А те, кто разрешают, надеются на истечение гарантийного срока раньше чем замена теплообменника.

загрязница может не теплообменик, а например внешний фильтр (а туда ржа из батарей).

При этом падает поток. Поток в самой дальней трубке на раздаче может упасть ниже критического (а много и не нужно при +70 на выходе). Вот и запускается процесс. Потом безостановочно.

Производители напольных котлов делают теплообменники огромными, чугуниевыми, в каналами "в руку толщиной" — им на это пофиг. Потому и возможен антифриз. И даже гравитационки.

А вот настенник — тут борьба идет за каждый грамм, каждый сантиметр. Потому теплообменники из меди, небольшого размера, и потому сильно теплонагруженными. Шаг влево-вправо — расстрел.

Николай » 20 окт 2006, 17:54

Неблагодарное это дело — давать людям советы в явной форме. Поэтому конкретного ответа Вы и не нашли.

Вообще-то можно. Но не "тосол", а специализированный антифриз типа "ХотБлад" для систем отопления. В специализированных антифризах для систем отопления присутствуют определённые присадки, призванные нормализировать поведение этой жидкости конкретно в системе отопления здания. В автомобильных "тосолах" таких нет.

Плюсы и минусы. Скажу из того, что происходило на моих глазах в соседнем коттеджном посёлке.

Плюсы известны — удобство и комфорт. Восторгу заливших в систему такой теплоноситель поначалу нет предела. Это понятно.

Минусы тоже известны:

— определённая "сверхтекучесть" растворов этиленгликоля (основной компонент), приводящая к протечкам в местах резьбовых и сварных соединений. (Последнее редко, но бывает всё же). Систему отопления очень желательно изначально монтировать "под антифриз", дабы повысить сопротивляемость резьбовых соединений протечке. У Вас, как я понимаю, система отопления уже существующая. Выводы можете сделать сами.

— необходимость регулярной замены такого теплоносителя через установленные сроки. Таковой никто не делает, что тоже понятно ("пока гром не грянет". ). Грохот "грома" случается весьма бурный — антифриз начинает разлагаться, с выделением газов и некоей дурной пены, норовящей вылезти из каждого автоматического воздухоотводчика.
Видел такое прошлой зимой. Кошмар, иначе не скажешь. Кроме пены, там образовАлись обильные хлопья чёрного цвета. Эти хлопья подбили воздухоотводчики до заклинивания в открытом состоянии, и всё попёрло наружу. А там дорогущая финская паркетная доска, этакий паркет штучными досками. У хозяев истерика, вонища по дому дикая (газит очень сильно, что-то навроде смеси сероводорода с ацетиленом, очень похоже). Радиаторы на втором этаже вместо теплоносителя забиты этой самой пеной, холодные. А на улице -30. Ну Вы, думаю, меня поняли.

— некоторое снижение срока службы котельного оборудования при использовании антифризов. Там на внутренней поверхности теплообменника котла образуется некий нагар, вроде из-за этого. Некоторые европейские производители отопительных котлов прямо предупреждают об отмене гарантии при использовании любого другого теплоносителя, кроме чистой воды.

Так что, выбор за Вами.

По плюсам/минусам, Гуру меня поправят/дополнят, если что.

Оцените статью
Topsamoe.ru
Добавить комментарий