Какие провода используются в автомобиле

В процессе подбора проводов, которые используются для монтажа автомобильной проводки, чрезвычайно важно учесть ключевые факторы влияния на них внешней среды. Во время эксплуатации автопровода будут подвергаться вибрационным воздействиям, загрязняться топливом и машинными маслами, а также функционировать в условиях температурных колебаний. Именно поэтому изоляционный слой автомобильного провода должен быть устойчивым к агрессивным средам, выдерживать как мороз, так и аномально высокий нагрев. Еще один критерий, по которому подбирается автопроводка, — удобство монтирования, то есть достаточный показатель гибкости.


Обзор наиболее популярных марок автомобильных проводов

Ниже мы приведем основные технические параметры и характеристики, которыми отличаются автопровода производства отечественных заводов-изготовителей:

Марка ПВА

ПВА относится к низковольтным кабелям и имеет высокий 5-й класс гибкости. Эта марка специально сконструирована для применения при промышленном производстве автомашин. ПВА прекрасно выдерживает нагрев до +105 С, при этом предельная температура его эксплуатации может достигать +135 С, но не более 96 часов. Марка хорошо выдерживает воздействие автомобильных нефтепродуктов, включая дизеля, бензины и масла. Минимальный период службы ПВА — 10 лет.

Малогабаритное исполнение данной марки, провод ПВАМ, отличается меньшей толщиной изоляционного слоя и, соответственно, массой. При этом ощутимых различий в процедуре прокладки не наблюдается. Основная сфера применения марки — монтаж бортовой сети легковых и грузовых транспортных средств.

Марки ПВА и ПВАМ полностью отвечают евростандартам.

Марка ПГВА

Марка ПГВА также относится к типу низковольтных проводов и отличается неплохими показателями гибкости (класс 3). Ее диапазон эксплуатационных температур несколько ниже, чем у ПВА: -40/+70 С. Данная марка хорошо зарекомендовала себя при монтировании бортовых сетей грузовиков, сельскохозтехники и пассажирского транспорта. Если возникает необходимость защиты передаваемого электросигнала от EMI-помех, то используется исполнение с экранированием — марку ПГВАЭ.

Вышеназванные марки относятся к разновидности автотракторных проводников и выпускаются с цветовым маркированием изоляции. Это облегчает монтаж и последующую идентификацию проводов при их замене.

Марки НВ, НВМ

Марки НВ и НВМ — это универсальные монтажные проводники, которые применяют для межприборного, в основном фиксированного, монтажа. Провода отличаются классом гибкости, рассчитаны на эксплуатацию при 600/1000 В переменного и 840/1400 постоянного электронапряжения. НВ и НВМ легко паять, ведь их моно- или мультипроволочная токопроводящая жила изготовлена из луженой меди. Рабочий нагрев проводов — до + 105 С.

Для прокладки автопроводки можно применять и некоторые другие марки, например, ПВ3, ПВ4, ПуГВ. Однако следует учитывать особенности их конструкции и технические параметры. Изоляционный слой данных марок не содержит особых пластификаторов и не обеспечивает надежную защиту от нефтепродуктов, поэтому потребуется дополнительная защита. Эксплуатация проводов допускается до +70 С. Возможная сфера использования — запитывание автомобильной акустики.

Отличный вариант — негорючий гибкий провод SiHF производства немецкой компании. Он оснащен силиконовой изоляцией, выдерживает нагрев до +180 С и удобен для монтажных работ. Единственный недостаток — высокая стоимость.

Сечение проводов для автопроводки

Правильный расчет проводного сечения автомобильной проводки важен для бесперебойной работы узлов, механизмов и приборов машины. Чтобы предельно точно подсчитать необходимые параметры потребуется знать:

максимальные величины электротока, которые потребляет подключаемое электрооборудование автомашины;

длину провода, которая требуется для запитывания оборудования от аккумулятора;

номинальное напряжение электротока, выдаваемого источником питания.

Для оперативного подбора оптимального проводного сечения можно воспользоваться готовыми таблицами, которые учитывают максимальную силу электротока для каждого стандартного диаметра жил с поправкой на температуру окружающей среды. Важно: эти таблицы справедливы только для коротких электроцепей.

Сечение провода, мм 2 Сила допустимого тока (А) в зависимости от температуры окружающей среды, С
20 30 50 80
0,5 17,5 16,5 14 9,5
0,75 22,5 21,5 17,5 12,5
1 26,5 25 21,5 15
1,5 33,5 32 27 19
2,5 45,5 43,5 37,5 26
4 61,5 58,5 50 35,5
6 80,5 77 66 47

Помните, что на каждые 1 мм 2 сечения — подключаемая нагрузка 10 А.

При подборе сечения также необходимо учитывать предельную длину проводника, который проложен от 12 В аккумулятора.

Ток, А Сечение кабеля, мм 2
1 1,5 2,5 4 6 10 16 25 35 50 75 100
1 7 10,91 17,65 28,57 42,86 70,6 109,1 176,5 244,9
2 3,53 5,45 8,82 14,29 21,4 35,3 54,5 88,2 122,4 171,4
4 1,76 2,73 4,41 7,7,14 10,7 17,6 27,3 44,1 61,2 85,7 130,4
6 1,18 1,82 2,94 4,76 7,1 11,7 18,2 29,4 40,8 57,1 87 117,6
8 0,88 1,36 2,2 3,57 5,4 8,8 13,6 22 30,6 42,9 65,25 88,2
10 0,71 1 1,76 2,86 4,3 7,1 10,9 17,7 24,5 34,3 52,2 70,6
15 0,73 1,18 1,9 2,9 4,7 7,3 11,8 16,3 22,9 34,8 47,1
20 0,88 1,43 2,1 3,5 5,5 8,8 12,2 17,1 26,1 35,3
25 1,14 1,7 2,8 4,4 7,1 9,8 13,7 20,9 28,2
30 1,4 2,4 3,6 5,9 8,2 11,4 17,4 23,5
40 1,8 2,7 4,4 6,1 8,5 13 17,6
50 2,2 3,5 4,9 6,9 10,4 14,1
100 1,7 2,4 3,4 5,2 7,1
150 2,3 3,5 4,7
200 2,6 3,5

Например, для подключения магнитолы на 15 А электроток и длину в 2 м оптимальным будет сечение 6 мм 2 .

Более точные расчеты для подбора сечения автопровода Вам помогут произвести наши специалисты.

Перед монтажом дополнительной силовой проводки или при ремонте (замене) проводки в автомобилях и других транспортных средствах возникают вопросы по правильному выбору и применению необходимого для монтажа провода.

При выборе проводов и кабелей на первое место выступают требования пожарной безопасности.

Электропроводку в транспортном средстве приходится прокладывать в кузове по углам и порогам, через переборки и случайные подходящие отверстия. Провода в процессе эксплуатации могут подвергаться воздействию высоких и низких температур, воды, льда, кислот, масла, топлива, а также трению, вибрации, ударам и тряске и другим разрушающим факторам. Следует помнить, что летом температура в автомобиле, стоящем на солнце c закрытыми стеклами, в средних широтах может достигать+50. 60°С, а на юге +80. 90°С.

Зимой, в сильные морозы, автомобиль может остывать в средних широтах до -30. 40°С, на Урале и в Сибири до -50. 60°С, а в Якутии до -70°С.

Опасно применять жесткий провод с ненадежной, легко растрескивающейся изоляцией! Такой провод может быть причиной короткого замыкания проводки и пожара! Необходимо применять провода и кабели, которые соответствуют по току и по климатическим и эксплуатационным условиям месту их установки.

Провод должен быть гибким и иметь прочную изоляцию, которая не должна твердеть (дубеть) при минусовых температурах и не должна размягчаться (плыть) при нагревании. Токопроводящая жила (проводник) кабеля должна быть медной и многопроволочной, хорошо и без потерь проводить номинальный ток, на который рассчитана электрическая цепь. При токовой перегрузке цепи или коротком замыкании, до сгорания плавкой вставки предохранителя цепи, проводник не должен нагреваться до температуры плавления изоляции кабеля.

Если по каким-то причинам возник пожар, то изоляция проводов не должна распространять горение.

Отечественной кабельной промышленностью производится широкий ассортимент проводов и кабелей, пригодных для силовой проводки в транспортных средствах.

Кабель

Назначение

Сече ­ ние, мм 2

Изоляция

Температура экспл .

НВ, НВМ

ПВА

ПГВА

ПВАМ

ПВЭп -М

ПВКВ

ПВ3

Зарубежной промышленностью производится специальные провода и кабели для силовой проводки в автомобилях. Эти кабели идеально соответствуют предъявляемым им требованиям.

Они отличаются полупрозрачной оболочкой (изоляцией) красного или коричневого цвета и характерным плетением многопроволочной токопроводящей жилы, которая состоит из свитых между собой пучков проволочек. Недорогие кабели имеют провода из простой меди, а более дорогие — провода из бескислородной меди, которая придает проводам пониженное сопротивление и, следовательно, более низкие потери.

Кабели имеют типовые маркировки, например: Power Cable — силовой кабель

Belsis , Proleader и т.д. — торговая марка поставщика или производителя

OFC ( Oxygen — Free Copper ) — проволока изготовлена из бескислородной меди

№20 — No20 — Nr20 — #20 — калибр (размер) токопроводящей жилы кабеля 20 калибра и т.д.

AWG — American Wire Gauge — Американский сортамент для проволоки

SWG — Standard Wire Gauge — Стандартный сортамент BWG — Birmingham Wire Gauge — Бирмингемский сортамент

Провода одного и того же калибра в разных сортаментах немного отличаются диаметром провода (жилы). Сортамент AWG считается основным для силовой автомобильной проводки.

Калибр AWG

Диаметр, мм

Сечение, мм 2

Сопротивление, Ом/ м

Аналог, мм 2

20

19

18

17

16

15

14

13

12

11

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

1/0

00

000

0000

Для выбора калибра (сечения) необходимого кабеля необходимо знать:

• максимальный ток, потребляемый нагрузкой;

• длину проводов от нагрузки до аккумулятора;

• номинальное напряжение аккумуляторной батареи или другого источника, которые предназначенных для питания нагрузки.

Провод должен иметь такое сечение (толщину) проводника провода, при котором падение напряжения на сопротивлении провода при максимальном (долговременном) потребляемом токе составляет не более 10% от номинального напряжения аккумулятора. При импульсном (кратковременном) потреблении тока допускается падение напряжения 15%. Если аккумулятор имеет напряжение +12V, то максимальное допустимое падение напряжения не должно превышать +1,2V (в импульсе до +1,8V), Напряжение бортсети +12V имеют бензиновые легковые и грузовые автомобили, автобусы и легкие дизельные автомобили. Напряжение +24V имеют дизельные внедорожники, тяжелые грузовики и автобусы.

Падение напряжения на сопротивлении проводника вызывает выделение мощности и нагревание проводника. Так как проводник кабеля (провода) размещен в изоляционной оболочке, то изоляция препятствует его охлаждению. Для уменьшения нагрева необходимо выбрать сечение проводника с учетом коэффициента плотности тока, который может для различных условий прокладки провода иметь значение от 1 до 10 А/мм2. Среднее значение плотности тока для изолированного провода проложенного открытой проводкой в нормальных температурных условиях соответствует 6 А/мм2.

Можно определить максимальный ток, потребляемый нагрузкой по номиналу плавкой вставки предохранителя нагрузки или по сумме номиналов вставок, если нагрузок несколько. Можно также определить максимальный ток, если известна выходная мощность УНЧ, по формуле: Iмах = Р:6

Пример 1 : рассчитать калибр (сечение) кабеля , если нагрузкой аккумулятора +12V является усилитель мощности звука с выходной мощностью 2x200W. Расстояние между усилителем и аккумулятором 6 метров.

Расчет :

Мощность нагрузки 2x200W = 400W

Максимальный ток 400W: 6 = 67А

Сечение кабеля 67А: 6А/мм2 = 11,2 мм2

Кабель близкий к сечению 11,2 мм2, это кабель калибра №7 AWG сечением 10 мм

Этот калибр кабеля имеет на 6 метров сопротивление проводника (см. таблицу): 6 м х 0,0018Ом = 0,001Ом

Падение напряжения на проводнике кабеля: 67А х 0,0011 Ом = 0,74 V, что составляет 7,4% от напряжения + 12V

Из расчета следует, что кабель калибра №7 выбран правильно.

Сечение токопроводящей жилы определяют по формуле: S = πD 2 /4, где π = 3,14, D — диаметр жилы.

Для того чтобы предотвратить пожар от короткого замыкания силового провода на массу, необходимо на «плюсовой» провод установить держатель предохранителя (плавкой вставки). Рекомендуется устанавливать держатель предохранителя типа «колба». Он имеет характерный прозрачный герметизированный корпус и позволяет зажимать провод до калибра №000. Его устанавливают в разрыв кабеля в непосредственной близости от «плюсовой» клеммы аккумулятора. Корпус держателя предохранителя должен быть надежно закреплен. Номинал плавкой вставки предохранителя выбирается на 20. 30% больше максимального потребляемого нагрузкой тока. Силовой провод от предохранителя до нагрузки должен одним мерным отрезком (из одного куска). Наличие соединений ухудшает надежность и может быть причиной потерь напряжения при большой потребляемой мощности. Если же по каким-либо причинам приходится соединять (сращивать) провода, то для соединения проводов нужно применять специальные «автомобильные» муфты или распределители (дистрибьюторы) с надежными зажимными контактами и изолированным корпусом из термостойкого пластика. При отсутствии специальных соединительных изделий можно применять клеммные блоки, колодки и монтажные коробки для промышленной или бытовой электропроводки.

Запрещается использовать изоляционную ПХВ ленту в качестве изолятора сращиваемых концов кабеля.

Если требуется на провод установить наконечник для контактного болтового соединения, то на зачищенный от изоляции провод надеть наконечник с внутренним диаметром хвостовика соответствующим калибру провода, хвостовик обжать специальным инструментом и место обжима желательно опаять припоем. При прокладке кабеля рекомендуется, во избежание повреждения, поместить его в гофротрубку подходящего диаметра. Если проводка проходит через места с острыми металлическими краями кабель необходимо пропускать сквозь резиновые или нейлоновые уплотнители (обтираторы).

Соединение нагрузки и аккумулятора необходимо производить двумя разнополярными кабелями с изоляцией разного цвета и с одинаковым калибром токопроводящей жилы.

Запрещается использовать металлические кузов или шасси автомобиля в качестве «минусового» провода питания, т.к. из- за сварных швов и плохих контактных соединений возможно падение напряжения питания нагрузки.

При сборке кузова автомобиля, детали шасси и кузова соединяются между собой с помощью сварки, клепки и резьбовых соединений. Эти соединения должны обеспечить жесткость механической конструкции и гальванический контакт между ее отдельными частями, но для силовых токов они создают кузовные суммарные переходные сопротивления.

Механические соединения в процессе эксплуатации автомобиля подвергаются коррозии, ржавлению и окислению, что приводит к увеличению суммарных переходных сопротивлений, которые могут достигать величины 0,5…1,5 Ом.

Например , если нагрузка имеет ток потребления 10А, то на кузовном переходном сопротивлении в 1,0 Ом произойдет, по закону Ома, потеря напряжения +10В. Если нагрузка имеет питание от аккумулятора +12В, то для ее питания остатка напряжения в +2В будет недостаточно.

Электрический ток — упорядоченное движение электрического тока в проводнике.

Плотность тока — распределение электрического тока по сечению проводника.

Провод электрический — неизолированный или изолированный проводник электрического тока, состоящий из одной или нескольких проволок.

Кабель электрический — один или несколько изолированных проводников (токопроводящих жил), заключенных в защитную оболочку.

Силовой кабель — электрический кабель для передачи электроэнергии.

Поделился опытом Сарычев Владимир

Собрать статью решил из за вопросов: Какой кабель, провода используются в автомобильной промышленности?
Сразу напишу, что красивые белые провода типа ПУГНП, не подходят, и не только в авто, а даже в электроснабжение вашего дома, забудьте о них, и живите спокойно.
Провод сетевой ПУГНП гибкий, аналог ШВВП

Для дома, чёрный ВВГ нг LS, или без LS, есть и другие, но этот самый доступный, и качественный.

Провода для автомобильной проводки, подобрал цены на основные, по сечению, цвета у всех есть разные.

При выборе провода для автомобильной проводки нужно учитывать факторы воздействия, которым он будет подвергаться при эксплуатации: перепады температур, вибрация, воздействия масел, бензина. Качественный автомобильный провод должен быть гибким, многпроволочным, с медными жилами, а его изоляция устойчива к морозам, не трескаться, не дубеть и не плавиться на жаре.

Характеристики отечественных марок проводов для автомобильной проводки, которые можно купить на российском рынке.

ПВА, провод для автомобильной проводки, кабель для автомобильной проводки

ПВА-низковольтный провод высокого класса гибкости (5-ый класс), специально предназначен для использования в автомобильной промышленности.
Допустимая температура эксплуатации до +105 С, хотя предел теплостойкости значительно выше (до 96 часов при t + 135C).
Провод устойчив к нефтепродуктам – маслу, дизельному и бензиновому топливу.
Минимальный срок службы до 10 лет.
ПВА 0,5 от 4.25 руб/м
ПВА 0,75 от 5.68 руб/м
ПВА 1 от 7.23 руб/м
ПВА 1,5 от 9.85 руб/м
ПВА 2,5 от 16.16 руб/м
ПВА 4 от 22.91 руб/м
ПВА 6 от 35.80 руб/м
ПВА 10 от 21.48 руб/м
ПВА 16 от 102.40 руб/м

Провод ПВАМ (М-малогабаритный)

Отличается от ПВА лишь толщиной изоляции, что делает его легче по общей массе, однако разница при монтаже не ощутима. Преимущественное применение в современных легковых и грузовых автомобилях для подключения оборудования бортовой сети. Кабель соответствует европейским стандартам.
ПВАМ 1х1 от 8.50 руб/м
ПВАМ 1х1,5 от 12.75 руб/м
ПВАМ 1х2,5 от 20.25 руб/м
ПВАМ 1х4 от 32.40 руб/м

-ПГВАЭ, провод для автомобильной проводки, кабель для автомобильной проводки.

ПГВА-низковольтный провод повышенной гибкости для автомобильной электрики. Температурный диапазон ниже, чем у ПВА – от – 40 до + 70 С. ПГВА имеет класс гибкости 3, менее гибкий, чем ПВА, но визуально разница незначительна. Этот кабель чаще всего используют для бортовой сети в сельскохозяйственной технике, грузовых машин и пассажирского транспорта. При необходимости защитить передачу электрического сигнала от помех используют экранированный кабель ПГВАЭ.
ПГВАЭ 1х1 от 11.05 руб/м
ПГВАЭ 1х1,5 от 16.58 руб/м
ПГВАЭ 1х2,5 от 26.33 руб/м
ПГВАЭ 1х4 от 42.12 руб/м
ПГВАЭ 1х6 от 58.50 руб/м
ПГВАЭ 1х10 от 83.20 руб/м
ПГВАЭ 1х16 от 133.12 руб/м

Все провода из серии автотракторных проводов (ПВА, ПВАМ, ПГВА, ПГВАЭ и др.) выпускаются разноцветные, что удобно при подключении автомобильного электрооборудования и последующей идентификации.

НВ, провод для автомобильной проводки

НВ, НВМ — относятся к категории универсальных монтажных проводов и применяются для межприборных соединений, преимущественно фиксированный монтаж. Кабель рассчитан на переменное напряжение 600 и 1000 В и постоянное 840 и 1400 В.В качестве токопроводящей жилы используются однопроволочная или многопроволочная луженая медь, что улучшает качество пайки при необходимости. Температурный диапазон до + 105 С. Разница между НВ и НВМ заключается в выпускаемом классе гибкости жил.

С временем дополню статью.
Всем всех благ, специалистам правильных расчётов, остальным удачи)
Кнопка нравится ниже.

Смотрите также

Комментарии 19

Не вводите людей в заблуждение. На календаре 2019 г. Рыбинсккабель один из самых крутых производителей. Сертификат rkz.ru/r/cert/226/cert_im…_ru_c-ru_me77_v_01472.jpg
Нет никаких запретов на данный провод. Если нормальный производитель и нормальный продавец проблем с кабелем не бывает. Как рекомендация покупать провод у членов проекта "Кабель без опасности"

Ну да, круто…месяц как сертификат по ТУ))))
Так то разговор за ПУГНП.
Не? или что то? кого то? как то?
За рекламу денег кинули?
Если да, то делитесь.
Вот как раз за таких и проблемы, пока их прикроют, они наторгуют)))

Письмом № СО-50/229 от 22.02.2006 г. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору РФ (Ростехнадзор), поддержала предложения Ассоциации о подготовке технических циркуляров по вопросам проектирования, монтажа и применения электрооборудования и материалов в электроустановках с последующим согласованием (одобрением) Ростехнадзором.

Технический циркуляр № 17/2007 «О ВЫБОРЕ ПРОВОДОВ И КАБЕЛЕЙ В ЭЛЕКТРОУСТАНОВКАХ ДО 1 кв ПО НАПРЯЖЕНИЮ ИЗОЛЯЦИИ»

Технический циркуляр № 17/2007 одобрен 14.09.2007 г. заместителем руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Красных Б.А. и утвержден 13.09.2007 г. Президентом Ассоциации «Росэлектромонтаж» Хомицким Е.Ф.

Более точная информация по автопроводам здесь ГОСТ 23544-84.
Провод НВ более 70гр не применяется! ПУГНП (ПГВВП) нормальный провод, но не для авто. О качестве провода судят не по названию, а по внешнему виду. Обязательно маркировка на проводе (марка провода, если гост, то номер госта, производитель)

Ответ:
Эти марки провода не соответствуют требованиям ПУЭ.

Введен в действие с 14.09.2007 г.
АССОЦИАЦИЯ «РОСЭЛЕКТРОМОНТАЖ»
ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦИРКУЛЯР № 17/2007, г. Москва 2007 г.

О выборе проводов и кабелей в электроустановках до 1 кВ по напряжению изоляции

Большинство пожаров в зданиях, происходящих от электротехнических изделий, возникают по вине электропроводок. Основной причиной высокой потенциальной пожароопасности электропроводок наряду с наличием на рынке кабельной продукции изделий, изготовленных с нарушением требований государственных стандартов, являются нарушения при проектировании. Одной из наиболее часто встречающейся ошибок при проектировании, является выбор кабелей и проводов с номинальным напряжением изоляции, не соответствующем условиям применения.

Одной из основных причин появления указанных ошибок является отсутствие в действующих ПУЭ конкретных указаний по данному вопросу.

Единственное указание по выбору изоляции содержится в пункте 2.1.34 ПУЭ: «… Изоляция должна … соответствовать номинальному напряжению сети».

Данное положение, по сути, является декларацией, а не указанием по выбору проводов и кабелей для электропроводок.

К настоящему времени в России веден комплекс стандартов на кабельные изделия, гармонизированный с международными стандартами, в которых, в частности, установлены номинальные напряжения систем электропроводок для конкретного кабельного изделия.

Номинальное переменное напряжение систем представлено сочетанием двух значений Uо /U, где:
Uо – действующее значение напряжения между любым изолированным проводником и «землей» (металлической оболочкой кабеля или окружающей средой);
U – действующее значение между любыми двумя фазными проводниками многожильного кабеля или системы одножильных кабелей, В.

Что касается определения расчетных параметров для конкретной электроустановки, то они установлены ГОСТ Р 50571.18-2000 (МЭК 60364-4-442-93) «Электроустановки зданий. Часть 4. Требования по обеспечению безопасности. Глава 44. Защита от перенапряжений. Раздел 442. Защита электроустановок до 1 кВ от перенапряжений, вызванных замыканиями на землю в электроустановках выше 1 кВ».

Целью выхода настоящего циркуляра является устранение пробелов в действующих нормативных документах и выдача конкретных рекомендаций по выбору проводов и кабелей в электроустановках до 1 кВ по напряжению изоляции.

При выборе проводов и кабелей в электроустановках до 1 кВ по напряжению изоляции необходимо руководствоваться следующим:
1. Кабельные изделия (кабели и провода) должны быть сертифицированы или декларированы на соответствие в установленном порядке.

В технической документации на применяемые кабельные изделия должны быть указаны нормируемые параметры Uo/U в соответствии с требованиями действующих государственных стандартов и/или технических условий (ТУ), разработанных и согласованных в установленном порядке.

При применении кабелей и проводов, выпускаемых по ТУ, разработанным до принятия соответствующих действующих стандартов и в которых указано только одно значение допустимого напряжения изоляции, следует уточнить, какое именно значение регламентировано изготовителем.
2. В зданиях при использовании системы защитного заземления TN или ГГ и наличии основной системы уравнивания потенциалов при напряжении сети 380/220 В следует использовать провода и кабели с нормируемым значением Uo/U не ниже 230/400 В (220/380 В).
3. В электроустановках с глухозаземленной нейтралью источника питания при отсутствии основной системы уравнивания и/или ее низкой эффективности и/или высокой вероятности повреждения (обрыва) нейтрального проводника (наружные установки, строительные площадки, временные сооружения, мобильные и инвентарные здания, палатки, киоски, павильоны, объекты индивидуального строительства при питании последних от воздушных линий электропередач, выполненных неизолированными проводами и т.п.) и напряжении сети 380/220 В следует использовать провода и кабели с нормируемым значением Uo/U не ниже 450/750 В (380/660 В).
4. Для специальных электроустановок с системой защитного заземления IT (система с изолированной нейтралью) выбор проводов и кабелей по напряжению изоляции следует проводить на основании расчета в зависимости от типа IT системы и схемы подключения электроустановки потребителя.

О ЗАПРЕТЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОВОДОВ МАРОК ПУНП, АПУНП, ПБНГ и ДР. по ТУ 16.К13-020-93 (МАТЕРИАЛЫ К ТЦ №17/2007)

В 1990 году Главгосэнергонадзор совместно с НПО «Электромонтаж» подготовили и утвердили Решение № 3-6 от 12.06.90 г. «О запрете применения проводов типа АПВН, ППБН, ПЕН, ПУНП и др., выпускаемых по ТУ 16-505. 610-74 вместо проводов АПВ, АППВ, ПВ и ППВ по ГОСТ 6323-79*».

Ниже приводим полный текст решения № 3-6.

«Для выполнения осветительных и силовых сетей в жилых, общественных, административно-бытовых зданиях и сооружениях и на промышленных предприятиях местными органами снабжения в последнее время предлагаются провода АПБН, ППБН и др. по ТУ 15-505.610-74 вместо предусмотренных проектом проводов АПВ, АППВ и др., выпускаемых по ГОСТ 6323-79*. Провода, выпускаемые по ТУ 16-505.610-74, имеют значительно ниже технические и технологические характеристики по сравнению с проводами по ГОСТ 6323-79*, что ведет к снижению надежности работы электроустановок, увеличивает вероятность поражения электрическим током персонала, повышает пожарную опасность зданий и сооружений в условиях эксплуатации. Исходя из вышеизложенного, Главгосэнергонадзор и НПО «Электромонтаж» запрещают применение монтажными организациями проводов выпускаемых по ТУ 16-505.610-74 вместо предусматриваемых проектными организациями проводов по ГОСТ 6323-79*.

Основание: письмо ВНИИС Госстандарта СССР от 25.05.90г. №310/10-107-1544.

Главный инженер Главгосэнергонадзора
В.Н. Белоусов

Главный инженер НПО «Электромонтаж»
Е. Ф. Хомицкий»

Из письма ВНИИКП и ТК 46 «Кабельные изделия № 5/1-160 от 18.11.2009 г. в Роспотребнадзор

Статистические данные показывают, что число пожаров в жилых и общественных зданиях, спортивных и торгово-развлекательных комплексах, аварий на электростанциях и в электрических сетях энергосистем, аварий на подвижном составе транспорта, произошедших из-за кабельных изделий, составляют более 60% от общего числа пожаров и аварий, произошедших от электротехнических изделий. Причинами высокой потенциальной опасности кабелей и проводов зачастую являются конструктивное исполнение с нарушением требований стандартов, применение не соответствующих материалов, в том числе вторичного сырья.

Таким «опасным» изделием является провод бытового назначения марок ПУНП, ПУГНП, АПУНП, ППБН и др. по ТУ 16.К13-020-93, который выпускался кабельными заводами. Нормированное в ТУ электросопротивление жил не соответствует требованиям ГОСТ 22483-77 на жилы, что позволяет выпускать провода с фактическим сечением жил до 30% ниже номинального сечения (указанного на ярлыке), что при эксплуатации приводит к аварийным ситуациям. Нормированная в ТУ толщина изоляции и оболочки не соответствует требованиям ГОСТ 23286-78 на нормы толщин, что не обеспечивает требуемой электрической безопасности. Нормированное в ТУ напряжение 220 или 250 В не соответствует используемому в электросетях 220/380 или 380/660 В (450/750В).

Дополнением к ПУЭ 7-го издания, применение данных проводов запрещено для выполнения осветительных и силовых сетей в жилых, общественных, административно-бытовых зданиях и сооружениях и на промышленных предприятиях.

Учитывая изложенное в начале 2007 г. ОАО «ВНИИКП» было оформлено отраслевое извещение К71.768-2007 об аннулировании ТУ 16.К13-020-93 без замены с 01.06.2007 г. В течение 2007-2009 г. заводами Ассоциации «Электрокабель» эти провода были сняты с производства.

Однако, в тоже время ряд изготовителей кабельной продукции, в основном в малом и среднем бизнесе, разработав свои ТУ, продолжают выпускать и поставлять указанные электро- и пожароопасные провода в розничную торговлю, для электросетей жилищных, общественных и промышленных сооружений.

При этом параметры, предусмотренные в этих ТУ могут быть еще ниже, чем в аннулированных ТУ 16.К13-020-93, что объясняется тем, что к производству этих проводов подключились новые изготовители, не имеющие достаточного опыта и оборудования. В соответствии с Законом о Защите прав потребителей для изделий длительного использования должны быть установлены сроки службы, чего нет в указанных ТУ.

К реализации этих проводов на ярмарках, в гипермаркетах и других торговых точках подключена широкая сеть дилеров. Например, только по Москве провода ПУНП предлагают 36 дилеров.

Покупатели, лишенные необходимой информации, или «деловые люди», оказывающие услуги, приобретают и используют при ремонтах и строительства опасные провода, что создает риски несчастных случаев по причинам электротравматизма и пожаров.

Провода для бытовых целей, по какой бы документации они не изготавливались, являются, исходя из области применения, потенциально опасными и должны проходить процедуру обязательного подтверждения соответствия. В случае несоответствия характеристик проводов технически обоснованным нормам, предусмотренным в стандартах и сводах правил, такие провода не имеют законного права на производство и реализацию, и заявителю должно быть отказано в сертификации. В то же время некоторые Органы по сертификации, нарушая законодательство, проводят сертификацию таких проводов.

При реализации на рынке опасной кабельной продукции нарушаются статьи законов: ФЗ «О техническом регулировании» (от 22.12.2002), Закон РФ «О защите прав потребителей» (от 7.02.1992), ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (от 22.07.2008), ФЗ «О рекламе» (от 13.03.2006).

Ситуация усугубляется в условиях финансового кризиса – происходит насыщение рынка опасными дешевыми проводами типа ПУНП, которые вытесняют качественную кабельную продукцию.

ВНИИКП и Технический комитет № 46 «Кабельные изделия» просят Роспотребнадзор принять меры по изменению ситуации на рынке кабельной продукции и исключению опасных проводов ПУНП.

Оцените статью
Topsamoe.ru
Добавить комментарий