Какая экономическая ситуация в россии сейчас

Мнения экспертов по поводу развития экономической ситуации в России в 2018 году кардинально отличаются. Оптимисты разделяют точку зрения чиновников и рассчитывают на возобновление роста. Пессимисты подчеркивают уязвимость отечественной экономической модели перед внешними вызовами, что может привести к новому периоду турбулентности.

Содержание
  1. Развитие экономической ситуации в России в 2018 году: мнения экспертов
  2. Преграды отечественной экономики
  3. Структурные реформы
  4. Новое падение
  5. 1. Политическая ситуация
  6. 2. Социально-экономическая ситуация
  7. 3. Прогноз. Фундаментальные факторы
  8. 4. Прогноз
  9. 4.1. Вариант 1. "Медленная деградация или 90-е hard"
  10. 4.2. Вариант 2. "Румынский сценарий или внешнее управление"
  11. 4.3. Вариант 3. "Югославский сценарий-лайт или региональный распад"
  12. 4.4. Вариант 4. "Хаос и распад или воюй, ребятушки, воюй!"
  13. Условия экономической ситуации в России в 2019 году
  14. Прогноз экономики России на 2019 год от Министерства экономического развития РФ
  15. Экономическая ситуация в России 2019 — прогноз ЦБ РФ
  16. Экономика России в 2019 году — прогноз Высшей школы экономики (ВЭШ)
  17. Крах экономики России 2019 или рост? Прогноз экспертов из Академии народного хозяйства и государственной службы, Академии внешней торговли и Центра Е. Гайдара
  18. Экономический прогноз 2019 от Института стратегического анализа ФБК
  19. Обзор экономической ситуации в России 2019 от зарубежных разработчиков
  20. Оптимистические ожидания и рост экономики России в 2019 году
  21. Препятствия и угрозы для развития экономики России в 2019 году
  22. Уровень жизни населения России в 2019 году

Развитие экономической ситуации в России в 2018 году: мнения экспертов

Российская экономика восстанавливается после кризиса, что отражается на улучшении макроэкономических показателей. Согласно прогнозам экспертов МВФ, экономическая ситуация в России в 2018 году сохранит положительные тенденции. Рост отечественного ВВП ускорится до 1,44%, а инфляция приблизится к отметке 4%. Кроме того, показатели безработицы будут сохраняться на уровне 5,5%. Подобные оценки совпадают с прогнозами Минэкономразвития, где ожидают возобновление устойчивого роста экономики.

Также эксперты отмечают другие факторы, которые будут сдерживать развитие отечественной экономики.

Преграды отечественной экономики

Глава Центра стратегических разработок Алексей Кудрин отмечает факторы, которые могут ухудшить экономическую ситуацию в России в 2018 году:

  1. Российская экономика сохраняет зависимость от нефтяных котировок, что остается основным фактором нестабильности. Фактически продолжает действовать старая экономическая модель, которая продемонстрировала свою неэффективность в период кризиса.
  2. Низкая эффективность институтов государственного управления, что негативно отражается на экономических стимулах.
  3. Демографические факторы создают дисбалансы для системы пенсионного обеспечения. Количество пенсионеров на одного работающего продолжает увеличиваться, что приводит к росту дефицита Пенсионного фонда.
  4. Действующие санкции ограничивают доступ к зарубежным финансовым рынкам. В результате российская экономика лишается ресурсов для развития.

Кроме того, эксперты отмечают отток капитала, который будет ухудшать динамику отечественной экономики в среднесрочной перспективе. За первые 4 месяца 2017 года данный показатель достиг 21 млрд долл., что вдвое превышает динамику прошлого года.

В таких условиях ухудшение внешней конъюнктуры чревато новыми потрясениями для отечественной экономической модели. Без структурных реформ российская экономика не выйдет на устойчивую траекторию роста.

Структурные реформы

Представители Минфина отмечают ряд реформ, которые помогут улучшить экономическую ситуацию в 2018 году. Эксперты ведомства намерены снизить зависимость российской экономики от колебаний нефтяного рынка. Кроме того, Минфин намерен оздоровить финансовую систему и пересмотреть административную нагрузку на представителей бизнеса.

Основная цель Минфина – обеспечить устойчивый ежегодный рост экономики на уровне 3,0-3,5%. Для этого ведомство планирует изменить действующие бюджетные правила, что поможет избавить экономику от нефтяной зависимости. Ранее львиная доля поступлений от экспорта энергоресурсов направлялась на финансирование расходной части, что создавало предпосылки для экономических кризисов. Представители Минфина предлагают концентрировать данные ресурсы для ускорения экономического роста.

Кроме того, для устойчивого роста российской экономики необходимо модернизировать администрирование бизнеса и налоговую политику. При этом в Минфине планируют уменьшить нагрузку на добросовестных участников рынка и повысить собираемость налогов. Основным приоритетом Минфина остается снижение объемов теневой экономики, что значительно увеличит бюджетные поступления.

Чиновники рассчитывают значительно улучшить инвестиционный климат, что обеспечит экономику необходимыми ресурсами для развития. Также в ведомстве обеспокоены недостаточной эффективностью госуправления, что приводит к дополнительным финансовым потерям.

Несмотря на восстановление положительной динамики, эксперты не исключают возобновления кризисных явлений. Пессимистичный прогноз на 2018 год предполагает значительное ухудшение экономической ситуации.

Новое падение

Основным фактором, который может привести к реализации пессимистичного сценария, остается резкое снижение цен на нефть. Эксперты допускают обвал котировок до 40 долл./барр., что станет новым потрясением для отечественной экономики.

Несмотря на улучшение макроэкономических показателей, экономическая ситуация остается крайне уязвимой. Власти не создали фундамент для новой экономической модели, что может привести к повторению кризисных явлений. Более того, за 2015-2016 гг. чиновники использовали большую часть финансовых резервов, что существенно ограничит возможности правительства при очередном снижении цен на «черное золото».

Будущий экономический рост зависит от продления условий по сокращению нефтедобычи, подчеркивают аналитики. Кроме того, намерение Китая и Индии активнее использовать электромобили приводит к снижению спроса на нефть, что будет препятствовать восстановлению баланса на рынке. В таких условиях стоимость барреля может обвалиться до 40 долларов и сохраняться на данном уровне в течение 2018 года.

Экономическая ситуация в 2018 году будет сохранять положительную динамику. Рост ВВП достигнет 1,5%, уверены в правительстве, а инфляция замедлится до 4%. Для ускорения экономического роста необходима имплементация структурных реформ, что позволит снизить зависимость экономики России от внешних факторов.

Новый обвал цен на нефть может спровоцировать реализацию пессимистичного сценария, который предполагает новый период кризиса.

Краткое содержание:

Все ли так плохо, как пишут в интернете?

1. Политическая ситуация

Политическая ситуация в современной России характеризуется постепенной утратой легитимности со стороны действующей власти, которая началась после 2014 г. и т.н. "крымской весны". Высокий рейтинг власти, нарастающие ожидания "возвращения сильной руки" и социальных реформ постепенно сменились разочарованием населения. Кроме того, с 2008 года в России возникает сильное движение в контрэлите, сопротивляющееся существующему "путинскому режиму", которое в 2010-е годы принимает форму "движения А. Навального". Первоначально это был консенсус между левыми (Удальцов, "Левый фронт"), националистами (НДП, Е. Холмогоров и проч.) и внесистемными либерал-демократами ("Яблоко" и проч.). Навальный тогда занимал роль посредника. Но после событий 2014 года, произошел раскол левого движения и националистов по вопросу Крыма и Донбасса, а движение Навального целиком сосредоточилось на внутренней повестке + не понесло таких потерь как те же левые (арест Удальцова, Развозжаева, бегство Пономарева и проч.) Отсюда сейчас мы видим по сути "митинги в поддержку кандидатов Навального", которые называются оппозицией "демократическими кандидатами".

2. Социально-экономическая ситуация

После 2014 года и вступления в санкционный период, российская власть пошла на ужесточение социальной политики, опустила курс рубля, увеличила НДС, сократила денежные вливания в экономику (выбрала монетаристский курс). Результатом этого (предсказумым) стало снижение реальных доходов населения. Плюс добавьте к этому нагрузку на экономику в виде военных непрямых действий на Украине, а после заморозки ситуации там — в Сирии. К 2018-2019 г. удалось ликвидировать экономические последствия кризиса и бюджет стал профицитным, но при этом было принято решение продолжать неолиберальные реформы в экономике, в 2018 году это была пенсионная реформа. В результате продолжается рост инфляции (государственная статистика перестала его отражать с 2010 года примерно), растет количество безработных или по крайней мере не работающих в рамках частного или государственного секторов (19 млн. человек), одновременно с этим происходят массовые сокращения вложений в сфере образования и здравоохранения — что приводит к ликвидации и "укрупнению" школ, больниц и проч.

3. Прогноз. Фундаментальные факторы

Он не очень утешителен — Россия стремительно превращается в обычную страну третьего мира с пирамидальной системой неравенства (80% бедных — 20% богатый и средний классы), с отсутствием качественного образования, здравоохранения, социальных служб, с массовой безработицей и проблемой "андеркласса" (распространение уголовных социальных движений вроде АУЕ, проституции, торговли людьми, массовой бездомности). Это происходит в рамках фундаментальных факторов — таких как выбор в 1991 году следования по пути превращения в страну периферийного капитализма, в 1993 году — отказа от выстраивания реально функционирующих демократических институтов, становления консолидированной олигархии (1992-2003 гг). и в 2004 году — ставки на превращение парламента в место для "квазимногопартийности". Все это накладывается на зависимость от внешних экономических институтов мировой системы капитализма (ВТО, МВФ), зависимость от мирового гегемона (США), а также антагонизм с Европой и шире, Западом в целом (с 2014 года).

4. Прогноз

Альтернативность развития. В нынешней ситуации существует очень узкий набор вариантов социально-политического развития страны:

4.1. Вариант 1. "Медленная деградация или 90-е hard"

Если представить, что РФ каким-то чудом удастся решить большую часть внешнеполитических проблем и смягчить отношения с Западом, а также добиться финальных результатов по Сирии и Украине, то РФ ждет углубление и продолжение неолиберальной экономической политики, а это значит сужение платежеспособного спроса, отказ от государственных систем образования и здравоохранения, ликвидация фундаментальной науки, отказ от ядерного оружия (уже в 2019 году большая часть станционарных ракет превысила срок годности в разы) и проч. Россия перестанет быть не только великой, но и региональной державой и замкнется в своих границах, время от времени сотрясаемая протестами населения, которые будут купироваться силовым путем, а также подачками. Возможно также развитие открытой правой олигархической диктатуры и переписывание Конституции в её рамках. При этом фигура В.В. Путина потеряет прежнее значение — неважно кто будет у власти, важно то, что неолиберальный курс будет продолжен. По мере деградации образования произойдет съеживание антисистемных движений, ведь чем меньше образованных людей, тем меньше и организованных протестов, а снижение уровня жизни большей части населения приведет основную его массу к поиску средств к существованию (тут не до протестов). В целом, хорошего будет мало. Прибавьте сюда неизбежную криминализацию, коррупцию, борьбу элитарных кланов. Закончится всё это через 30-40 лет полным истощением страны, превращением её в латиноамериканский вариант. В стране будут происходить бунты, существовать гетто, разрушаться система ЖКХ, регионами будут править мафиози, а в центре будет сидеть "бессильное правительство".

4.2. Вариант 2. "Румынский сценарий или внешнее управление"

"Румынский сценарий" (или "судьба Чаушеску") предполагает воздействие масштабных внешних геополитических игроков на происходящие в стране события. Прежде всего это означает, что никакого "Майдана" не будет (этот вариант в РФ не пройдет, пока её верхушка или верхний элитарный слой консолидирован и крепко держится за власть). Но у внешних игроков есть такой мощный рычаг давления как шантаж (речь идет прежде всего о коррупции политиков) и прямой подкуп. В этих условиях некоторые крупные государства (не будем показывать пальцем) вполне могут устроить что-то вроде ГКЧП, сначала вывод массовки на улицы с протестами, потом взрыв какого-то устройства, тут же выход на авансцену армии с якобы "приказом подавить" и одновременно теракт или изоляция части ключевых фигур режима. Дальше всё просто, смена правительства, уступки оппозиции, и вуаля — готова "победившая демократия". Всё что нужно — это контроль над двумя городами. Страна пассивно примет новый режим, тем более что СМИ это оформят как "суд над коррупционерами", а после попадет под управление той силы, которая переворот организует. Дальше — взятие многомилиардных кредитов, скупка банков и промышленности иностранным капиталом и полная ликвидация самостоятельности во внешней позиции — сдача Крыма, Донбасса, Сирии. Ну и вариант 1 потом. Только в других условиях — более "мягких" (т.к. победившая страна будет навязывать кое-какой "свой порядок" все же).

4.3. Вариант 3. "Югославский сценарий-лайт или региональный распад"

Помимо 1-го — еще один вполне реальный вариант. Только в отличие от сценария 2 (схема та же), там будет разделение РФ на 3-4 крупных субъекта, с переносом нынешней элиты в один город (в который вложено немало средств). Ядерное ОМП тоже перекочует туда. В Европейской части будет установлено марионеточное правительство, юг её будет оккупирован Украиной, Кавказ станет независимым государством (скорее всего федерацией), часть южной Сибири отдадут Китаю (чтобы он не вмешивался в процесс). Возможны кратковременные войны между пост-РФ государствами (кстати один российский фантаст это уже описал, правда не помню кто и как называется его серия романов).

4.4. Вариант 4. "Хаос и распад или воюй, ребятушки, воюй!"

В рамках такого сценария происходит одновременный конфликт всех со всеми — финансового капитала с промышленным, центра с регионами, власти с интеллигенцией и с рядовыми гражданами+ конфликт силовых ведомств между собой + вмешательство внешнего врага. В этом случае Россию ожидает комбинация войны субъектов как в 3 сценарии (только без "лайт", всё серьезно) и частичная прямая оккупация с сокращением населения. Я бы сказал, что вариант маловероятен (Запад вряд ли допустит тут хаос), но возможен (если Запад будет занят чем-то другим). Упреждая возможное недоумение — сценарии потому и мрачны, что в РФ зачищены и подавлены любые силы гражданского сопротивления негативу. Власть оставила только себе право решать за граждан, а следовательно власть в случае чего "некому спасать". Революции тоже не будет, т.к. для неё нужен многомиллионный субъект и соц. институты, а их нет, даже "революционные" партии максимум что смогут в условиях хаоса — организовать подпольную борьбу (и то если сильно им повезет и им просто не пустят пули в затылок сразу после начала).

Подпишитесь на 9111.ru в Яндекс.Новостях Подписаться

Наступил новый 2019 год, в котором уже начали и начнут действовать позднее государственные решения, касающиеся сферы экономики и затрагивающие интересы практически каждого россиянина. В мире и внутри страны происходят процессы, несущие угрозу новой волны экономического кризиса. Понятно поэтому, что вопрос о том, чего ждать в экономике России в 2019 году, вызывает огромный интерес и у политиков, и у предпринимателей, и у рядовых граждан. В данной статье мы рассмотрим некоторые из прогнозов, разработанных различными отечественными организациями, и мнения зарубежных экспертов.

Условия экономической ситуации в России в 2019 году

Внешние условия, в которых придется развиваться российской экономике в 2019 году, нельзя признать благоприятными.

Обостряются торговые войны между странами, которые замедляют динамику мировой экономики и ведут к сужению возможностей для отечественного экспорта. Особенно большую тревогу вызывает торговая война между США и Китаем.

Ситуация на нефтяном рынке продолжает оставаться мало предсказуемой – сообщения о росте добычи нефти в России, США и Саудовской Аравии мгновенно изменили биржевые котировки в сторону снижения. Многие специалисты считают, что понижение цены нефти с уровня 55 долларов за баррель должно стать поводом для беспокойства.

Огромное негативное влияние на российскую экономику оказывают санкции, которые никто не намерен отменять. Если США продолжат вводить новые санкции дважды в год, цена доллара к концу 2019 года может повыситься, по оценке компании «ФинИст» до 80 рублей, а евро – до 90.

Внутренние условия также будут очень непростыми. В 2019 в России начали проводиться структурные преобразования. По заявлению премьера Д. Медведева, в 2019 году российская экономика станет приспосабливаться к принятым правительством структурным решениям. Вследствие этого произойдет замедление экономического роста. Но в перспективе он ускорится и должен опередить общемировой рост. В Кабинете министров надеются, что благодаря введению в действие принятых решений, в 2019 году будет полностью восстановлена финансовая защита российского бюджета от внешних шоков.

Работающие в крупных агентствах и институтах России аналитики заявляют, что в 2019 отечественная экономика будет стабильной и устойчивой, а система ее функционирования – надежной. Однако значительного роста ВВП ожидать не следует.

Прогноз экономики России на 2019 год от Министерства экономического развития РФ

Прогноз развития экономики разработан министерством на период в три года и исходит из сохранения санкций стран Запада в отношении России. Среди важнейших показателей прогноза отметим следующие:

  • экономический рост ожидается на уровне 2,2-3,1%.;
  • докризисного уровня прогнозируется достигнуть к началу 2020 г. при условии, что цена нефти останется на уровне 70 долларов за баррель;
  • добыча нефти снизится на 52 млн. тонн;
  • для населения и промышленных предприятий тариф на энергию увеличится на 5,1-5,6 %. Тариф на грузовые и пассажирские перевозки повысится на 4,2-4,5 %.

Прогноз социально-экономического развития РФ, подготовленный в целях обоснования Федерального бюджета на 2019 г. и плановый период 2020-2021 гг., имеет два варианта – базовый и консервативный.

В базовом сценарии в 2019 году рост ВВП ожидается на уровне 1,3%. В последующие годы, благодаря реализации национальных проектов, проведению пенсионной реформы и осуществлению ряда мер, способствующих повышению инвестиционной активности, рост ускорится до 2% в 2020 году, и до 3% в 2021 году.

Ежегодный рост инвестиций в основной капитал составит 6,5-8%. С учетом динамики доходов населения и розничного товарооборота внутренний рынок будет расти на 2,5% в год.

Согласно консервативному сценарию прогноза экономика России 2019 будет развиваться при существенном замедлении динамики мирового хозяйства, вследствие резкого снижения темпов развития экономики КНР и сокращении по этой причине спроса на все виды сырьевых и энергетических ресурсов и цен на них. Цена барреля нефти к 2024 г. в консервативном сценарии ожидается на уровне 45,9 долларов, в то время как в базовом сценарии она составляет 53,5 долларов.

По мнению ряда экспертов, в данном прогнозе Министерства экономики есть спорные моменты.

В частности, в нем не прописаны механизмы, с помощью которых Правительство намерено стимулировать повышение инвестиционной активности.

Не учтены риски, связанные с кредитованием банками населения. Уже в середине 2018 г. долг граждан перед банками достигал 13,7 триллиона руб. При этом темпы роста объема банковских кредитов стабильно опережают темпы роста номинальных доходов населения. А это грозит повышением удельного веса расходов на погашение кредитов и выплату процентов в структуре расходов населения и просрочкой платежей.

Далее, Минэкономики прогнозирует снижение цен на нефть с 75-80 долларов за баррель в 2019 г. до 53,5 долларов в 2024 г., а среднегодовой курс рубля в прогнозе не меняется вплоть до 2023 года. Только в 2024 он снижается на полтора рубля за доллар. Но таким высоким курс рубля был в 2018 г., когда нефть стоила более 70 долларов за баррель. Поэтому высок риск того, что рубль упадет сильнее, чем предполагается в прогнозе.

Прогнозируемый Минэкономики уровень инфляции не учитывает влияние на него фактора инфляционных ожиданий экономических агентов. Инфляционные ожидания обычно следуют за динамикой обменного курса. В связи с этим велика вероятность выхода инфляции на более высокий уровень, чем 4-5%. А это значит, что ЦБ оставит ключевую ставку на достаточно высоком уровне, кредиты нефинансовому сектору останутся дорогими и будут ограничивать инвестиционную активность компаний.

Экономическая ситуация в России 2019 — прогноз ЦБ РФ

Центральный банк РФ разработал прогноз развития экономики России в оптимистичном и консервативном вариантах. Первый вариант исходит из цены нефти в 80 долларов за баррель, второй – в 60 долларов за баррель. ЦБ ожидает рост ВВП в 2019 г. на один-полтора процента, уровень инфляции – 4%.

По мнению разработчиков прогноза, в 2019 г. на финансы России основное влияние будет оказывать внутренний спрос: рост потребления домашних хозяйств и увеличение инвестиций в производство.

Экономика России в 2019 году — прогноз Высшей школы экономики (ВЭШ)

Специалисты ВШЭ оценивают перспективы развития российской экономики в 2019 г. достаточно пессимистично. ВВП увеличится не более чем на 0,5% при условии, что мировые цены на нефть останутся стабильными. Вследствие сокращения уровня прибыльности всех отраслей и падения доходов населения по причине закрытия предприятий и уменьшения численности работающих вероятен экономический спад.

Крах экономики России 2019 или рост? Прогноз экспертов из Академии народного хозяйства и государственной службы, Академии внешней торговли и Центра Е. Гайдара

Эксперты из трех названных организаций подготовили инерционный и консервативный сценарии развития экономики РФ до 2020 г. с учетом нового пакета санкций со стороны стран Запада, В инерционном сценарии показатели рассчитывались исходя из цены барреля нефти в 55-56 долларов. ВВП по этому сценарию увеличится на 1,2-1,4%. Доходы населения ежегодно будут повышаться на 1,5-1,6%.

Консервативный сценарий составлен для цены нефти 40,8-41,7 долларов за баррель. ВВП при этом вырастет на 0,7-0,8%., доходы населения – на 0,4%-1%. Предполагается, что произойдет ряд негативных событий – повысятся до 16,4% годовые ставки по кредитам, снизится доходность на финансовом рынке, резко подскочит курс иностранных валют, увеличится отток капитала из страны, западные банки предъявят к российским компаниям требование досрочно погасить кредиты.

Экономический прогноз 2019 от Института стратегического анализа ФБК

Специалисты института считают, что экономика РФ еще не вышла из кризиса, а лишь приспособилась к нему. Отсюда делается вывод о вероятности нулевого роста ВВП в 2019 году. Акцентируется внимание на повышении рисков для отечественной экономики – ухудшении мировой политической ситуации в отношении России, возможном продлении сроков действия соглашения стран ОПЕК об уменьшении объемов нефтедобычи, ожидаемом росте добычи сланцев в США.

Фонд экономических исследований «Центр развития» НИУ ВШЭ прогнозирует рост ВВП в 1,3% при стоимости нефти около 68 долларов за баррель. Если цены нефти начнут снижаться более этого значения, стоит ждать падения ВВП.

Увеличение инвестиций сохранится в значениях прошлого года. В два раза замедлится темп прироста экспорта. В сравнении с 2018 г. значительно ниже ожидается в 2019 г. рост реальной заработной платы – на 1,5% против 7,3% в прошлом году. Инфляция из-за повышения НДС ускорится до 5,1%. Предполагается достаточно стабильный курс доллара в районе 65 рублей.

Эксперты Аналитического кредитного рейтингового агентства АКРА ожидают в 2019 г. падения ВВП в России на 2,5% и роста курса доллара до 83 рублей, в случае значительного расширения санкций.

Также они указывают на высокую угрозу ипотечного кризиса. В некоторых банках на долю ипотечных займов приходится около 70% кредитного портфеля. По ипотеке в России покупается от 25 до 35% жилья. Требования к заемщикам банки существенно снизили. Это угрожает масштабными неплатежами, и возникновением дефицита денежных средств у банков. Из-за несбалансированности портфеля многие банки могут обанкротиться.

Похожая ситуация в нулевых годах была в США. Из-за одновременной массовой неоплаты ипотечных займов многими жильцами в 2007 г. начали закрываться банки, и банкротиться страховые компании, пытавшиеся заплатить банкам страховки. В итоге, в 2008 г. разразился мировой экономический кризис.

Обзор экономической ситуации в России 2019 от зарубежных разработчиков

В МВФ прогнозируют рост ВВП России в 2019 г. на полтора процента.

Эксперты Goldman Sachs определяют темпы экономического роста на уровне 2,9%. Оптимистически настроенные эксперты считают, что баррель нефти на мировых рынках будет стоить от 65 до 70 долларов. Свои предположения они обосновывают следующим образом — ограничение размеров добычи нефти основными экспортерами позволит сбалансировать рынок, а в связи с начавшимся оживлением мировой экономики спрос на нефть будет возрастать.

В 2019 г. для России прогнозируется сохранение невысоких уровней инфляции и стабилизация курса рубля. Однако в связи с отставанием по темпам экономического роста от мировой экономики ожидается увеличение отрыва России от развитых стран.

Во Всемирном банке полагают, что в 2019 году российская экономика вырастет на 1,8%, а среднегодовая цена барреля нефти будет колебаться в интервале от 50 до 63 долларов. В дальнейшем, вплоть до 2025 года, цена нефти будет снижаться вследствие роста добычи сланцев в США, а также в связи с тем, что в мире получит дальнейшее развитие альтернативная энергетика и станет больше электромобилей.

Наилучшим вариантом решения бюджетной проблемы эксперты банка называют проведение новой приватизации, которая ежегодно может дать до половины триллиона рублей. Дополнительное преимущество данного способа состоит в том, что при этом создаются условия для развития конкуренции на рынке и привлечения инвестиций в обрабатывающие отрасли.

Другой способ – повышение налогов. Он может дать дополнительные поступления доходов в бюджет, однако окажет отрицательное влияние на предприятия малого и среднего бизнеса.

Улучшить финансовую ситуацию можно посредством сокращения расходов на социальную сферу – здравоохранение, образование и др. Однако эксперты считают, что в 2019 г. правительству России необходимо уменьшить расходы на содержание и развитие оборонного и силового сектора, государственных корпораций в добывающей промышленности, государственных подрядчиков, а также переориентироваться на малый и средний бизнес.

Самый плохой способ – напечатать больше денег. В этом случае может ускориться инфляция до десяти и более процентов, сократятся сбережения домашних хозяйств, увеличится отток капитала.

Рост российской экономики в 1,8% аналитики из Всемирного банка оценивают как недостаточный, поскольку он в два раза ниже показателей роста мирового ВВП. При таких темпах роста отставание России от мира в целом увеличится в два раза, а от стран БРИКС – в три раза.

Российскому правительству предлагают начать структурные преобразования в направлении развития высокотехнологичных производств и стимулирования экспорта их продукции. Также отмечается необходимость повысить эффективность государственного управления, снизить долю социальных расходов, увеличить инвестирование перерабатывающей промышленности и модернизации инфраструктуры. Предлагается осуществить меры по оздоровлению финансового сектора, уменьшению объемов заемных средств, ограничению монополий и развитию конкуренции.

Вместе с тем, представители Всемирного банка полагают, что власти в России будут стремиться отложить проведение болезненных для общества структурных реформ, используя средства, полученные от экспорта нефти

Специалисты Организации экономического сотрудничества и развития ОЭСР ухудшили ранее сделанный прогноз роста ВВП России в 2019 г. с 1,8% до 1,6%.

К причинам невысоких темпов роста экономики отнесены повышение НДС на два процента, действие бюджетного правила, в соответствии с которым доходы бюджета от цены нефти выше 40 долларов за баррель резервируются, а не расходуются на экономику, большой отток капитала и дороговизна кредитов для предприятий.

Ожидаемого увеличения инвестиций в основной капитал, по мнению экспертов ОЭСР, в России не произойдет по причине продолжительности процедур подготовки решений в области инвестирования и сложностей при распределении средств по крупным проектам, в которых участвует государство.

Оптимистические ожидания и рост экономики России в 2019 году

В некоторых прогнозах, в качестве позитивного фактора для развития экономики России в 2019 году, рассматривается начало проведения пенсионной реформы, которое может способствовать созданию подушки безопасности на случай усиления западных санкций.

Надежды на лучшее связываются с проведением в наступившем году важных в стратегическом плане встреч с японскими партнерами. Заключение новых соглашений должно существенно расширить горизонты для российской экономики, а возвращение инвесторов позволит сократить колебания рублевого курса.

Положительный эффект для экономики прогнозируется также получить от того, что в 2019 должны завершиться работы на трубопроводе Газпрома, и появится возможность осуществлять поставки газа, минуя Украину.

Позитивное влияние на экономику ожидается от сокращения расходов на оборону.

Препятствия и угрозы для развития экономики России в 2019 году

Известный экономист С. Глазьев на своем сайте назвал причины, препятствующие росту российской экономики. Они состоят, по его мнению, в неправильной денежно-кредитной политике ЦБ РФ. Банки практически не кредитуют инвестиции в развитие производства. Для большинства предприятий процентные ставки неподъемны. Сдерживающим фактором для инвесторов является высокая волатильность курса рубля.

Среди внутренних рисков для развития экономики России в 2019 г. многие эксперты называют большую задолженность корпораций, которая достигла почти трех триллионов рублей. В холдингах доля проблемной дебиторской задолженности доходит до 80%. Задолженность в таких масштабах может вызвать цепную реакцию неплатежей, которая сильно ударит по экономике.

Уровень жизни населения России в 2019 году

По мнению многих экспертов, в 2019 году ухудшатся показатели материального благосостояния российских граждан. Из-за роста НДС население потеряет около 500 миллиардов рублей, а его покупательная способность в целом уменьшится на 800 миллиардов рублей.

Реформы правительства обойдутся каждому гражданину России в возрасте старше 18 лет в 6,6 тыс. руб., а среднестатистическому домашнему хозяйству – в 20 тысяч.

В два раза сократится, в сравнении с 2018 г., рост потребления.

Вследствие низкой покупательской активности многие компании откажутся индексировать заработные платы и перестанут набирать новых работников.

кандидат экономических наук, Е. Г. Павлова

Оцените статью
Topsamoe.ru
Добавить комментарий