Какая бывает коррозия металла

Корро́зия, ржавление, ржа, ржавчина — это самопроизвольное разрушение металлов и сплавов в результате химического, электрохимического или физико-химического взаимодействия с окружающей средой. Разрушение по физическим причинам не является коррозией, а характеризуется понятиями «эрозия», «истирание», «износ». Причиной коррозии служит термодинамическая неустойчивость конструкционных материалов к воздействию веществ, находящихся в контактирующей с ними среде.

Пример — кислородная коррозия железа в воде:

4 F e + 6 H 2 O + 3 O 2 → 4 F e ( O H ) 3 <displaystyle <
m <4Fe+6H_<2>O+3O_<2>
ightarrow 4Fe(OH)_<3>>>>

Гидроксид железа Fe(OH)3 и является тем, что называют ржавчиной.

В повседневной жизни для сплавов железа (сталей) чаще используют термин «ржавление» — коррозия железа и его сплавов с образованием продуктов коррозии, состоящих из гидратированных остатков железа.

На неметаллические материалы определение коррозии не распространяется. Применительно к полимерам существует понятие «старение», аналогичное термину «коррозия» для металлов. Например, старение резины из-за взаимодействия с кислородом воздуха или разрушение некоторых пластиков под воздействием атмосферных осадков, а также биологическая коррозия.

Скорость коррозии, как и всякой химической реакции, очень сильно зависит от температуры. Повышение температуры на 100 градусов может увеличить скорость коррозии на несколько порядков.

Содержание

Классификация видов коррозии [ править | править код ]

Коррозионные процессы отличаются широким распространением и разнообразием условий и сред, в которых они протекают. Поэтому пока нет единой и всеобъемлющей классификации встречающихся случаев коррозии [1] .

По типу агрессивных сред, в которых протекает процесс разрушения, коррозия может быть следующих видов:

  • газовая коррозия;
  • атмосферная коррозия;
  • коррозия в неэлектролитах;
  • коррозия в электролитах;
  • подземная коррозия;
  • биокоррозия;
  • коррозия под воздействием блуждающих токов.

По условиям протекания коррозионного процесса различаются следующие виды:

По характеру разрушения:

  • сплошная коррозия, охватывающая всю поверхность:
  • равномерная;
  • неравномерная;
  • избирательная;
  • локальная (местная) коррозия, охватывающая отдельные участки:
    • пятнами;
    • язвенная;
    • точечная;
    • сквозная;
    • межкристаллитная (расслаивающая в деформированных заготовках и ножевая в сварных соединениях).
    • Главная классификация производится по механизму протекания процесса. Различают два вида:

      • химическую коррозию;
      • электрохимическую коррозию.

      Коррозия неметаллических материалов [ править | править код ]

      По мере ужесточения условий эксплуатации (повышение температуры, механических напряжений, агрессивности среды и др.) и неметаллические материалы подвержены действию среды. В связи с чем термин «коррозия» стал применяться и по отношению к этим материалам, например «коррозия бетонов и железобетонов», «коррозия пластмасс и резин». При этом имеется в виду их разрушение и потеря эксплуатационных свойств в результате химического или физико-химического взаимодействия с окружающей средой. Но следует учитывать, что механизмы и кинетика процессов для неметаллов и металлов будут разными.

      Коррозия металлов [ править | править код ]

      Коррозия металлов — разрушение металлов вследствие химического или электрохимического взаимодействия их с коррозионной средой [2] . Для процесса коррозии следует применять термин «коррозионный процесс», а для результата процесса — «коррозионное разрушение».

      Под коррозией понимают происходящее на поверхности электрохимическое или химическое разрушение металлического материала. Наиболее часто при коррозии металл окисляется с образованием ионов металла, которые при дальнейших превращениях дают различные продукты коррозии. Коррозия может быть вызвана как химическим, так и электрохимическим процессом. Соответственно, различают химическую и электрохимическую коррозию металлов.

      Типы коррозии [ править | править код ]

      Различают 4 основных вида коррозии: электрохимическая коррозия, водородная, кислородная коррозия и химическая.

      Электрохимическая коррозия [ править | править код ]

      Разрушение металла под воздействием возникающих в коррозионной среде гальванических элементов называют электрохимической коррозией. При электрохимической коррозии всегда требуется наличие электролита (Конденсат, дождевая вода и т. д.), с которым соприкасаются электроды — либо различные элементы структуры материала, либо два различных соприкасающихся материала с различающимися окислительно-восстановительными потенциалами. Если в воде растворены ионы солей, кислот, или т. п., электропроводность её повышается, и скорость процесса увеличивается.

      При соприкосновении двух металлов с различными окислительно-восстановительными потенциалами и погружении их в раствор электролита, например, дождевой воды с растворенным углекислым газом CO2, образуется гальванический элемент, так называемый коррозионный элемент. Он представляет собой не что иное, как замкнутую гальваническую ячейку. В ней происходит медленное растворение металлического материала с более низким окислительно-восстановительным потенциалом; второй электрод в паре, как правило, не корродирует. Этот вид коррозии особо присущ металлам с высокими отрицательными потенциалами. Так, совсем небольшого количества примеси на поверхности металла с большим редокс-потенциалом уже достаточно для возникновения коррозионного элемента. Особо подвержены риску места соприкосновения металлов с различными потенциалами, например, сварочные швы или заклёпки.

      Если растворяющийся электрод коррозионно-стоек, процесс коррозии замедляется. На этом основана, например, защита железных изделий от коррозии путём оцинковки — цинк имеет более отрицательный потенциал, чем железо, поэтому в такой паре железо восстанавливается, а цинк должен корродировать. Однако в связи с образованием на поверхности цинка оксидной плёнки процесс коррозии сильно замедляется.

      Примером крупномасштабной электрохимической коррозии может служить происшествие, случившееся в декабре 1967 года с норвежским рудовозом «Анатина» [3] (англ. Anatina ), следовавшим из Кипра в Осаку. Налетевший в Тихом океане тайфун привёл к попаданию в трюмы солёной воды и образованию большой гальванической пары: медного концентрата со стальным корпусом судна, который вскоре размягчился, и судно подало сигнал бедствия. Экипаж был спасён подоспевшим немецким судном, а сама «Анатина» еле-еле добралась до порта [4] [5] .

      Водородная и кислородная коррозия

      Если происходит восстановление ионов H3O + или молекул воды H2O, говорят о водородной коррозии или коррозии с водородной деполяризацией. Восстановление ионов происходит по следующей схеме:

      2 H 3 O + + 2 e ¯ → 2 H 2 O + H 2 <displaystyle <
      m <2H_<3>O^<+>+2<ar >
      ightarrow 2H_<2>O+H_<2>>>>

      2 H 2 O + 2 e ¯ → 2 O H − + H 2 <displaystyle <
      m <2H_<2>O+2<ar >
      ightarrow 2OH^<->+H_<2>>>>

      Если водород не выделяется, что часто происходит в нейтральной или сильно щелочной среде, происходит восстановление кислорода и здесь говорят о кислородной коррозии или коррозии с кислородной деполяризацией:

      O 2 + 2 H 2 O + 4 e ¯ → 4 O H − <displaystyle <
      m <2>+2H_<2>O+4<ar >
      ightarrow 4OH^<->>>>

      Коррозионный элемент может образовываться не только при соприкосновении двух различных металлов. Коррозионный элемент образуется и в случае одного металла, если, например, структура его поверхности неоднородна (например, межкристаллитная коррозия).

      Химическая коррозия [ править | править код ]

      Химическая коррозия — взаимодействие поверхности металла с коррозионно-активной средой, не сопровождающееся возникновением электрохимических процессов на границе фаз. В этом случае взаимодействия окисления металла и восстановление окислительного компонента коррозионной среды протекают в одном акте. Например, образование окалины при взаимодействии материалов на основе железа при высокой температуре с кислородом:

      4 F e + 3 O 2 → 2 F e 2 O 3 <displaystyle <
      m <4Fe+3O_<2>
      ightarrow 2Fe_<2>O_<3>>>>

      Виды коррозии [ править | править код ]

      • Послойная коррозия
      • Нитевидная коррозия
      • Структурная коррозия
      • Межкристаллитная коррозия
      • Избирательная коррозия
      • Графитизация чугуна
      • Обесцинкование
      • Щелевая коррозия
      • Ножевая коррозия
      • Коррозионная язва
      • Коррозионное растрескивание
      • Коррозия под напряжением
      • Коррозионная усталость
      • Предел коррозионной усталости
      • Коррозионная хрупкость

      Борьба с коррозией [ править | править код ]

      Коррозия приводит ежегодно к миллиардным убыткам, и решение этой проблемы является важной задачей. Основной ущерб, причиняемый коррозией, заключается не в потере металла как такового, а в огромной стоимости изделий, разрушаемых коррозией. Вот почему ежегодные потери от неё в промышленно развитых странах столь велики. Истинные убытки от неё нельзя определить, оценив только прямые потери, к которым относятся стоимость разрушившейся конструкции, стоимость замены оборудования, затраты на мероприятия по защите от коррозии. Ещё больший ущерб составляют косвенные потери. Это простои оборудования при замене прокорродировавших деталей и узлов, утечка продуктов, нарушение технологических процессов.

      Идеальная защита от коррозии на 80 % обеспечивается правильной подготовкой поверхности, и только на 20 % качеством используемых лакокрасочных материалов и способом их нанесения [6] . Наиболее производительным и эффективным методом подготовки поверхности перед дальнейшей защитой субстрата является абразивоструйная очистка.

      Обычно выделяют три направления методов защиты от коррозии:

      Для предотвращения коррозии в качестве конструкционных материалов применяют нержавеющие стали, кортеновские стали, цветные металлы.

      При добавлении небольшого количества хрома в сталь на поверхности металла образуется оксидная плёнка. Содержание хрома в нержавеющей стали — более 12 процентов.

      При проектировании конструкции стараются максимально изолировать от попадания коррозионной среды, применяя клеи, герметики, резиновые прокладки.

      Активные методы борьбы с коррозией направлены на изменение структуры двойного электрического слоя. Применяется наложение постоянного электрического поля с помощью источника постоянного тока, напряжение выбирается с целью повышения электродного потенциала защищаемого металла. Другой метод — использование жертвенного анода, более активного материала, который будет разрушаться, предохраняя защищаемое изделие.

      Красочное покрытие, полимерное покрытие и эмалирование должны, прежде всего, предотвратить доступ кислорода и влаги. Часто также применяется покрытие, например, стали другими металлами, такими как цинк, олово, хром, никель. Цинковое покрытие защищает сталь даже когда покрытие частично разрушено. Цинк имеет более отрицательный потенциал и корродирует первым. Ионы Zn 2+ токсичны. При изготовлении консервных банок применяют жесть, покрытую слоем олова. В отличие от оцинкованной жести, при разрушении слоя олова корродировать, притом усиленно, начинает железо, так как олово имеет более положительный потенциал. Другая возможность защитить металл от коррозии — применение защитного электрода с большим отрицательным потенциалом, например, из цинка или магния. Для этого специально создаётся коррозионный элемент. Защищаемый металл выступает в роли катода, и этот вид защиты называют катодной защитой. Растворяемый электрод, называют, соответственно, анодом протекторной защиты. Этот метод применяют для защиты от коррозии морских судов, мостов, котельных установок, расположенных под землей труб. Для защиты корпуса судна на наружную сторону корпуса крепят цинковые пластинки.

      Если сравнить потенциалы цинка и магния с железом, они имеют более отрицательные потенциалы. Но тем не менее корродируют они медленнее вследствие образования на поверхности защитной оксидной плёнки, которая защищает металл от дальнейшей коррозии. Образование такой плёнки называют пассивацией металла. У алюминия её усиливают анодным окислением (анодирование).

      Газотермическое напыление [ править | править код ]

      Для борьбы с коррозией используют также методы газотермического напыления. С помощью газотермического напыления на поверхности металла создается слой из другого металла/сплава, обладающий более высокой стойкостью к коррозии (изолирующий) или наоборот менее стойкий (протекторный). Такой слой позволяет остановить коррозию защищаемого металла. Суть метода такова: газовой струей на поверхность изделия на огромной скорости наносят частицы металлической смеси, например цинк, в результате чего образуется защитный слой толщиной от десятков до сотен микрон. Газотермическое напыление также применяется для продления жизни изношенных узлов оборудования: от восстановления рулевой рейки в автосервисе до агрегатов нефтедобывающих компаний [7] .

      Термодиффузионное цинковое покрытие [ править | править код ]

      Для эксплуатации металлоизделий в агрессивных средах необходима более стойкая антикоррозионная защита поверхности металлоизделий. Термодиффузионное цинковое покрытие является анодным по отношению к чёрным металлам и электрохимически защищает сталь от коррозии. Оно обладает прочным сцеплением (адгезией) с основным металлом за счет взаимной диффузии железа и цинка в поверхностных интерметаллидных фазах, поэтому не происходит отслаивания и скалывания покрытий при ударах, механических нагрузках и деформациях обработанных изделий [8] .

      Диффузионное цинкование, осуществляемое из паровой или газовой фазы при высоких температурах (375—850 °C), или с использованием разрежения (вакуума) — при температуре от 250 °C, применяется для покрытия крепёжных изделий, труб, деталей арматуры и др. конструкций. Значительно повышает стойкость стальных, чугунных изделий в средах, содержащих сероводород (в том числе против сероводородного коррозионного растрескивания), промышленной атмосфере, морской воде и др. Толщина диффузионного слоя зависит от температуры, времени, способа цинкования и может составлять 0,01—1,5 мм. Современный процесс диффузионного цинкования позволяет образовывать покрытие на резьбовых поверхностях крепёжных изделий, без затруднения их последующего свинчивания. Микротвёрдость слоя покрытия Hμ = 4000 — 5000 МПа. Диффузионное цинковое покрытие также значительно повышает жаростойкость стальных и чугунных изделий при температуре до 700 °C. Возможно получение легированных диффузионных цинковых покрытий, применяемое для повышения их служебных характеристик.

      Кадмирование [ править | править код ]

      Покрытие стальных деталей кадмием производится методами, аналогичными цинкованию, но даёт более сильную защиту, особенно в морской воде. Применяется значительно реже из-за значительной токсичности кадмия и его дороговизны. Также покрывают тонким слоем оксида меди, что предотвращает дальнейшее размножение коррозии.

      Коррозия – это процесс разрушения металлов под воздействием электрохимических или химических факторов окружающей среды. Отсюда, различают два типа коррозии, в зависимости от способа взаимодействия с окружающей средой и механизму протекания процесса окисления: химическая коррозия и электрохимическая коррозия.
      Химическая коррозия – предполагается, что процессы, протекают без участия электрического тока. В результате: на поверхности металла образуются различные химические соединения: оксиды, сульфиды и др. (например, при нагреве стали для термической обработки или обработки давлением).
      Но есть и плюсы такой коррозии: пленка, образовавшаяся на металле в результате процесса химической коррозии, служит препятствием для дальнейшего разрушения металла. Это происходит, например, у таких металлов, как свинец, олово, алюминий, никель и хром. На их поверхности образуется плотная пленка оксида. А вот на поверхности стали и чугуна пленка образуется непрочная, тонкая, она растрескивается и ведет к дальнейшей коррозии.

      Электрохимическая коррозия протекает в присутствии электрического тока. Такая коррозия возникает в результате работы множества макро- или микрогальванопар в металле, соприкасающемся с электролитом.

      Причины возникновения гальванических пар в металлах:

      — соприкосновение двух разнородных металлов;
      — наличие в металле примесей;
      — наличие участков с различным кристаллическим строением;
      — образование пор в окисной пленке;
      — наличие участков с различной механической нагрузкой;
      — наличие участков с неравномерным доступом активных компонентов внешней среды, например, воздуха.

      Проявление электрохимической коррозии — появление ржавчины на корпусах судов, стальной арматуре гидравлических сооружений, под воздействием атмосферных осадков.

      Резкого отличия между механизмами протекания химической и электрохимической коррозии нет. Процесс химической коррозии может плавно перейти к электрохимической, и наоборот, а также носить двоякий характер, как это бывает при электролизе.

      В зависимости от условий протекания, коррозия металлопроката — труб бесшовных бывает:

      газовая (протекает в присутствии газов при высокой температуре),
      неэлектролитическая (сталь в бензине),
      атмосферная (металлические детали и конструкции на воздухе),
      электролитическая (в жидкой среде под воздействием электрического тока),
      почвенная (разрушение металлических труб , толстостенных стальных труб под землей),
      электрокоррозия (под воздействием внешних токов),
      контактная (разные виды металлов в электролите)
      структурная (неоднородные по структуре металлы, например чугун и графит в растворе серной кислоты)
      коррозия напряжения (снижение выносливости металла, вызывающее так называемую коррозионную усталость)
      коррозия трения (вращающиеся детали машин в морской воде)
      щелевая коррозия (протекает в зазорах между деталями механизмов)
      биокоррозия (под воздействием микроорганизмов и биологических факторов)

      В зависимости от характера и места распространения, различают следующие подвиды коррозии:

      местная — более опасна, так как распространяется не в ширину, а в глубину, разрушая нижележащие слои и приводя к поломке и разрушению изделия. Возникает там, где имели место механические или другие повреждения поверхности детали.

      сплошная — коррозия охватывает всю поверхность металлической детали, после чего деталь разрушается. Легко контролируется и поддается оценке.

      и межкристаллитная — распространяется по границам зерен металла, начинается, по обыкновению, на поверхности и быстро распространяется в глубину. Приводит к хрупкости детали и снижению прочности. Является особо опасным подвидом коррозии. Возникает при сварке и термообработке металла.

      О большей степени устойчивости стали к коррозии можно определить по процентному содержанию в ее составе углерода. Например, уменьшив до 0.015% содержание углерода в составе легированной хромоникелевой стали Х18Н9, возможно максимально повысить ее сопротивление к межкристаллитной коррозии.

      Материалы из металлов под химическим или электрохимическим воздействием окружающей среды подвергаются разрушению, которое называется коррозией. Коррозия металлов вызывается окислительно-восстановительными реакциями, в результате которых металлы переходят в окисленную форму и теряют свои свойства, что приводит в негодность металлические материалы.

      Можно выделить 3 признака, характеризующих коррозию:

      • Коррозия – это с химической точки зрения процесс окислительно-восстановительный.
      • Коррозия – это самопроизвольный процесс, возникающий по причине неустойчивости термодинамической системы металл – компоненты окружающей среды.
      • Коррозия – это процесс, который развивается в основном на поверхности металла. Однако, не исключено, что коррозия может проникнуть и вглубь металла.

      Виды коррозии металлов

      Наиболее часто встречаются следующие виды коррозии металлов:

      1. Равномерная – охватывает всю поверхность равномерно
      2. Неравномерная
      3. Избирательная
      4. Местная пятнами – корродируют отдельные участки поверхности
      5. Язвенная (или питтинг)
      6. Точечная
      7. Межкристаллитная – распространяется вдоль границ кристалла металла
      8. Растрескивающая
      9. Подповерхностная

      Основные виды коррозии

      С точки зрения механизма коррозионного процесса можно выделить два основных типа коррозии: химическую и электрохимическую.

      Химическая коррозия металлов

      Химическая коррозия металлов — это результат протекания таких химических реакций, в которых после разрушения металлической связи, атомы металла и атомы, входящие в состав окислителей, образуют химическую связь. Электрический ток между отдельными участками поверхности металла в этом случае не возникает. Такой тип коррозии присущ средам, которые не способны проводить электрический ток – это газы, жидкие неэлектролиты.

      Химическая коррозия металлов бывает газовой и жидкостной.

      Газовая коррозия металлов – это результат действия агрессивных газовых или паровых сред на металл при высоких температурах, при отсутствии конденсации влаги на поверхности металла. Это, например, кислород, диоксид серы, сероводород, пары воды, галогены. Такая коррозия в одних случаях может привести к полному разрушению металла (если металл активный), а в других случаях на его поверхности может образоваться защитная пленка (например, алюминий, хром, цирконий).

      Жидкостная коррозия металлов– может протекать в таких неэлектролитах, как нефть, смазочные масла, керосин и др. Этот тип коррозии при наличии даже небольшого количества влаги, может легко приобрести электрохимический характер.

      При химической коррозии скорость разрушения металла пропорциональна скорости химической реакции и той скорости с которой окислитель проникает сквозь пленку оксида металла, покрывающую его поверхность. Оксидные пленки металлов могут проявлять или не проявлять защитные свойства, что определяется сплошностью.

      Сплошность такой пленки оценивают величине фактора Пиллинга—Бэдвордса: (α = Vок/VМе) по отношению объема образовавшегося оксида или другого какого-либо соединения к объему израсходованного на образование этого оксида металла

      где Vок — объем образовавшегося оксида

      VМе — объем металла, израсходованный на образование оксида

      Мок – молярная масса образовавшегося оксида

      ρМе – плотность металла

      n – число атомов металла

      AMe — атомная масса металла

      ρок — плотность образовавшегося оксида

      Оксидные пленки, у которых α 2,5 условие сплошности уже не соблюдается, вследствие чего такие пленки не защищают металл от разрушения.

      Ниже представлены значения α для некоторых оксидов металлов

      металл оксид α металл оксид α
      K K2O 0,45 Zn ZnO 1,55
      Na Na2O 0,55 Ag Ag2O 1,58
      Li Li2O 0,59 Zr ZrO2 1.60
      Ca CaO 0,63 Ni NiO 1,65
      Sr SrO 0,66 Be BeO 1,67
      Ba BaO 0,73 Cu Cu2O 1,67
      Mg MgO 0,79 Cu CuO 1,74
      Pb PbO 1,15 Ti Ti2O3 1,76
      Cd CdO 1,21 Cr Cr2O3 2,07
      Al Al2­O2 1,28 Fe Fe2O3 2,14
      Sn SnO2 1,33 W WO3 3,35
      Ni NiO 1,52

      Электрохимическая коррозия металлов

      Электрохимическая коррозия металлов – это процесс разрушения металлов в среде различных электролитов, который сопровождается возникновением внутри системы электрического тока.

      При таком типе коррозии атом удаляется из кристаллической решетки результате двух сопряженных процессов:

      • Анодного – металл в виде ионов переходит в раствор.
      • Катодного – образовавшиеся при анодном процессе электроны, связываются деполяризатором (вещество — окислитель).

      Сам процесс отвода электронов с катодных участков называется деполяризацией, а вещества способствующие отводу – деполяризаторами.

      Наибольшее распространение имеет коррозия металлов с водородной и кислородной деполяризацией.

      Водородная деполяризация осуществляется на катоде при электрохимической коррозии в кислой среде

      2H + +2e — = H2 разряд водородных ионов

      Кислородная деполяризация осуществляется на катоде при электрохимической коррозии в нейтральной среде

      O2 + 4H + +4e — = H2O восстановление растворенного кислорода

      Все металлы, по их отношению к электрохимической коррозии, можно разбить на 4 группы, которые определяются величинами их стандартных электродных потенциалов:

      1. Активные металлы (высокая термодинамическая нестабильность) – это все металлы, находящиеся в интервале щелочные металлы — кадмий (Е 0 = -0,4 В). Их коррозия возможна даже в нейтральных водных средах, в которых отсутствуют кислород или другие окислители.
      2. Металлы средней активности (термодинамическая нестабильность) – располагаются между кадмием и водородом (Е 0 = 0,0 В). В нейтральных средах, в отсутствии кислорода, не корродируют, но подвергаются коррозии в кислых средах.
      3. Малоактивные металлы (промежуточная термодинамическая стабильность) – находятся между водородом и родием (Е 0 = +0,8 В). Они устойчивы к коррозии в нейтральных и кислых средах, в которых отсутствует кислород или другие окислители.
      4. Благородные металлы (высокая термодинамическая стабильность) – золото, платина, иридий, палладий. Могут подвергаться коррозии лишь в кислых средах при наличии в них сильных окислителей.

      Электрохимическая коррозия может протекать в различных средах. В зависимости от характера среды выделяют следующие виды электрохимической коррозии:

      • Коррозия в растворах электролитов — в растворах кислот, оснований, солей, в природной воде.
      • Атмосферная коррозия – в атмосферных условиях и в среде любого влажного газа. Это самый распространенный вид коррозии.

      Например, при взаимодействии железа с компонентами окружающей среды, некоторые его участки служат анодом, где происходит окисление железа, а другие – катодом, где происходит восстановление кислорода:

      А: Fe – 2e — = Fe 2+

      Катодом является та поверхность, где больше приток кислорода.

      • Почвенная коррозия – в зависимости от состава почв, а также ее аэрации, коррозия может протекать более или менее интенсивно. Кислые почвы наиболее агрессивны, а песчаные – наименее.
      • Аэрационная коррозия — возникает при неравномерном доступе воздуха к различным частям материала.
      • Морская коррозия – протекает в морской воде, в связи с наличием в ней растворенных солей, газов и органических веществ.
      • Биокоррозия – возникает в результате жизнедеятельности бактерий и других организмов, вырабатывающих такие газы как CO2, H2S и др., способствующие коррозии металла.
      • Электрокоррозия – происходит под действием блуждающих токов на подземных сооружениях, в результате работ электрических железных дорог, трамвайных линий и других агрегатов.

      Методы защиты от коррозии металла

      Основной способ защиты от коррозии металла – это создание защитных покрытий – металлических, неметаллических или химических.

      Металлические покрытия.

      Металлическое покрытие наносится на металл, который нужно защитить от коррозии, слоем другого металла, устойчивого к коррозии в тех же условиях. Если металлическое покрытие изготовлено из металла с более отрицательным потенциалом (более активный) , чем защищаемый, то оно называется анодным покрытием. Если металлическое покрытие изготовлено из металла с более положительным потенциалом (менее активный), чем защищаемый, то оно называется катодным покрытием.

      Например, при нанесении слоя цинка на железо, при нарушении целостности покрытия, цинк выступает в качестве анода и будет разрушаться, а железо защищено до тех пор, пока не израсходуется весь цинк. Цинковое покрытие является в данном случае анодным.

      Катодным покрытием для защиты железа, может, например, быть медь или никель. При нарушении целостности такого покрытия, разрушается защищаемый металл.

      Неметаллические покрытия.

      Такие покрытия могут быть неорганические (цементный раствор, стекловидная масса) и органические (высокомолекулярные соединения, лаки, краски, битум).

      Химические покрытия.

      В этом случае защищаемый металл подвергают химической обработке с целью образования на поверхности пленки его соединения, устойчивой к коррозии. Сюда относятся:

      оксидирование – получение устойчивых оксидных пленок (Al2O3, ZnO и др.);

      азотирование – поверхность металла (стали) насыщают азотом;

      воронение стали – поверхность металла взаимодействует с органическими веществами;

      цементация – получение на поверхности металла его соединения с углеродом.

      Изменение состава технического металла также способствует повышению стойкости металла к коррозии. В этом случае в металл вводят такие соединения, которые увеличивают его коррозионную стойкость.

      Изменение состава коррозионной среды (введение ингибиторов коррозии или удаление примесей из окружающей среды) тоже является средством защиты металла от коррозии.

      Электрохимическая защита основывается на присоединении защищаемого сооружения катоду внешнего источника постоянного тока, в результате чего оно становится катодом. Анодом служит металлический лом, который разрушаясь, защищает сооружение от коррозии.

      Протекторная защита – один из видов электрохимической защиты – заключается в следующем.

      К защищаемому сооружению присоединяют пластины более активного металла, который называется протектором. Протектор – металл с более отрицательным потенциалом – является анодом, а защищаемое сооружение – катодом. Соединение протектора и защищаемого сооружения проводником тока, приводит к разрушению протектора.

      Оцените статью
      Topsamoe.ru
      Добавить комментарий