Как сделать подмакетник из картона

Изготовление подмакетника

В организации композиции формообразующую роль играют не только составляющие ее элементы, но и подмакетник (рисунок 3.1).

Рисунок 3.1 – Склеивание подмакетника

Размер подмакетника определяет силу воздействия композиции на пространство организуемой подосновы «подобно той силевоздействия реальной архитектуры, излучаемой свободностоящими объемами за пределы занимаемого ими пространства». Изменяя размеры подмакетника, можно видеть как меняется восприятие характера композиции в одних случаях это ощущение напряженности, неустойчивости, в других — спокойствия статичности. Особенно наглядно значение подмакетника проявляется в работе над глубинно-пространственной композицией, где подмакетнику самим содержанием задания отводится роль композиционного элемента и ставится задача — «организовать заданную территорию».

Имеет значение не только размер, но и форма подмакетника. Так, для объемной композиции подмакетник имеет чаще всего форму квадрата, для фронтальной — прямоугольник, фронтально расположенный к главному лучу зрения, для глубинно-пространственной — направленный в глубину. Таким образом форма подмакетника подчеркивает, к какому виду она относится Подмакетник может иметь и пластическую разработку. Наиболее активно это проявляется в заданиях на выявление формы

Прежде чем приступать к выполнению макета объекта, следует изготовить подмакетник, который послужит не только прочной основой, но и масштабным изображением ландшафта территории (рельеф, зеркало воды, озеленение, благоустройство, подъездные и пешеходные дорожки и лестницы). Элементы ландшафта выполняются в том же масштабе, что и макет.

Для обеспечения прочности больших макетов подоснову рекомендуется выполнять на фанерных или оргалитовых подрамниках, для небольших и легких макетов — на гофрированном (упаковочном) картоне или планшете.

После изготовления прочного основания выклеивается подмакетник (рисунок 3.2).

Рисунок 3.2 — Изготовление подмакетника с рельефом местности

Рельеф подмакетника выполняется по чертежам с обозначенными горизонталями. Если в макете предусмотрены водные поверхности, то с них начинается изготовление рельефа — с самой низкой отметки. В практике макетирования для этого в большинстве случаев используется толированная бумага или картон, реже – плексиглас. Толированная (цветная) бумага приклеивается к подоснове (зеркало воды), отмечается и прочерчивается береговая линия, от которой начинается подъем рельефа.

В зависимости от выбранного масштаба и перепада высот местности выбирается тот или иной способ изготовления рельефа.

1. При незначительном перепаде высот – спокойном рельефе с редкими горизонталями по контуру каждой горизонтали – вырезаются заготовки и последовательно склеиваются, от низа к верху (рисунок 3.3 а). В случае несоответствия толщины картона масштабу перепада высот, между заготовками приклеиваются «на ребро» необходимой высоты полоски бумаги или картона (рисунок 3.3 б).

2. При значительном перепаде высот – крутом рельефе (с более частыми горизонталями) – изготовление рельефа может быть, как и в первом случае, но с большим числом заготовок – горизонталей, так и с выклеиванием полосок бумаги или картона «на ребро» по линиям горизонталей соответствующей высоты (рисунок 3.3 в). Рельеф, выполненный таким способом, довольно выразителен, однако на нем трудно размещать макеты зданий и элементы ландшафта, поэтому указанный способ целесообразнее применять для рабочего макетирования.

3. В отдельных случаях, когда не требуется особая точность при изображении рельефа местности, поверхность земли имитируют мятой калькой или бумагой (рисунок 3.3 г). В этом случае рельеф получается выразительный и натуралистичный, но довольно-таки условный. В первых двух случаях выразительность и качество рельефа макета прямо пропорциональны количеству заготовок или полосок- горизонталей. В этой связи перед изготовлением макета между основными горизонталями рельефа на чертеже рекомендуется восстановить и провести добавочные горизонтали с промежуточными высотами для последующего выклеивания их в макете.

После подготовки подмакетника приступают к изготовлению макета объекта

Выполнение разверток

Макеты передают в обобщенной форме взаимосвязь элементов в композиции, поэтому рабочий макет сначала делается в основных нерасчлененных массах, по мере необходимости в процессе уточнения решения вводятся новые элементы.

При изготовлении сложных объемных форм проявляется необходимость стадий эскизной развертки формы: эскизный вариант развертки склеивают и на нем проверяют характер членений, пропорции, правильность самой развертки.

Рисунок 3.3 — Приемы изготовления рельефа местности:

а – пластинчатый; б – пластинчатый с зазором; в – полоски по рельефу;

г – с мятой калькой

Для качества изготовления макета важно, где получится стыковка поверхностей, по какой линии форма будет склеена. Желательно чтобы место склеивания было как можно меньше, они не должны попадать на выступающие углы и располагаться на поверхности граней, видимых с главной точки зрения. Чтобы правильно вычертить развертку чистового макета, надо в плоскость развернуть эскизный макет. Линии стыковки определяется на эскизном макете — макет разрезают по предполагаемой линии стыковки, разворачивают и по нему вычерчивают уже новую развертку для чистого макета. Простые композиции имеют одну развертку и одну линию склеивания. Сложные композиции монтируются из нескольких отдельных разверток. Однако и довольно сложные по структуре композиции, состоящие из нескольких разных по геометрии элементов можно делать из одной развертки с одним только местом стыковки.

Качество макета и эффективность сборки тем выше, чем проще очертания его составных элементов. Если объект макетирования не поддается членению на легко выполнимые геометрически правильные элементы, следует найти способ упрощения или стилизации композиционного и конструктивного построения объекта. Если такое предполагаемое упрощение нежелательно или невозможно, следует выбрать другой макетный материал (пластилин, гипс, дерево) и соответственно другой способ макетирования.

Рисунок 3.4 — Разложение сложной геометрической фигуры на простые

Бумажный макет выполняется составным, поскольку из одного листа невозможно получить сочетание нескольких поверхностей, поэтому фрагменты макета выклеиваются по отдельности, после чего собираются и склеиваются. Разложение сложной формы разбивают на ряд составных фрагментов, при этом каждый элемент может быть выполнен из одной выкройки без клея (рисунок 3.4, 3.5). Такой подход позволяет сократить количество клеевых швов, обеспечивая большую прочность и сокращая время сборки.

Рисунок 3.5 — Разложение макета на простые сборные элементы

Развертка составных фрагментов выполняется на основе простых геометрических тел (рисунок 3.6).

Рисунок 3.6 — Развертки (выкройки) простых геометрических фигур

Для предупреждения изломов бумаги и особенно картона при сгибе, целесообразно предварительно по линиям сгиба делать точные надрезы ножом не более чем на половину толщины материала.

Прямолинейные надрезы и разрезы бумаги выполняют ножом по линейке, в то время как криволинейные — по изготовленному из плотной бумаге лекалу или от руки. Если рельеф очень тонкий или членения имеют такой вынос, что их невозможно выполнить отгибом бумаги, а также в случае их криволинейных очертаний, их вырезают из отдельного листа бумаги и приклеивают к поверхности грани; толщина бумаги имитирует вынос членений, глубину рельефа.

Чтобы сделать любую криволинейную поверхность, нужно пропустить бумагу через вал или какой-нибудь цилиндрический предмет, например, карандаш или ручку (рисунок 3.7).

Рисунок 3.7 – формирование криволинейной поверхности

Другой часто применяемый способ — способ закругления листа бумаги, используемый, если нужно сделать цилиндр, конус или другое тело вращения. Для этого достаточно развертку данных тел разделить вертикальными линиями на равные полосы шириной по 3—5 мм и макетным ножом надрезать лист со стороны сгиба на одну треть толщины листа, внимательно следя, чтобы не прорезать его до конца. Надрезы во всех видах разверток выполняются макетным ножом по металлической линейке (рисунок 3.8).

. Если лист тонок, то можно пользоваться неострым, узким предметом, например, внешней стороной конца ножниц. Таким образом, можно производить надсечки ребер в развертках деталей макета, вычерченных на натянутом подрамнике, где существует опасность разрыва листа бумаги от сильного надреза. Этот способ придает макету дополнительную жесткость и позволяет достичь значительной прочности.

Из–за надрезов форма цилиндра или конуса получается с огранкой. Для получения более плавного изгиба поверхности ее рекомендуется оклеивать бумагой в 1-2 слоя. Наибольшее качество поверхности и клеевых швов при выполнении цилиндрических или конических деталей получается из бумаги при использовании круглых и конических оправок (например, карандаш): заготовку в этом случае следует вырезать с таким расчетом, чтобы в свернутом и склеенном состоянии стенки детали состояли из нескольких слоев бумаги. В случае необходимости в дно цилиндра или конуса для прочности вклеивается вырезанный по диаметру картон или бумага.

Рисунок 3.8 – Развертки цилиндра и конуса

Наиболее трудоемкими элементами больших экспозиционных макетов являются различные оконные проемы, решетки остекления, световые фонари, фермы и стержневые пространственные конструкции (рисунок 3.9).

Рисунок 3.9 – Деталь макета с оконным проемом

Остекление оконных проемов может условно не показываться или имитироваться различными материалами (прозрачные и непрозрачные полимерные пленки, тонированная бумага и т.п.).

В первом случае изготавливаются в макете только оконные проемы, оконные переплеты, рамы и другие детали, за исключением поверхности самого стекла.

Имитация остекленных поверхностей выполняется в тех случаях, когда следует выявить объем почти сплошь остекленного здания. Для этого для изготовления решетчатых пространственных конструкций и ферм используются решетки из предварительно натянутых по форме рам, ниток или тонких веревок, обмазанных клеем ―ПВА (рисунок 3.10).

Если необходимо создать структуру или жесткий пространственный каркас в макете, а также в случаях полых геометрических форм мы используем П-образные или Г-образные в сечении элементы, т. к. они обладают геометрически предельной жесткостью.

Для того чтобы ребра, грани сгибов бумаги или картона были четкими без заломов и искривлений, по линиям будущего сгиба необходимо сделать надрезы с той стороны, где будет образовано внешнее ребро, аналогично тому, как было описано выше.

После того как проведены все указанные операции, то есть бумага и картон приготовлены к работе, детали и развертки качественно вычерчены и вырезаны, сделаны нужные надсечки и надрезы, остается приступить к сборке и склеиванию.

Рисунок 3.10 — Изготовление пространственных стержневых

Сборка макета

Выбор способа соединения элементов и фрагментов макета следует производить с учетом свойств используемого клея, склеиваемых материалов и особенностей стадии проектирования (рисунок 3.11).

Рисунок 3.11 — Способы соединения деталей макета:

а- соединение ―встык; б- соединение с язычками; в — соединение

Соединение элементов встык чаще применяется при выполнении экспозиционных макетов и потому требует от исполнителя особой аккуратности. Для этого способа используется быстросхватывающие клеи, так

как элементы макета выкраиваются без язычков или клапанов для склейки.

Соединения с помощью язычков облегчают процесс склеивания и обладают большей прочностью по сравнению с вышеназванным способом встык. Такие соединения чаще выполняются в рабочем макетировании на больших макетах, где требование прочности выражено в большей мере, что позволяет расширить выбор клеев, однако при склеивании необходимо по возможности прятать язычки и клапаны с внутренних, невидимых сторон макета.

Соединения с помощью язычков или клапанов в экспозиционных макетах почти не применяются, но в то же время являются незаменимым в рабочем макетировании благодаря способности на период поиска временно скреплять детали не склеивая. Это позволяет уточнять, дорабатывать, исправлять или переделывать проектное решение. В этой связи следует особо отметить, что качественной переделке склеенные макеты не поддаются и, если обнаружена ошибка, приходится изготовлять весь макет или его фрагменты заново.

В рабочем макете соединения ―клапанов после утверждения оптимального решения для дополнительной прочности проклеиваются.

В некоторых случаях изготовления экспозиционного макета целесообразно сочетание нескольких типов соединений, если только это не предполагает появление припусков для склеивания на внешних видимых сторонах макета.

Сборка и склеивание макета из готовых составных элементов является завершающим этапом работы, но чаще осуществляется параллельно с изготовлением отдельных элементов по мере их готовности. Это позволяет своевременно устанавливать и исправлять неудачные конструктивные и композиционные решения. В обоих случаях последовательность сборки элементов макета на подмакетнике одинакова.

Первоначально монтируются несущие элементы, играющие главную конструктивную роль: стены, колонны и т.п. Затем монтируются перекрытия, крыши и лестничные марши. После склеивания коробки здания приклеиваются различные детали: наличники, пояса, фронтоны, козырьки т.п. (рисунок 3.12).

В случаях, когда бумажные или картонные макеты или их элементы обнаруживают прогибы поверхности, их рекомендуется усиливать с внутренних невидимых сторон приклеенными на ребро полосками бумаги или

картона – ребрами жесткости. Если введение усилений не дает требуемого результата или же конструкция получается неоправданно сложной, целесообразно придумать новое конструктивное решение.

Рисунок 3.12 – Процесс сборки макета

Цвет в макетировании

Отражение цветового решения в макете имеет свою особенность. Окрашивать бумажные макеты нельзя. Они неизбежно коробятся. Необходимые цветные детали макета изготавливаются и обклеиваются цветной

Для приклеивания цветной бумаги к поверхности листа ватмана или картона применяется резиновый клей, который не оставляет следов на бумаге, легко «скатывается», плотно прикрепляет лист и дает возможность равномерно

разгладить поверхность приклеиваемого листа.

Для того чтобы плотно приклеить цветную бумагу, нужно на развертку детали, еще не собранную, намазать клей и промазать клеем поверхность цветной бумаги, дать просохнуть, а затем приложить одну поверхность к другой. Качество будет идеальным.

Если на развертке имеются грани, то надсечки для их сгиба выполняются после приклеивания цветной бумаги. Бывает интересным и более качественным вариант, когда размер приклеиваемой цветной бумаги на 1 мм меньше размера грани к которой приклеивается. В этом случае по краям грани остаются узкие белые полосы.

Если нужно использовать цвет или тон, которого нет в наборе, то можно сделать выкраски белой бумаги, при этом для тонирования бумаги применяют обычно акварельные краски, а для получения насыщенного, кроющего цвета гуашевые краски или тушь.

Для этого бумага должна быть обязательно натянута на подрамник, после чего она прокрывается при помощи кисточки, если нам нужно тонирование акварелью, или тампуется, если применяется тушь или гуашь. Для тамповки используется кусок поролона, намотанный на карандаш или палочку.

Краска наносится на бумагу легкими постукивающими движениями, тогда она ровно ложится, а если покрасить лист без натяжки подрамника, он покоробится.

Только после того, как краска высохнет на листе, можно вычертить развертку, сделать нужные надрезы и только потом приступить к сборке деталей макета.

Для большей выразительности в макетировании часто используется цвет.

4 Программа-задание на курсовую работу по теме:

«Объемно-пространственная модель памятника архитектуры»

Дата добавления: 2015-11-23 ; просмотров: 6071 | Нарушение авторских прав

по теме «Организация архитектурноландшафтного пространства»

Неизвестный художник. Отрада. Усадьба графов Орловых-Давыдовых.
1850-е. Государственный исторический музей

Программа обучения изобразительному искусству включает знакомство учащихся в 7–8-х классах с ландшафтной композицией.

На уроках изобразительного искусства в школе чаще всего выполняются поисковые макеты, которые обладают различной степенью законченности и допускают возможность разнообразных переделок как в деталях, так и в целом.

Выполняя архитектурный коллаж, рельеф, сложную объемно-пространственную композицию (ландшафтный макет), подростки не только изучают язык архитектурного творчества, но и развивают собственный творческий подход к работе. Законченный макет должен обладать композиционной целостностью, выразительностью и образностью.

Беседа

Статья опубликована при поддержке компании "ПромГиб", занимающейся производством изделий из металла. Не важно, что Вам необходимо — металлочерепица или сварной забор, водосточные системы различных сечений или системы вентилируемых фасадов для дома, декоративные элементы или художественная ковка, можете быть уверены, в "ПромГиб" Вы найдете широчайший ассортимент и высочайшее качество продукции, надежные гарантированные поставки в максимально короткие сроки и гибкую ценовую политику. С подробной информацией об услугах, оказываемых компанией, о номенктлатуре выпускаемой продукции и ее стоимости можно ознакомиться на сайте promgib.ru.

Ландшафт (нем.) — общий вид местности; природный географический комплекс, в котором рельеф, климат, водоемы, почвы, растительный и животный мир находятся в сложном взаимодействии, образуя единую неразрывную систему. Стоит разделять естественный, природный ландшафт и искусственный, распланированный человеком. Перечислите природные зоны и рельефные особенности земной коры — это и есть виды естественного ландшафта.

Темой макетирования является ландшафт искусственный, созданный людьми. Под ландшафтной композицией будем понимать проектирование и размещение архитектурных сооружений, малых архитектурных форм и разнообразных декоративных элементов озеленения в ландшафте на основе максимального учета особенностей местности.

Макет известен с древнейших времен. Само слово «макет» в переводе с французского означает набросок, пространственное изображение в уменьшенных размерах. Считается, что древние зодчие Ассирии, Месопотамии, Египта и Греции работали не с чертежами, а создавали свои великие произведения при помощи макета.

Предлагаем выполнить макетную разработку поверхности и объемно-пространственный макет ландшафта.

Прекрасными образцами для выполнения заданий служат дворцово-парковые ансамбли русских усадеб Кусково, Останкино, Архангельское и другие.

Необходимые материалы и инструменты

Основным материалом для макетирования традиционно служат бумага типа «ватман» и тонкий картон. Отличие бумаги от картона заключается в том, что картон имеет лицевую и изнаночную стороны, часто отличающиеся по цвету. Для макетов можно использовать как тонированную, так и белую поверхности для большей выразительности творческого замысла. Макет можно склеить из бумаги, картона, а можно использовать необычный материал — пенопласт или пенокартон. Работа с пенопластовыми панелями или пенокартоном почти ничем не отличается от работы с бумагой, но добавляет макету объем и эффекты фактуры.

Для работы с бумагой и пенопластом нужны: макетный нож или резак с выдвижным лезвием, хорошо заточенный, ножницы с прямыми концами, клей (наиболее удобны ПВА, «жидкие гвозди», резиновый клей), металлическая линейка. На парту необходимо положить специальную доску из фанеры, пластика или оргалита.

Основные приемы макетирования

Для улучшения качества макетов рёбра, грани сгибов должны быть четкими, без заломов и искривлений. Для этого по линиям будущего сгиба надо сделать надрезы с той стороны, где будет образовано внешнее ребро. Часто бумаге необходимо придать различную форму. Чтобы сделать криволинейную поверхность, следует пропустить бумагу через какой-нибудь цилиндрический предмет, например карандаш или ручку. Другой часто применяемый способ закругления листа бумаги (при изготовлении цилиндра, конуса или другого тела вращения) — разделить развертку данного объекта вертикальными линиями на равные полосы шириной по 3–5 мм и макетным ножом слегка надрезать лист со стороны сгиба.

Еще один важный момент работы — выбрать правильный способ склеивания макета. Самый аккуратный — это склейка встык (на ребро), более простой — приклеивание одной формы к другой при помощи отворотов краев бумаги.

Предлагаем выполнить несколько заданий по теме «Организация архитектурно-ландшафтного пространства».

Задания

1. Творческий коллаж

Возможны два варианта выполнения работы. Первый — в фотографию пейзажа, которая будет фоном композиции (парк, берег реки, лесные дали), вклеить нарисованный фрагмент русской усадьбы или вырезанный из журнала архитектурный объект. Второй вариант — выполнить работу с использованием компьютера.

2. Макетная разработка поверхности — бумажный рельеф
(кулисные поверхности)

Выполним макетную разработку поверхности на тему русской усадьбы из одноцветных материалов. Зрительным рядом послужат фотографии садово-парковых ансамблей и русских усадеб. Работа начинается с карандашного эскиза. Макет будет состоять из вертикальной основы («задника») и нескольких плоскостей — кулис (1). При выполнении рельефа используется прием расположения кулис, как на театральной сцене, – в параллельных плоскостях друг за другом. По мере удаления от зрителей изображения на кулисах выполняются все более обобщенно, с меньшей проработкой деталей и в более мелком масштабе. Такой тип построения композиции позволяет на относительно небольшом в глубину участке создать эффект удаляющегося в перспективу пространства.

На эскизе намечают кулисы, их количество, прорисовывают фасад здания, определяют ландшафтные элементы, то есть продумывают размещение всех элементов композиции: главных и второстепенных, с учетом материала, из которого будет выполнен рельеф. Задник в таких работах имеет незначительную толщину, и его можно просто вырезать из толстого картона или листа пенопласта.

(2) (3)
(4) (5)

Сам задник — основа макета — является наиболее удаленным планом выбранного архитектурного пейзажа. На задник приклеиваются несколько параллельных вертикальных плоскостей («кулис»), на которых размещаются фрагменты пейзажа. Крупные, наиболее проработанные и декорированные элементы выносятся на первую, фронтальную плоскость. Для крепления вертикальных плоскостей друг к другу используют отвороты краев бумаги или полоски бумаги. Они удаляют слои — «кулисы» друг от друга на 5–15 мм в зависимости от величины макета (2–5).

3. Рельеф из цветной бумаги

Можно выполнить такой рельеф из цветной бумаги, поместив работу в бумажную рамку. Если в «картину» вводится несколько оттенков цвета, то наиболее светлый тон выбирается для выполнения ближней к зрителю фронтальной плоскости. По мере удаления оттенок «кулис» становится более насыщенным.

4. Объемно-пространственный макет ландшафта

Пейзажная или регулярная планировка — по выбору. Выполним фрагмент парка русской усадьбы. Законченный макет должен обладать композиционной целостностью, выразительностью. В ландшафтном макете предусматривается организация движения человека. В дальнейшем можно использовать макет для съемок анимационного фильма в качестве декорации.

Начнем работу над макетом с карандашного эскиза, где следует прорисовать характер рельефа и продумать размещение всех элементов, главных и второстепенных. Изготовим горизонтальный подмакетник — определяем величину подмакетника и по его концам делаем подгибы от 2 до 5 мм в зависимости от величины поверхности и склеиваем его по углам так, чтобы получилась тонкая пластина. Горизонтальный подмакетник служит моделью поверхности земли.

Далее выполняем уровни рельефа. Существует множество приемов показа рельефа в макете. Если макет выполняется из плотного картона и рельеф достаточно плоский, то листы картона, выполняющие функции рельефа, могут просто наклеиваться друг на друга. Если макет выполняется из бумаги и угол рельефа достаточно велик, то изготавливаем отдельные горизонтальные плоскости и монтируем их друг над другом. Для этого можно использовать полоски бумаги толщиной около 5 мм, сложенные «гармошкой» и приклеенные на ребро. Сначала наносим клей ПВА на одну торцовую сторону «гармошки» и приклеиваем ее к поверхности сечения, а затем на другую, и размещаем ее на основе подмакетника. Этот способ показа рельефа позволяет нам получить ступенчатую поверхность подмакетника (6).

Готовим отдельно беседку, деревья, кустарники и монтируем их в композицию согласно эскизу (9–12).

(9) (10)
(11) (12)

Приведем несколько приемов изготовления макетов деревьев в масштабе. Форма деревьев, кустарников и других элементов должна подчеркивать общую художественную мысль, заложенную в образе проектируемого объекта (7, 8).

Выполнять это задание можно из разнообразных материалов: природных – камней, шишек, веточек, и из пластилина, пенопласта и др. (13–17).

(13) (14)
(15) (16)
(17)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ

Булавина Л.И., Розанцева С.А., Якимчук Н.А. Архангельское. — М.: Советская Россия, 1983.

Вдовин Г.В., Лепская Л.А., Червяков А.Ф. Останкино. Театр-дворец. — М.: Русская книга, 1994.

Веденин Ю.А. Русские дворянские усадьбы и их роль в возрождении культурного ландшафта России // Русская усадьба. — Вып. 1 — М., 1994.

Гусев Б.П. Организация специализированных экскурсионных маршрутов для ознакомления с исторической театральной техникой дворца-театра. Московский музей-усадьба Останкино. — М., 2004.

Дубяго Т.Б. Русские регулярные сады и парки. — Л., 1963.

Звягинцева М.М. Русская усадьба как культурно-исторический феномен. — СПб., 1997.

Иллюстрированная энциклопедия моды. — Прага: Артия, 1986.

История русской живописи. XVIII век. — М.: Белый город, 2006.

Каждан Т.П. К вопросу о изучении русской усадьбы // Русская усадьба. — Вып. 1(17). — М., 1994.

Киреева Е.В. История костюма. — М.: Просвещение, 1976.

Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре. — М.: Изд. Больш. росс. энц., 1995.

Коробко М. Москва усадебная. Путеводитель. — М.: Московские учебники, 2005.

Ледзинский В.С., Теличко А.А., Зверев А.В. Художественная ковка и литье Москвы. — М.: Машиностроение, 1989.

Лепская Л. Репертуар крепостного театра Шереметевых. Каталог пьес. — М.: Государственный центр. театр. музей им. А.А. Бахрушина 1996.

Лихачев Д.С. Сад и культура России. — М.: Наука, 1982.

Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX в.). — СПб.: Искусство-СПб., 1994.

Мир русской усадьбы. — СПб., 1998.

Очерки русской культуры XVIII века. Часть первая. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.

Пронина И.А. Декоративное искусство в Академии художеств.— М.: Изобразительное искусство, 1983.

Ройс К.Д., Лернер М. Очарование сцены. Московский музей-усадьба Останкино (русское издание). — М., 2004.

Русская усадьба. Сборник Общества изучения русской усадьбы. Вып. 8 // Б.П. Гусев. Малые архитектурные формы в увеселительном саду в Останкине. — М.: Жираф, 2002.

Рябцев Б.Г. Очерки истории культуры XVlll века. — М.: Наука, 1994.

Рябцев С.Ю. Хрестоматия по истории русской культуры XVIII–XIX вв. — М.: Владос, 1998.

Рябцев Ю.С. История русского искусства XVIII–XIX веков. — М.: Владос, 2001.

Сокольникова Н.М. Основы рисунка. — М.: Московские учебники, 1998.

Спрингис Е.Э. Искусство и время. Останкино. Путеводитель по музею-усадьбе. Художественный паркет и его рисунки. — М., 1999.

Сыромятникова И. История прически. — М.: Искусство, 1989.

1. Материалы для макетирования

При объемном макетировании могут использоваться различные материалы, выбор которых зависит от масштаба и назначения того или иного макета (рис. 8). Однако основным материалом для выполнения архитектурных макетов является бумага.

Рис. 8. Материалы для макетирования

Бумагу используют при изготовлении эскизных и учебных макетов. Применяют главным образом чертежную бумагу (ватман). Она xopoшо режется и склеивается с различными материалами. Намоченная бумага растягивается, а при высыхании вновь сжимается. Это свойство используется при склеивании подмакетников и при изготовлении планшетов.

Бумага ─ прочный структурный материал (в Японии бумага издревле была строительным материалом). Вертикально поставленная трубка из бумаги может выдержать большую нагрузку. В то же время бумага легко гнется и обрабатывается. Диапазон ее свойств обусловил и разнообразие ее применения ─ из бумаги выклеивают сложнейшие структуры. Она дает возможность четкого конструирования геометрических форм и способна передать тончайшую пластику формы. Из бумаги выклеивают пространственные, объемные и объемно пространственные композиции. В макетировании бумагой имитируют различные всевозможные строительные материалы ─ бетон, мрамор, металл и др. (рис.9).

Рис. 9. Макет детской игровой площадки

В работе над композицией из бумаги необходимо отметить несколько важных моментов. Бумага обладает богатыми светотеневыми качествами (отражательная способность ее очень высока), поэтому передает светотеневые отношения от контрастных до нюансных, еле уловимых глазом (рис. 10 ─ 16). Это важно в заданиях, где выразительность композиции зависит от пластической разработки ее элементов (задания на построение и выявление фронтальной и объемной композиции). Темный картон и эглин не обладают этими качествами. Светотеневые качества бумаги ценны в поисковой ситуации: пластика композиции по-разному проявляется при изменении освещения; повороты макета к свету под разным углом дают возможность проверить задуманное и подсказывают новые решения. Применение специальных светофильтров обогащает колористическое состояние макета из бумаги. Такое освещение требует специальных приспособлений и используется, как правило, на выставках.

Бумага ─ легкий в обработке материал, поэтому эскизные макеты из бумаги делаются очень быстро. Комбинируя варианты, можно быстро склеить композицию, изменить форму, пропорции составляющих ее элементов, заменить один элемент другим.

Рис. 10. Макет по ОПК на тему «Пластика поверхности»

Цвет в бумажной пластике. Не следует раскрашивать готовые изделия, так как влажность акварельных и гуашевых красок непременно вызовет деформацию изделия. Нежелательно прибегать к использованию в композиции большого количества цвета. Для передачи цветовой характеристики предмета достаточно три-четыре наименования.

Цветную поделочную бумагу лучше готовить самим. Ватман можно окрашивать акварелью, тушью и даже нитрокрасками, но наносить их следует с помощью аэрографа или пульверизатора. Наиболее доступ-

ным материалом при покраске бумаги является гуашь или темпера. Эти краски податливы смешению, хорошо ложатся на поверхность бумаги с помощью поролонового валика. Его тоже можно изготовить самим. Для этого потребуется кусок поролона, обработанный ножницами в форме цилиндра, кусок прочной проволоки и часть корпуса использованной шариковой ручки, которая будет играть роль втулки в валике.

Рис. 11. Макет малоэтажного жилого дома

Раскатывать краску на поверхности листа следует в двух направлениях: вдоль и поперек. Это исключит возможность появления непрокрашенных участков. Свежеокрашенный лист бумаги разбухает и деформируется. Во избежание этого его следует прикрепить кнопками к ровной горизонтальной поверхности. После высыхания бумага натягивается и выпрямляется, становясь пригодной для использования ее в различных конструкциях. Аналогичным способом окрашивается другая половина листа, если в этом появится необходимость.

Особый эффект при подготовке цветной бумаги дают наполнители. Ими могут быть алюминиевая или бронзовая пудры, небольшая добавка которых тщательно перемешивается с краской и клеем ПВА. Последний необходим для предотвращения нежелательных пятен, появляющихся в процессе работы на бумаге, а кроме того, он способствует прочному соединению деталей при склеивании. Техника конструирования изделий из цветной бумаги точно такая же, как и из белой. При выполнении надрезов после сгиба появляется белая линия на цветном фоне. Это не нарушит цветового единства изделия, а, пожалуй, наоборот, своеобразная графичность линий придаст особую строгость и свежесть композиции.

Рис. 12. Макет по ОПК на тему «Контраст ─ нюанс»

Рис. 13. Макеты по ОПК на тему « Выявление

Рис. 14. Макеты по ОПК на тему «Обогащение

Эглин. Работа с эглином не менее важна, чем работа с бумагой. Зрительное и осязательное восприятие бумаги и эглина различно. Эглин (пластилин) ─ аморфный материал, который дает больше работы осязательным анализаторам. В работе с эглином больше ощущение пластики, что позволяет дополнительно чувствовать ее массу, структуру, равновесие. Характер работы с бумагой и эглином также различен. Макет из бумаги собирают из отдельных частей, конструируют форму (комбинаторные действия). Работа с эглином происходит путем удаления части массы из монолитного куска (как в работе над скульптурой).

Сочетание качества бумаги и эглина развивает композиционное чутье, поэтому желательно при выполнения задания эскизный макет выполнять из эглина или пластилина, чистовой ─ из бумаги (рис.15).

Рис. 15. Рабочий макет из эглина

Картон может быть листовой и рулонный различной толщины и плотности. Для макетов применяют листовой картон толщиной

0,8─1 мм. Он хорошо окрашивается и склеивается. Используют картон, как правило, для изготовления макетов достаточно большого размера. В поисковых макетах, а также для имитации рельефа часто используется гофрокартон (рис. 16─18).

Рис. 16. Макеты выставочных павильонов

Рис. 17. Макет входной группы

Рис. 18. Макет на тему «Знак-символ»

Пенокартон ─ один из самых популярных листовых материалов в графической и рекламной индустрии. Его также можно использовать и в макетировании. Это самый дешевый из известных на сегодня жестких листовых материалов (рис. 19,20). Уникальность пенокартона базируется на исключительных свойствах синтетического материала, составляющего его основу. В архитектурном макетировании пенокартон рекомендуется использовать для достаточно больших с крупными членениями поверхностей. Эффективно использование пенокартона в градостроительных макетах как для выклеивания рельефа, так и объемов зданий и сооружений.

Рис. 19. Макет по ОПК на тему «Взаимосвязь внутреннего

пространства с его объемной формой и окружающей средой»

Пенокартон ─ легкий листовой материал, представляющий собой плиты из вспененного полиуретана, оклеенные с двух сторон слоем картона. Он сочетает малый вес и достаточную прочность, отличается высоким уровнем жесткости. Внутренний полиуретановый слой не впитывает влагу. Все составляющие панелей химически инертны и не выделяют вредных для окружающей среды и человека летучих веществ. Пенокартон хорошо держит форму, отличается высокой теплостойкостью, может обрабатываться при температуре до +100°С и выдерживать кратковременное воздействие температуры до +200°С. Внутренний полиуретановый слой устойчив к большинству видов клеящих веществ и растворителей. При угловом изгибании с внеш-

ней стороны материала отсутствуют характерные для картона деформации, угол получается ровным и гладким.

Недостатки пенокартона: он гигроскопичен (картон впитывает влагу), относительно хрупок по сравнению с листами ПВХ и легко пачкается. Пенокартон необходимо хранить в чистом, сухом помещении, без резкой смены температур. При хранении и транспортировке следует оберегать края и углы листов от ударов, а поверхность от контакта с острыми предметами. Пенокартон нежелательно заранее извлекать из фабричной упаковки. Сильные загрязнения с поверхности этого материала удалить невозможно.

При работе с пенокартоном можно:

─ резать его макетным ножом, а также с помощью электролобзика, установки для водоструйной резки или раскроечного станка, поскольку полиуретановая сердцевина не ломается и не крошится при обработке;

─ склеивать (в том числе и встык) при помощи клея или термопистолета;

─ окрашивать всеми видами красок, лаков и аэрозолей (торцы листов окрашивают кистью или валиком);

─ наносить на листы виниловую аппликацию;

─ наклеивать на пенокартон различные бумажные или полимерные носители изображений ;

─ подвергать пенокартон трафаретной печати и штамповке. Пенокартон бывает двух видов:

─ стандартный белый пенокартон с гладкой матовой поверхностью (внутренний слой ─ желтовато-белый);

─ пенокартон с полуглянцевой поверхностью имеет два варианта цветового исполнения: обе стороны ─ черного цвета; одна сторона имеет покрытие черного цвета, другая ─ серого цвета (внутренний слой ─ серый).

При окрашивании рекомендуется использовать краски, содержащие растворитель. Габариты листов от 910×610 мм до 2440×1220 мм. Толщина: 3, 5, 7, 10 мм.

Рис. 20. Макет по ОПК на тему «Взаимосвязь внутреннего

пространства с его объемной формой и окружающей средой»

Пенопластик ─ это аналог пенокартона. Представляет собой легкие «сэндвич-панели» с внутренним слоем из вспененного полистирола и двусторонним поверхностным слоем из полимерной пленки. Пенопластик сохраняет все достоинства пенокартона, но лишен его основного недостатка – гигроскопичности. Вспененный полистирол характеризуется равномерностью структуры и изолированностью микропор, что позволяет ему не впитывать влагу.

Материал экономичен и удобен в применении. Легко обрабатывается механически. Его резка, склеивание, ламинирование, нанесение изображений виниловыми пленками и красками, не вызывает затруднений. Очень малый вес обеспечивает легкость монтажа и транспортировки.

Рис. 21. Макеты по ОПК на тему «Взаимосвязь

внутреннего пространства с его объемной

формой и окружающей средой»

─ белый (2400 × 900 × 5 мм, 2400 × 1200 × 5 мм;);

─ повышенной белизны (2400 × 900 × 5 мм);

─ пенопластик с односторонним клеевым слоем (2400 × 900 × 5 мм).

Пенопластик применяется для изготовления рекламных вывесок, легких выставочных конструкций, информационных стендов, изготовления витринных декораций, каширования фотографий. В архитектурном макетировании может быть использован так же, как и пенокартон (рис. 21).

Пенопласт представляет собой изоциануратуретановый материал, не содержащий озоноразрушающих хладонов. Трудносгораемый, самозатухающий материал экологически безопасен в процессе эксплуатации. Пенопласт выпускается в виде плит, возможно изготовление «сендвич-панелей» методом заливки. Пенопласт бывает гранулированный и пористерольный. Пенопласты различаются не только по структуре и цвету, но и по упругим характеристикам. Они бывают жесткие, полужесткие и эластичные. Жесткий пенопласт марки ПХВ (бежевого или другого цвета) наиболее удобен для работы. Его можно резать на электро-механическом фрезе и обрабатывать любыми инструментами. Из него получают пластины любой толщины для оклеивания фасадов зданий или рельефа, а также для изготовления деталей или моделей любой формы и конфигурации. Из этого материала выполняют различные элементы для оформительских макетных работ: стенды, буквы, эмблемы и пр. Он хорошо окрашивается любыми красками, в том числе нитрокрасками. Пенопласт марки ПС (полистирольный) ПС-1,

ПС-2, ПС-3 и ПС-4 различают по твердости: ПС-1 самый твердый, ПС-4 самый мягкий и пористый. Пенопласт марки ПС имеет чисто-белый цвет, при нагревании плавится, по­этому на электромеханической фрезе его обрабатывать нельзя. Для распиловки применяют специальное приспособление ─ электроструна. Из пенопласта марки ПС с помощью электроструны можно изготовлять пластины любой толщины и значительных размеров. Его применяют в основном для изготовления рельефа, эскизных и планировочных макетах

Рис. 22. Макет по ОПК на тему «Взаимосвязь внутреннего

пространства с его объемной формой и окружающей средой»

Рис. 23. Макеты детских игровых площадок

Пластик ─ это жесткий аморфный полимер с невысокой механической прочностью при растяжении и изгибе. Пластик имеет низкую плотность, обладает отличными диэлектрическими свойствами и весьма низкой прочностью при ударе. Он легко деформируется при относительно невысоких температурах (80 °C). Из пластика изготовляют различные предметы ─ от выключателей и детских игрушек до телефонных аппаратов и внутренней отделки холодильников.

Для макетов используют листовой пластик различного цвета ─ в основном белого или бежевого (близкого по цвету к пенопласту марки ПХВ) толщиной 2 ─ 6 мм, а также полистирольную пленку толщиной 0,5─1 мм соответствующего цвета (рис. 24─27). Пластик при нагревании размягчается, что позволяет изготовлять из него с помощью штампования элементы и модели самой различной формы.

Рис. 24. Макет дипломного проекта православного храма

Низкая стоимость, хорошие литьевые качества, жесткость и относительно высокая прочность при склеивании ─ все эти ценные качества данного материала привели к тому, что в настоящее время из него изготовляется большая часть моделей и макетов самого различного назначения. При создании планировочных макетов для изготовления объемной зелени можно применять вспенивающийся бисерный полистирол.

Рис. 25. Макет жилого дома

Рис. 26. Макет выставочного павильона

Если его поместить в кипящую воду, гранулы увеличиваются в несколько раз; в результате получаются белые, круглой формы шарики

диаметром до 15─20 мм.

Для литья моделей под давлением применяют гранулированный полистирол различного цвета и формы.

Рис. 27. Макет дипломного проекта многоэтажного жилого дома

Окрашивать пластик можно только смесью нитрокраски с органическим растворителем (дихлорэтаном или хлористым метиленом). Однако из-за большой токсичности данный способ окрашивания возможен при создании соответствующих условий.

Гипс обычно применяют в чистом виде или в смесях с наполнителями (волокнами и т. п.). В ряде случаев его используют для изготовления моделей небольших габаритов (например, блок-секций, блок-квартир и др.) способом формования в простых формах. Изделия из гипса обладают низкой прочностью, хрупкостью. Они легко скалываются и ломаются. Для упрочения изделия из гипса рекомендуется армировать проволокой, а также пропитывать олифой или различными клеями. Однако обеспечить требуемую прочность изделия из гипса практически невозможно, поэтому применяется он в тех случаях, когда изделие не испытывает больших механических нагрузок при его использовании. При изготовлении архитектурных макетов гипс используется в деталях или рельефе подмакетника ,когда из бумаги и других материалов передать форму и фактуру материала очень сложно (рис. 28).

Рис. 28. Макет храма

Органическое стекло получило широкое распространение для изготовления макетов и моделей. Оно ударопрочное, равнопрочное во всех направлениях, легко обрабатывается различными инструментами, строгается, обтачивается, склеивается и окрашивается. При нагревании органическое стекло размягчается. С помощью штампов методом формования из органического стекла можно изготовлять детали различной конфигурации (рис. 29,30).

При изготовлении архитектурных макетов из органического стекла можно сделать коробку и каркас здания, после чего фасады оклеить другими материалами.

Оргстекло часто применяется для отображения поверхностей воды. Листовое оргстекло может быть прозрачным, бесцветным, прозрачным цветным и непрозрачным с наполнителем ─ полистирольное или парафинированное. Его толщина варьируется от

1 до 50 мм. Для макетирования применяют в основном оргстекло толщиной от 1 до 5 мм. Листы оргстекла выпускают, как правило, оклеенными или обернутыми бумагой. После снятия бумаги для удаления статического электричества оргстекло необходимо протереть влажной ветошью с мылом или жидкостью для мытья стекол.

Рис. 29. Макет общественного центра жилого района

Рис. 30. Макет фонтана

Древесина. Для изготовления объемов зданий в планировочных макетах может использоваться древесина твердых лиственных пород: бука, березы, ясеня и т. п. Древесина должна быть хорошо высушена и выдержана. При изготовлении объемов зданий в масштабе 1:1000 и менее можно использовать паркетную клепку.

В некоторых случаях макеты отдельных зданий и сооружений могут быть изготовлены из древесины и фанеровочного шпона. Последний применяется и для изготовления рельефа. В этом случае горизонтали вырезаются из переклейной фанеры или твердой ДВП (древесноволокнистой плиты) и фанеруются шпоном соответствующей древесины (рис. 31).

Древесина твердой лиственной породы (например, бука) может применяться для изготовления моделей блок-секций или блок-квартир.

Рис. 31. Макет малоэтажного жилого дома

Для подмакетников целесообразнее использовать древесину ─

хвойных пород, а также твердую ДВП или переклейную фанеру. Древесина хорошо обрабатывается и склеивается, имеет приятный внешний вид. Недостаток ─ подверженность атмосферным воздействиям.

Оцените статью
Topsamoe.ru
Добавить комментарий