Как промыть батареи отопления алюминиевые

Существует множество способов, которыми люди чистят радиаторы, но не все они эффективны и безопасны для самого устройства. Используемый метод мытья зависит от типа батарей отопления.

В промывке нуждаются не только старые радиаторы, но и новые. Согласитесь, что чистые батареи выглядят более привлекательно, а также лучше работают, когда внутри нет ржавчины.

Признаки засорения

Явные признаки засорения находятся внутри отопительного устройства. Чтобы система нормально функционировала ей ничто не должно препятствовать.

Вся грязь начинает оседать в нижней части батарее. Снижается температура секций, тепло не поступает.

Признаки засорения отопительных устройств:

  1. Подводящие трубы, а алюминиевые батареи холодные.
  2. В соседней квартире окна открывают из-за жары в помещении, а в вашей очень холодно.
  3. Радиатор прогревается неравномерно. Секции сверху горячие, внизу еле теплые, а самые последние вовсе холодные. Они имеют разную температуру.
  4. Прогревание системы происходит дольше обычного.
  5. Котел потребляет больше газа или электричества.

Помимо засорения причиной ненормальной циркуляции воды в системе отопления может быть воздушная пробка, неисправность запорной арматуры, не отрегулированная система или недостаточное давление.

Также батареи могут быть холодными, если технические неисправности за пределами квартиры.

Перед тем как промыть радиаторы отопления, убедитесь, что причина в засорении.

Прежде чем проводить очищение системы отопления, сначала необходимо определится с металлом батарей.

Алюминиевые радиаторы нельзя очищать так же, как медно-латунные и чугунные. Это связано с тем, что первые не используют припой в своей конструкции и этот металл негативно реагирует на каустическую соду.

Алюминий является более реакционноспособным металлом, чем медь-латунь, и его можно растворить каустической содой. Из-за этого такие радиаторы подвергаются другому процессу очистки.

До тех пор, пока хладагент будет регулярно заменяться и промываться, алюминиевые радиаторы не нуждаются в промывке.

Медно-латунные и чугунные батареи отопления можно почистить любыми доступными способами.

Демонтаж

Чистить чугунные батареи можно самостоятельно. Хотя это может сэкономить значительную сумму денег, но работа предстоит тяжелая и не гарантирует, что система центрального отопления полностью промоется. Вероятно через некоторое время засор снова даст о себе знать и придется вызывать водопроводчика.

Как промыть чугунные батареи руками самостоятельно:

  1. Выключите центральную систему отопления, оставьте ее остывать на несколько часов. Радиаторы могут быть наполнены очень горячей водой, что может вызвать серьезные ожоги.
  2. Положите старые полотенца вокруг батареи и кастрюли под радиатор, чтобы вся грязная вода стекала в нее.
  3. Поверните клапаны на обоих концах. Необходимо иметь возможность поворачивать термостатический клапан радиатора (для регулировки температуры) руками, но, возможно, понадобится использовать ключ для поворота другого клапана (запорный), который будет иметь съемную пластиковую крышку. Запишите, сколько оборотов требуется, чтобы закрыть их, так как потребуется повернуть их назад столько же раз, сколько при съеме.
  4. Сняв эти клапана, приступайте к снятию гайки, которые соединяют термостатический клапан с радиатором. Затем, используя ключ, откройте выпускной клапан. Будьте готовы к потоку струи грязной воды.
  5. Транспортируйте радиатор отопления в ванну или на улицу. Если чистку проводите в ванной, постелите на дно ненужную тряпку и закройте сливное отверстие сеточкой, чтобы оно не засорилось ржавчиной и грязью. Попросите кого-нибудь помочь, если устройство слишком тяжелое.

Демонтаж окончен можно приступать к чистке чугунных или алюминиевых батарей.

Промывка внутри

Прочищать батареи внутри можно и не снимая. Но с демонтажом удобней подобраться ко всем частям отопительного прибора.

Как промыть батареи отопления:

  1. Поднесите шланг для душа к выпускным отверстиям клапана и промывайте радиатор чистой водой с большим напором. Это поможет удалить большое количество осадка, хотя он все равно может выйти не весь.
  2. Если промывка простой водой не помогает придется прибегнуть к домашней химии. Сначала необходимо поставить на место торцевые футорки и залить в секции уксус подогретый до 40 градусов. Средство оставляют внутри на 2–4 часа, в зависимости от степени загрязнения. Уксусная кислота должна успеть подействовать, поэтому не спешите ее выливать. Отработанную жидкость выливают. Если вся грязь смыта, приступают к промыванию чистой водой. Если способ не помог придется прибегнуть к использованию других чистящих средств или повторить мероприятие еще раз, а может и несколько.
  3. Жидкость для промывки может быть кислотной или щелочной. Такие составы быстрей и эффективней убирают любые загрязнения внутри отопительных секций. Можно использовать жидкость для прочистки автомобильных радиаторов. Как отмыть: средство наливают внутрь и добавляют нужное количество воды (смотрите инструкцию на упаковке купленного средства). Смесь должна заполнять радиатор на половину, можно чуть больше. Каждые 10 минут в течение 2 часов понадобится встряхивать батарею. Затем промывают внутри сильным напором воды.
  4. Из каустической соды готовят раствор. Необходимо смешать ее со стиральным порошком, соды должно быть немного больше. Затем добавляют воду, чтобы получился жидкий раствор, но не слишком. Смесь переливают внутрь радиатора отопления, сильно его встряхивают и оставляют на 30–60 минут. После чего необходимо тщательно промыть батареи водой. Каустическая сода не только удаляет минеральные отложения и ржавчину, она сглаживает шероховатости внутри и тормозит процесс отложения налета. Такой метод рекомендуется использовать 1 раз в месяц.

Для промывки батарей внутри можно использовать молочную сыворотку, средство Крот.

Если не хочется разбирать систему, можно прочистить не снимая. Те, кто снимал батареи, наверняка знают, как это тяжело сделать в домашних условиях самостоятельно.

Сначала необходимо слить воду или выпустить воздух. Если сомневаетесь в своих способностях можно вызвать специалиста, даже незначительная ошибка может привести к потопу или повреждению оборудования.

Линию паропровода необходимо перекрыть. После продувки можно пустить по системе отопления воду. Подачу жидкости необходимо осуществлять до тех пор, пока из труб не начнет литься чистая вода.

Сухая чистка

Сухая чистка подразумевает повседневную уборку. Отмыть батарею снаружи не составит труда, если делать это раз в день или хотя бы раз в неделю.

Чистка радиаторов отопления снаружи:

  1. Вместе с пылесосом идут специальные насадки, которыми можно удалить всю пыль между секциями, если они очень близко расположены друг к другу.
  2. Если нет пылесоса можно воспользоваться феном. Прикрепляем влажную материю между радиатором отопления и стеной. Поток горячего воздуха направляем внутрь секций и выдуваем всю скопившуюся пыль. Благодаря влажной материи грязь не будет падать на ковер, а прилипнет к тряпке. Затем ополаскиваем материю в чистой воде и продолжаем чистку других приборов.

Можно купить в магазине специальную щетку для радиаторов отопления. Оттирать загрязнения ей будет проще. Она оснащена мягкими губками, которые очень плотные и позволяет очистить батарею сразу с нескольких сторон.

Влажная чистка

Используйте любые моющие средства, которыми можно помыть чугунный радиатор снаружи.

Смешайте немного жидкости в ведре с горячей водой, взбейте пену. Окуните губку и выжмите лишнюю воду. Протрите радиатор снаружи, также не забудьте про трубопровод и клапаны.

Стену за отопительным прибором тоже можно промыть мыльным раствором.

Специальная аппаратура

Самый простой способ как очистить систему отопления — это заплатить профессионалу, чтобы мастер с помощью специальной аппаратуры прочистил чугунные секции.

Водопроводчики выполняют процесс без снятия. Чистка батарей проводится специальными промывочными агрегатами.

Они вытесняют любой мусор и грязь. Давление относительно невелико, но скорость, с которой вода откачивается, очень высока. Это гарантирует, что аппарат не повредит водопровод — если давление слишком велико, любые слабые места или свободные соединения могут сломаться, что приведет к сбою в работе водопровода и потенциальному затоплению дома.

Еще одно преимущество специальной аппаратуры заключается в том, что она очищает всю систему центрального отопления, а не только один радиатор. Обычно для промывания достаточно 2 часов.

Водопроводчики также установят ингибитор коррозии в системе центрального отопления, чтобы свести к минимуму накопление осадка в долгосрочной перспективе.

Для бытовых нужд предназначена такая техника:

  1. Тайфун. Пневматический пистолет позволяет удалить загрязнения, которые не поддаются обычной гидравлической промывке. Тайфун точечно воздействует на засорения. Его ударная волна — 1,5 км/ч.
  2. ЗЕВС-24 имеет небольшие размеры, но достаточную мощность для удаления налета и ржавчины изнутри батареи. Этот аппарат разрушает любые отложения на внутренней поверхности воды. Они удаляются встречным потоком воды или выпадают на дно. ЗЕВС-24 можно использовать для очищения батарей от 7 до 150 мл.
  3. Крот-Мини применяется для прочистки батарей и труб с диаметром 20–150 мм. Стоит агрегат недорого, но он мощный. Крот-мини имеет 4 насадки, что позволяет выполнить полную прочистку труб.

Специальная аппаратура безусловно лучше прочистит систему отопления от засора. К тому же этот процесс намного быстрей, чем использование домашних средств.

Чугунные и алюминиевые батареи самостоятельно прочистить не сложно. Но если требуется это впервые, то пригласите мастера и внимательно понаблюдайте за его действиями.

Чем промыть алюминиевый радиатор печки автомобиля

Если через несколько лет эксплуатации отопитель вашего автомобиля стал греть заметно хуже, дело, скорее всего, в уменьшении пропускной способности радиатора печки. В этом случае его нужно промыть. Однако при выполнении этой операции на алюминиевом теплообменнике следует быть осторожным, поскольку не все средства одинаково безопасны для алюминия.

Виновата ли я?

В том, что печка греет уже не так эффективно, могут быть и другие причины, кроме вышеназванной. Со временем засоряются соты теплообменника, салонный фильтр. Если последний еще доступен для обслуживания, то прочистка внешней поверхности радиатора — целая эпопея, поскольку для этого требуется разобрать почти всю переднюю панель.

Поэтому следует убедиться в том, что причина именно в отложениях внутри радиатора печки. Наиболее простой метод проверки основан на следующем. У нового аппарата вся поверхность греет с одинаковой интенсивностью. Когда трубки начинают зарастать грязью и шламом, температура по ходу движения теплоносителя уменьшается, подобно тому, как у человека с забитыми холестерином кровеносными сосудами мерзнут ноги.

Для проверки заведем двигатель и дадим ему прогреться до рабочей температуры. Затем откроем все четыре диффузора на передней поверхности торпедо и включим на максимум работу печки. Ладонью сравним температуру воздуха, выходящего из разных каналов отопителя. Неплохо воспользоваться прибором для измерения температуры — пирометром. Если со стороны подводящего бачка воздух заметно теплее, наши подозрения подтверждаются, и радиатор подлежит промывке.

Немного теории

Процесс мойки изделий из алюминия и его сплавов не так прост. Средства, обычно применяемые для мойки медных радиаторов, для алюминия представляют опасность. Вот чем оборачивается экономия автопроизводителей, повсеместно заменяющих медь алюминием. Поэтому следует грамотно подходить к выбору промывочных средств и жидкостей.

Дело в том, что алюминий, как активный металл, реагирует не только со всеми щелочами, многими кислотами, но даже с водой. Благодаря окисной пленке на поверхности металла он проявляет коррозионную устойчивость в нейтральной среде (pH=7). Моющие средства с кислотным характером воздействия (pH 9,5), например — поташ, сода, каустическая сода, агрессивны по отношению к алюминию.

Иногда утверждают, что медные радиаторы следует промывать щелочными растворами, а вот алюминиевые — кислотными, поскольку алюминий, дескать, кислот не боится. В подтверждение приводят тот факт, что азотную и серную кислоты перевозят в алюминиевых цистернах. И это действительно так. Но дело в том, что активность кислот по отношению к алюминию зависит от их концентрации. Так, 98% серная кислота мало активна к этому материалу, так же как и азотная. Более того, они даже способствуют образованию защитной окисной пленки на его поверхности. А вот в разбавленных растворах кислот серебристый металл коррозионно нестоек.

Основная сложность выбора промывки

При работе двигателя в системе охлаждения (СО) двигателя внутреннего сгорания (ДВС) происходят различные физические процессы. Из охлаждающей жидкости (ОЖ) выпадают осадки в виде солей, продуктов коррозии деталей, окисления антифриза, а также жир и грязь. Эти составляющие растворяются кислотами или щелочами:

а) Продукты коррозии и накипь. Наиболее эффективно растворяются кислотами.

б) Жировые образования, продукты распада присадок антифриза, масла. Нейтрализуются с помощью щелочей.

Поскольку при взаимодействии кислоты со щелочью происходит реакция нейтрализации, объединить в одном средстве эти составляющие невозможно. То есть — одни отложения удаляются только кислотой, а другие — щелочью. Отсюда вывод: или удалять только те загрязнения, которые преобладают в конкретном случае, или использовать поочередно оба средства. Определить характер загрязнений можно только при сливе из системы старой ОЖ. Например, что более характерно для отработки: жирная маслянистая субстанция или взвесь накипи и ржавчины. На сегодня все известные средства могут удалять только один вид загрязнения. Кроме того, кислотные промывки, используемые с нарушением концентрации и технологии процесса, могут оказать негативное воздействие на компоненты СО.

Вредные советы

Если забить в поисковике интернета строчку — «чем промыть алюминиевый радиатор печки автомобиля», на вас обрушится вал оптимистических советов. При этом, наряду с действительно адекватными предложениями, много провокационных рекомендаций на тему — как быстрее «угробить» этот узел.

При этом некоторые рекомендуемые средства (лимонная кислота, пищевой уксус) еще можно в крайнем случае использовать, соблюдая разумную пропорцию. Так, раствор лимонной кислоты делают из расчета 200 – 250 г порошка на 10 литров, столовый уксус разводят в количестве 500 мл на ведро воды.

Напоминаем: концентрация уксусной кислоты составляет 70%, что необходимо учесть при расчете пропорции.

Фанаты прохладительных напитков Кока-кола, Фанта и других им подобных забывают, что эти жидкости обладают резко выраженной кислотной реакцией, кроме того содержат сахар, который может откладываться в системе. Есть ли смысл использовать для промывки радиатора бытовые очистительные средства типа Доместос, Комет, Крот, когда выпускаются промывочные жидкости, предназначенные специально для систем охлаждения ДВС? Экономия в данном случае не оправдывает возможного вреда.

Внимание: большинство щелочей (пищевая сода, поташ, каустическая сода) для алюминиевых радиаторов противопоказаны.

И что же выбрать?

Отечественные и зарубежные производители предлагают различные продукты, предназначенные для промывки систем охлаждения ДВС. В качестве примера рассмотрим промывочные средства от компании ЛАВР (Россия):

  • LAVR Radiator Flush Plus — при сильном засорении ОС. Объем раствора — 9 – 11 литров.
  • Radiator Flush 2×1 — для чрезвычайно загрязненных СО: растворитель накипи + нейтрализатор-ополаскиватель.
  • Radiator Flush Complete — комплексный очиститель. Безопасен для радиаторов и печек с трубками малого сечения. На 9 – 11 литров объема.

Зарубежные аналоги: LIQUI MOLY, Hi-Gear, FELIX и другие.

В каких случаях может понадобиться промывка радиаторов

Можно назвать несколько основных условий, при которых необходима промывка батарей:

  • Неравномерный прогрев радиатора. При этом с одной стороны прибор нагревается сильнее, чем с другой.
  • Для полноценного нагрева батареи требуется больше времени, чем раньше.
  • Радиаторы отопления не нагреваются, несмотря на то, что подходящие к ним трубы – горячие.
  • Повысился расход топлива для обогрева дома.

В большинстве случаев в современных домах устанавливают либо чугунные, либо биметаллические радиаторы. Последние отличаются более высокими эксплуатационными характеристиками, поскольку обладают гладкой поверхностью и засоряются намного медленнее.

В целом методика очистки батарей не зависит от материала их изготовления. Однако решая, как промыть биметаллические батареи, стоит остановиться все же на химическом способе, а не на механическом.

Промываем батареи своими руками

Приступать к промывке алюминиевого радиатора можно только по окончании отопительного сезона, когда вся вода из системы будет удалена. После этого можно снять батарею и приступать к очистке. Перед тем как промыть алюминиевые радиаторы отопления или любые другие, нужно приобрести специальные средства бытовой химии и приготовить специальный раствор из уксусной кислоты, каустической соды и молочной сыворотки.

В условиях квартиры выполнять такую грязную работу как очистка батарей, можно только в ванной. Но чтобы ее не повредить, желательно подтереть под радиатор старые плотные тряпки. Перед тем как промыть алюминиевую батарею, не забудьте положить специальную сетку на сливное отверстие. Она содержит все крупные частицы грязи и мешает их проникновению в канализацию.

При работе с чугунными батареями, в первую очередь, нужно снять с них заглушки. После этого в отверстие заливают горячую воду без каких-либо добавок. Радиатор следует слегка потрясти, чтобы поднять со дна осадок, а затем слить грязную воду. Во второй раз помимо воды внутрь радиатора заливают химические средства. Необходимо знать, чем промыть чугунные батареи лучше всего. Например, уксусная эссенция в концентрации 70 % используется из расчета один флакон на один радиатор. В данном случае отверстия нужно закрыть заглушками и оставить раствор внутри батарей, по меньшей мере, на час

Через 60 минут, используя деревянный молоток, необходимо простучать радиатор по всей поверхности или тщательно его потрясти. Такие манипуляции помогут отслоить ржавчину и накипь от внутренних стенок радиатора.

Далее раствор с химическими средствами выливают из радиатора и снова заливают чистую воду. Чтобы чугунные или алюминиевые батареи отопления промыть как можно лучше, заливать чистую воду нужно будет несколько раз. Это не только поможет более качественно удалить засор, но и вымоет остатки уксусной кислоты, которая может постепенно разъедать стенки и способствовать образованию ржавчины.

Как вариант, для промывки радиаторов можно использовать средство «Крот». Хотя он и предназначен для прочистки засоренных канализационных труб, с удалением засора из радиаторов он тоже справится.

Иногда после промывки батарей в системе образуются воздушные пробки. Единственный выход из этой ситуации – продуть батарею. Однако если вы никогда этим не занимались, лучше пригласить специалиста, чтобы не усугубить ситуацию.

Очистка радиаторов в частном доме

В силу ряда объективных причин отопительные системы в частных домах засоряются намного чаще. При этом прочистка требуется не только отопительным радиаторам, но и всей системе в целом. Особенность индивидуального отопления в частных домах состоит в том, что в качестве теплоносителя используется неочищенная, колодезная или водопроводная вода, которая содержит большое количество солей и прочих примесей. Именно эти примеси со временем образуют накипь и вместе с ржавчиной существенно быстрее засоряют систему отопления. В этом плане централизованное отопление многоэтажных домов выгодно отличается тем, что в систему подается очищенная вода.

Работы по промывке чугунных или любых других радиаторов в частном доме нужно проводить в летнее время. Перед тем как промыть батареи в частном доме, следует открутить все вентили, чтобы выпустить воздух из системы. Если вы никогда не занимались промывкой радиаторов и не уверены, что сможете с этим справиться, лучше пригласить специалиста. Он качественно и в полной мере проведет все работы по очистке системы отопления, не повредив при этом оборудование и интерьер в доме.

Стоит отметить, что сливать воду из отопительного котла, перед тем как промыть батарею в домашних условиях, не следует. Паропровод на время промывки радиаторов должен быть перекрыт. Теперь можно приступать непосредственно к промывке системы. В отопительный контур начинают подачу воды, продолжая до тех пор, пока на выходе из системы она не будет абсолютно чистой. При этом качественно очищаются как трубы, так и радиаторы.

Чтобы промыть радиатор дома как можно лучше, в воду, подаваемую в систему, можно добавить специальные химические вещества. В частности, используют уксусную эссенцию, кальцинированную соду, молочную сыворотку и прочие компоненты. Подойдут также средства бытовой химии, например «Крот» или специальное вещество для чистки автомобильных радиаторов.

Обратите внимание, что при использовании химических реактивов в процессе очистки отопительной системы важно качественно вымыть их остатки, чтобы они не провоцировали разрушение внутренней поверхности трубы радиаторов. Желательно использовать для этого горячую воду, поэтому можно включить котел. В условиях частного дома промывку отопительной системы и радиаторов желательно проводить не реже двух раз в год.

«>

Оцените статью
Topsamoe.ru
Добавить комментарий