Как делают подковы лошадям

Подкова — приспособление для предохранения копыт лошади.

Содержание

Предназначение [ править | править код ]

При работе лошади на твёрдом грунте роговые части копыта быстро изнашиваются. При повреждении копыта лошадь испытывает болезненные ощущения, начинает хромать или вообще отказывается ступать на больную ногу. Ковка позволяет предохранить копыта от износа и защитить их от травмирующих ударов о твёрдый грунт. В зимнее время подковы, снабжённые шипами, улучшают сцепление копыта с грунтом и предотвращают скольжение. Специальные типы подков (ортопедические подковы) применяются при лечении различных заболеваний конечностей лошади. Крупный рогатый скот тоже нуждается в ортопедических подковах.

История [ править | править код ]

Первые приспособления сплетались в виде чулка или башмака из лыка, тростника, кожи, растительных волокон. Укреплялись над венчиком копыта под щёткой верёвками или ремнями. Эти башмаки были непрочны, укрепление их верёвками или ремнями вызывало дерматиты. Подошвенные поверхности копыт рабочего скота покрывали смолой.

Римляне использовали для защиты подошвенной поверхности копыта металлические пластинки, большей частью овальной формы, с крючками, дужками, ушками или кольцами, для укрепления пластинки на копыте верёвкой или ремнём. Такие пластинки для лошадей назывались гиппосандалиями, для мулов — мулосандалиями, для быков — бососандалиями.

Метод подковывания лошадей впервые использовался галлами приблизительно в IV–III вв. до н. э.

В средние века научились крепить металлические подковы специальными гвоздями — ухналями.

В России ковочное дело начало развиваться на государственном уровне после Указа Петра I 1715 года: «В Москве и губерниях сыскать кузнецов добрых, взять во всякую губернию по два человека и велеть им учить кузнечному делу русских…». В 1732 году в селе Хорошево под Москвой была открыта первая в Европе коновальная школа.

Устройство подковы [ править | править код ]

Стандартная подкова выделывается из мягкой низкоуглеродистой стали. Современные подковы достаточно пластичны, и легко поддаются подгонке на наковальне как в горячем, так и в холодном состояниях. Ширина полотна подковы среднего размера — около 22 мм, толщина — 8 мм. Верхняя, подошвенная, поверхность полотна подковы почти всегда плоская, нижняя — может быть как плоской, так и другого профиля, например, полукруглой или имеющей скосы — контрбухтовку.

В передней (зацепной) части подковы обычно имеется направленный вверх отворот — металлический лепесток, способствующий более прочной фиксации подковы на копыте. Подковы для задних копыт часто снабжены двумя отворотами, расположенными по бокам в передней её трети. На нижней поверхности каждой из ветвей подковы пробита гвоздевая дорожка — желобок, в котором утапливаются головки подковных гвоздей. На зимних рысачьих подковах гвоздевая дорожка обычно отсутствует. В дорожке располагаются гвоздевые отверстия, обычно по 4 на каждой ветви. В пяточной части подковы часто имеются резьбовые отверстия для вкручивания подковных шипов. Зацепный пластинчатый шип (захват) на современных подковах встречается редко.

Подковы для передних копыт имеют округлую форму, для задних копыт — несколько более вытянутую, что соответствует естественной форме передних и задних копыт. Подковы многих производителей имеют различия между правой и левой, что отмечается клеймением на подкове: клеймо ставится на внешней ветви. В таком случае внешняя ветвь подковы делается немного длиннее внутренней и несколько круче изогнута.

Подковы специального назначения, в том числе ортопедические, предназначенные для компенсации тех или иных недостатков копыт или лечения болезней конечностей лошади, могут иметь самую разнообразную, в том числе довольно неожиданную, форму.

Типы подков [ править | править код ]

  • стандартные
  • облегченные (скаковые и рысачьи)
  • угольные
  • зимние
  • пластиковые
  • алюминиевые
  • ортопедические (лечебные)

Стандарты [ править | править код ]

Стандартные подковы изготавливают заводским способом по ГОСТу 5408—77. В соответствии с размерами копыт по стандарту выпускаются подковы 11 размеров [1] .

Подковные гвозди вырабатываются машинным способом. Существует более десяти типов подковных гвоздей, каждый из типов имеет несколько, обычно шесть, основных размеров.

Российская и зарубежная нумерация размеров подков существенно отличается, что часто приводит к путанице.

Различные варианты подков призваны защитить копыта лошади от повреждений и травм. Такая процедура практикуется владельцами коней уже более 1,5 тысячелетий. Но несмотря на то что она проводится мастерами легко и естественно, у обычных людей процесс подковки вызывает множество вопросов. Например, многие интересуются больно ли лошадям, когда их копыта подковывают, и зачем вообще это делают.

Зачем подковывают лошадей?

Все современные породы лошадей изначально происходят от диких коней, предки которых появились значительно раньше человека. На протяжении тысяч лет они жили в естественных условиях и свободно передвигались без подков. Тогда зачем же таких животных стали подковывать? Ответ на указанный вопрос требует рассмотрения способа жизни диких и одомашненных лошадей.

Дикие кони живут в степях и лесах. Они передвигаются, преимущественно по грунтовым поверхностям, старательно обходя неровности и участки с острыми камнями. Кроме того, животное в этих условиях может активно двигаться по желанию, что не только исключает повреждение копыт, но и способствует укреплению тканей, из которых они состоят.

Жизнь лошадей из конюшен предполагает совершенно другие условия:

  • Животные двигаются с наездником на спине. Соответственно, лишний вес создает дополнительную нагрузку на роговую ткань копыт.
  • Направление движения для коня задает всадник. Вследствие этого конь ненамеренно наступает на острые камни, передвигается по асфальту и горным участкам. Все это способствует истиранию рога копыта, появлению в нем трещин.
  • Физическая активность у конюшенных коней минимальна. Это значительно усугубляет ситуацию. В копытные ткани поступает минимальное количество крови и подошвы не укрепляются естественным путем.

Внимание! При появлении повреждений копыта животного в трещинки, возникшие на нем, набивается грязь и навоз. В таких фракциях содержатся возбудители различных заболеваний и другая инфекция. Вследствие этого развивается воспаление тканей копыта и ног.

Подкова, как раз и выступает решением указанных проблем. Она играет роль обуви у лошадей и выполняет следующие функции:

  • защищает роговую ткань копыт от повреждений;
  • корректирует форму полустертого копыта, что предотвращает дальнейшее стирание;
  • облегчают передвижения животным, у которых прослеживаются травмы конечностей;
  • предотвращают скольжение на мокрых и обледенелых участках дороги;
  • улучшают качество передвижения живности в целом.

При этом конструкция подковы разработана четко под строение копыта лошади, что предполагает минимальный дискомфорт для живности.

Строение копыта лошади

Без знания строения копыта правильно подковать лошадь не представляется возможным. Более того, такая попытка может только дополнительно повредить «башмак» животного, что на некоторое время выведет коня из строя.

Копыто скакуна состоит из внешней и внутренней частей. Внешняя включает в себя такие элементы:

  1. Подошва. Представляет собой плоское образование из ороговевшей ткани. Отвечает за защиту внутренней части копыта от повреждений.
  2. Стенка. Расположена вокруг роговой капсулы и защищает мясную часть от боковых повреждений. Также предполагает собой слой роговой ткани.
  3. Стрелка. Состоит из той же ткани, что и подошва, но более эластичной. Она дополняет защиту копыта. Кроме того, снижает импульс от ударов копыта о землю.
  4. Кайма. Представляет собой кожный слой, который играет роль перехода между копытом и ногой.

Внутренняя часть предполагает такие составляющие:

  1. Чувствительная подошва.
  2. Мясной венчик.
  3. Крыловидные хрящи.
  4. Чувствительная стрелка.
  5. Венечное кольцо.

Роль мясной части копыта заключается в питании ороговевших тканей внешней части. Стоит отметить, что нервные окончания проходят именно во внутренней части роговой капсулы, а во внешней их нет.

Чувствует ли лошадь боль, когда её подковывают?

Зная строение копытной части, значительно проще ответить на вопрос, больно ли животному во время подковки. При правильной организации процесса конь боли не чувствует. Все крепежные элементы вгоняются исключительно во внешнюю роговую часть копыта, где полностью отсутствуют нервы.

По-другому обстоят дела, если процесс реализуется неверно. В этом случае кузнец рискует повредить мясную часть, что чревато не только болевыми ощущениями для животного, но и кровотечением. Такие ошибки в работе могут привести к пожизненной хромоте скакуна.

Во избежание указанных последствий мастера все время ориентируются на белую линию копыта. Этот элемент «башмака» указывает на толщину роговой ткани и границу мясной части.

Как подковать лошадь самостоятельно?

Процесс подковки лошади требует от исполнителя определенного опыта и знаний. Но если детально изучить вопрос и попрактиковаться, научиться такой работе вполне возможно. Главное при этом четко следовать инструкции.

Разновидности подков

Краеугольным камнем в процессе выступает правильный выбор вида подковы. Наиболее общая классификация таких изделий предполагает наличие трех видов:

  1. Стандартные рабочие. Такие подковы фиксируют на копытах обычных лошадей, используемых в хозяйстве. Дополняются они тупыми или острыми шипами (в зависимости от времени года). Вес изделия не превышает 270 г.
  2. Ортопедические. Цель такой продукции снизить дискомфорт травмированных лошадей при передвижении, а также способствовать более быстрому заживлению травм. Изготавливаются из прочных полимеров, стали, алюминия и других материалов. Конкретная форма определяется характером повреждения конечности.
  3. Спортивные. От подков этого типа требуется максимальная легкость. Поэтому их производят из алюминия и других легких сплавов. Максимальный вес изделия не превышает 200 г. Форма подковы зависит от вида спорта, в котором принимает участие лошадь.

Другие типы определяются на основе конкретных конструктивных особенностей изделия. Существуют подковы, фиксируемые заклепками или специальными ремешками. Отдельные модели предполагают наличие противоскользящего протектора. Между собой разнятся подковы для тяжеловозов и легких лошадей.

Новая модель подковы

Инструменты

Перед началом работы важно подготовить весь необходимый инструмент. Точный набор здесь зависит от типа подковы. Но чаще всего в процессе используются:

  • специальный ковочный молоток;
  • обсечка;
  • специальный рашпиль для копыт;
  • шиповый ключ;
  • копытный нож;
  • клещи.

Важно! Если животное пугливое или агрессивное, в работе также понадобится станок, на котором надежно фиксируют ногу коня. Фиксируют подкову при помощи ухналей. Так называются особые гвозди для ковки. Их длина варьируется в пределах 4,5-7 см. Это позволяет подбирать подходящий крепеж для животного любого размера.

Пошаговая инструкция

Процесс ковки предполагает целый ряд нюансов. Многое здесь зависит от лошади. Так, например, чрезмерно активных или пугливых скакунов подковывают в течение нескольких дней. В первый просто постукивают по копыту палкой. На второй приставляют подкову и легонько ударяют молотком. Еще через день подковывают одно копыто и уже потом все остальные.

Сам процесс подковки проходит в такие этапы:

  1. Исполнитель поднимает ногу скакуна и аккуратно вычищает с подошвы грязь и мусор крючком.
  2. При помощи клещей снимают старую подкову.
  3. Крючком и ножом вычищают остатки грязи и срезают лишнюю роговую ткань.
  4. При помощи рашпиля всю поверхность копыта выравнивают до плоского состояния.
  5. Таким же образом чистят и обтачивают все остальные копыта.
  6. Новую подкову примеряют к зачищенному участку подошвы. Если она немного не подходит, ее подправляют на наковальне.
  7. Повторно прилаживают подкову к копыту. Если она ложится как нужно, начинают вбивать ухнали. Делают это поочередно с каждой стороны подковы.
  8. Концы ухналей с наружной части загибают, чтобы они не мешали.
  9. При помощи обсечки срезают торчащие окончания гвоздей, предварительно поставив копыто животного на специальную подставку.
  10. В заключение рашпилем подпиливают стенки копыта, чтобы они сошлись с размерами подковы.

Таким образом, при правильной реализации процесса подковки, лошадь совершенно не чувствует боли. Но если за дело берется неопытный исполнительно, то он может задеть ту часть копыта, где расположены хрящи и нервы. В этом случае животное не только почувствует боль, но еще и может серьезно травмироваться. Поэтому не рекомендуется самостоятельно подковывать коней без должного опыта работы.

Зачем лошадям подковы, ведь раньше, ещё до того, как человек их приручил и одомашнил, животные в них не нуждались? Всё объясняется просто: в дикой природе эти приспособления, защищающие копыта, им не нужны. Животные преодолевали большие расстояния по мягкой почве или траве, выбирали путь себе сами. После того, как они стали домашними, попали в полную зависимость от человека, все изменилось. Если конь служил извозчиком, ему приходилось перевозить грузы или людей по брусчатке или каменным дорогам. Всадники всегда были хорошо вооружены и одеты в тяжелые кольчуги. Всё это давало большую нагрузку на лошадиные копыта. Поэтому человек, чтобы уберечь подошвы ног животного, придумал для них своеобразную обувь – подковы.

Подковывание лошадей стало практиковаться с третьего-четвёртого столетия нашей эры у тех народов, которые освоили добычу металла. До этого лошадиная «обувь» изготовлялась из кожи или тростников, но эти башмачки были недолговечными. Первые такие подковы стали применяться в Азии. Их сменила обувь для копыт, напоминающая сандалии из железа. Только в третьем веке изобрели новую форму изогнутых подков, которые почти не отличаются от современных. В России ковку лошадей стали практиковать после указа Петра Первого в 1715 году «Об обучении кузнечному делу в каждой губернии русских людей». Со временем наличие кованого коня говорило о статусе его владельца.

Подкова на лошади

Для чего нужны подковы

Сейчас всем известно, зачем подковывают лошадей. Конские копыта достаточно крепкие, чтобы передвигаться по целине, избегая острых камней, расщелин. Инстинктивно дикие лошадиные табуны умели выбирать себе удобные пути. В настоящее время лошади находятся подолгу в конюшнях, не имеют свободы движения. По этой причине роговой слой копыт размягчается и быстро стирается. Это приводит к трещинам и другим травмам, через которые попадают грязь и всякие микробы, начинается воспаление. Животное сначала хромает от боли, а потом вообще не хочет двигаться.

Во избежание появления воспаления на копытах, требуется подкова

Чтобы избежать этого, конские копыта нужно своевременно ковать. Зачем лошадям нужны подковы? Они помогают не скользить по мокрой земле, траве или во время гололёда. Защищая и корректируя травмированные или деформированные копыта, подковка лошадей облегчает им передвижение. В конном спорте подкованные скакуны легче преодолевают препятствия и выглядят изящнее и грациознее во время выездки. Для этого пользуются разными видами подков, в зависимости от предназначения. Для передних копыт изготовляются приспособления округлой формы, а для задних – слегка вытянутые. Это соответствует физиологическому строению конских конечностей.

Конструкция подковы

Простая подкова представляет собой металлическую выгнутую пластину с ветвями (частью подковы от зацепа до пятки). Их две: внутренняя и наружная. Верхняя, или внутренняя, поверхность пластины примыкает к копыту, а нижняя, наружная – соприкасается с землей при ходьбе. В передней части полотна находится зацеп или отворот, маленький выступ. На подкове есть дорожка для гвоздей, отверстия под шипы, которые помогают сцеплять подкову с грунтом, внутренний и наружный боковой край. Кстати, шипы необходимо прикрепить в период гололёда или во время скачек по мёрзлой земле. Одним словом, поверхность подковы делится на три основные части: зацепную, боковую и заднюю.

Плоскость подковы, примыкающая к роговому покрытию (или рогу), условно делится на внешнюю и внутреннюю. Наружная поверхность имеет большую площадь и должна быть ровной и идеально подогнанной, так как является опорой для всего копыта. На нижней, тоже горизонтальной, но не сплошной поверхности находится гвоздевая дорожка. Шляпки гвоздей, утопая в ней после прибивания, не стираются. Отсутствует дорожка в области зацепа и пятки. Гвоздят подкову осторожно, чтобы не повредить ткань под роговицей. Используют 6, 8 и 12 гвоздей, подбирая под размер. Всего существует 13 размеров подков. В продаже они представлены парами для задних и передних конечностей.

Разновидности изделий

Подразделяются на три большие группы: стандартные, спортивные и ортопедические. Внутри каждой группы есть виды подков, которые предназначены для использования по назначению.

Стандартные простые подковы используются для рабочих лошадок. Их масса зависит от размера: колеблется от 200 до 700 граммов. Изготавливаются в комплекте со съёмными шипами. Зимние подковы имеют заострённую удлинённую форму, а летние, наоборот, округлые и невысокие. Изготавливаются они как на заводах, так и профессиональными кузнецами.

Спортивными подковами пользуются для ковки скакунов, принимающих участие в различных конных состязаниях. Они могут быть алюминиевые, стальные, титановые, в зависимости от вида соревнований. Например, для скачек пользуются подковами, весящими не более 120 граммов, а для многоборцев используют изделия тяжелее, до 200 граммов, и массивнее, с утолщением и бортиками на подошве.

Ортопедические конструкции могут быть изготовлены из стали, алюминия или пластика, причем с учетом индивидуальных травм или состояния роговицы копыта. Служат изделия для реабилитации больного или травмированного животного.

Интересно! Новейшие современные подковы для скаковых лошадей значительно отличаются от их предшественников внешним видом (похожи на сандалии на ремешках и пружинных крепежах). Такие изделия не нужно приколачивать гвоздями, а необходимо прикреплять ремешками, это сокращает время для замены подков. Высокая цена не позволяет иметь каждому владельцу лошади такие конструкции. Но для них есть альтернатива: упрощенный вариант, изготовленный тоже из пластика и похожий на простые подковы. Их можно прибить маленькими гвоздиками или посадить на специальный клей.

Инструменты для ковки

Как правильно прибить подкову, знает настоящий профессиональный кузнец или коваль. Ему хорошо известны все инструменты, используемые в этом непростом процессе. Обычно применяется стандартный набор, состоящий из обсечки (крючка для ухода за копытами), клещей для снятия старых подков, секача или ножа для снятия старого слоя подошвы, молотка ковочного, рашпиля, пилки для копыт, гвоздей (ухналей), пассатижей для удаления гвоздей и, конечно, наковальни. Ухнали можно использовать только один раз, повторно использовать их нельзя. В наши дни немногие кузнецы смогут справиться с этой задачей. Нужно иметь определённые знания о том, как правильно подковать лошадь, как перед этим провести расчистку копыт лошади, как очистить подкову от ржавчины и много других секретов в обращении с этими животными.

Это важно! Иногда кузнецы используют станок для ковки в тех случаях, если конь испуган или нетерпелив, не стоит спокойно на месте. Особенно помнить об этом нужно начинающему конюху.

Процесс выполнения ковки

Часто ли нужно подковывать лошадей? Всё зависит от физических нагрузок животного и скорости отрастания роговицы на копыте. Простым рабочим лошадкам ковка выполняется раз в 30 дней, скакунам-спортсменам – чаще.

Домашним лошадям, которые редко выезжают на асфальтированную дорогу, крепить подковы вообще не нужно. Процедура ковки небыстрая, ведь животному сначала нужно привыкнуть к мастеру, уже потом можно постепенно приступать к работе. Иногда сам процесс растягивается на несколько дней. Как он осуществляется? Сначала надо снять старые подковы, затем хорошо расчистить подошву, удалив грязь. После этого снимаются мерки, после примерки можно прибивать подкову. Но это схема – общая картина. Если рассмотреть весь процесс, то его можно разбить на 10 этапов:

  • 1 этап. Чистить крючком края копыта от опилок, разного мусора, чтобы удобно было снять старую «обувь», несложно. Важно это сделать аккуратно.
  • 2 этап. Затем клещами резким движением сорвать подкову с гвоздями.
  • 3 этап. Нужно ещё раз провести тщательную чистку копыта, затем копытным ножом срезать с копытца отросшую роговицу.
  • 4 этап. Обточить пилкой для копыт его поверхность и края так, чтобы она стала гладкой и плоской. Почему? Потому что от этого зависит, как ровно будет прилегать подкова.
  • 5 этап. В такой же последовательности расчищать и обрабатывать остальные три конечности.
  • 6 этап. Снимаются мерки и подгоняются подковы.
  • 7 этап. Повторно примерить изделие и приколотить его к копыту. Это самый сложный и ответственный шаг. Маленькая неточность может привести к травме ноги. Если будут соблюдены все условия ковки, то животное не ощутит дискомфорта, ведь в роге отсутствуют нервные окончания. Гвозди забивать в нужной последовательности (1-ый – в первое зацепное отверстие, 2-ой – напротив, и так до конца) и строго под прямым углом к подкове.
  • 8 этап. Концы гвоздей молотком загнуть, приколотить к нижнему краю копыта и подогнать плотненько зацеп.

Это важно! Нужно избегать неточностей в работе именно на этом этапе. Если произойдёт смещение во время прибивания гвоздей, то работу придётся переделывать и снова забивать ухнали, потому что подкова начнёт болтаться.

  • 9 этап. Удалить при помощи обсечки концы гвоздей. Для этого нужно ноги лошади поочерёдно поднимать на специальные железные подставки, которые ставятся перед ней и под её брюхом.
  • 10 этап. Заключительный. Повторно обточить рашпилем края подковы и копыта. В случае необходимости – закрепить шипы. Так как на новых подковах отверстия под них отсутствуют, можно своими руками просверлить так, чтобы они соответствовали диаметру шипа.

На этом процедура подковки завершена. Таким образом, при наличии определённого набора инструментов, навыка и любви к животным коваль может успешно подковать любого коня.

Интересно! Взрослые и дети знают, что в старину над входом в дом, над дверью, прибивалась на счастье подкова. Люди верили, что она приносит удачу и оберегает её владельца от несчастья и недугов. Не важно, куплена она была или найдена. Главное, чтобы подкова была хоженой, то есть снятой с лошадиного копыта.

В современном мире нечасто встретишь человека, увлечённого лошадьми. На такие вопросы, как «Больно ли лошади когда её подковывают?» и «Из чего делают подковы для лошадей?» вряд ли можно получить от простых обывателей правильный ответ.

Оцените статью
Topsamoe.ru
Добавить комментарий