К особенностям индивидуальных закаливающих процедур относятся

При проведении закаливания необходимо строго соблюдать следующие принципы:

3. Учёт индивидуальных особенностей;

4. Разнообразие закаливающих средств и форм;

5. Активный режим;

6. Сочетание общих и местных процедур;

Необходимость закаливать организм изо дня в день в течение длительного периода. Только при этих условиях закаливание дает положительный результат. Желательно начинать его с детского возраста.

При закаливании важно постепенно менять условия и дозировку. Нельзя пытаться достичь желаемых результатов сразу, прибегая к неумеренному пользованию закаливающими процедурами. Во всех случаях необходимо учитывать ответную реакцию организма. Постепенно должна понижаться температура и возрастать продолжительность процедуры.

Учет индивидуальных особенностей

Следует учитывать, что индивидуальные особенности состо­яния здоровья, возраст, влияют на сроки адаптации к закаливанию.

Разнообразие закаливающих средств.

Если при закаливании применяется только один раздражитель, то сопротивляемость организма повышается только к данному раздражителю. Поэтому необходимо действие различных раздражителей (как холодных, так и теплых) меняющейся интенсивности. При назначении закаливающих процедур необходимо учитывать состояние здоровья закаливающегося.

Средства закаливания.

Для закаливания можно использовать комплекс различных средств. Наилучшие и вполне достаточные средства — естествен­ные силы природы: солнечные лучи, вода и воздух.

Основано на постоянном приспособлении организма к температуре окружающего воздуха, которая обычно ниже темпе­ратуры тела. Это наиболее легкая процедура, с нее следует начи­нать закаливание. Воздушные ванны оказывают тонизирующее воздействие на ЦНС, тренируют терморегулирующий аппарат, улучшают обмен веществ, сон и аппетит. Убедительный пример закаливания — приспособление кожи лица к низкой температуре окружающего воздуха зимой.

Воздушные ванны в зависимости от температуры воздуха делятся на :

1) холодные — от 6 до 14°С:

2) прохладные — от 15 до 20°С :

3) безразличные от 21 до 25°С;

При закаливании имеет значение не только температура воздуха, но и скорость его движения и влажность. В зависимости от влажности воздуха, он бывает:

г) Очень влажный (влажность более 86%).

В летнее время воздух, имеющий высокую температуру, при движении с большой скоростью ощущается как более прохладный. Движение воздуха способствует большому испарению пота с поверхности кожи, а это увеличивает теплоотдачу.

При большой влажности испарение пота с поверхности кожи затруднено, и избыток тепла плохо выводится из организма. Это создает предпосылки для перегревания организма, и вызывает ощущение духоты.

Воздушные ванны оказывают глубокое физиологическое действие. Оно тем сильнее, чем ниже температура воздуха, чем быстрее его движение и продолжительнее время приема воздушной ванны. В этом случае в организме могут происходить и более резкие изменения.

При назначении воздушных ванн нужна осторожность, в особенности тем, кто только начинает закаливаться или вообще чувствителен к действию холодного воздуха.

Первая воздушная ванна должна проводиться при температуре воздуха не ниже 20°С, при слабом ветре или в безветренную погоду и продолжаться не более 10-15 мин. Увеличивая в дальнейшем ее продолжительность ежедневно на 2-3 мин., можно довести ее длительность до 2-3 часов. Соблюдая постепенность, можно приучить себя к тому, чтобы осенью и зимой сочетать гимнастические упражнения с воздушными ваннами при температуре от 10 до 0°С, а при крепком здоровье — ниже 0°С.

Лучшее время для приема воздушных ванн — это часы, когда светит солнце. Рекомендуется принимать воздушные ванны в движении.

Воздушные ванны рекомендуется проводить через 1-1,5 часа после еды. Нельзя принимать их до появления озноба. Если это произошло, то необходимо быстро согреться с помощью энергичных движений.

Начинать закаливание воздухом лучше всего летом, затем продолжать осенью и зимой, и так круглый год без перерыва. Не рекомендуется принимать свето-воздушные ванны натощак или сразу после еды.

При положительном влиянии свето-воздушных ванн отмечается улучшение функционирования всех органов и систем. При отрица­тельном — появляются признаки недомогания, плохое самочувствие, сердцебиение, головная боль, расстройства внутренних органов.

Воздушные ванны лучше всего принимать утром в комнате при температуре не ниже 16 — 18°С в комплексе с утренней гигиеничес­кой гимнастикой и водными процедурами, затем выйти на свежий воздух и там продолжить выполнение упражнений.

При проведении воздушных ванн следует учитывать, что влаж­ный холодный воздух, ветер способствуют большей теплоотдаче, чем сухой. В соответствии с этим необходимо регулировать дли­тельность воздействия воздуха. (См. таблицу №1 на стр. 21).

Организм человека хорошо адаптируется к низким темпе­ратурам окружающего воздуха. Поэтому, если начать закаливание летом и продолжать его осенью, можно подготовиться к тому, чтобы в — зимнее время свободно переносить температуру минус 5-10°С, находясь в легкой спортивной одежде.

Дозирование воздушных ванн (по А.П. Лаптеву)

время процедуры в мин., номер процедуры

Действие воды как закаливающего фактора определяется ее теплопроводностью и теплоёмкостью.

Теплопроводность воды выше теплопроводности воздуха в 28 раз. Следовательно, находясь в воде, человек будет терять тепло значительно сильнее, чем при той же температуре воздуха. Например:

воздух, имеющий температуру 15° С кажется только прохладным, а вода 15°Схолодной;

• при 25°С воздух теплым, а вода прохладной;

• при 35°С воздух -жарким, а вода теплой.

При учете наружного действия водных процедур на организм в первую очередь следует принимать во внимание температурный фактор. Механическое действие воды является второстепенным;

оно незначительно при обливании, несколько больше при душе и значительно при морских купаниях, особенно при сильном прибое. Ещё меньшее значение имеет химический состав воды; этот фак­тор должен приниматься во внимание только при пользовании спе­циальными источниками, содержащими растворенные газы и соли.

Водные процедуры принято делить на:

1) холодные (температура воды ниже 16° С);

Водные процедуры, отнимают большое количество тепла с по­верхности кожи, и оказывают более резкий температурный эф­фект, чем воздушные ванны.

Сначала под действием холодной воды происходит сужение поверхностных кровеносных сосудов, расположенных в коже и под­кожной клетчатке. В это время большая масса крови из этих сосудов перемещается в сосуды глубже расположенных органов. Кожа становится бледной и вследствие сокращения мышц около волосяных луковиц покрывается мелкими бугорками, т.е. стано­вится «гусиной» — первая фаза, сопровождается кратковременным ощущением озноба.

Если действие холодной воды продолжается, организм посте­пенно приспосабливается, отвечая усиленной выработкой тепла. В эту (вторую) фазу в организме активизируется обмен веществ, дея­тельность нервной и сердечно-сосудистой систем. Сердце начи­нает работать более энергично, кожные и подкожные сосуды расширяются, и большая масса крови перемещается от внутренних органов к периферии. Кожа при этом краснеет, появляется чувство приятной теплоты, «гусиная кожа» исчезает. Расширенные сосуды кожи и подкожного жирового слоя могут вместить значительное количество крови. Подвергая нервно-сосудистый аппарат такого рода гимнастике, можно повысить устойчивость организма к холоду и предупредить возникновение простудных заболеваний.

Если воздействие холодной воды по продолжительности будет для организма чрезмерным, то механизмы адаптации могут оказаться недостаточными. Наступит переохлаждение тела (третья фаза). При этом в организме возникает ряд неблагоприятных реакций, сопровождающихся уже вторичным сужением пери­ферических кровеносных сосудов. Наступает побледнение кожи, возникает чувство озноба, дрожь, и снова появляется синюшная «гусиная кожа». В результате сопротивляемость организма снижается, что влечет за собой развитие различных заболеваний. При появлении неблагоприятных признаков водную процедуру следует немедленно прекратить и принять меры для быстрого согревания тела.

Так как при закаливании водой основным фактором является температура воды, а не продолжительность водной процедуры, то холодные водные процедуры должны быть кратковременными, и тем короче, чем холоднее вода.

Большое значение имеет температура окружающего воздуха. Водные процедуры следует начинать при температуре воздуха не ниже 18-20°С и лишь после адаптации организма переходить к более низкой температуре.

Основное условие закаливающих водных процедур — получение хорошей кожной реакции. Если она запаздывает, необходимо совершать энергичные движения или растереть тело во избежание переохлаждения. С этой целью можно после окончания водной процедуры растереть тело махровым полотенцем.

Различные по продолжительности водные процедуры оказывают на человека разное действие: короткие повышают работоспособность, длительные наоборот снижают. При этом температура воды почти не изменяет указанного действия.

В целях закаливания водой применяют следующие формы:

обтирание и обливание, душ и купание.

Наиболее просты и доступны обтирание и обливание — именно с них рекомендуется начинать закаливание водой.

Процедуру желательно проводить после утренней гигиеничес­кой гимнастики. В течение 1-2 мин. тело быстро обтирают отжатой губкой или мокрой салфеткой, затем энергично растирают насухо

махровым полотенцем. Любую водную процедуру необходимо начинать с теплой воды, постепенно снижая ее температуру. Обтирания начинают с 22-25°С, снижая температуру воды на 1°С через каждые 2-3 дня. Когда температура будет доведена до комнатной и организм адаптируется к обтираниям, можно присту­пить к более сильной процедуре — обливаниям.

Этот приём закаливания проводится так, чтобы вода широким потоком стекала по всему телу, обливая его как можно более равномерно. Начинать обливания рекомендуется водой, темпера­тура которой 30°С, и, постепенно переходя к более холодной, довести температуру воды до 15°С и ниже. Длительность процедуры не более 3-4 мин. После обливания также необходимо растереть тело полотенцем.

Сильной закаливающей водной процедурой является прохлад­ный или холодный душ, который помимо температурного воздейс­твия оказывает еще и механическое. Душ в более короткий срок, чем обтирание или обливание, вызывает сильную местную и общую реакции организма. В начале закаливания температура воды должна быть 30-35° , а продолжительность — 1 минута. Затем длительность процедуры увеличивают до 2-х минут, и постепенно уменьшают температуру воды. В дальнейшем полезно принимать «контрастный душ», чередуя 2-3 раза в течение 3-х минут воду 30-35°С с водой 15-20°С. Регулярный прием душа должен вызывать

хорошее самочувствие, аппетит, бодрость, и способствовать вос­становлению работоспособности. Если появляются бессонница, возбуждение, раздражительность, необходимо временно прекратить прием душа.

Сразу после интенсивной мышечной работы не следует принимать водную процедуру низкой температуры. Начинать процедуру можно после небольшого отдыха и только тогда, когда кожа станет теплой и сухой. После водной процедуры необходимо тщательно растереть тело полотенцем.

В повышении устойчивости к простудным заболеваниям важную роль играют такие водные процедуры, как обмывания стоп, и полоскание горла холодной водой.

Рекомендуется проводить их ежедневно перед сном или утром в течение всего года, начиная с температуры воды 25-28°С, постепенно снижая её на 1°С через каждые 2-3 дня и довести до 16° С. После обмывания стоп их нужно вытереть насухо.

Процедуру необходимо проводить ежедневно, утром и вечером, вначале при температуре воды 23°С, затем так же медленно снижая её до температуры водопроводной воды.

Купание в открытых водоёмах.

Купание — весьма сильное средство закаливания, при котором на организм действуют различные метеорологические и температурные факторы. Полезно сочетание этих факторов с движениями (т.е. плаванием). Начинать купания желательно при температуре воды и воздуха не ниже 18-20°С, и завершать

при температуре воды не ниже 10-12°С и воздуха 14-15°С. Время нахождения в воде зависит от ее температуры, метеорологических условий и степени закаленности человека. Начинать нужно с 4-5 мин., доводя постепенно время купания до 15-20 мин. и более. В течение 4-5 дней купаться следует один раз в день, а затем — два раза с интервалом в 3-4 часа между купаниями.

Лучшее время для купания утро или вечер. После приема пищи купаться не рекомендуется, а только через 1-2 часа; иначе могут возникнуть нарушения в работе органов пищеварения, кровообра­щения и дыхания. Если человек купается натощак, то процедура должна быть кратковременной.

Не следует входить в воду сильно вспотевшим, или в состоянии озноба. Выйдя из воды необходимо тщательно растереться полотенцем.

Сильное воздействие на организм оказывает купание в море, при котором воздействие оказывают еще следующие факторы: хи­мический состав воды и механические раздражения. Растворенные в морской воде соли производят химическое раздражение кожи. Микроскопические кристаллы морской соли, главным образом хло­ристого натрия, оставаясь после испарения воды в железах кожи, в устье потовых и сальных желез, поддерживают долгое время лег­кое покраснение кожи. Удары волн увеличивают теплоотдачу, то­низируют нервную систему, возбуждают сердечно-сосудистую и дыхательную системы, вызывают дополнительную работу мышц.

Длительные и частые купания могут вызвать расстройство сердеч­ной деятельности и перевозбуждение нервной системы.

Очень сильные формы закаливания: растирание снегом и купа­ние в проруби («моржевание»). Они требуют высокой степени закаленности и длительной предварительной подготовки. При этом большие требования предъявляются к сердечно-сосудистой системе. Переход к этим видам закаливания без разрешения врача недопустим.

Растирание сначала проводится в помещении и только при наличии достаточной закаленности и хорошего самочувствия — на открытом воздухе. Вначале растирают снегом верхнюю половину тела (не более 2 мин.) При низкой температуре воздуха и резком порывистом ветре процедуры на воздухе проводить нельзя.

Для купания в проруби («моржевания») необходимо иметь прекрасное здоровье и быть действительно закаленным человеком.

Купание в проруби должно находиться под строгим контролем врача!

Переходить к такой сильной процедуре всем необязательно. Высокая чувствительность организма к холоду может быть прио­бретена и при использовании обычных средств закаливания. Время купания можно рассчитать по табл.№2.

Продолжительность плавания (мин.-сек) в зависимости от температуры воды и режима холодовых нагрузок. (По данным В.Г.Бокши и Г.Д.Латышева).

Холодовые нагрузки для взрослых мужчин, ккап/м 2

Главная » Физкультура — экзаменационные вопросы » 3. Особенности организации и проведения индивидуальных закаливающих процедур.

3. Особенности организации и проведения индивидуальных закаливающих процедур.

Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная. Найти рефераты и курсовые по данной теме Уникализировать текст

С древних времён люди используют естественные факторы природы для закаливания, т.е. для повышения стойкости организма к неблагоприятному влиянию внешней окружающей среды. Закаливание повышает устойчивость организма к заболеваниям верхних дыхательных путей, ангине, гриппу, воспалению лёгких и др. Смысл закаливания заключается в том, что под влиянием воздуха, солнца и воды происходит привыкание организма к этим воздействиям. При закаливании основными принципами являются разнообразие средств, постепенность, меняющаяся интенсивность и систематичность. Влияние солнечного света на организм многообразно: улучшается обмен веществ, усиливается потоотделение, увеличивается количество красных кровяных телец и гемоглобина, повышается поглощение кислорода и выделение углекислоты. В процессе этого появляется чувство бодрости и увеличивается работоспособность. Всё это может произойти при одном обязательном условии — правильном ипользовании солнечных лучей. Неумелое и неумеренное использование солнечной энергии приносит вред организму, приводит к тяжёлым заболеваниям нервной системы, внутренних органов, ожогам кожи. При солнечных ваннах надо соблюдать ряд правил. Принимать солнечные ванны спустя 2-2,5 часа после еды. Продолжительность солнечных ванн вначале не должна превышать 5-6 мин., затем допустимо прибавлять с каждым днём 3-4 минуты, доводя длительность процедуры до 30 минут. Принимая солнечные ванны, нужно лежать определённое время на спине, затем на одном боку, потом на другом и, наконец, на животе. Находиться на солнце с непокрытой головой категорически запрещается. При первых признаках недомогания, выражающихся в плохом самочувствии, тошноте, головной боли, сердцебиении и др., надо немедленно прекратить пребывание на солнце. Наиболее подходящее время для приёма солнечных ванн с 9 до 12 часов утра в южных районах России и с 10 до 13 часов в средней полосе.
Воздушные процедуры основаны на постепенном привыкании организма к температуре окружающего воздуха, его влажности и движению (ветру). Принимать воздушные ванны рекомендуется в движении, например в процессе утренней гигиенической гимнастики (при температуре воздуха не ниже 16-18° С), в процессе походов или прогулок в лесу, в поле. Эти ванны следует проводить через 1-1,5 ч после еды. При появлении озноба надо быстро согреться с помощью энергичных движений. Принимая ванны, необходимо защищаться от прямых солнечных лучей. Начинать закаливание воздухом следует летом, затем продолжить осенью и зимой, и продолжать круглый год без перерыва. При слишком обильном потоотделении, вызванном высокой температурой воздуха, надо прекратить принятие воздушных ванн.
Вода — прекрасное средство закаливания, дающее быстрый результат. Во время купания в море, приёма душа, при обливании вода оказывает механическое действие. Вода также обладает способностью растворять минеральные соли и газы. Закаливающее влияние воды начинается с кожи. Через нервные окончания в коже вода оказывает влияние на всю нервную систему, а через неё на организм в целом, воздействуя В процессе этого на различные процессы, совершающиеся в клетках и тканях. При закаливании водой надо избегать наступления озноба, так как он приводит к появлению чувства усталости, общей разбитости, головным болям, бессоннице.
Относительно простой формой водного закаливания является обтирание. Губкой или куском грубой материи обтирают сначала руки, затем шею, грудь, живот, спину, ноги. Направление движений при обтирании должно быть от «периферии» (ног, рук) к «центру» (сердцу). После обтирания необходимо сухим полотенцем досуха вытереть кожу до появления чувства теплоты. Первые обтирания проводят слегка тепловатой водой, а затем постепенно понижают температуру воды до холодной. Процедура обтирания должна занимать не более 5-8 мин. Подготовив свой организм обтираниями, можно приступить ко второму виду закаливания — обливаниям. Для этого надо встать в ванну или таз с водой и из кувшина медленно обливать сначала спину, а затем грудь. После этого необходимо обтереться сухим полотенцем. После обтирания и обливания рекомендуется провести массаж. При обливании температуру воды следует понижать постепенно. Душ вызывает большее возбуждение, чем обливание, поэтому не рекомендуется принимать его сразу после большой физической нагрузки. Продолжительность душа должна быть 2-3 мин. в зависимости от температуры воды. К холодному душу следует привыкать постепенно. Сильное закаливающее действие оказывает купание в реках, озёрах, морях. Температура воды должна быть такой, чтобы начинающий мог спокойно её переносить. Продолжительность первого пребывания в воде — до 5 мин. В дальнейшем время купания постепенно увеличивают до 20 мин. Вначале следует купаться один раз в день, а затем, если позволит врач, 2 раза с интервалом между купаниями не менее 4-5 ч.

Оглавление книги открыть закрыть

Об авторах
1. Основные причины травматизма в процессе занятий физической культурой
2. Что такое здоровый образ жизни и как вы его реализуете?
3. Составьте и выполните комплекс утренней гимнастики
1. Основные требования по обеспечению безопасности при проведении соревнований по баскетболу, волейболу, футболу
2. Какие задачи решает режим дня и что необходимо учитывать при его организации?
3. Значение правильной осанки для жизнедеятельности человека. Как правильно её формировать?
1. Какие меры безопасности необходимо принять перед началом занятий по гимнастике?
2. В чём заключается особенность построения и содержания самостоятельных занятий по общей физической подготовке?
3. Ваши действия по оказанию первой помощи при травмах в процессе занятий физическими упражнениями.
1. Основные требования безопасности в процессе занятий по лёгкой атлетике
2. В чём различие между скоростными и силовыми качествами? С помощью каких упражнений их можно развивать?
3. Особенности организации и проведения индивидуальных закаливающих процедур.
1. Меры безопасности при проведении занятий по лыжной подготовке
2. Признаки различной степени утомления.
3. Механизм воздействия физкультминуток на динамику общей работоспособности человека в течение дня.
1. Какие меры предосторожности надо соблюдать по окончании занятий по плаванию?
2. От чего зависит гибкость тела? Какие упражнения рекомендуются для развития гибкости?
3. Какие приёмы самоконтроля вам известны?
1. История, девиз, символика и ритуал Олимпийских игр
2. Общие требования безопасности при проведении туристских походов
3. Как влияют на развитие двигательных способностей занятия подвижными играми?
1. Требования, предъявляемые к одежде и обуви для занятий физической культурой и спортом
2. В чём заключается поддержание репродуктивной функции человека средствами физической культуры?
3. В чём видится целесообразность индивидуального контроля за результатами двигательной подготовленности.
1. Какие меры безопасности необходимо принимать перед началом и после занятий по лёгкой атлетике?
2. Каким образом могут повлиять занятия физическими упражнениями на развитие телосложения?
3. Особенности подготовки и проведения туристских походов.
1. Какие требования безопасности необходимо соблюдать перед началом и в процессе занятий в тренажёрном зале?
2. Что понимается под физической культурой личности и в чём выражается взаимосвязь с общей культурой общества?
3. Почему необходимо отслеживать физическую нагрузку в процессе самостоятельных занятий, направленных на развитие силы?
1. Какие меры безопасности необходимо соблюдать перед началом занятий по плаванию?
2. Как и каким образом происходит влияние занятий физической культурой на вредные привычки (наркоманию, алкоголизм, курение)?
3. Основные формы занятий физической культурой. Расскажите об одной из форм занятий (на вашем примере)
1. Значение современного Олимпийского движения в развитии мира и дружбы между народами
2. Охарактеризуйте основные меры по предупреждению травматизма в процессе занятий физическими упражнениями
3. Продемонстрируйте жесты судьи по баскетболу, волейболу или футболу
1. Основные требования безопасности в процессе занятий по плаванию
2. Современные спортивно-оздоровительные системы физических упражнений по формированию культуры движений и телосложения

3. Какие профилактические меры надо соблюдать для предупреждения плоскостопия
1. Требования безопасности в процессе проведения подвижных игр
2. Основные способы плавания.
3. Что необходимо делать, чтобы не страдать из-за избыточной массы тела?
1. Участие российских спортсменов-олимпийцев в развитии Олимпийского движения в России и мире
2. Требования безопасности при проведении экскурсий
3. Для чего нужен дневник самоконтроля (самонаблюдения)?
1. Физическая культура и её роль в формировании здорового образа жизни
2. Особенности выполнения прыжка в высоту с разбега способом перешагивания и подбора подводящих упражнений для его самостоятельного освоения
3. Составьте акробатическую комбинацию и опишите последовательность её самостоятельного разучивания
1. Техника двигательного действия.
2. Основные нарушения правил игры в футбол
3. Составьте план самостоятельных занятий по развитию скорости бега.
1. Понятие физического качества сила
2. Меры предосторожности, исключающие обморожения. Первая медицинская помощь при обморожениях
3. Опишите технику выполнения броска баскетбольного мяча двумя руками от груди и последовательность обучения технике этого действия
1. Что понимается под индивидуальным физическим развитием и по каким основным показателям оно оценивается?
2. Техника передвижения на лыжах одновременным двухшажным ходом, последовательность его самостоятельного освоения
3. Составьте комплекс упражнений или композицию ритмической гимнастики
1. Что понимается под качеством «выносливость»?
2. Правила этического поведения в процессе спортивных соревнований и игр
3. Раскройте основные приёмы самомассажа и объясните, с какой целью они используются в процессе самостоятельных занятий физической культурой
1. Почему занятия физической культурой оказывают положительное влияние на формирование качеств личности
2. С какой целью проводится самонаблюдение, и что оно в себя включает?
1. Понятие «физическая нагрузка». Основные способы её регулирования в процессе самостоятельных занятий физической культурой
2. Основные требования безопасности к спортивному инвентарю и оборудованию в процессе занятий на открытых площадках
3. Опишите технику передачи волейбольного мяча двумя руками сверху
1. Понятие здорового образа жизни. Какие формы занятий физической культурой он в себя включает?
2. Охарактеризуйте гигиенические требования к одежде для занятий на открытых площадках в различное время года и при различной температуре воздуха
1. Что понимается под координацией человека, с помощью каких упражнений (тестов) оценивается уровень её развития?
2. Основные нарушения правил игры в баскетбол
3. Составьте комплекс упражнений для развития гибкости и объясните целесообразность включённых в него упражнений
1. С какой целью занятия по освоению новых движений и развитию физических качеств подразделяют на три части?
2. Основные требования безопасности в процессе плавания в естественных водоёмах
3. Составьте комплекс гимнастики для глаз и объясните целесообразность включенных в него упражнений

« назад Оглавление вперед »
2. В чём различие между скоростными и силовыми качествами? С помощью каких упражнений их можно развивать? &#0171 | &#0187 1. Меры безопасности при проведении занятий по лыжной подготовке

Автором представлена консультация для родителей и педагогов по закаливанию детей дошкольного возраста.

Скачать:

Вложение Размер
pravilnaya_organizatsiya_zakalivayushchih_protsedur.docx 18.67 КБ

Предварительный просмотр:

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы — здоровье. Недаром в народе говорят: "Здоровому — все здорово"! Об этой простой и мудрой истине следует помнить всегда, а не только в те моменты, когда в организме начинаются "сбои" и мы вынуждены обращаться к врачам, требуя от них подчас невозможного. Давно известно, что здоровье человека на 10-20% зависит от наследственности, 10-20% — от состояния окружающей среды, 8-12% — от уровня здравоохранения и 50-70% — от образа жизни.

Здоровый образ жизни — это рациональное питание, занятие спортом. Важную роль играет и закаливание. Закаливание в дошкольном возрасте следует рассматривать как важнейшую составную часть физического воспитания детей. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: воздух, солнце и вода.

Под закаливанием понимают повышение сопротивляемости организма главным образом низким температурам, поскольку в возникновении ряда заболеваний важную роль играет охлаждение организма (болезни верхних дыхательных путей, воспаление легких, нефриты, ревматизм и т.п.). Цель закаливания — выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем в связи с постоянно меняющейся внешней средой. Способность организма приспосабливаться к определенным условиям внешней среды вырабатывается многократным повторением воздействия того или иного фактора (холод, тепло и т.п.) и постепенного повышения его дозировки. В результате закаливания ребенок становится менее восприимчивым не только к резким изменениям температуры и простудным заболеваниям, но и к инфекционным болезням. Закаленные дети обладают хорошим и здоровьем, и аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью. Этих результатов можно добиться лишь при правильном выполнении закаливающих процедур.

Основные принципы закаливания.

1 . Учет индивидуальных особенностей ребенка. Прежде чем начать закаливание, необходимо тщательно изучить физическое и психическое развитие каждого ребенка. При проведении закаливающих мероприятий в детских учреждениях всех детей по состоянию их здоровья делят на 3 группы: 1) здоровые дети, ранее закаливаемые; 2) здоровые дети, впервые приступающие к закаливающим мероприятиям, и дети, имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья; 3) дети с хроническими заболеваниями и вернувшиеся в дошкольное учреждение после длительных заболеваний. По мере закаливания, но не раньше, чем через 2 месяца, воспитанников переводят из одной группы в другую. Основанием для перевода должны быть следующие показатели: отсутствие в этот период острых заболеваний, положительная эмоциональная реакция ребенка на процедуру, отсутствие отрицательных внешних признаков на холодовый раздражитель (выраженная одышка, резкое учащение сердцебиения, появление «гусиной кожи»).

2 . Постепенность увеличения дозировки раздражителя . Постепенность заключается, прежде всего в том, что первые закаливающие процедуры должны как по своей силе, так и по длительности вызывать минимальные изменения в организме, и лишь по мере привыкания к данному раздражителю их можно осторожно усиливать. Закаливание лучше начинать в летнее время года, когда температура воздуха выше, чем в другие сезоны, и колебания ее не бывают резкими.

3 . Последовательность применения закаливающих процедур. К водным процедурам и солнечным ваннам можно переходить после того, как ребенок привык к воздушным ваннам, вызывающим меньшие изменения в организме; к обливанию не допускают детей прежде, чем они не привыкли к обтиранию.

4. Систематичность. Нельзя прерывать закаливающие процедуры без серьезных к тому оснований, так как при этом исчезают те приспособительные изменения, или «механизмы», которые были уже выработаны в процессе закаливания, и тем самым чувствительность организма к внешнему раздражителю снова повышается.

5. Комплексность. Специальные закаливающие процедуры не дают нужных результатов, если они в повседневной жизни ребенка не сочетаются с мероприятиями, направленными на укрепление его организма (прогулки на свежем воздухе, утренняя гимнастика, регулярное проветривание помещений и т.д.), и если они не проводятся комплексно. Так, воздушные ванны желательно сочетать с подвижными играми, физическими упражнениями и физической работой.

6. Активное и положительное отношение детей к закаливающим процедурам . Результаты закаливания во многом зависят от того, как относятся к нему дети. Страх перед процедурами и тем более насильственное их проведение не будут способствовать положительному воздействию на организм. Важно продумать и организовать проведение процедур так, чтобы они вызывали у детей положительные эмоции.

1. Закаливание воздухом . Воздух — наиболее доступное средство закаливания в любое время года. В атмосфере движение воздуха совершается интенсивнее, чем в помещении, поэтому кожные покровы человека, находящегося вне помещения, подвергаются более сильным его влияниям, что вызывает непрерывную защитную работу сосудодвигательных механизмов (сужение или расширение кожных капилляров). Систематическое пребывание ребенка на воздухе помогает организму выработать способность быстро адаптироваться к новым температурным условиям. Закаливание воздухом начинается с хорошей вентиляции помещения, в котором находятся дети.

Чистота воздуха в помещении достигается сквозным проветриванием, которое создает возможность многократной смены воздуха за короткий срок. Сквозное проветривание проводят кратковременно, 5-7 минут, в отсутствии детей. Перепад температуры может достигать 4°-5° C, т.е. опускаться до +14° — 16° C. Проводят его: 1) утром перед приходом детей, 2) перед занятиями, 3) перед возвращением детей с прогулки, 4) во время дневного сна, 5) после полдника. В спортивном зале я провожу проветривание: 1) утром перед приходом детей; 2) после каждого занятия до прихода новой группы.

Оздоровительный эффект проветривания тем больше, чем большая поверхность кожи подвергается влиянию воздуха, поэтому необходимо постепенно приучать детей ходить в облегченной одежде (в зимнее время в помещении, а в теплую погоду вне его). При нормальной температуре воздуха дети должны находиться в двухслойной одежде и гольфах или носках. Во время воздушной ванны на тело ребенка действуют температура, влажность и скорость движения воздуха, а в весенне-летний период — еще и отраженные, рассеянные солнечные лучи. Воздушные ванны хорошо сочетать с массажем, пассивной и активной гимнастикой (дети первого года жизни), подвижными играми, физкультурными занятиями. Во время движений в организме ребенка образуется тепло, которое предохраняет от переохлаждения и простудных заболеваний.

Хождение босиком — хорошее средство для закаливания, укрепления и формирования свода стопы. В летнее время детей надо приучать ходить босиком по хорошо очищенному грунту (трава, гравий, песок). Начинать ходить босиком следует в жаркие, солнечные дни, постепенно увеличивая время с 2 — 3 мин до 10 — 12 мин и более. Минимальная температура воздуха, при которой детям разрешается ходить босиком, 20° — 22 °С. Затем детей приучают ходить босиком и в помещении. С детьми 5 — 7 лет рекомендуется проводить утреннюю гимнастику и физкультурные занятия сначала в носках, а потом и босиком. Полы в зале должны быть паркетными или покрыты пластиком, ковром. При температурах выше или ниже указанных, наступает соответственно перегревание или переохлаждение, что может стать причиной заболевания.

2. Закаливание солнцем . Солнечные лучи оказывают благоприятное влияние на организм только при правильном их использовании, в противном случае они могут причинить вред, вызвать тяжелые ожоги, заболевание глаз, обострение некоторых болезней. Поэтому солнечные ванны надо проводить осторожно, с учетом возраста и состояния здоровья детей. В дошкольных учреждениях закаливание солнцем осуществляется на прогулке, особенно в весенне-летнее время, при обычной разнообразной деятельности детей. Начинают со световоздушных ванн в тени деревьев, затем переходят к местным солнечным ваннам, для чего детям оголяют руки и ноги (на голове при этом должна быть светлая шапочка). Для проведения солнечных ванн игры детей организуют под прямыми лучами солнца на 5 — 6 мин, а затем ребят вновь уводят в тень. По мере появления загара солнечные ванны становятся общими, для этого воспитанников раздевают, оставляя их в трусах и майках.

3. Вода как фактор оздоровления и закаливания. Водные процедуры могут быть местными (умывание, ножные ванны, обтирание или обливание до пояса) и общими (обтирание и обливание всего тела). Используют воду такой температуры, которая не вызывает большого напряжения терморегуляционных механизмов ребенка (28 — 36 °С), и проводят тогда, когда тело его не переохлаждено и не перегрето. Водные процедуры имеют перед воздушными и солнечными ваннами то преимущество, что их можно легко дозировать.

Умывание, которое ежедневно проводят по утрам с гигиенической целью, при определенной организации может оказать на детей и закаливающее влияние. Для этого температуру воды при умывании постепенно (через каждые 2 — 3 дня) снижают на 1 градус и доводят ее для детей от 1 года до 2 лет с 28° до 20 °С, от 2 до 3 лет — до 16° С, для детей 3 лет и старше — до 14°С. Детям до 2 лет обычно моют лицо и кисти рук, 2 — 3 лет, кроме этого, шею и руки до локтя, от 3 лет и старше при умывании можно обмывать и верхнюю часть груди.

Обтирание можно начинать с раннего возраста. Мальчиков и девочек старше 3 лет обтирают отдельно. Рукавички из мягкой материи, которыми обтирают детей, кладут в большой таз с водой нужной температуры. В воду добавляют морскую или поваренную соль (2 столовые ложки на ведро). После обтирания хорошо смоченной рукавичкой тело ребенка сразу же растирают сухим банным полотенцем.

Ножные ванны являются хорошим средством закаливания. Как известно, переохлаждение ног нередко приводит к простудным заболеваниям, так как при сильном их охлаждении рефлекторно сужаются кровеносные сосуды носоглотки, вследствие чего питание слизистых оболочек носа и зева ухудшается, а жизнедеятельность микроорганизмов, всегда находящихся там, увеличивается. Ножные ванны способствуют закаливанию всего организма. Кроме того, ежедневные ножные ванны снижают потливость ног, являются профилактикой плоскостопия.

Закаливающие факторы, применяемые на занятиях физкультурой:

1. Лёгкая физкультурная форма (закаливание воздухом): футболки, шорты, носки и спортивная обувь.

2. Физические нагрузки в соответствии с принципами закаливания (систематичность и постепенность усложнения).

3. Проведение физкультурных занятий на воздухе (закаливание солнцем и воздухом).

4. Соблюдение температурного режима в зале.

5. Ходьба по массажным коврикам.

6. Дыхательная гимнастика (логоритмические упражнения в структуре занятия).

7. Ритмическая гимнастика (высокая двигательная активность в соответствии с принципами систематичности и постепенности усложнения).

Оцените статью
Topsamoe.ru
Добавить комментарий