Электроэнергетика россии 9 класс карта

Разделы: География

Цели урока.

  • Дать определение понятиям “электроэнергетика”, “энергосистема”.
  • Продолжить формирование у школьников представлений и знаний об основных межотраслевых комплексах и отраслях экономики;
  • Познакомить воспитанниц с электроэнергетикой, её ролью и значением,
  • Рассмотреть основные типы электростанций, их характерные черты и особенности, достоинства и недостатки.
  • Развивать умение работать с экономическими картами, со статистическими материалами.
  • Объяснить значение электроэнергетики для экономики страны.
  • Познакомить учащихся с проблемами энергетики.
  • Образовательная: познакомить учащихся с электроэнергетикой, её ролью и значением, местом среди других отраслей экономики России. Рассмотреть особенности размещения по территории страны электростанций разных типов.

    Развивающая: продолжить формирование у учащихся умения работать с различными источниками информации, анализировать, сравнивать, обобщать картографические и статистические данные.

    Воспитательная: развивать навыки работы учащихся в группе. Воспитывать организованность и самостоятельность. В целях экологического воспитания показать влияние энергетики на окружающую среду. Воспитывать интерес к географии родной страны, её экономике и экологии.

    План.

  • Значение электроэнергетики для страны.
  • Состав электроэнергетики.
  • ТЭС.
  • ГЭС.
  • АЭС.
  • Работа с картой.
  • Альтернативные источники энергии.
  • Проблемы и перспективы развития отрасли.
  • Понятия: электроэнергетика, ТЕС, ТЭЦ, ГРЭС, ГЭС, АЭС, ЛЭП, Единая энергосистема.

    Литература.

  • География России. Население и хозяйство 9 класс. Учебник В.П. Дронов, В.Я. Ром
  • Поурочные разработки по географии “Население и хозяйство России” 9 класс. Е.А. Жижина
  • Атлас и контурные карты по географии для 9 класса.
  • Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки географии 9 класс.
  • Карта Электроэнергетика России Мультимедийный диск.
  • Презентация к уроку “Электроэнергетика” Полстянкина О.Л.
  • Технические средства обучения и материальное обеспечение.

  • Компьютер в комплекте – 1 компл.
  • Видеопроектор – 1 шт.
  • Интерактивная доска – 1 шт.
  • Компьютерные программы и носители – 1 компл.
  • Заполняют таблицу в опорном конспекте, работают с картой электроэнергетики в атласе.

    Доклад воспитанниц о крупнейшей ТЭС (опережающее задание -3 мин)

    Заполняют таблицу в опорном конспекте, работают с картой электроэнергетики в атласе.

    Доклад воспитанниц о крупнейшей ГЭС (опережающее задание — 3 мин.)

    Заполняют таблицу в опорном конспекте, работают с картой электроэнергетики в атласе.

    Доклад воспитанниц о крупнейшей ГЭС (опережающее задание -3 мин).

    Содержание урока Деятельность воспитанниц
    Организационный момент. (2 мин.) Фронтальная беседа, в ходе которой воспитанницы с помощью учителя определяют задачи урока
    Изучение нового материала.

    Электроэнергетика является авангардной отраслью промышленности, т.к. без энергии не возможна работа ни одного предприятия.

    Электроэнергетика – отрасль, которая производит электроэнергию на электростанциях и передаёт её на расстояние по линиям электропередач.

    Производство электроэнергии. Анализ рисунка.

    Заполняют опорный конспект

    Работа со статистическим материалом. Анализ рисунка. Динамика производства электроэнергии в России за последние 20 лет.

    Спад в производстве в конце 1990-х годов, рост производства в настоящее время.

    Виды электростанций.

    1. Виды электростанций.

    Тепловые (ТЭС)

    – работают на угле, газе, мазуте, торфе, поэтому их можно строить в разных районах страны.

    Крупные ТЭС называют ГРЭС (государственные районные электростанции). Самая крупная ТЭС России – Сургутская.

    Разновидностью тепловых станций являются ТЭЦ – теплоэлектроцентрали, которые кроме энергии вырабатывают тепло.

    Недостатки ТЭС:

    1. Работают на невозобновимых ресурсах.
    2. Дают много отходов (самые чистые ТЭС на газе).
    3. Режим работы меняется медленно (для разогрева котла необходимо 2-3 суток).
    4. Энергия дорогая, т.к. для эксплуатации станции, добычи и транспортировки топлива требуется много людей (затраты на зарплату).

    Гидроэлектростанции (гидравлические) – ГЭС. Их строят на реках с быстрым течением с высокими берегами, и большим расходом энергии. Преимущества ГЭС заключаются в дешевизне электроэнергии и в экологической чистоте (нет дыма).

    Саяно-Шушенская, Красноярская, Волжская, Саратовская, Волгоградская.

    Недостатки ГЭС:

    1. Длительное и дорогое строительство (крупные ГЭС строят 15-20 лет).
    2. Строительство ГЭС сопровождается затоплением огромных площадей плодородных земель. В зоне затопления оказываются сотни деревень и даже городов.
    3. Вода в водохранилище быстро загрязняется, так как идет накопление отходов. А прошедшая через турбину вода становится “мертвой”, поскольку в ней погибают все микроорганизмы.

    Атомные электростанции (АЭС) – работают на ядерном топливе (уран, плутоний). Доля АЭС в производстве электроэнергии составляет 16%. АЭС строят там, где нет традиционных видов топлива, гидроэнергоресурсов, нет дорог, а энергия нужна.

    Для производства равного количества энергии на АЭС надо 1 кг ядерного топлива, а на ТЭС – 3000 т каменного угля. На 20-30 т ядерного топлива АЭС может работать несколько лет. Курская, Ленинградская, Балаковская, Смоленская, Кольская, Тверская, Нововоронежская, Белоярская, Ростовская, Билибинская, Димитровская.

    2. Проблемы электростанций.

    Недостатки АЭС:

    1. Риск экологических катастроф от аварий на АЭС очень велик. Примером может служить авария на Чернобыльской АЭС в 1986 году.
    2. Проблема переработки и хранения радиоактивных отходов.
    Работа в группах с контурной картой.

    На контурной карте отмечены все электростанции России, нет подписей.

    Задание на контурной карте;

    1. Подписать крупнейшие ГЭС. (Саяно-Шушенская, Братская, Красноярская, Усть-Илимская, Иркутская, Волгоградская, Саратовская, Волжская, Цимлянская, Кирошская, Рыбинская)
    2. Подписать все атомные электростанции.
    3. Пописать перечисленные ТЭС. (Новочеркасская, Кемеровские, Печерская, Сургутская, Костромская, Рефтинская, Ямбургская, Сахалинская, Нерюнгринская) Условным знаком указать вид, используемого топлива.
    4. Сделать вывод об особенностях размещения электростанций.
    Работа с картой.(7 минут)

    1 группа выполняет задание №1, 4.

    2 группа выполняет задание № 2, 4.

    3 группа выполняет задание №3, 4.

    Анализ результатов работы. Вывод об особенностях размещения ТЭС, ГЭС, АЭС.

    Остальные задания все доделывают дома.

    Закрепление.

    1. Минимальные затраты на перевозку топлива.

    2. Возможность размещения практически в любом месте.

    3. Низкая себестоимость электроэнергии.

    4. Увеличивает мощность в пиковые часы..

    5. Работают на невозобновимых ресурсах.

    6. Относительно низкая стоимость строительства.

    7. Возможность использования различных видов топлива.

    8. Возможность комплексного использования водохранилищ (обеспечение хозяйства водой, разведение рыбы, орошение земель, развитие судоходства).

    9. Возникновение экологической катастрофы в случае аварии.

    10. Проблема утилизации и захоронения отходов.

    11. Затопление плодородных земель и населенных пунктов.

    12. Высокая стоимость и продолжительность строительства.

    13. Препятствуют естественным миграциям рыб.

    14. Заболачивание территорий.

    15. Сильное загрязнение атмосферы.

    16. Высокие расходы на транспортировку топлива.

    17. Высокая себестоимость электроэнергии.

    18. Строительство возможно рядом с используемым ресурсом.

    19.Изменяют режим рек, влияют на климат территории.

    Воспитанницы письменно отвечают на вопросы, занося номер утверждения в нужную ячейку таблицы.

    Фронтальный опрос. (6 минут)

    Тип электро-
    станции
    Преиму-
    щества
    Недо
    статки
    ТЭС
    ГЭС
    АЭС
    Тип электро-
    станции
    Преи-
    мущества
    Недо
    статки
    ТЭС 2, 6, 7 5, 15, 16, 17
    ГЭС 3, 4, 8, 11, 12, 13, 14, 18, 19
    АЭС 1, 2, 5, 9, 10

    Взаимопроверка. Выставление оценок.

    Создание энергосистем повышает надёжность обеспечения потребителей электроэнергией и позволяет передавать её из района в район.

    Группы электростанций разных типов объединены линиями электропередачи (ЛЭП) высокого напряжения (500–800 кВ) в энергосистему. Большая часть электростанций объединена в Единую энергосистему России с целью передачи электроэнергии. Ее цль:

    1. Надежное обеспечение энергией.
    2. Покрытие “пиковых” нагрузок.
    3. Использовать разницу во времени на территории России (на одной территории ночь и минимум энергопотребления, а на другой – вечер и пик потребления).
    Каковы перспективы энергетики?
    1. Необходимо шире использовать неисчерпаемые источники энергии (приливы, геотермальную энергию, солнечную, ветровую).
    2. Строить мини ГЭС.
    3. Увеличить использование газа на ТЭС, как экологически чистое топливо.
    4. Применять энергосберегающие технологии в экономике.
    Воспитанницы самостоятельно формулируют перспективы развития электроэнергетики России в опорном конспекте. Проверка с классом. Альтернативные источники энергии.

    Задание. Используя рис.46 на стр.105. определите территории для возможности использования ПЭС, ВЭС, СЭС, ГеоЭС?

    Технологическая карта по экономической географии России, для учащихся 9 класса.

    Скачать:

    Вложение Размер shupilova_9_klass.odt 14.36 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока

    Экономическая география России

    фамилия, имя учащегося

    Создать условия для формирования представлений об отрасли промышленности:электроэнергетика. Познакомиться с особенностями электростанций разных типов и пользуясь атласом посмотреть их размещение по территории России.Выявить проблемы электроэнергетики

    Планируемые образовательные результаты

    Помнить структуру развития экономики России:важные отрасли промышленности. Познакомиться с различными видами электростанций, работающих на территории России. Проанализировать с помощью карты их размещение Помочь осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний.

    Формирование успешности самостоятельного усвоения новых знаний, умений и компетентности. Отбор информации, необходимой для выполнения заданий.

    Опираясь на личный опыт ученика, включить его в процесс решения задач. Способствовать привитию культуры умственного труда.

    Коррекция нарушений развития ребенка

    Коррекция памяти, объёма внимания. Учить анализировать различные карты атласа, учиться делать вывод.

    Основные понятия и термины

    ЛЭП; ТЭС; ГЭС; АЭС.

    Средства обучения (учебные наглядные пособия, дидактический наглядный материал, ЭОР и др.)

    Презентация, учебник, карты атласа.

    Частично-поисковый, словесный, самостоятельная работа

    Организационная структура урока

    Основные виды деятельности учителя

    Основные виды деятельности учащегося

    Формируемые образовательные результаты

    Приветствие. Учитель проверяет, насколько комфортно чувствует себя ученик, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха

    Проверяют готовность своего рабочего места, компьютера, скайпа

    Должен прийти к выводу, что для работы важно быстро уметь готовить рабочее место

    2. Проверка выполнения д/з

    Выявляет уровень знаний по д/з. Определяет типичные недостатки.

    Отвечает на вопросы учителя по пройденной теме ; работа по картам атласа;

    Анализ таблицы: «Отрасли топливной промышленности».

    Закрепление пройденного материала.

    3. Изучение нового материала.

    Пользуясь текстом учебника, заполнить таблицу: указать достоинства и недостатки различных видов электростанций.

    Выполняет таблицу,используя текст учебника.

    Приходит к пониманию темы урока, уточняет новые понятия по данной теме.

    4. Первичная проверка понимания

    Беседа -закрепление по данной теме.

    Задаёт вопросы, слушает, корректирует ответы

    Отвечает на вопросы учителя по пройденной теме ; работа по картам атласа;

    Приходит к пониманию темы урока, уточняет новые понятия по данной теме.

    5. Включение в систему знаний и повторения.

    Задаёт вопросы, слушает, корректирует ответы

    Отвечает на вопросы учителя по пройденной теме ; работа по картам атласа:анализируем размещение разных видов электростанций и в частности на территории Дальнего Востока.;

    Понимание новых географических терминов, и где в жизни встречаются эти понятия. Социализация темы.

    6. Этап рефлексии деятельности

    Внимательно слушает самооценку, вносит свои замечания. Вместе подводят итоги.

    Записывают домашнее задания.

    Самооценка результатов деятельности

    Выполнили рефлексию своих знаний после проведенного урока.

    4. Нетрадиционные станции:

    названия найти в интернете

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку географии в 10 классе по теме "Электроэнергетика мира".

    данная презентация может рассматриваться как методическое пособие по данной теме. В презентации содержатся все необходимые карты, схемы, фото и т.д. для изучения данной темы. презентацию можно использ.

    Тема урока: Электроэнергетика Цели: сформировать представление об электроэнергетике России как об авангардной отрасли народного хозяйства страны. Задачи: Обучающая: углубление зна.

    Презентация к уроку в 10 классе по теме "Электроэнергетика".

    Презентация к уроку географии в 9 классе по теме "Топливно-энергетический комплекс России".

    Урок географии в 9 классе проводится в теме "ТЭК" с региональным уклоном. Презентация содержит информацию о типах электростанций Тульской области и их работе, проблемах ТЭК Тульской области.

    В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса.

    Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

    Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
    с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

    План-конспект урока географии в 9 классе

    Урок №25. Тема: «Электроэнергетика России».

    Учитель географии МАОУ «СОШ №3»

    Дать определение понятиям «электроэнергетика», «энергосистема»

    Продолжить формирование у школьников представлений и знаний об основных межотраслевых комплексах и отраслях экономики

    Познакомить учащихся с электроэнергетикой, её ролью и значением, местом среди других отраслей экономики России

    Рассмотреть особенности размещения по территории страны электростанций разных типов.

    Воспитывать организованность и самостоятельность

    В целях экологического воспитания показать влияние энергетики на окружающую среду.

    Развитие логического мышления, умений и навыков по характеристике межотраслевых комплексов

    Продолжить формирование у учащихся умения работать с различными источниками информации, анализировать, сравнивать, обобщать картографические и статистические данные.

    Оборудование: Атласы, карта «Электроэнергетика России», медиа оборудование.

    Тип урока: Комбинированный урок-практикум , виртуальная экскурсия

    Определять основные черты размещения электростанций различного типа в России.

    Продолжить формировать умение анализировать и обобщать информацию, составлять сводную таблицу, используя карты, электронный учебник «География. 9 класс», текст учебника.

    Формировать умение работать картами атласа и контурными картами.

    Виртуальная экскурсия «Как работает ГЭС»

    Виртуальная экскурсия «Как работает АЭС»

    Завершена реконструкция градирни на Тюменской ТЭЦ-2

    II .Актуализация знаний

    2. Какие отрасли входят в ТЭК?

    3.Что мы относим к топливной промышленности?

    Сегодня на уроке мы заканчиваем изучение ТЭК. сегодня мы рассмотрим вторую составляющую данного комплекса – Электроэнергетику.

    Итак, сегодня мы рассмотрим структуру электроэнергетики нашей страны, ее роль и значение для повседневной жизни.

    Какие задачи сегодня стоят перед нами?

    Слушают вводное слово учителя, мотивируются, настраиваются на работу.

    Учащиеся формулируют задачи урока

    III . Изучение нового материала

    Вопрос: Почему электроэнергетика- очень важная отрасль?

    Электроэнергетика – отрасль, которая производит э/э на электростанциях и передает ее на расстояния по линиям электропередач. Э/э является значимой отраслью промышленности, т.к. без энергии невозможна работа ни одного предприятия.

    Э/э производится на электростанциях различных типов, но ведущими являются ТЭС, ГЭС и АЭС .

    При работе на уроке мы совершим виртуальные экскурсии на разные типы электростанций и, используя тексты учебника, будем заполнять таблицу.

    Вопрос: Каких электростанций больше в России?

    А) Виртуальная экскурсия «Как работает ТЭС?»

    Б) работа с текстом учебника (выбор достоинств и недостатков этого типа электростанции),

    В) Работа с атласом (анализ карты «Электроэнергетика России, знакомство с названиями крупнейших ТЭС)

    ТЭС – работают на угле, газе, мазуте, торфе, поэтому их можно строить в разных регионах страны. ТЭС строят быстро, и обходится строительство дешевле, чем строительство АЭС и ГЭС. Самая крупная ТЭС – Сургутская. Разновидностью ТЭС являются ТЭЦ , которые кроме э/э вырабатывают тепло и горячую воду. Обычно ТЭЦ строят в городах, т.к. горячий пар и вода передаются на расстояния не более 20-30 км.

    Разновидностью ТЭС являются и ГРЭС , которые сейчас называются КЭС – тепловая электростанция, производящая только электрическую энергию, своим названием этот тип электростанций обязан особенностям принципа работы. Исторически получила наименование «ГРЭС» — государственная районная электростанция. С течением времени термин «ГРЭС» потерял свой первоначальный смысл («районная») и в современном понимании означает, как правило, конденсационную электростанцию (КЭС) большой мощности (тысячи МВт), работающую в объединённой энергосистеме наряду с другими крупными электростанциями.

    Работают на невозобновимых ресурсах

    Дают много отходов (самые чистые работают на газе)

    Режим работы меняется медленно (для разогрева котла необходимо 2-3 суток)

    Энергия дорогая, т.к. для эксплуатации станции, добычи и транспортировки требуется много людей (затраты на зарплату)

    Следующий тип электростанций-ГЭС

    А) Виртуальная экскурсия «Как работает ГЭС?»

    Б) Работа с текстом учебника (выбор достоинств и недостатков этого типа электростанции),

    В) Работа с атласом (анализ карты «Электроэнергетика России, знакомство с названиями крупнейших ГЭС)

    ГЭС – строят на реках с быстрым течением и с высокими берегами. Образующиеся водохранилища – огромные запасы воды, использующиеся в промышленности, с/х, в быту населением.

    Самые крупные построены на Енисее (Саянская, Красноярская), на Ангаре (Братская, Усть-Илимская), создан каскад ГЭС на Волге (Волжская, Волгоградская, Чебоксарская, Саратовская).

    Экологически чистые (нет дыма)

    Недостатки ГЭС: Длительное и дорогое строительство (крупные ГЭС строят 15-20 лет)

    Строительство ГЭС сопровождается затоплением огромных площадей плодородных земель

    Водохранилища изменяют режим рек (регулируют сток)

    Еще один тип электростанций — АЭС

    А) Виртуальная экскурсия «Как работает АЭС?»

    Б) Работа с текстом учебника (выбор достоинств и недостатков этого типа электростанции),

    В) Работа с атласом (анализ карты «Электроэнергетика России, знакомство с названиями крупнейших АЭС)

    АЭС – работают на ядерном топливе (уран, плутоний). Доля АЭС в производстве э/э составляет 14%. АЭС строят там, где нет традиционных видов топлива, гидроресурсов, нет дорог, а энергия нужна.

    АЭС: Курская, Ленинградская, Балаковская, Смоленская, Кольская, Тверская, Нововоронежская, Белоярская, Ростовская, Билибинская (на Чукотке).

    от аварий очень велик

    Проблема переработки и хранения радиоактивных отходов.

    Альтернативная энергетика: ПЭС , ВЭС, СЭС, Гео ЭС. Особенности этих

    Вопрос: Как же электричество приходит в каждый дом?

    Энергосистема – группа электростанций разных типов, объединённых линиями электропередач (ЛЭП) высокого напряжения и управляемых из одного центра.

    Создание энергосистем повышает надёжность обеспечения потребителей электроэнергией и позволяет передавать её из одного района в другой.

    В России – 73 крупные энергосистемы.

    Работают в рабочих тетрадях

    В тетрадях расчерчивают таблицу по типам электростанций

    Оцените статью
    Topsamoe.ru
    Добавить комментарий