Факторы размещения предприятий машиностроения с примерами

Машиностроение является важнейшей отраслью народного хозяйства. Оно обеспечивает техникой и оборудованием все направления экономики, а также производит много бытовых предметов, необходимых человечеству в повседневной жизни. В этой статье раскрыты основные факторы размещения машиностроения и их значение для производства разных видов оборудования.

Машиностроение – ключ к развитию государственной экономики

Машиностроение занимает главное место в промышленном производстве и влияет на развитие всех отраслей хозяйственной деятельности. Оно характеризует научно-технический уровень страны и ее обороноспособность. В развитых странах на машиностроение припадает около 35% внутреннего валового продукта. Особенностью машиностроительной продукции этих стран является большое разнообразие товара наивысшего качества и его конкурентоспособность.

Состав машиностроительного комплекса и его особенности

Машиностроение имеет довольно сложную структуру и состоит из более 70 разных отраслей. Главными его направлениями считаются электроника, робототехника, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение, станкостроение, изготовление самолетов, локомотивов и вагонов.

Машиностроительный комплекс имеет ряд важных особенностей, от которых зависит размещение производственных мощностей. Во-первых, в этой отрасли решающее значение имеет степень развитости специализации (производитель выпускает один вид товара) и кооперирования (когда над производством товара работают несколько предприятий). Во-вторых, существуют определенные факторы, влияющие на размещение машиностроения. В зависимости от специализации отрасли, их комбинация может отличаться. Например, автомобильный завод производит готовый транспорт, но для его изготовления использует детали, которые закупает у других предприятий. В этом случае важным фактором размещения автомобилестроительного машиностроения является хорошо развитая транспортная сеть.

Факторы размещения отраслей машиностроения

Экономисты выделили основные факторы, которые существенным образом влияют на размещение машиностроения:

  • металлоемкость;
  • трудовые ресурсы;
  • сырьевая база;
  • наукоемкость;
  • территориальная концентрация;
  • потребительский фактор.

Практически для всех отраслей основными являются такие факторы размещения машиностроения, как наукоемкость и рабочая сила. Соотношение и количество других факторов для каждого вида машиностроения может существенно отличаться. Например, развитость аграрного комплекса в стране способствует росту спроса на землеобрабатывающее оборудование. Таким образом, возникает потребность расширять сельскохозяйственное машиностроение. Факторы размещения наукоемких отраслей (радиоэлектроника, вычислительные машины) сводятся к регионам, где находится достаточное количество квалифицированных специалистов и есть возможность проводить научные опыты и исследования.

Классификация машиностроительных отраслей

Одни и те же факторы размещения машиностроения для некоторых предприятий могут быть стратегическими важными, а на другие влияют лишь незначительно. По этому принципу экономисты разделили все отрасли машиностроения на три группы: тяжелое, среднее и общее.

Тяжелое машиностроение

Отрасли этого вида машиностроения характеризуются большими затратами на металл и небольшой трудоемкостью. К ним относится производство подъемно-транспортного, горнорудного, металлургического и шахтного оборудования, тяжелых станков, локомотивов и вагонов, крупных судов. Все эти направления в комплексе являют собой тяжелое машиностроение. Факторы размещения таких предприятий – сырьевая база и потребитель. Так, в структуре производственных издержек этих заводов затраты на сырье и материалы составляют от 40 до 80%. По этой причине они размещаются около металлургических предприятий и рынка сбыта.

Читайте также:  Как сделать отлив на фронтоне

В группе отраслей тяжелого машиностроения особое место занимает энергетическое машиностроение, которое производит генераторы, паровые турбины, котлы, двигатели для речных и морских судов. Предприятия такого направления в основном размещаются в регионах с развитым машиностроительным комплексом, где работают высококвалифицированные кадры. По такому же принципу развивается производство кузнечно-прессового оборудования и тяжелых станков. Как правило, такую технику выпускают маленькими партиями на заказ для машиностроительных предприятий страны или зарубежных контрагентов.

Ближе к потребителю размещаются такие отрасли транспортного машиностроения, как производство электро- и тепловозов, вагонов и судов. Так, судостроение тяготеет к морским портам, хотя эта отрасль имеет некоторые сложности. Дело в том, что для строительства современных судов необходимо специальное оборудование. Поэтому судостроение организовывается по принципу кооперирования с другими предприятиями, поставляющими детали, оборудование и даже готовые секции судов.

Среднее машиностроение

Главные факторы размещения машиностроения этой группы – квалифицированные кадры и энергоресурсы. Она включает производства с малой металлоемкостью и большими потребностями в трудовых ресурсах.

В группу среднего машиностроения входят предприятия, которые характеризуются узкой специализацией и связанностью с поставками от кооперативных предприятий. Например, производство оборудования для полиграфической, пищевой и легкой промышленности. Главной отраслью среднего машиностроения является производство автомобилей. Эта отрасль изготавливает также моторы, подшипники, электрооборудование и т. д.

Общее машиностроение

Эта группа машиностроения включает предприятия, которые специализируются на производстве машин и технологического оборудования для химической, нефтеперерабатывающей и лесной промышленности. Также сюда относятся заводы, которые выпускают дорожные и отдельные виды сельскохозяйственных машин. В структуре себестоимости продукции такого типа наибольшую часть затрат составляет заработная плата рабочих (до 30%), остальные издержки – сырье, материалы и энергоресурсы. Таким образом, размещение предприятий этой группы зависит от потребительского фактора, рынка сбыта и рабочей силы.

Для примера рассмотрим сельскохозяйственное машиностроение. Факторы размещения этой отрасли – потребительский спрос, сырьевая база, наличие развитого транспортного соединения. Приоритетное значение в развитии сельскохозяйственного машиностроения имеет потребительский фактор. Именно от наличия спроса на тракторы, комбайны и прочие аграрные машины зависят объемы и масштабы производства.

География машиностроения

Факторы размещения предприятий машиностроения играют решающую роль в экономике всех стран, включая всю мировую географию. Например, многие регионы Канады, Аргентины, часть Австралии, некоторые штаты США уже веками являются известными аграрными районами. В этих местах существует стабильно высокий спрос на сельскохозяйственное оборудование и машины. А стремительное омолаживание и прирост населения во многих странах Азии существенно повлияли на размещение на их территории предприятий, специализирующихся на производстве бытовой техники и радиоэлектроники.

Машиностроительный комплекс (МС)- крупнейший из промышленных комплексов, главная задача которого вооружать народное хозяйство новым, все более совершенным оборудованием и машинами.

Читайте также:  Можно ли бальзамин выращивать дома

В отличие от других отраслей промышленности на размещение машиностроения в наименьшей степени влияют природные факторы (наличие полезных ископаемых, обеспеченность водными ресурсами) и весьма существенное воздействие социально-демографических экономических факторов, например, обеспеченность территории трудовыми ресурсами, наличие устойчивых транспортных связей, наличие развитой научной базы, специализация и кооперирование производства.

Специализация производства предполагает сосредоточение основной производственной деятельности на изготовление одного продукта (услуги), части продукта или на выполнении только отдельных операций при его производстве.

В машиностроении специализацию подразделяют на предметную, подетальную, технологическую, функциональную:

a)предметная – выпуск готовых изделий (конечных видов продукции – машин и оборудования);

b)подетальная – производство и поставка по кооперации отдельных частей и деталей;

c)технологическая – производство и поставка полуфабрикатов;

d)функциональная – производство и предоставление услуг.

Специализация является важнейшим направлением интенсификации производства машиностроения. Она дает больше возможностей для использования высокопроизводительного оборудования, средств автоматизации производственных процессов, что повышает эффективность развития производства (повышение производительности труда и качество продукции и т. п.).

Развитие всех видов специализации в промышленном производстве обусловило широкие связи по кооперативным поставкам между предприятиями различных отраслей народного хозяйства.

Кооперирование означает участие в процессе производства готового продукта нескольких предприятий, каждое из которых выполняет определенную технологическую операцию. Кооперирование способствует повышению технического уровня производства, внедрению передовых форм организации производства, лучшему использованию производственных мощностей.

Массовый и крупносерийный выпуск готовой продукции и полуфабрикатов настолько снижает затраты на ее изготовление, что это оправдывает возникающие в ходе кооперативных связей или поставок продукции потребителям затраты на дальние перевозки.

В различных районах страны созданы комплексы взаимосвязанных машиностроительных предприятий. Они состоят из групп заводов, большая часть из которых заводы-филиалы, поставщики деталей и оборудования для сборочных заводов.

Такая организация производства позволяет создавать заводы-филиалы в малых и средних городах, что способствует лучшему использованию трудовых ресурсов.

В ряде машиностроительных отраслей России сложилась слишком узкая специализация, которая привела к сильной монополизации производства (до 80%). В настоящее время только одно предприятие в России выпускает троллейбусы (Энгельс), картофелеуборочные комбайны (Рязань).

Наукоемкость – один из важнейших факторов размещения машиностроительных предприятий – ориентация на научный потенциал (тяготение к районам с развитой научной базой). Развитие машиностроения невозможно без широкого внедрения научных разработок. Поэтому производство наиболее сложной и прогрессивной техники концентрируется в районах, обладающих высокоразвитой научной базой (НИИ, опытные заводы в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Казани ит. д.).

Трудоемкость(большие затраты труда и высокая квалификация используемого труда) изготавливаемой в машиностроении продукции обусловило тяготение многих его отраслей к районам сосредоточения трудовых ресурсов. На пример, для производства одной тонны минеральных удобрений надо затратить 2-3 часа. Вес ткацкого станка всего в два раза больше, но чтобы его изготовить необходимо затратить 1000 часов рабочего времени. Высокая трудоемкость присуща производству приборов и электронной техники (Ульяновск, Новосибирск, Зеленоград и т.д.), авиационной промышленности (Казань, Самара и т.д.), станкостроению (Москва и т.д.).

Читайте также:  Компот из кабачков с апельсином на зиму

Ориентация на потребителя.Продукция машиностроения очень разнообразна, используется как в различных отраслях машиностроения (станки, прессы, инструменты, электроприборы), так и в других производственных комплексах (энергетическое, горно-шахтное оборудование, крупные речные и морские суда и т.д.). Многие машиностроительные предприятия ориентированы на потребителей продукции, что связано с низкой траспортабельностью отдельных видов продукции в следствии его большого веса и крупных размеров. Данную продукцию выгоднее производить в районах ее потребления. Например, тракторы для вывозки леса (трелевочные) производятся в Карелии (Петрозаводск), комбайны для уборки зерновых – на Северном Кавказе (Ростов- на- Дону), и т.д.. Отмеченные выше особенности размещения машиностроения определяют большую роль и значение транспортного факторав осуществлении поставок по кооперации и обеспечению готовой продукцией потребителей. Машиностроительные предприятия размещаются на крупных транспортных магистралях, так как развитая транспортная сеть, возможность использовать различные виды транспорта позволяет повысить надежность связей по кооперации и обеспечить экономическую эффективность производства. Влияние данного фактора объясняется и тем, что создание комплексов взаимосвязанных производств в машиностроении по отдельным районам страны затруднено в силу весьма дробной специализации машиностроительных предприятий и сложностью выпускаемой продукции. Например, Волжский автозавод связан по кооперативным поставкам более чем с 300 смежниками, поставляющими ему свыше ста комплектующих изделий и 500 наименований материалов. На их долю приходится более 55% себестоимости производства автомобилей. Таким образом, при большом разнообразии поставляемых изделий и материалов, не всегда возможно создание всех предприятий-смежников в районе расположения сборочного конвейера (головного) предприятия.

Военно-стратегический фактор. Предприятие, выпускающее продукцию оборонного назначения (ВПК) размещаются с учетом интересов национальной безопасности. Как правило в удалении от границ.

В следствии многообразия факторов размещения и повсеместности потребителей машиностроение развито во всех районах России. Но его специализация и роль в хозяйстве отдельных территорий неодинаково. Во-первых, в различных частях и регионах страны уровень развития машиностроения неодинаков. Во-вторых, на различных территориях набор машиностроительных отраслей и их значение различны. В одних районах те или иные отрасли имеют общегосударственное значение, то есть являются отраслями их специализации, в других – удовлетворяют потребности только данного района.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Что ты хочешь узнать?

Ответ

Проверено экспертом

1 Сырьевой фактор (требуется металл в больших количествах).

2 Трудоёмкость (требуются большие затраты труда).

3 Наукоёмкость (нужна большпя база с НИИ,конструкторскими бюро,экспериментальными филиалами).

4 Транспортный фактор (так как продукцию надо перевозить в другие районы,должна быть хорошо развита транспортная инфраструктура).

5 Потребительский фактор (предприятия располагаются поближе к потребителю,так как перевозка довольна обременительна).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector