Авиационные катастрофы и правила поведения в самолете

Авиакатастрофы

Авиационная катастрофа – опасное происшествие на воздушном судне, в полете или процессе эвакуации, приведшее к гибели или пропаже без вести людей, причинению пострадавшим телесных повреждений, разрушению или повреждению судна и перевозимых на нем материальных ценностей (ГОСТ Р 22.0.05–94).

Основные причины возникновения:

человеческий фактор; технические неисправности (неполадки); неблагоприятные погодные условия, боевые действия, международный терроризм, роковые случайности

Поражающие факторы и последствия

Основными поражающими факторами при авиакатастрофе являются: ударные инерционные нагрузки, волна взрывных газов, термические факторы, химические факторы, барометрические факторы, встречный поток воздуха.

В результате падения воздушного судна разрушается оно само, а также могут быть разрушены жилые многоэтажные дома, объекты инфраструктуры и другие сооружения, которые попадают в зону разрушения воздушного судна. Высока вероятность гибели людей.

Характерные травмы у людей

Травмы при авиакатастрофах разнообразны и часто связаны с многочисленными переломами, повреждениями черепа и головного мозга, ушибленными ранами и ранами мягких тканей, порезами и разрывами внутренних органов.

Правила безопасного поведения

Правила поведения при подготовке к взлету и посадке воздушного судна:

— проверьте, чтобы полка для багажа была плотно закрыта, оттуда могут выпасть тяжелые вещи и нанести травму;

— займите свое место, пристегните ремни безопасности, подготовьтесь к взлету/посадке;

— перед взлетом внимательно прослушайте инструктаж о правилах поведения в салоне и неукоснительно их выполняйте, запомните: где на самолете расположены аварийные выходы, как пользоваться кислородными масками и спасательными жилетами, какую фиксированную позу нужно занять при аварийной посадке.

При возникновении аварийной ситуации в полете экипаж может принять решение на аварийную посадку.

Во время аварийной посадки

1. Во время аварийной посадки слушайте команды бортпроводника.

2. Немедленно освободите проходы от вещей и займите место в своем кресле, пристегните ремни безопасности. Спинку кресла приведите в вертикальное положение.

3. Обязательно снимите очки, украшения, выньте из карманов все твердые предметы, расстегните воротник.

4. Положите на колени мягкие вещи для защиты головы и туловища.

5. По команде бортпроводника «Внимание посадка!» примите безопасную позу: согнитесь, плотно сцепите руки под коленями, голову положите на колени. Ноги уприте в пол, выдвинув их как можно дальше, но не под переднее кресло. В момент посадки максимально сгруппируйтесь и подготовьтесь к значительной перегрузке.

6. Оставайтесь в такой позе до полной остановки самолета. После остановки самолета расстегните ремни безопасности и подготовьтесь к эвакуации.

Во время полета может произойти декомпрессия – разряжение воздуха в салоне самолета при нарушении его герметичности. Быстрая декомпрессия обычно начинается с оглушительного рева, салон наполняется пылью и туманом. Из легких человека быстро выходит воздух, и его нельзя задержать. Одновременно могут возникнуть звон в ушах и боли в кишечнике.

Во время декомпрессии

1. Немедленно наденьте кислородную маску.

2. Пристегните ремни безопасности и подготовьтесь к резкому снижению.

Пожар на борту самолета относится к числу наиболее распространенных чрезвычайных ситуаций, при этом наибольшую опасность представляет дым, а не огонь.

1. Старайтесь делать вдохи реже, дышите только через хлопчатобумажные или шерстяные ткани, по возможности смоченные водой.

2. Защититесь от возможных ожогов, закрыв открытые участки тела имеющейся одеждой, пледом и т.п.

3. Пробирайтесь к выходу, ориентируйтесь по креслам и двигайтесь пригнувшись или на четвереньках, т.к. внизу салона задымленность меньше. Если проход завален, пробирайтесь через кресла, опуская их спинки.

4. После выхода из самолета удалитесь от него как можно дальше, так как возможен взрыв.

В любой аварийной ситуации на авиатранспорте действуйте без паники и решительно, слушайте и четко выполняйте команды членов экипажа, это поможет вашему спасению, уменьшит риск травмирования.

Авиационные аварии и катастрофы возможны по многим причи­нам и приводят к тяжелым последствиям. Аварии при взлете и посадке относятся к таким, где есть надежда на спасение, так как они обычно происходят, когда самолет еще на земле или невысоко над ней, а его скорость относительно небольшая. Более того, они, как правило, случа­ются в районе аэропорта, где имеются спасательные команды и необхо­димое оборудование.

В отличие от автомобиля самолет, налетая на стационарное соору­жение или какое-либо транспортное средство, обычно не останавлива­ется, а несется дальше. Поэтому пассажиры не подвергаются резким ударным воздействиям. Исключением из этого могут быть случаи, ког­да самолет сталкивается с горой. В этом случае шансы на спасение мизерны.

В других случаях при возникновении аварийной ситуации в полете экипаж может принять решение на вынужденную посадку. При ее под­готовке (схема 58) нужно немедленно освободить проходы и занять ме­ста в своих креслах, спинки которых следует привести в вертикальное положение. Кроме того, необходимо снять очки, зубные протезы, вы­нуть из внутренних карманов острые предметы (авторучки, ножи, за­жигалки), снять обувь на высоких каблуках, ослабить галстук и рас­стегнуть воротник. После этого положить на колени мягкие вещи для защиты головы и туловища, застегнуть и туго затянуть привязные рем­ни. По команде бортпроводника «Внимание посадка!» следует накло­ниться вперед, голову закрыть мягкими вещами и положить ее на руки, которыми обхватить колени. Оставаться в такой позе нужно до полной остановки самолета (рис. 23).

После остановки самолета расстегните ремни и подготовьтесь к эвакуации. Для экстренного покидания самолета пассажирами и эки­пажем используются все основные и запасные двери, а также аварий­ные выходы, расположенные, как правило, с левой и правой сторон фюзеляжа. Выходы для пассажиров, подходы к ним и средства откры­вания имеют заметную маркировку, облегчающую их обнаружение. Все надписи подсвечиваются изнутри независимо от основной систе­мы освещения. Устройство аварийных люков и их замков с рукоятка­ми сделано простым, заметным и не требующим больших усилий для вскрытия. Инструкция по их открыванию нанесена на дверях (люках). В местах расположения аварийных выходов на крыло проходы между креслами шире, чем везде, и не мешают открытию люков и вы­ходу пассажиров.

При покидании своего кресла не берите с собой багаж, взятый на борт в качестве ручной клади. Это диктуется мерами безопасности, так как вполне вероятно, что некоторые предметы в вашей сумке имеют ос­трые углы и края. Это может явиться причиной повреждения и сдувания надувного спасательного трапа, что приведет, в свою очередь, к травмам, а возможно и к гибели пассажиров, ожидающих своей очере­ди на эвакуацию.

Покидая самолет через выход с выпущенным и надутым трапом, нужно, не останавливаясь, прыгать на него, а не садиться на край, и затем съезжать вниз. Только прыжком достигается увеличение скоро­сти эвакуации (рис. 24, 25).

Есть несколько рекомендаций, соблюдение которых позволит умень­шить или даже избежать возможного травматизма при авариях на взле­те и посадке:

• старайтесь надевать пальто или куртку, сделанные из трудновозгораемых и труд­норасплавляемых материалов;

• продумайте, какую обувь следует надеть; избегайте туфель на высоких каблуках, но, если вы их надели, а при эвакуации придется воспользоваться надувным спасатель­ным трапом, то снимите их, когда будете покидать самолет;

• при каждом взлете и посадке следите за тем, чтобы ремень безопасности был плотно натянут у ваших бедер;

• знайте, какую фиксированную позу вам нужно занять при аварийной посадке; следите, что происходит за бортом самолета; если все указывает на то, что авария не­избежна, займите нужную позу;

• знайте, где на самолете расположены выходы и как они открываются.

При декомпрессии, т.е. разрежении воздуха в салоне самоле­та в результате разгерметизации, последний наполняется пылью и тума­ном. Резко снижается видимость, из легких человека быстро выходит воз­дух, и его нельзя задержать. Одновременно могут возникнуть звон в ушах и боль в кишечнике. Быстрая декомпрессия обычно начинается с оглу­шительного рева (уходит воздух). В этом случае (схема 59), не дожидаясь команды, немедленно наденьте кислородную маску. Не пытайтесь ока­зать кому-либо помощь до того, как сами наденете маску, даже если это ваш ребенок: если вы не успеете помочь себе и потеряете сознание, то оба окажетесь без кислорода. Сразу же после надевания маски пристегните ремни безопасности и подготовьтесь к резкому снижению.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

По статистике за год во всех авиакатастрофах мира погибает в среднем 3.000 человек. Это значит, что авиакатастрофа – одна из самых редких причин гибели человека. Защитные системы самолёта, аэродинамические качества, даже деформация материала, на которую уходит энергия удара при падении — всё это нередко способствует спасению жизни части пассажиров и экипажа.

25% всех аварий происходит при приземлении,

18% — при разгоне,

16% — при посадке (врезание в землю),

12% — при заходе на посадку,

7% — при наборе высоты,

5% — при горизонтальном полёте,

3% — при снижении.

Причины гибели гражданских самолётов:

1. Ошибки пилотов (65%).

2. Ошибки авиадиспетчеров.

3. Технические неполадки воздушного судна.

4. Политические амбиции.

5. Международный терроризм.

6. Роковые случайности (столкновение с птицами)

7. Попадание молнии.

Наиболее безопасные места – в «хвосте» самолёта. Во-первых, если на взлёте самолёт зацепится за землю хвостом, то в случае разлома носовая часть улетит вперёд, а хвост останется на земле. Шансов выжить у пассажиров хвостовой части самолёта намного больше. Во-вторых, при катастрофе на посадке горящее топливо по инерции попадёт в передний отсек, поэтому у пассажиров в «хвосте», есть маленький шанс.

Об аварии вряд ли смогут предупредить заранее, поэтому самым разумным является обеспечение мер личной безопасности перед каждым взлётом и посадкой.

Правила поведения в салоне самолёта при взлёте и посадке:

1.На борту самолёта пассажиры обязаны соблюдать правила поведения, которые им сообщает бортпроводник или члены экипажа, слушать указания стюардессы.

2.Пассажирам запрещается перевозить в ручной клади и в багаже взрывчатые и воспламеняющиеся твёрдые вещества, легковоспламеняющиеся жидкости, сжатые и сжиженные газы. Отключать во время полётом мобильную связь.

3.При движении воздушного судна: в период взлёта, в период снижения, посадки все пассажиры должны находиться в креслах на своих местах. Передвижение пассажиров в этот период по салону самолёта запрещается.

4.Не снимать верхней одежды (не одевать во время полёта синтетическую одежду), она защитит вас от ожогов, в случае пожара.

5.Не снимать обувь, даже если она на высоком каблуке, на случай если придётся идти по осколкам, горящему пластику. (Туфли на «шпильках» женщинам следует снять лишь перед надувным трапом, держать обувь в руках, спуститься по трапу и сразу обуться).

6.При взлете и посадке снять галстук, шарф, очки, заколки, вынуть из нагрудных карманов авторучки.

7.Проверить, нет ли над головой тяжёлых чемоданов.

8.Перед взлётом и посадкой тщательно подгонять ремень безопасности. Он должен быть плотно закреплён как можно ниже у ваших бёдер.

9.При резком снижении принять безопасную фиксированную позу:

Ø При отсутствии впереди кресла: голову положить на колени (или наклонить её как можно ниже) и обхватить её обеими руками. Ноги упереть в пол, выдвинуть как можно дальше, но не под переднее сиденье, которое может при аварии заклинить;

Ø С креслом впереди: руки в скрещенном положении положить на спинку впереди стоящего кресла, голову прижать к рукам, ноги вытянуть и упереть в пол.

! Данные позы следует принимать лишь при пристёгнутом ремне безопасности.

Экипаж может не иметь времени связаться с пассажирами, поэтому вы должны постараться понять обстановку за бортом (дым, резкое снижение, остановка двигателей и т.д.), чтобы вовремя принять фиксированную позу.

В момент удара – максимально напрячься и приготовиться к перегрузке.

При спасении ребёнка:

— Держать ребёнка у себя на коленях поперёк своего тела.

— Если есть время, заверните ребёнка в одеяло и положите на пол рядом с перегородкой.

— Держать ребёнка на коленях.

10.Знать места размещения аварийного оборудования в самолёте.

11.Необходимо знать расположение всех выходов из самолёта (двери в салоне, аварийные люки.

Пути покидания самолёта ТУ-154:

О расположении всех выходов из салона рассказывает стюардесса в начале полёта.

Обязательно мысленно представьте свой путь к ближайшему выходу, т.к. при возникновении пожара дым будет мешать, не только дышать, но и видеть. Если вы сидите рядом с аварийным люком, на вас ложится дополнительная ответственность: от того, сумеете ли вы его открыть, может зависеть жизнь многих людей. Однако не всегда удаётся воспользоваться ближайшим выходом (пламя снаружи, деформация фюзеляжа в этом месте и т.д.), поэтому помнить надо обо всех путях спасения.

! Однако ни при каких обстоятельствах пассажир не должен покидать своё место до полной остановки самолёта.

Аварийные ситуации:

Разгерметизация салона самолёта

Быстрая разгерметизация начинается с оглушительного рёва – это уходит воздух. Салон наполняется пылью и туманом. Резко снижается видимость. Становится очень холодно. Из лёгких человека быстро выходит воздух (его невозможно задержать). Могут быть звон в ушах и боли в кишечнике (расширяются газы).

Действия человека:

1.Надеть О2 маску.

Маску надо одеть, а не просто держать у лица, т.к. даже при поступившем О2 вы ещё можете потерять сознание и выронить маску. Поэтому не пытайтесь оказать помощь кому-то до того, как сами надели маску, даже если это ваш ребёнок, если вы не успеете помочь себе, без О2 вы окажитесь оба.

2.Пристегнуть ремень безопасности.

3.Принять фиксированную позу и приготовиться к резкому снижению.

4.Соблюдать спокойствие, не способствовать возникновению паники.

5.Слушать указания стюардессы

Разгерметизация салона самолёта является аварийной ситуацией, которую экипаж немедленно начинает исправлять – снижая высоту полёта. На высоте 3.000 м содержание О2 уже можно считать нормальным.

Пожар на борту самолёта

Действия человека:

1.Постарайтесь соблюдать спокойствие и рассудительность, ни в коем случае не способствуйте возникновению паники. Будьте решительны и дисциплинированы, окажите максимальную помощь стюардессе.

2.Надеть обувь, на случай если придётся идти по осколкам, горящему пластику. Надеть одежду (только не синтетическую) или накинуть плед для защиты кожных покровов.

3.При остановке самолёта немедленно направиться к ближайшему выходу.

4.Не спасать ручную кладь.

5.Пробираться к выходу лучше пригнувшись или на четвереньках, защищая органы дыхания от дыма.

6.Если очередь не двигается, не следует стоять в толпе, направиться к другому аварийному выходу. Если проход завален, пробираться через кресла, опуская спинки.

7.Не следует открывать запасные люки в том месте, где наружу огонь и дым.

Аварийное покидание самолёта:

1.Открыть аварийный люк, достать надувной трап и выбросить его наружу.

2.Растянуть матерчатый желоб.

3.Прежде чем покинуть самолёт, женщинам нужно снять обувь на «шпильках» и синтетические колготки. При спуске держать обувь в руках, спуститься по трапу и сразу обуться.

4.Выходить следует по правилу «сначала ноги, затем голова».

5.Сесть на полог надувного трапа и спуститься по нему вниз.

6.Во избежание ожога не следует держаться за бортовой окантованный шнур.

Дата добавления: 2014-01-04 ; Просмотров: 766 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Оцените статью
Topsamoe.ru
Добавить комментарий